Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи. 1 класс
картотека по логопедии (1 класс) по теме

Берняцкая Наталья Юрьевна

Данные карточки были разработаны для учащихся 1 класса имеющих тяжелые нарушения речи, с целью отработки  и закрепления пройденного материала в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 2

Тема: «Давайте знакомиться!»

Предметный словарь: ученик, учитель, учительница, ученица.

Словарь местоимений: он, она, они.

Связная речь. Простое предложение.

- Кто он?  54418-fa853715c7e5t.jpg (115×120)  - Он  - ученик.

- Кто она? 1836411-6349a1dc0889f1c1.png (169×360) - Она ученица.

- Кто они? 2373375-49d1b6c3a3f7fd9d.jpg (160×120) - Они ученики.

- Кто это? 54418-fa853715c7e5t.jpg (115×120)- Это - ученик.

А это кто? 2373375-49d1b6c3a3f7fd9d.jpg (160×120) - Это – ученики?

- Что это? 231501_9ae11259ab.jpg (400×300) - Это - линейка.

А что это? small_lineage-1.jpg (100×100) - Это – линейка.



Предварительный просмотр:

Урок № 3

Тема: «Учебные вещи»

Предметный словарь: пенал, тетрадь, букварь, линейка, карандаш, ластик, альбом, клей, портфель, рюкзак.

Множественное число: пенал – пеналы, тетрадь – тетради, ручка – ручки, линейка – линейки, карандаш – карандаши,  учебник – учебники, альбом – альбомы.

Связная речь. Простое предложение. Это пенал. Вот ручка.

_______________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

4 урок

Тема: «Цвет. Форма. Величина.»

Новая лексика.

Предметный словарь: круг, круги, квадрат, квадраты, треугольник, треугольники.

Словарь прилагательных: синий, красный, зелёный, черный, белый, коричневый, розовый, оранжевый, голубой, фиолетовый, большой (-ая, -ое, -ие), маленький (-ая, -ое, -ие)

Задание для детей. Назови предметы (посмотри вокруг) красного цвета, синего цвета и т.д.

Ребенок должен отвечать – это синяя машина, это красный шарик, это серое небо и т.п.



Предварительный просмотр:

Урок 9

Тема: «Дни недели. Расписание уроков»

Новая лексика

Предметный словарь: календарь, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Грамматические конструкции

Словосочетание: дни недели

Связная речь

Диалогическая речь (готовые модели):

- Какой сегодня день?

- Сегодня понедельник (вторник, среда, четверг и тд).

Выучить дни недели!!!

Задавайте ребёнку вопросы:

Какой сегодня день недели?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Назови день недели после вторника.

Какой день недели был до понедельника?

Говори правильно! Следите за правильным употреблением предлогов!

Во  вторник.

В понедельник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу, в воскресенье.



Предварительный просмотр:

Урок 11

Тема: «Ты и твоё тело»

Новая лексика

Предметный словарь: плечо, локоть, спина, грудь, живот, палец, ноготь, ладонь, пятка; волосы, лоб, ухо, щека, нос, язык, зуб, губа, глаз, бровь.

Множественное число: лицо – лица, плечо – плечи, рука – руки, локоть – локти, нога – ноги, ладонь – ладони, ухо – уши, щека – щеки, зуб – зубы, губа – губы, глаз – глаза, бровь – брови, пятка – пятки.

_________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Урок 12

Тема: «Как ты познаешь мир»

Новая лексика

Словарь признаков: горячий (-ая, -ее, -ие), холодный (-ая, -ое, -ые), твердый (-ая, -ое, -ие), мягкий (-ая, -ое, -ие).

Что мы чувствуем, ощущаем, слышим?

Рукой

Языком

Ухом

Носом

Колючий еж,

Холодная сосулька,

Горячий чай

Горькое лекарство,

Кислый лимон,

Сладкий мед

Громкая музыка,

Тихий голос

Приятные запахи,

Неприятные запахи

Подбери слово.

Речевой образец: синее небо.

Синий … , синяя … , синее … , синие … .

Горячий … , горячая … , горячее … , горячие … .

Речевой образец: камень тяжелый, а пух легкий.

Слон ______________, а комар _____________ .

Заяц зимой ___________ , а летом ______________ .

Соль ____________ , а сахар ______________ .



