Викторина «Логопедическая мозаика».
план-конспект по логопедии на тему

Кордюкова Любовь Владимировна

С каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ в  образовательных учреждениях, в нашей школе группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Эти дети не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений физического и психического развития, приводящих к социальной дезадаптации. Для них разработаны индивидуальные адаптированные программы.

Цель:

  Развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_logopedicheskaya_mozayka.docx642.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Кордюкова Любовь Владимировна

Место работы, должность: г. Покачи, МАОУ СОШ № 2 , учитель-логопед

Регион: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: начальное общее образование специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: родители детей с ОВЗ, учитель  

Класс(ы): индивидуальное обучение  с учащимися  2 -7 классов, имеющие ограниченные возможности здоровья

Предмет(ы): Логопедия

Пояснительная записка.

     С каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ в  образовательных учреждениях, в нашей школе группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Эти дети не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений физического и психического развития, приводящих к социальной дезадаптации. Для них разработаны индивидуальные адаптированные программы.

   Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе.

    Поэтому, особое место в системе воспитания и обучения детей с речевыми расстройствами занимают развлекательные мероприятия. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают речевые материалы. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция происходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форма моей работы является ежемесячное проведение логопедических мероприятий.  В течение года проводятся различные мероприятия для детей: конкурсы, викторины, развлекательные и логопедические праздники, тренинги, мастер – классы для родителей детей с ОВЗ, обучающихся на дому. Рассматривая различные источники информации, литературу, я пришла к выводу, что очень мало, где можно увидеть и услышать о проведении таких мероприятий и именно для детей с ОВЗ.

   Проведение таких мероприятий развивает у детей чувство уверенности, коммуникативные навыки и творческие способности. Помочь ребенку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки, можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной коррекционно - развивающей работы. В различных мероприятиях участвуют  дети разного возраста с ОВЗ, посещающих занятия логопеда. Как правило, учащиеся, имеющие положительную динамику в развитии, имеют лучшие результаты. Это является высоким показателем логопедической коррекции.
  Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики),сенсорных и психических функций.

   Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года. Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.

   Данное мероприятие заключается в том, что викторина имеет комбинированный характер, который выражается в обогащении словаря, коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций. Материал в предлагаемом курсе имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, зрительного и слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, развитие лексико – грамматического строя речи, коррекция дисграфии и дислексии.

   Логопедический праздник в форме викторины. За каждое выполненное задание или правильный ответ ребенок получает фишку. Участники, набравшие наибольшее количество фишек, будут награждены памятными подарками, остальные участники получат утешительные призы.

Викторина «Логопедическая мозаика».

Цель:  Развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.

Задачи:

  1. Коррекционно - образовательные:
  • закрепить  накопленный речевой материал на логопедических занятиях;
  • уточнить, систематизировать и  закрепить имеющиеся знания детей о слове, как о языковой единице, о его морфемном и звукобуквенном составе.
  • повторить пространственно – временную последовательность действий и событий,

2.        Коррекционно - развивающие:

  • совершенствовать фонематическое восприятие, анализ и синтез;
  • развивать зрительное и слуховое внимание и память;
  • развивать способность к концентрации, распределению и переключению внимания, логического мышления;
  •  умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.
  • активизировать словарь и устную речь учащихся;
  • коррекция дисграфии и дислексии.

3.        Коррекционно - воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе  и доброжелательное отношение друг к другу;
  • соблюдать речевой  этикет при общении, эмоционально устойчиво воспринимать победы и поражения, объективно оценивать свою работу и работу товарищей.
  • прививать интерес к логопедическим занятиям.

  Оборудование:

  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • презентация к викторине
  • фишки;
  • индивидуальные карточки;
  • призы

Ход занятия:

1.Организационный момент

Логопед: Каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг возьмемся за руки закроем глаза и передадим ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта, пусть она сопровождает нас все занятие.

 Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить все то, чему мы научились на логопедических занятиях . Для этого проведем викторину тема, которой будет «Логопедическая мозайка». Вас ждут интересные конкурсы и игры.

Слайд 1

1. Конкурс № 1«Хитрые вопросы». ( Таблица)

Описание: Выбрать правильный ответ из  предложенных. Каждому ученику предлагаются варианты ответов. После прослушивания вопроса ребята обводят правильный ответ. Затем называют его вслух.    

