Конспект логопедического занятия "Слова-действия".
план-конспект урока по логопедии по теме

Шведова Тамара Федоровна

Конспект фронтального логопедичекого занятия по теме "Слова-действия" для обучающихся 2 класса, имеющих  логопедическое заключение «Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи» (с использованием ИКТ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед  Шведова Тамара Федоровна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

Тема: СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ

Тип занятия – занятие с целью закрепления, обобщения и систематизации знаний в соответствии с задачами I этапа коррекционно-развивающей работы.

Вид занятия: фронтальное групповое логопедическое занятие.

Цели:  закреплять знания о глаголе (словах-действиях), совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

Задачи:

Образовательные:

  1. обучать постановке вопросов к словам, обозначающим действие;
  2. развивать умения практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета;
  3. дифференциация глаголов от других слов;
  4. учить соотносить слова-действия с их графическим обозначением.
  5. учить подбирать слова-действия к словам-предметам.

Развивающие:

  1. развивать слуховое внимание и память, мышление;
  2. развивать умения согласования и управления;
  3. расширять словарный запас;
  4. развивать мелкую и артикуляционную моторику;
  5. формировать оптико-пространственную ориентировку, внимание, зрительную память, воображение;
  6. учить правильно и логично излагать свои мысли.

Воспитательные:

  1. воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;
  2. развивать самостоятельность, самоконтроль,
  3. формировать взаимопонимание, навыки сотрудничества.

 Оборудование.

  1. компьютер, мультимедиапроектор, экран,
  2. классная доска;
  3. картинки, изображающие предметы в действии, сюжетные картинки;
  4. индивидуальные зеркала.
  5. презентации, подготовленные в программе Microsoft Power Point.

Ход   занятия

I. Организационный момент.  (слайд 2) (Щелчок)

Прозвенел и смолк звонок –

Начинается урок.

- Здравствуйте, ребята.

- Дополните предложения. Щелчок мыши по экрану.

- На занятии наши глазки внимательно смотрят и все… (видят), ушки внимательно  слушают и все…(слышат), голова хорошо…(думает).

Щелчок мыши по экрану

 - Как называются слова, которые вы дополняли? (слова-действия).

  1. Сообщение темы и цели занятия.

- Сформулируйте тему занятия. Щелчок мыши по экрану

- Молодцы!

Сегодня на занятии мы продолжим работу по теме «Слова-действия», будем учиться подбирать слова-действия к предмету, составлять предложения с ними, учиться задавать вопросы к словам-действиям и многое другое. Занятие будет интересным.

Но сначала …

Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 3.

  1. Артикуляционная гимнастика. (слайд 3) (Щелчок)

- Подготовим наши губы, язычок к четкому правильному произношению, выполним артикуляционную гимнастику.

Цель: Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные  артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционные упражнения:

1. «Заборчик»  (слайд 4)

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 5

2. «Дудочка»      (слайд 5)

Губы тянем в трубочку

И  играем в дудочку.

Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 6

3. «Окошко»    (слайд 6)

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

Губы мы чуть-чуть сдвигаем

И окошко получаем.

Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 7

4. «Шарик» (слайд 7)

Воздух в щеки набираем,

будто шарик надуваем.

Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 8

5. «Чистим зубки» (слайд 8)

Чищу зубы, посмотри,

Не болели чтоб они.

Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 9

6. «Часики»   (слайд 9)

Тик-так, тик-так

ходит маятник вот – так.

Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 10

  1. Основная часть. Работа со словами, обозначающими действие предмета.

1. Развитие логического мышления (слайд 10) (Щелчок)

  1. Отгадайте загадки. 

Он пришел, наполнил кадки.                        

Поливал усердно грядки.                        

С шумом окна открывал.                        

На крыльце потанцевал.                        

Побродил по крыше вволю.                        

И ушел по лужам в поле.                        

(Дождь)                                                

Он живет в лесу дремучем.

Сам он серый и колючий.

Ночью ходит, днем он спит.

Если сердится – ворчит.