Предварительный просмотр:

Урок 13

Тема: «В столовой»

Новая лексика

Предметный словарь: тарелка, блюдце, чашка, стакан, кружка, посуда, ложка, вилка, нож; продукты, молоко, хлеб, масло, колбаса, яйца, соль, сахар, курица, рыба, мясо, сыр; котлеты, суп, уха, пюре, пельмени, борщ, пицца, салат, яичница, блины; чай, кофе, компот.

Словарь признаков: столовая, деревянная, чайная, глубокая, мелкая, сливочное, подсолнечное.

Глагольный словарь: тереть, резать, разбивать, варить, жарить, печь.

Грамматические конструкции

Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами: булка – булочка, пирог – пирожок.

Словосочетания: газированная вода;

Готовить (что?) суп, мясо, …

Есть (что?) хлеб, картошку, …

Мыть (что?) руки, посуду, овощи, …

Пить (что?) молоко, компот, …

Связная речь

Диалогическая речь (готовые модели)

- Какое у тебя любимое  блюдо?

- Я люблю пельмени.

- Какое блюдо ты умеешь готовить?

- Я умею готовить суп.



Предварительный просмотр:

Урок 14

Тема: «В спальне»

Новая лексика

Предметный словарь: подушка, наволочка, пододеяльник, простыня; кровать, тумбочка, комод, шкаф; платье, свитер, халат, куртка, кофта, рубашка, пиджак, брюки, юбка, одежда; туфли, кроссовки, сапоги, ботинки, обувь; майка, трусы, бельё; манжета, рукав, карман.

Словарь признаков: платяной, книжный.

Глагольный словарь: гладить, чистить, стирать, надевать, одевать.

Антонимы: длинный – короткий, чистый – грязный, высокий – низкий, новый – старый.

Составь словосочетания.

Стирать (что?) майку, рубашку, …

Гладить (что?) блузку, платье, …

Убирать (что?) кровать, комнату, …

Подойти (к чему?) к шкафу, к кровати, … Обращайте внимание на употребление ребенком предлогов!

Связная речь

Диалогическая речь (готовые модели)

- Это твоя рубашка?

- Да, это моя рубашка.

- Нет, это не моя рубашка.

- Это твои кроссовки?

- Да, это мои кроссовки.

- Нет, это кроссовки моего папы.

Тексты – описания (готовые модели)

Это наша спальня. Она большая. Тут стоят кровати и тумбочки. Там шкаф.

В нем висят платья, юбки, кофты. Около кровати стоят тапочки.

Пословицы

По одежке встречают, по уму провожают.

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр и пятен.

Назови части стула!!!



Предварительный просмотр:

Урок 15

Тема: «В игровой комнате»

Новая лексика

Предметный словарь: кукла, машина, кубики, пирамидка, мяч.

Связная речь

Тексты – описания (самостоятельная речь): описание куклы, машины.

Грамматические конструкции

Я – У меня робот.

Мы – У нас мяч.

Ты – У тебя письмо.

Вы – У вас учебники.

Он – У него ракета.

Они – У них шашки.

Она – У неё кукла.

- К кому идет мальчик? – Мальчик идет к другу.

- К кому идет девочка? – Девочка идет к подруге.

- К кому идет мальчик?  - Мальчик идет к друзьям.

Словарь местоимений: своему, своей, своим.

Связная речь

Диалогическая речь (ответы на вопросы):

- А у тебя есть друг?

- У тебя есть подруга?

- У тебя ест друзья?

- Как их зовут?

Назови части тела куклы: голова, тело, руки, ноги.

Назови части машины: кабина, фара, кузов, колесо.

Правила общения!

  1. Всегда обращайся к другу по имени.
  2. Помогай своим друзьям.
  3. Слушай друга внимательно, не перебивай.
  4. Делись своими игрушками с друзьями.



Предварительный просмотр:

Урок 16

Тема: «Уголок природы в школе»

Новая лексика

Предметный словарь: кактусы, фиалки, герань, фикус, алоэ; корень, лист, стебель, цветок; аквариум, рыбки, черепахи, ящерицы; кролик, ёж, хомячки, мышь, крыса, белка.

Связная речь

Диалогическая речь (ответы на вопросы)

Какие комнатные растения есть у тебя в классе?

А у тебя в комнате?

Текст – описание (по готовой наглядной опоре).