  

Вопросы:

  1. Чем отличается звук от буквы?
  2. Сколько гласных звуков в русском алфавите?
  3. В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв.?
  4. Сколько слогов в слове  фрукт ?.
  5. Сколько дней в неделе?
  6. Туловище совы покрыто перьями?
  7. Метро воздушный вид транспорта?
  8. Если сегодня был понедельник, то какой будет день послезавтра ?
  9. Назови( выбери) зимние месяцы?

  1. Сколько ног у курицы?
  2. Нет ни одного слова , которое начинается на звук «ы» ?

Варианты ответов:

  1. пишу, слышу
  2. 5,10,8
  3. Да, нет
  4. 3,2,1
  5. 5, 3, 7
  6. Да, нет
  7. Да, нет
  8. Среда, суббота

9. Июнь, январь, декабрь, сентябрь, май,  февраль, август

      10. 2, 3,  5

      11 .Да, нет

Оценка. За каждый правильный ответ учащийся получает фишку.

Слайд 2

2. Конкурс № 2 «Звуковая меморина»

Описание: Каждый участник выходит по очереди к доске и находит  слова, начинающиеся на одинаковый звук. Картинки со словами: забор, заяц, лампа, лук ,гранат, груша, морковь, мухомор , арка, арбуз, корона, кровать. Можно использовать интерактивную игру из Мерсибо. Диск « Звуковой калейдоскоп».

Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

Слайд 3

3.Конкурс № 3«Буквы потерялись». ( Приложение 1)

Логопед:

Что случилось, что случилось,
Не могу никак понять.
Наши буквы потерялись
Невозможно прочитать.

Описание: Вставьте пропущенные гласные буквы  в слова (рак, рыба, груша, краски, тигр, комар). Проводится работа по автоматизация звука «р» в словах.

Учащиеся по очереди выходят к доске и вписывают пропущенную гласную, если затрудняется прочитать слово можно воспользоваться подсказкой (открыть картинку).

Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

Слайд 4

4. Конкурс № 4 «Переставь букву»

Логопед: Пока мы играли, к нам пришло письмо от Робота он просит нас помочь ему исправить ошибки.

Описание:

Правильно ли робот написал слова? Переставь правильно буквы и прочитай слово. Слова со стечением согласных: затвра ( завтра), лекастрво ( лекарство), катрофель ( картофель), клунбика ( клубника), катра ( карта), виноргад ( виноград), ркыжовник( крыжовник),тирг ( тигр) .Ученики по очереди подходят к интерактивной доске.

Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

Слайд 5

5. Конкурс № 5 «Найдите слова.» ( Приложение 2  )

Описание: Для более сильных учеников предлагаются карточки со словами.

 (Смородина , хлопушка, гармошка, ласточки,   стрекоза, морозы, тапочки,  бабочкабуквари, платочки ,  камыши,  скрипка.)

   Для остальных учеников вывешиваются на доске ( слайд) картинки со словами, на лексическую  тему: «Школа». Каждому ученику предлагается таблица с набором букв, среди которых нужно найти слова на заданную тему. Слова: ранец, мел, дока, урок ,книга .

Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

Слайд 6

6.Конкурс № 6 «Шифровальщики». (Приложение  3)

Описание: Каждый участник получает слово на карточке и зашифровывает его  цифрами по таблице.

Тема: «Школьные принадлежности». Слова:  карандаш, ручка, линейка, тетрадь, учебник, пенал, дневник и т.д. в зависимости от количества участников.

Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

Слайд 7

7.Конкурс №7«Ребусы». А теперь самое трудное задание отгадайте ребусы и вы узнаете, какие слова сегодня нам встречались в речи.( .Логопед  предлагает ребусы, на карточках загаданы слова: :звук, буква, слова, мозайка.)

Описание: На слайде появляются последовательно ребусы. 

