Логопедическое занятие. Слова - "неприятели". Антонимы.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Осколкова Оксана Витальевна

Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов,  активизация словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx37.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Слова - «неприятели». Антонимы.

Грамматическая тема: Существительные, прилагательные, глаголы, наречия.

Цели: Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов,  активизация словарного запаса.

Задачи:

-учить подбирать антонимы к словам различных частей речи; расширить представление детей об антонимах, научить выделять антонимы в тексте;

- расширение пассивного и активного словарного запаса;

- дифференцирование частей речи;

- развитие орфографической  зоркости;

- совершенствование фонематического анализа и синтеза;

-воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий, развивать самостоятельность и самоконтроль.

Оборудование: карточки, книга антонимов.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

1. Упражнение «Буратино»

Ладонь левой руки вертикально у лица,

большой палец приставить к носу. К мизинцу

левой руки прижать большой палец правой.

Двигаются все пальцами, кроме больших и

мизинцев. Затем руки поменять.

2. Дыхательная гимнастика:

Встаньте прямо, плечи опустите вниз, живот -

вперёд. Вдох на три счёта носом – выдох на

пять счётов носом. Учитель считает: 1-2-3. 3.

«Морганье».

А теперь, ребята на вдохе - моргаем правым

глазом, а на выдохе - моргаем левым глазом.

II. Сообщения темы занятия.

- Назовите тему нашего урока. Я буду называть слова, и говорить каждую по счету букву, вам нужно записать.

Из слова «астра» выпишите пятую букву;

«Сосна» - четвертую;

«Тюльпан» - первую;

«Роза» - вторую;

«Пион» - четвертую;

«Ирис» - третью;

«Ромашка» - третью;

«Ландыш» - пятую.

- Какова тема занятия? Что такое антонимы (анти – против, онима – имя- греч.)? Какой частью речи они бывают? Что такое антонимический ряд? Для чего нужны антонимы?

-Какое слово лишнее?

-Почему?

-Подчеркните мягкую согласную зеленой пастой.

III. Основная часть.

  1. Подбор антонимов. 

И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

« Наоборот».

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь ……..тихо,
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь ……….близко.
Скажу я слово
потолок,
А ты ответишь: ...  пол.
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты: ... нашел.

Скажу тебе я слово трус.
Ответишь ты …………смельчак (храбрец).
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: ………….конец.

  1. Работа в тетрадях. Определение слов-антонимов.

Учитель: - Отгадайте загадки, запишите слова – антонимы. Какой частью речи они являются?

Я – антоним к слову «лето»

 В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …(зима).

Я – антоним к слову «смех»,

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это …(плач).

Я – антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

а зовут меня …(прохлада).

Я – антоним к слову «холод»,

В речке все – и стар, и молод,

Меня любит детвора,

Называюсь я …(жара).

Я – антоним к слову «день».

Всем давно трудиться лень,

И игрушки тоже прочь,

Спать пора, пришла уж …(ночь).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я …(конец).

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью –мука,

Для отдыха, для сна,

Называюсь …(тишина)

Образец записи в тетрадях:

Лето – зима, смех – плач, зной -  прохлада, холод – жара, день – ночь, начало – конец, шум – тишина.

  1. Выборочное письмо. Найти  и запиши антонимы – прилагательные (карточки):

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Смелый  там  найдет, где робкий потеряет.

Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.

Глупый  киснет, а умный все промыслит.

Старый друг лучше новых двух.

Хороша веревка длинная, а речь  короткая.

Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глазки продирает.

  1. Выборочное письмо. Найти  и запиши антонимы – глаголы (по карточке):

Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.                  

Не нами началось, не нами кончится.                      

По одежке встречают, по уму провожают.

 За что купил, за то и продаю.

Подальше положишь, поближе возьмешь.

Что посеешь, то и пожнешь.

5). Подбор антонимов – наречий.

- Вставьте пропущенные слова. Слова-антонимы какой части речи вы вставили?

Работать трудно, а отдыхать… (легко).

Днём светло, а ночью … (темно)

Самолёт летит высоко, а воробей … (низко).

Мышка пищит, а петух поёт … (громко).

Знай много, а говори … (мало).

Переходя улицу, смотри налево, а потом … (направо).

*6). Самостоятельная работа. «Найди пару и соедини».

длительный

темный

юг

закат

храбрый

скупой

верх

зима

искусственный

медлительный

восток

подъем

светлый

иностранный

спуск

запад

расторопный

трусливый

исток

север

отечественный

натуральный

восход

низ

ошибочный

кратковременный

лето

устье

щедрый

правильный

плакать

лениться

друг

потомок

цвести

веселиться

красавец

бедняк

потерять

разгораться

труженик

урод

трудиться

увядать

союзник

карлик

грустить

заканчивать

богач

враг

начинать

смеяться

великан

лодырь

угасать

найти

предок

противник

*6). Работа с пословицами.

 -В пословицах заключена народная мудрость, в них часто используют слова-антонимы. Запиши пословицы. Вставив подходящие по смыслу слова-антонимы. Объяснить  их смысл.

Кто захочет много знать, тому надо ………. (мало) спать.

Знай больше, говори …………. (меньше).

Друг спорит, а …..(враг)  поддакивает.

Труд кормит, а ….. (лень) портит.

Знай больше, а говори ... (меньше).
Маленькое дело лучше ………….. (большого безделья).
Старый друг лучше …. (новых) двух.

7) Работа с рассказом.

-Вставь слова-антонимы и запиши рассказ.

Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и ….. (осень). Жёлтый лес и ……(зелёная) травинка. Тёплое солнце и ……….. (холодный) ветер. Увядание и ………. (расцвет). Песня птиц и ……… (тишина). И грустно и  ……(радостно)!

8). Работа со стихотворением (работа в карточке). 

-Вставь слова-антонимы так, чтобы получилась рифма. Проверка - чтение стихотворения  по книге.

Ручейку говорила река:

- Ты узок, а я …….(широка),

Ты мелок, а я ………..(глубока).

Об одном позабыла река –

Что она началась с ручейка.

В. Данько

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому  какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – …..(высоко).

Воробей сказал, что близко,

А улитка – …..(далеко).

Г. Сапгир

IV. Итог занятия. Рефлексия.

V. Пароль на выход.

 Подберите к словам пропущенные антонимы. Первые буквы подобранных слов, если их прочитать по вертикали, составят новое слово, относящееся к вам! Попробуйте угадать, кто вы? (карточка)

1.Широкий –                                          

2.Твердый – 

3.Старый – 

4.Скучный – 

5.Бесполезный – 

6.Неряшливый – 

1

 у

з

к 

и 

  й

2

 М

я 

 г

к 

и 

й 

3

 Н

 о

в 

ы 

й 

4

И 

н 

т 

е 

р 

е 

с 

н 

ы 

й 

5

 Ц

 е

 н

 н

 ы

 й

6

 А

 к

 к

 у

 р

 а

 т

 н

 ы

 й


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Слова-действия".

Конспект фронтального логопедичекого занятия по теме "Слова-действия" для обучающихся 2 класса, имеющих  логопедическое заключение «Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общ...

Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса

Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...

Коррекционно - развивающее занятие Слова - "неприятели"

Коррекционно - развивающее занятие Слова - "неприятели"...

Конспект логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта (вариант 1) 4 класс. Слова-неприятели (антонимы). Весна

Цель: расширение и обогащение словарного запаса путём введения в речь антонимов, активизации словарного запаса.Задачи:Учить подбирать антонимы к словам различных частей речи;Расширить представления де...