Дидактический материал по развитию у первоклассников буквенного гнозиса и мнезиса на материале строчных и заглавных букв
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Аленникова Светлана Владимировна

Данные материалы предназначены для работы с учениками первых классов которые изучают письменные буквы и имеют трудности в усвоении образов строчных букв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аленникова С.В.  Дидактический материал по развитию у первоклассников буквенного гнозиса и мнезиса на материале строчных и заглавных букв.

 Описание некоторых видов работы с буквами.

 

  1.  Копирование элементов букв.
  2.  Материал для работы по ориентировке на строке.
  3.  Узнавание строчных букв по их элементам. Работа с буквенными домиками.
  4. Складывание буквы из частей.
  5. Показ нужных элементов для буквы.
  6. Угадывание буквы по её элементам.
  7. Работа с буквенным лото.
  8. Узнавание букв.
  9. Решение логопедических примеров.
  10. Нахождение правильной буквы (зеркальные пары).
  11. Нахождение наибольшего количества заданных букв.
  12. Нахождения отличий у сходных букв.
  13. Счёт количества букв за чертой.
  14. Составление буквенных соединений (игра по указанию логопеда).
  15. Угадывание правильных буквенных соединений.
  16. Запись рядов букв по предложенной схеме расположения их элементов.
  17. Работа с буквами на уровне слов.
  18. Узнавание образов «зашумлённых» букв.
  19. Узнавание заглавных букв по их элементам (сбор буквы).
  20. Угадывание нужного элемента заглавной буквы.
  21. Дописывание заглавных букв по предложенным элементам.
  22. Составление букв из элементов.  

 «Буквенные домики».

Цель: развитие зрительного внимания, узнавание образов букв по элементам.

Описание рабочего материала: маленькие домики с изображением элементов букв, разделённых в пространстве. Детям предлагается угадать какая буква « живёт» в домике.

Складывание букв из частей.

Цель: развитие ориентировки в пространстве, развитие навыков узнавания букв в усложненных условиях.

Описание  материала: маленькие квадраты с написанной по середине буквой и поделённые по диагонали. Дети должны сложить квадрат с буквой, правильно подобрав нужные элементы.  

Буквенные пазлы.

Цель: развитие умения ориентироваться в выборе предложенных элементов для создания определённой буквы.  

Описание материала: карточки с написанными посередине буквами и разными элементами. Дети называют букву и указывают только те элементы, которые ей нужны.

Буквенное лото.

Цель: развитие у учащихся навыков конструирования и реконструирования на материале буквенных элементов.

Описание материала: наборы карточек с отдельными элементами для создания букв. Ученикам предлагается по команде логопеда или самостоятельно выбирать элементы для построения букв.  

Логопедические примеры.

Цель: развитие зрительного внимания, ориентировки на строке при записи букв, развитие буквенного синтеза.

Описание материала: карточки для складывания букв из элементов, записанных в виде математических примеров. Детям предлагается « решить» примеры и правильно записать букву.    

Зеркальные пары букв.

Цель: развитие навыка зрительного анализа букв, расположенных в пространстве зеркально.

Описание материала: карточки с парами букв, записанными правильно и зеркально. Ученикам предлагается рассмотреть карточку, вспомнить и выбрать правильный образ буквы.  

Буквы в игрушках.

Цель: развитие зрительного анализа букв, сходных по количеству элементов, расположению в пространстве.

Описание материала:  карточки-фигурки животных, игрушек с записанными парами сходных букв. Ученикам предлагается рассмотреть фигурки и, не считая в них буквы, определить какой буквы большее количество.  

Найди сходства и отличия».

Цель: развитие зрительного анализа букв, сходных графически, формирование буквенного мнезиса.

Описание материала: карточки с парами букв, сходных графически. Дети должны рассмотреть пары и, назвав буквы, показать у них сходные и отличительные элементы.  

«Буквенные соединения».

Цель: формирование зрительного анализа и синтеза в работе с соединениями букв.

Описание материала: вырезанные из плотного картона объёмные буквы с обозначением начала записи элементов букв, наборы у каждого ученика. Дети должны по просьбе логопеда создать правильное буквенное соединение из двух букв, обращая внимание на начало каждой из них.  

«Буквы  в пространстве. Шифровки букв».

Цель: развитие умения ориентироваться в выборе элементов букв, счёте их количества и правильной записи на строке.

Описание материала: карточки со стрелками по направлениям элементов букв, карточки-шифровки для выбора и записи букв, сходных графически. Ученикам предлагается карточка и пара букв для расшифровки их по элементам и записи в тетради.  

Составление заглавных букв из элементов.

Цель: развитие умения конструировать заглавные буквы из элементов, формирование буквенного гнозиса и мнезиса.

Описание материала: наборы отдельных карточек с элементами заглавных букв. Ученики сами или по просьбе логопеда составляют нужные буквы и считают количество их элементов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 1 класс. Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв.

Урок русского языка в 1 классеТема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв....

Урок русского языка 1 класс. Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв.

Урок русского языка в 1 классеТема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв....

Урок письма и развития речи 1 класс С(К)ОУ VIII вида. Тема: "Письмо строчной и заглавной букв д, Д".

Урок письма и развития речи 1 класса для коррекционных ОУ VIII вида...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Дидактические материалы по формированию буквенного гнозиса и мнезиса у учащихся 1 классов.

В данной статье предложены виды практических упражнений в работе с письменными буквами для предупреждения оптических ошибок письма у первоклассников....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 6. "Письмо строчной и заглавной букв "ч Ч" (3-я группа)".

Цель урока:- подготовительные упражнения для тренировки свободных движений рук по образцам-росчеркам....

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...