D:\ДОКУМЕНТЫ школа ЛЕНА\УРОКИ\ИНТЕЛЛЕКТ\РЕБУСЫ\ребусы\звук.gifD:\ДОКУМЕНТЫ школа ЛЕНА\УРОКИ\ИНТЕЛЛЕКТ\РЕБУСЫ\ребусы\буква.gifD:\ДОКУМЕНТЫ школа ЛЕНА\УРОКИ\ИНТЕЛЛЕКТ\РЕБУСЫ\ребусы тр\марго\ребусы\слова 1.gifD:\ДОКУМЕНТЫ школа ЛЕНА\УРОКИ\ИНТЕЛЛЕКТ\РЕБУСЫ\ребусы\мозайка.gif

Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

Слайд 8

8.Конкурс№ 8  «Загадки лесовичка»

Описание: Отгадать загадки, выбрать по картинке отгадку и произнести слово. Интерактивное пособие: « Ума палата»

  • Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает.( барабан)
  • Стальная голова, порубила все дрова.( топор)
  • Висит на ветке колобок, висит его румяный бок! ( яблоко)

 Участник первым отгадавшим загадку получает фишку.

Слайд 9

9.Конкурс № 9 «Закончи предложение»

Описание: Задание выполняется с мячом. Каждый ученик ловит мяч и отвечает на вопрос, за правильный ответ получает фишку.

  • Такой же пушистый, как…
  • Такой же веселый, как…
  • Такой же колючий, как…
  • Такой же хитрый, как…
  • Такой же смелый, как…
  • Такой же добрый, как…
  • Такой же шершавый, как…
  • Такой же толстый, как…
  • Такой же сильный, как…
  • Такой же быстрый, как…

Слайд 10

10.Конкурс № 10«Исправь ошибки художника»

Описание: Что не правильно нарисовал художник?.(Приложение 4)

-Как должно быть правильно?

За каждый правильный ответ участник получает фишку.

Слайд 11

11.Конкурс № 11« Исправь ошибки в описание сказочных героев».

Описание: Вспомнить сказки, показ сюжета из сказки.

  • Колобок залез на дерево.
  • Красная Шапочка сняла свою белую панамку.
  • Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.
  • Дюймовочка зашла в автобус и опустилась на сиденье.
  • Карлсон надел пальто и полетел на крышу.
  • Буратино достал из огня золотой ключик.

Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

Подведение итогов.

Награждение участников.

Участники викторины подсчитывают фишки. Каждый получает приз.

Логопед: Ребята, на этом наша викторина подошла к концу. Всего вам доброго! До свидания!

Литература:

  1.  Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения: Методическое пособие: Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., В.Секачев, 2008. 
  2. Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупова и др. – М.: Владос, 2006.
  3. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями: Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши, Г.Н. Кувшиновой. – М., В.Секачев, 2008.
  4. .Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта: Учеб.пособие для вузов. – М.: Парадигма, 2012

Приложение 1

Р

.

К

Р

.

Б

.

Г

Р

.

Ш

.

К

Р

.

С

К

.

3

Т

.

Г

Р


К

.

М

.

Р


Приложение 2

р

а

н

е

ц

п

у

р

о

к

м

а

ч

к

м

е

л

р

к

н

и

г

а

т

а

д

о

с

к

а

Слова: ранец, книга, ручка,доска, мел, парт, урок.

Приложение 3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

  • карандаш(12,1,18,1,15,5,26);
  • ручка( 18,21,25,12,1);
  • линейка (13,10,15,15,6,11,12,1);
  • тетрадь (20,6,20,18,1,5,30)
  • учебник (21,25,6,2,15,10,12);
  • пенал (17,6,15,1,13);
  • дневник (5,15,6,3,15,10,12)

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНА "ДОРОЖНАЯ МОЗАИКА"

изучение правил дорожного движения. Знаки дорожного движения....

Викторина "Дорожная мозаика"

Предагаем повторить детям какие знаки дорожного движения они знают. Что относиться к запрещающим знакам, а что к разрешающим...

Викторина "Логопедическая мозаика"

В этом материале представлена викторина "Логопедическая мозаика"...

Урок-викторина «Логопедическая мозаика»

Урок-викторина «Логопедическая мозаика»...

Викторина «Логопедическая мозаика», 3 класс

Цель: В игровой форме закрепить знания учащихся.Задачи:Образовательные:Закрепить навыки правильной речи; уточнить и расширить словарь на материале речевых игр.Развивающие:Совершенствовать фонемат...

Логопедическая викторина «Словесная мозаика»

Цель: создание условий для развития творческих способностей, активности исамостоятельности обучающихся, развития коммуникативных и регулятивных навыков.Образовательная:-закреплять приобретѐнные произн...

Викторина по логопедии " Логопедическая мозаика"

quot;Логопедическая мозаика" Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках русского языка и логопедических занятиях.Задачи:Закрепить навыки фонематического анал...