Программа интегрированного курса
рабочая программа по физкультуре по теме
Программа интегрированного курса "Азбука здоровья" предметы окружающий мир и физическая культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕННИЯ
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Программа рассчитана
на детей 8 - 9 лет
Срок реализации программы
2 года
Составители:
Ефремова Светлана Юрьевна
учитель физической культуры I квалификационной категории
Бузмакова Татьяна Александровна
учитель начальных классов I квалификационной категории
Светлополянск
2012г.
Оглавление
- Пояснительная записка ……………………………………………3-7
- Учебно-тематическое планирование 2 класс …… ………………..8
- Содержание программы 2 класс………………………………… 9-12
- Учебно-тематическое планирование 3 класс……………………….13
- Содержание программы 3 класс…………………………………14-17
- Литература……………………………………………………………18
Пояснительная записка
В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний. Особо актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем, начиная с младшего школьного возраста.
Одним из путей решения данной проблемы и является интеграция образования.
В основу разработки программы легли следующие нормативно-правовые документы:
- Закон РФ «Об образовании» № 215-ФЗ от 27.07.2010 г.
- пакет документов ФГОС второго поколения
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
- Муниципальная программа «Здоровые дети Верхнекамья».
- методические рекомендации о структуре и содержании дополнительных
образовательных программ Минобрнауки (приказ 28-02-484/16 от 18.06.2003г.).
Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Изменения, происходящие в настоящее время в науке, на производстве, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью рассматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения. Вместе с тем, следует отметить, что в имеющихся методических пособиях и рекомендациях для учителей не находят отражения современные проблемы, разрабатываемые в дидактике и методиках преподавания различных учебных дисциплин.
Следует отметить, что проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский.
Данная программа интегрирует курс окружающего мира и уроки физической культуры с внеурочной деятельностью.
Содержание программы отражает интеграцию урочной и внеурочной деятельности по окружающему миру – это урочная деятельность и физической культуре это внеурочная деятельность.
Актуальность: Интегрированные уроки физической культуры вносят новизну и оригинальность в процесс обучения школьников. Используя межпредметную интеграцию в начальном обучении можно закрепить ранее изученный материал и дать дополнительные сведения во время двигательной деятельности. Интегрированные уроки позволяют педагогам учесть опыт школьника, разнообразить методы и приемы работы.
Физическое вос питание как педагогический процесс выступает в роли системообра зующего фактора, интегрируя при этом знания из различных областей наук.
В программу положены 4 принципа интеграции:
- Принцип природосообразности и возрастной периодизации;
- Личностная ориентация;
- Культуросообразности;
- Фундаментальности содержания.
Уровни воспитательных результатов:
1 уровень – формирование социально ценностных знаний к здоровью и здоровому образу жизни
2 уровень - отношение к здоровью физическому, здоровью социальному (здоровье членов семьи и школьного коллектива), к активному здоровому образу жизни.
3 уровень получение школьником социального опыта по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.
Новизна: Интегрируемые занятия обладают значительным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Реализация его может быть осуществлена при определенных дидактических условиях. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
Основными из них яв ляются:
- правильное вычленение междисциплинарных объектов изучения на интегрированном занятии;
- рационально организованная совместная работа педагогов по подготовке интегрированного урока;
- согласованность действий педагога и детей в про цессе проведения занятия; активизация познавательной деятельности детей;
разнообразие форм учебно-воспитательной деятельнос ти и усиление преемственности между ними;
- оперативное использова ние обратной связи для управления педагогическим процессом.
О предмете физическая культура и его актуальности
В настоящее время под влиянием многочисленных факторов политического, экономического, социально-психологического, экологического характера здоровье населения России, особенно детей и подростков, ухудшилось.
К моменту окончания школы каждый четвертый выпускник имеет патологию органов зрения и нарушение осанки, каждый третий пострадал из-за получения травм.
При этом следует отметить, что одним из основных факторов от которого зависит состояние здоровья, является образ жизни. Важнейшим из слагаемых образа жизни, особенно в школьные годы, являются систематические занятия физической культурой.
В такой ситуации система физического воспитания и формирования здорового образа жизни должны стать надежной защитой, способной помочь детям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Это, в свою очередь, актуализирует необходимость формирования у детей и молодежи ценностных ориентаций и мышления относительно сознательного укрепления своего здоровья и физического совершенствования. Сложившийся момент остро требует появления новых методик преподавания, учета и восстановления психофизиологического потенциала ребенка.