Грамматические конструкции

Словосочетания: учебные пособия, морские свинки, живой уголок.

ribki.jpg (320×240)

Живут

(Где? В чем?)

aqa.jpg (310×384)

0019308.jpg (200×120)

Живут

(Где? В чем?)

images.jpg (189×267)

pobeditel.jpg (120×192)

1216366-acacbd5e92608d02.gif (205×360)

Я

кормил

кормила

Ты

кормил

кормила

Он (она)

кормил

кормила

Мы

кормили

Вы

Они

Диалогическая речь (готовые модели):

- Ты вчера поливала цветы?

- Нет, не поливала.

- Это плохо. Земля сухая. Полей, пожалуйста, сегодня.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок.



Предварительный просмотр:

Урок 17

Тема: «Признаки осени в неживой природе»

Новая лексика

Предметный словарь: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Словарь наречий: облачно, солнечно, пасмурно, жарко, тепло, прохладно, холодно.

Грамматические конструкции

Словосочетание: осенние месяцы.

Родительный падеж:

Нет

Чего?

meteo-2.jpg (100×79) kristina-zheleznova-snezhinki-2188.gif (184×115) summer.jpg (226×223) w2.gif (150×101)

Идет

Что?

meteo-2.jpg (100×79)         kristina-zheleznova-snezhinki-2188.gif (184×115)

Дует

Что?

w2.gif (150×101)

Светит

Что?

summer.jpg (226×223)

Утро

Какое?

Дождливое, пасмурное, прохладное.

День

Какой?

---- ый, ---- ый, --- ый.

Ночь

Какая?

--- ая, --- ая, --- ая.

Диалогическая речь

- Какая сегодня погода?

- Сегодня идет дождь и дует ветер.

- Какая вчера была погода?

- Вчера была тоже плохая погода. Шел дождь и дул ветер.



Предварительный просмотр:

Уроки 19

Новая лексика

А) Предметный словарь: осина, клен, дуб, липа, ель, сосна, береза, корень, ствол, ветка, лист, плод.

Б) множественное число: ствол – стволы, ветка - …, лист - …, плод - … .

Связная речь

Текст – рассуждение:

- Чем эти деревья различаются?

- У них разные …

- Чем они похожи?

- Одинаковые …

Словосочетания: хвойные деревья (ель, сосна, лиственница), лиственные деревья.

Части дерева: корень, ствол, ветка, лист, плод.

Грамматика

Общая часть слов: лист, листок, листья, листопад, лиственный.

Словообразование: лист клена – кленовый лист

Лист

Ива

Рябина

Дуб

Берёза

Осина

Липа

Связная речь

Текст рассуждение: «Какие деревья и кустарники растут на нашем пришкольном участке, во дворе нашего дома?»

 



Предварительный просмотр:

Урок 20

Тема: «Охрана окружающей среды»

Текст – рассуждение:

- Расскажи, почему надо охранять лес.

Продолжи.

Шкаф (Какой?) - …               Стулья (какие?) - …

Парта (Какая?) - …                Весло (какое?) - …

лес

лесная

поляна

________ ая

тропинка

________ ой

родник

________ ое

озеро

________ ые

ягоды

Назови общую часть слов: лес, леса, лесной, лесник, перелесок.

Запомни!

В лесу нельзя:

- сорить

- разводить костры

- рубить деревья



Предварительный просмотр:

Урок 21

Тема: «Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке»

Новая лексика

Глагольный словарь: копает – копают, собирает – собирают, сгребает – сгребают.

Ответь на вопросы: (см. глагольный словарь)

- Что делает в саду?  Пример: Дети собирают яблоки.

- Что делают в саду?

- Что делает в огороде?

- Что делают в огороде?

- Что делает у школы?

- что делают у школы?

Грамматические конструкции

Творительный, винительный падежи:

Копать

Чем?

Лопата

Сгребать

Чем?

Грабли

Собирать

Что?

Листья, овощи, фрукты

Собирать

Куда? (Во что?)

Мешок, ведро, корзины

Образец: копать (Чем?) лопатой



Предварительный просмотр:

22 урок

Тема: «Ягоды»

Новая лексика

Предметный словарь: малина, земляника, брусника, клюква, черника, голубика, клубника, смородина, крыжовник, ежевика, морошка, рябина, ирга, калина, жимолость, костяника; варенье, джем, желе.

