"Автоматизация звука "Р" в словах"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Коронская Татьяна Валерьевна

Данный материал может быть использован для индивидуальных занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvuka_r_v_slovah.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Этап: Автоматизация звука Р в словах

Тема: Автоматизация звука Р в словах

Цели:

-закрепить правильное произношение звука «р» словах;

-закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

-развивать мелкую моторику;

-активизировать словарный запас;

-воспитание контроля за правильностью своей речи;

-воспитание самостоятельности, усидчивости.

  1. Орг. момент

-Сегодня на занятии присутствуют гости. Давай покажем гостям, как мы с тобой проводим занятия. Пожалуйста,  не волнуйся, будь внимательна и следи за тем, что я буду тебе говорить.

  1. Сообщение темы и целей занятия

- Послушай внимательно стихотворение,  которое я прочитаю.

Ранним утром кое-как,  

                Роет нору хмурый рак.

                Рак бы рад её не рыть,

                Но ведь где-то надо жить.

                Работать раку неохота,

Не радует его работа.

- Скажи, пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (звук [Р]).

- Как ты думаешь, какой звук мы будем учиться правильно произносить?

- Как ты думаешь для чего его нужно произносить правильно?

 (Чтобы наша речь была красивой и понятной для окружающих людей)

  1. Артикуляционная гимнастика

Улыбка

Проснулся язычок рано утром. Посмотрел в окошко и улыбнулся

Трубочка

-Взял свою любимую дудочку и стал играть

Маляр

- Поиграл, вышел на улицу и вспомнил, что ему нужно заборчик покрасить

Лошадка

-Поработал язычок, устал, решил покататься на лошадке

- Сел на лошадку и поскакал. Лошадка зацокала копытами

Грибок

-Ехал-ехал и увидел много грибов.

Барабанщики

-Приехал домой язычок, включил телевизор. А там на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так.

Блинчик

- Захотел язычок кушать. Испек блинчиков.

Упражнение на выработку сильной воздушной струи (листочек)

- Сел кушать, а блинчики горячие. Он стал дуть на блинчики.

Наелся язычок и лег отдохнуть

-Язычок мы подготовили, ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

III. Изолированное произнесение звука и соотнесение его с буквой

1. Анализ артикуляции звука

-Помнишь, как правильно нужно произносить звук Р?

- Когда произносим звук Р губы открыты, зубы сближены, но не соприкасаются.

Кончик языка поднят к  бугорочкам за верхними зубами и вибрирует. Боковые края язычка прижаты к коренным зубкам. Воздушная струя идет по середине языка.

2. Изолированное произнесение звука

 -Заводим моторчик, рычим как тигр, …

Оценка

3. Соотнесение с буквой

Выложи букву Р из камешек

Оценка

  1. Автоматизация звука Р в словах
  1. Развитие фонематического анализа
  1. Игра «Поймай звук»

- Я называю слова, а ты хлопни, если услышишь в слове звук Р

Слова: рыба, жаба, парта, лампа, жираф, мотор, корова.

     б) Место звука в слове

- Посмотри на картинки. Где слышится звук Р в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Проведи стрелки к схемам.

  1. Измени первый звук в слове на звук Р

Слова:

Кот- рот        хобот-робот                  нога- рога

Козы- розы                                забота-работа              высь-рысь

пыжик – рыжик                       мычать-рычать             мак-рак

пугать – ругать                        танец-ранец                   муки-руки

Оценка

Физминутка

   Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Влево, вправо повернулся,

Руки вытянул, согнул

И за парту вновь шагнул.  

  в) – Я называю слова, а ты его повторяешь их и  определяешь место звука в слове, если звук Р слышится в начале слова –поднимаешь руки вверх, если звук Р –в середине - руки вытягиваешь в перед, если звук Р – в конце – руки опускаешь вниз.

Слова: ракета, пирамида, Буратино, шар, карандаш, ручка, тетрадь.

Оценка

  1. Образование прилагательных от существительных

А) -Как назвать картинки одним словом?

Картинки: смородина, черника, брусника.

- Сварили сок из смородины, какой получился сок (смородиновый)

Из брусники-брусничный, из черники-черничный.

Б) – Что лишнее и почему?

Картинки: рыжик, сыроежка, мухомор, груздь,

-Суп сварили из грибов, значит он какой? – грибной

В) – Что лишнее и почему?

Картинки: горох, морковь, помидор, крыжовник

Суп сварили из гороха, значит он какой? – гороховый.

 Сделали сок из моркови, какой получился сок – морковный

Оценка

  1. Загадки

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?..( Буратино)

Болото — дом ее родной.

К ней в гости ходит Водяной. ( Кикимора)

Человек немолодой

 Вот с такущей бородой.

 Обижает Буратино,

 Артемона и Мальвину,

 И вообще для всех людей

 Он отъявленный злодей.

 Знает кто-нибудь из вас

 Кто же это?  (Карабас Барабас)

Самый главный умывальник,

Над мочалками начальник.

Щетки у него солдаты.

Что за командир, ребята? (Мойдодыр)

- Буратино, Кикимора, Карабас Барабас, Мойдодыр - это кто? (Сказочные герои)

Оценка

  1. Сухой бассейн

-Попробуй найти геометрические фигуры со звуком Р.

(круг, квадрат)

Оценка

  1. Итог

-Какой звук учились правильно произносить?

-Вспомни имя сказочного героя, в названии которого звук Р слышится в середине слова.

Оценка

Домашнее задание

                                         

                                                 Р

        

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

Автоматизация и дифференциация звуков в словах.

Несколько презентаций созданные программе в SMART Notebook. В этой презентации собран материал по автоматизации и дифференциации поставленныз звуков (Р-Рь, С-Сь, Л-ЛЬ, Ш)....

Автоматизация звука Ш в слогах и словах.

Данная презентация предназначена для применения на логопедических занятиях с детьми, на этапе автоматизации звука, поможет провести занятие по теме в игровой форме и непринуждённой обст...

Автоматизация звука [Ж] в словах в начале слов. Индивидуальное занятие с учеником 1 класса (дизартрия, ОВЗ)

Индивидуальное занятие с ребенком на этапе автоматизации звука в начале слов....

Выделение гласных звуков на фоне слога и слова; Автоматизация звука [с] в слогах и словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися  2 «а» класса  Фонетическая тема:  выделение гласных звуков на фоне слога и слова...

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях. Автоматизация звука в самостоятельной речи. Работа над интонацией

Открытый урок в коррекционной школе для детей с нарушением слухаПодготовила: педагог-сурдолог Байцаева Л.В.г. Владикавказ, 2019 г.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах,  чистоговорках и предло...