Переход к интегрированным методам преподавания является одним из шагов по сокращению нагрузки учащихся и обновлению содержания образования, приближении его к реалиям жизни. При этом интегрированный принцип обучения способствует интеграции знаний разных предметов и курсов.
Цель: формирование всесторонне и гармонично развитого человека заботящегося о здоровье, как своем, так и окружающих посредством интеграции содержания физической культуры и окружающего мира.
Задачи физического воспитания:
- формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре;
- формирование положительного отношения учащихся к систематическим и самостоятельным занятиям физическими упражнениям;
- воспитание культуры здоровья;
Задачи окружающего мира:
- понимание взаимосвязи строения человека, особенности его организма с занятиями физической культурой с целью развития здоровой личности;
- формирование в сознании ученика необходимости укрепления своего опорно-двигательного аппарата через систему двигательных упражнений;
- воспитывать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни и учить бережному отношению к ней;
- приобретение необходимых знаний в области гигиены, физической культуры и спорта;
Организм человека и его здоровье
Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее знакомство с организмом человека (внешние и внутренние органы, системы органов). Рождение и развитие человека.
Основные части скелета и их назначение. Свойства костей скелета и функции суставов. Предупреждение искривления позвоночника. Выработка правильной осанки. Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц.
Реализация цели и задач данной программы направлена на организацию образовательной и оздоровительной деятельности обучающихся с использованием технологий интегрированного обучения.
Данная программа разноуровневая, рассчитана на подготовку обучающихся начальных классов.
Ожидаемый результат.
Уровни воспитательных результатов:
1 уровень – формирование социально ценностных знаний к здоровью и здоровому образу жизни
2 уровень - отношение к здоровью физическому, здоровью социальному (здоровье членов семьи и школьного коллектива), к активному здоровому образу жизни.
3 уровень получение школьником социального опыта по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.
Обучающиеся должны знать:
- строение тела человека; правила личной гигиены; способы сохранения и укрепления своего здоровья;
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
- об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;
уметь
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- приводить примеры ; органов человеческого организма и
их функций, полезных и вредных привычек, влияющих на собственное здоровье;
- формулировать и обосновывать факторы здорового образа жизни, правила личной гигиены;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья,
- выполнения правил личной гигиены, режима дня для укрепления своего здоровья;
- выполнение физических упражнений на формирование правильной осанки.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса физическая культура и «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в спортивном зале, в тренажерном зале и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки; уроки-путешествия, уроки-заседания, урок-игра, эстафеты.
Тематическое планирование 2 класс.
Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть:
Беседа о совместном проведении занятий физкультуры и окружающего мира.
1.1 Аудиторное занятие 1 час (беседа)
Тема 2. "Влияние физической нагрузки на детский организм"
Теоретическая часть:
Беседа о значении физических нагрузок, о необходимость бережного отношения к своему здоровью. Раскрыть понятие здорового образа жизни
2.1 Аудиторное занятие 2 часа (беседа)
Тема 3. Я здоровье берегу — сам себе я помогу!
Теоретическая часть:
Беседа о причинах плохого здоровья. Беседа о здоровье и здоровом образе жизни. Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека.
3.1 Аудиторное занятие 2 часа (беседа, тестирование)
Тема 4. Личная гигиена.
Теоретическая часть:
Беседа о личной гигиене, о правильном использовании предметов личной гигиены.
Практическая часть.
Правила пользования предметами личной гигиены.
4.1 Аудиторное занятие 2 часа (беседа, занятие-диалог)
4.2 Внеаудиторное занятие 1 час.
Тема 5. Движение и здоровье
Теоретическая часть:
Беседа о значении активного образа жизни. Движение – это жизнь. Показать нравственные аспекты здорового образа жизни.
5.1 Аудиторное занятие 2 часа (беседы)
Тема 6. Зоопарк.
Теоретическая часть:
Рассказ о повадках и образе жизни диких животных
Практическая часть.
Весёлые старты с изображением животных.
6.1 Аудиторное занятие 1 час (беседа)
6.2 Внеаудиторное занятие 1 час (игра)
Тема 7. Капризы природы!