Словарь признаков: малиновый, брусничный, черничный, клубничный.

Вставь пропущенные слова.

Брусника, ежевика, черника растут в лесу. Это … ягоды.

Клубника, крыжовник, вишня растут в саду. Это … ягоды.

Назови общую часть слов: малина, малинка, малиновый, малинник.

Ответьте на вопросы.

 Обратите внимание на окончание в образованных словах!

Образец: малиновый компот, малиновое варенье.

Компот какой?

Малина, черника, клубника, брусника, клюква, земляника, смородина, крыжовник, ежевика.

Варенье какое?

Малина, черника, клубника, брусника, клюква, земляника, смородина, крыжовник, ежевика.

Назови ласково:

Клубника – клубничка        малина - …

Клюква - …                          черника - …

Смородина - …                    крыжовник - …

ЗАПОМНИ!

  • Собирай ягоды аккуратно
  • Срывай по одной ягодке
  • Не вырывай растение с корнем
  • Нельзя без разрешения взрослых есть незнакомые ягоды!



Предварительный просмотр:

Урок 23

Тема: «Фрукты»

Новая лексика

Множественное число: груша – груши, апельсин – апельсины, лимон – лимоны, яблоко – яблоки, слива – сливы.

Грамматика

Словообразование: яблоко, яблоки; яблоня, яблоневый. Лимон, лимоны, лимонный, лимонад.

Ответь на вопросы. Обращайте внимание на окончания образованных слов!

Сок какой?

Яблоко, слива, груша, апельсин, лимон.

Варенье какое?

Яблоко, слива, груша, апельсин, лимон.

Конфета какая?

Яблоко, слива, груша, апельсин, лимон.

Ответь на вопрос по схеме:

Цвет

Форма 66666.gif (800×500) kvadrat.GIF (150×150) GeWIQ.jpg (460×460)

Величина

- Яблоко какое?

- Груша какая?

- Слива какая? И тд.

Назови ласково:

Яблоко – яблочко       лимон - …

Мандарин - ….            Банан - …. И тд.

Сосчитай до пяти: вишня, персик, яблоко.

Продолжи предложение: в магазине продают много бананов, … (персики, груши, яблоки, сливы).

Расскажи о своем любимом фрукте по плану:

  1. Как называется твой любимый фрукт?
  2. Где он растет?
  3. Какого он цвета и какой формы?
  4. Что можно из него приготовить7
  5. В каком виде ты любишь его есть?



Предварительный просмотр:

Урок 24

Тема: «Овощи»

Словарь существительных: морковь, капуста, свёкла, картофель, огурец, помидор, лук, баклажан, перец, редиска, бобы, горох, репа, кабачок, тыква, кочан, ботва, урожай, стручок редька, патиссон, чеснок, салат, укроп, петрушка.

Словарь прилагательных: зеленый, желтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, хрустящий, овощной, пузатая (тыква), пупырчатый, толстокожий.

Словарь глаголов: расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, собирать.

Назови ласково:

Огурец – огурчик, лук - …, морковь - …, тыква - …, чеснок - …, помидор - …, горох - …, редиска - …, баклажан - …

Подбери пару:

Огурец большой, а кабачок больше.

Репа большая, а тыква …

Бобы маленькие, а горох …

Укроп высокий, а укроп ещё …

Опиши любой (любимый) овощ по плану:

  1. Цвет.
  2. Форма
  3. Величина
  4. Вкус.
  5. В каком виде можно есть этот овощ? (свежий, вареный, жареный и тд.)

Выучи пословицы.

Не вырастишь овощей – не сваришь щей.

Без капусты щи не густы.

Капуста любит воду да хорошую погоду.

Посчитай до пяти.

Один помидор, два помидора, … пять помидоров.

Один огурец, …

Одина морковь, … и тд.



Предварительный просмотр:

Урок 25

Тема: «Домашние птицы»

Новая лексика

Предметный словарь: глаза, клюв, туловище, лапы, крылья.

Глагольный словарь: плавает, кудахчет, ныряет, крякает.

Множественное число: глаз – глаза, лапа – лапы, крыло – крылья.

Грамматика

Словообразование: дом, домашний, дома, домовой.

Словосочетания: утка (что делает?) …   курица (что делает?) …

Продолжи:

У утки – утята

У курицы - …

У индюка - …

У гуся - …

Многозначность слова.

