Программа интегрированных занятий "РОСТ"
рабочая программа по логопедии на тему

Цель Программы - развитие полноценной речевой деятельности обучающихся в совокупности с развитием высших психических функций, повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога и учителя-логопеда. Задачи Программы: 1. Развитие навыков конструктивного взаимодействия детей с речевыми проблемами со сверстниками и взрослыми. 2. Снижение психо-эмоционального напряжения, агрессивных проявлений, тревожности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_integrirovannyh_zanyatiy_rost_1.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

городской округ г. Выкса

Принята:

педагогическим советом

МБОУ СОШ №9

Протокол №______от________                                                                    

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №9

_______________ А.В. Уханов

Приказ №____    от_________

Программа

интегрированных занятий

«Рост»

для обучающихся 2 - 3 классов

Авторы программы

Ганина К.Н.,

педагог-психолог

Копейкина А.Г.

учитель-логопед

2014 год

Пояснительная записка

Л.С. Выготский писал: "Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений". То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

За последнее время всё больше встречается на практике детей с различными сложными и сочетанными нарушениями в речевом и психическом развитии, где дефект речи выступает не единичный. А ведёт за собой множество проблем коммуникативной, эмоционально – волевой сферы развития ребёнка.

Выделяют следующие особенности развития психических функцийу младших школьников с нарушением речи.

1.Особенности памяти:

ограничен объем памяти и снижена прочность, точность запоминания;

недостаточный уровень развития произвольной памяти;

наглядная память преобладает над словесной.

2. Особенности внимания:

низкая концентрация;

слабая помехоустойчивость;

3.Особенности мышления:

недостаточная сформированность операции анализа: деятельность ведется хаотично, без плана;

недостаточная сформированность операции обобщения: наблюдается поверхностность мышления, направленность на случайные признаки.

Данная  группа детей в равной степени нуждаются в помощи обоих специалистов.В связи с этим, возникла необходимость создания Программы интегрированных занятий педагога-психолога и учителя-логопеда.

Цель Программы - развитие полноценной речевой деятельности обучающихся в совокупности с развитием высших психических функций, повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога и учителя-логопеда.

Задачи Программы:

1. Развитие навыков конструктивного взаимодействия детей с речевыми проблемами со сверстниками и взрослыми.

2. Снижение психо-эмоционального напряжения, агрессивных проявлений, тревожности у детей.

3. Повышение навыков адаптивных возможностей детей-логопатов исходя из их социального опыта, психического состояния.

4. Обучение детей-логопатов грамоте посредством новейших технологий в области логопедии и психологии.

5. Развитие доброго, внимательного отношения детей к ближайшему социальному окружению и друг к другу.

Этапы интегрированного занятия:

  • вход, установление контакта, проверка мотивации;
  • обсуждение плана совместной работы;
  • разминка или подготовительная работа (1-2 мин.);
  • основной этап;
  • итог занятия: повторение содержания заданий, хода и логики занятия, взаимная оценка и самооценка деятельности обучающимися.

Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности: зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической и эмоциональной.Занятия проводятся в условиях смены положения тела - стоя, сидя, в движении, в произвольно выбранной позе.Темп занятия меняется с учетом динамики работоспособности обучающихся.Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуальные, парами, коллективные, групповые.

Деятельность обучающихся оценивается с использованием символов. Обучающиеся привлекаются к взаимной оценке результата совместной работы, ее качества, объема, применения навыков самоконтроля.

На интегрированных занятиях используется игровой материал, арттерапия (работа с пластилином, красками), сказкотерапию, музыкотерапию (музыкальное сопровождение), ТСО (видеосюжеты, коррекционно-развивающие видео - игры), элементы ЛФК (упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), гимнастические, артикуляционные и дыхательные упражнения и др.

Эффективность цикла занятий оценивается по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики и логопедического обследования обучающихся;по отзывам самих обучающихся, проявлению желания продолжать сотрудничать;по наблюдениям педагога-психолога и учителя-логопеда, учителей начальных классов.

Интегрированные занятия проводятся1 раз в неделю с обучающимися 2-3 классов, имеющими нарушения письменной речи с недостаточным развитием ВПФ. В таблице 1 представлено тематическое планирование цикла интегрированных занятий.

Образец конспекта занятия:

Цель: знакомство детей друг с другом, с правилами работы в группе.

Ход занятия:

  1. Вводное слово.

Ведущие рассказываю детям о том, как будут проходить занятия. Знакомят детей с правилами работы в группе.

  1. Игра «Снежный ком»

Дети встают в круг. Ведущие называют свои имена и передают мяч по кругу, каждый называет своё имя. Затем правила меняются: первый берет мяч и называет своё имя, второй уже называет имя предыдущего участника и своё, и так далее. Затем, желающие стараются назвать имена всех участников.

  1. Упражнение «Реклама имени»

Дети получают карточки с именем какого-либо участника. В течение 10 минут им необходимо сделать «рекламу имени», т.е. они должны написать на каждую букву предложенного имени что-то положительное о человеке, чьё имя они представляют.

Затем каждый зачитывает всё, что написал, а остальные ребята по первым буквам каждого слова узнать имя.

  1. Игра «Меняются местами те, кто…»

Ведущий предлагает встать тем, кто…

- любит бегать

- радуется хорошей погоде

- имеет младшую сестру и т.д.

После ответов у детей спрашивают, кто же из них имеет младшую сестру, а кто любит бегать и т.д.

  1. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированного курса

Программа интегрированного курса "Азбука здоровья" предметы окружающий мир и физическая культура....

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Программа интегрированного образовательного курса "В этом загадочном мире" /авторы Кузьмина Т. Н., Ушакова О.В., Евграфова Н.В/

Цель данной программы - раскрытие творческой личности обучающегосяв коллективе в процессе разнообразных форм воспитательной деятельности. Программа рассчитана на четыре года  и  поможет учит...

Программа интегрированного образовательного курса "В этом загадочном мире..."

Данная программа рассчитана на 4 года воспитательной работы по всем направлениям с приложением материалов....

Программа интегрированного образовательного курса "В этом загадочном мире..."

Данная программа разработана на 4 года воспитательной работы с обучающимися начальных классов по всем направлениям с приложением материалов...

Программа интегрированного курса

Программа интегрированного курса "Основы здорового образа жизни"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Интегрированного курса технологии (труд и информатика), 4 класс

Программа адресована учащимся начальных классов общеобразовательных школ. Рабочая программа по технологии разработана в соответствии:с требованиями федерального государственного образовательного...