                                                (Ежик)

Вперевалку зверь идет 
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны.

(Медведь)

Щелчок мыши по экрану появляются картинки.

  1. Подберите  из текста как можно больше слов-действий к каждому отгаданному предмету.

- Поставьте  к ним вопрос.

- Что обозначают эти слова?

        Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 11.

2. Работа над словами синонимами. (слайд 11)

- Запомните и повторите:

бежит, мчится, несется;

беспокоится, волнуется, тревожится, переживает;

вертится, кружится, крутится, вращается, вьется.

 - Что обозначают эти слова, на какие вопросы они отвечают?

Вспомните и назовите слова-действия, близкие по смыслу следующим словам вращается — ....

мчится — ...,

беспокоится — ....

Щелчок мыши по экрану  появляются Слова для справок.

Щелчок мыши по экрану.

Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 12.

3.  Работа над определением действия к предмету. (слайды  12, 13, 14, 15).

Рассмотрите внимательно картинки. Какие действия производят, изображенные люди (певица, пианист, балерина, художник, учитель, скульптор, врач, воспитатель, маляр, повар, продавец, уборщица, мальчик, бабушка, мама, дворник).

Продолжите предложения, подобрав слова-действия.

Портниха…(шьет, пришивает, сшивает).

Повар ... (варить, солить, мешать, жарить, резать).

Уборщица... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).

        Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 16.

4. Физминутка для глаз (слайд        16).        

5. Работа по активизации глагольного словаря. (слайд 17) (Щелчок)

1) Прочитайте словосочетания. Замените их одним словом, обозначающим действие:

сделать подарок - подарить;     

одержать победу - ...;

найти решение - ...;      

 покрыть краской - ...;

заниматься лепкой - ....        

Запишите получившиеся слова в тетрадь.      

Щелчок мыши по экрану – проверка.

2) дополнительное задание.

Продолжите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова-действия

Ночью на небе яркие звезды. (светят)

Мальчик на плиту чайник. (поставил)

Лист с березы. (упал)

Паша на трамвае. (едет)

Пчела в улей мед. (несет)

6. Физминутка.

Гимнастика для мелкой моторики:

-Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику  и массаж.

Чтобы крепкой быть ладошке

Помассируем немножко.

Десять раз понажимаем

И ладошки поменяем.

                        Пальцы дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять

И движенья выполнять…

Пальчиковые упражнения.

- кулак,

- ребро,

- ладонь,

- игра на пианино.

Массаж.

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём

И к другому перейдём.

Дети кладут выпрямленный указательный палец  левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

Мы с обратной стороны

Пальчик растереть должны,

Чтобы он повеселел,

Был здоров и не болел.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки..

7. Графическое изображение слов-действий.

- Послушайте предложения. Назовите слово, обозначающее действие. Поставьте к нему вопрос. Спишите предложения, заменив слово-действие графической схемой.  

Дети поют песни. Светит ласковое солнышко. По морю плывет кораблик. Заяц прячется от лисы. Миша разбил вазу. Дует сильный ветер.

V.        Итог занятия.

Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 18.

- Мы молодцы. Мы все успели сделать и многому научиться. Вам понравилось занятие? Какое у вас настроение?

- О чем мы говорили на занятии?

- На какой вопрос отвечают слова-действия?

- Вы сегодня хорошо работали на занятии.

- Занятие окончено, до свидания.

Список литературы:

1. Мазанова Е.В. КОРРЕКЦИЯ     АГРАММАТИЧЕСКОЙ     ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.

2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.— М.: Просвещение, 1991.

3. Бачина О.В. , Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.-Издательство: АРКТИ, 2006.

Список Интернет-ресурсов:

Галкина И.А. Электронные физминутки. "Лучики". Сайт учителя начальных классов Галкиной Инны Анатольевны. http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15

Картинки:

Медведь http://www.auladeruso.com/2011/02/blog-post_12.html

Ежик http://www.proza.ru/2012/07/27/316

Дождь http://www.greenmama.ru/nid/2678871/#id2678885


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...