6502b.jpg (600×400) 13120yjt264.jpg (350×334) 15f.jpg (286×283)

Гребешок для волос       Куриный гребешок   Морской гребешок

Звукоподражательные глаголы.

Курица – кудахчет

Петух – кукарекает

Цыплята – пищат

Утки – крякают

Гусь – гогочет

Части тела птицы: клюв, глаз, туловище, крыло, лапы, перья.



Предварительный просмотр:

Урок 26

Тема: «Домашние птицы»

Новая лексика

Предметный словарь: глаза, клюв, туловище, лапы, крылья.

Глагольный словарь: плавает, кудахчет, ныряет, крякает.

Множественное число: глаз – глаза, лапа – лапы, крыло – крылья.

Грамматика

Словообразование: дом, домашний, дома, домовой.

Словосочетания: утка (что делает?) …   курица (что делает?) …

Продолжи:

У утки – утята

У курицы - …

У индюка - …

У гуся - …

Многозначность слова.

6502b.jpg (600×400) 13120yjt264.jpg (350×334) 15f.jpg (286×283)

Гребешок для волос       Куриный гребешок   Морской гребешок



Предварительный просмотр:

Урок 27

Тема: «Добро пожаловать»

Новая лексика

Предметный словарь: город, село, памятник, парк, стадион, кинотеатр, музей, река, библиотека, цирк, площадь, магазин, кафе.

Словарь наречий: далеко, близко; прямо, налево, направо.

Составь словосочетания:

Ехать (куда?) …

Повернуть (куда?) …

Составьте предложения по картинкам, используя предлоги за (чем?), перед (чем?)

Всё для детского сада и школы. Сделанное своими руками и найденное в свободном доступе в интернете.                70358215.jpg (1131×1600)

Грамматика

Местоимения

Город (чей?)

Село (чьё?)

Я

Мой

Моё

Мы

Наш

Наше

Ты

Твой

Твоё

Вы

Ваш

Ваше

Он

Его

Его

Она

Её

Её

Они

Их

Их

Выучи!

Язык до Киева доведет.

Москва слезам не верит, ей дело подавай.

Деревня большая: четыре двора, восемь улиц.

Жить в деревне – не видать веселья.



Предварительный просмотр:

Урок 31

Тема: «На улице».

Новая лексика

Предметный словарь: машины, автобусы, трамваи, троллейбусы, светофор, пешеходы, проезжая часть, тротуар, обочина.

Многозначные слова: дорога.

Грамматика

Словосочетания: проезжая часть, пешеходный переход.

Переход

Дорожка

Переходы

Дорожки

Какой?

Какая?

Какие?

Какие?

пешеход …

Почему их так называют? Пешеход, водитель.

Рассмотри картинку и покажи: проезжая часть, перекресток, обочина, тротуар, пешеходный переход.

http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/103/102549/102549-13_8.jpg

Запомни! Опасные места – перекресток, обочина дороги.

http://img.rufox.ru/files/big2/546656.jpg

http://www.nvros.ru/uploads/posts/2013-02/1361380690_doroga.jpg

http://pics.photographer.ru/pictures/6913.jpg

Это подземный пешеходный переход.

А это надземный пешеходный переход.

«Зебра» - это наземный пешеходный переход.

Запомни!

http://protatarstan.ru/upload/iblock/7f2/7f2014325b60dd91c7cedce962866afb.jpg

http://centralschoolofmotoring.com/communities/2/004/008/846/692/images/4542996585_pre.jpg

Пешеходный переход

Перекрёсток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе

Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...

Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи

Специальные уроки развития речи имеют своей целью формирование и совершенствование у школьников с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учётом их взаимодействия....

Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования"

Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....

"Развитие навыков словообразования как средство обогащения словаря у детей с общим недоразвитием речи"

Логопедическая работа по формированию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи предполагает системный, комплексный, поэтапный характер....

Особенности психологического развития детей с общим недоразвитием речи

Психологическое развитие детей с ОНР имеет свои особенности. В данной статье подробно рассмотрен вопрос особенностей психологического развития детей с ОНР....

Пересказ литературных произведений как метод развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Формирование монологической речи - основной и завершающий этап развития связной речи. Обучение связной монологической речи учащихся с ОНР, имеющих I и II уровни речевого развития, практически невозмож...