Теоретическая часть:
Рассказы о временах года, когда и как защитить себя от влияний погодных условий.
7.1 Аудиторное занятие 4 часа (беседы)
Тема 8. Зигзаг удачи.
Практическая часть.
Спортивное соревнование
8.1 Внеаудиторное занятие 1 час (соревнование)
Тема 9. Дорога к доброму здоровью.
Практическая часть.
Игра – путешествие по станциям здоровья, коллективное составление кроссворда
9.1 Внеаудиторное занятие 1 час (игра)
Тема 10. Путешествие в лес, на луг, к водоему.
Практическая часть.
Игра-путешествие по лесным тропинкам.
10.1 Внеаудиторное занятие 1 час (игра)
Тема 11. Познавательно-развлекательные зоологические забеги.
Практическая часть.
Веселые старты с изображением различных животных
11.1 Внеаудиторное занятие 2 часа (соревнование)
Тема 12. В гостях у принцессы Гигиены
Теоретическая часть.
Составление паспорта здоровья
Практическая часть.
Обучение умению пользоваться предметами гигиены с помощью игры «Мой день».
12.1 Аудиторное занятие 1 час (беседа)
12.2 Внеаудиторное занятие 2 часа (комплекс упражнений
Тема 13. Почему надо умываться
Теоретическая часть.
Беседа о том, как правильно умываться, для чего это нужно.
13.1 Аудиторное занятие 2 часа (беседа)
Тема 14. Дыхательная гимнастика
Теоретическая часть.
Рассказ о том для чего нужно правильное дыхание.
Практическая часть.
Разучивание различных дыхательных упражнений.
14.1 Аудиторное занятие 1 час (беседа)
14.2 Внеаудиторное занятие 2 часа (комплекс упражнений)
Тема 15. Как справиться с инфекцией
Теоретическая часть.
Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
15.1 Аудиторное занятие 2 часа (беседа)
Тема 16. Занятие на тренажерах
Практическая часть.
Занятие в тренажерном зале, на развитие всех групп мышц.
16.2 Внеаудиторное занятие 2 часа.
Тема 17. Лесная аптека на службе человека
Теоретическая часть.
Познакомить с "лекарствами с грядки"; повторить правила лекарственных растений. Знать и уметь различать на рисунках, в походе лекарственные и опасные растения. Использование и применение лекарственных растении.
Практическое занятие:
- Знакомство с дикорастущими съедобными и ядовитыми растениями
- Сбор лекарственных растений.
- Викторина «Аптека под ногами»
17.1 Аудиторное занятие 2 часа (беседа)
17.2 Внеаудиторное занятие 2 часа (игра)
Тема 18. Экскурсии.
Теоретическая часть.
Как вести себя во время экскурсий.
Практическая часть.
Экскурсия в аптеку посёлка, в больницу, медицинский пункт школы.
18.1 Аудиторное занятие 1 час (беседа)
18.2 Внеаудиторное занятие 7 часов.
Тема 19. Оказание первой медицинской помощи.
Теоретическая часть.
Первая доврачебная помощь пострадавшему. Виды и способы транспортировки пострадавшего. Просмотры презентации по оказанию помощи.
Практическое занятие:
- Оказание доврачебной помощи при различных заданных травмах.
- Транспортировка пострадавшего.
19.1 Аудиторное занятие 3 часа (беседа)
19.2 Внеаудиторное занятие 2 часа.
Тема 19. Эстафеты.
Теоретическая часть.
Как вести себя при проведении эстафет, что представляют из себя эстафеты.
Практическая часть.
Весёлые эстафеты со спортивными снарядами. Познавательно-развлекательные зоологические забеги.
19.1 Аудиторное занятие 1 час.
19.2 Внеаудиторное занятие 6 часов.
Тема 20. Встречи со специалистами.
Теоретическая часть.
Встречи с различными специалистами врачами, тренерами.
20.1 Аудиторное занятие 4 часа
20.2 Внеаудиторное занятие 3 часа.
Тематическое планирование 3 класс.
№ | Темы занятий | Всего | Теория | Практика | Формы работы |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | Беседа | |
2 | Движение и здоровье | 2 | 2 | Беседа | |
3 | Позвоночник - ключ к здоровью | 3 | 3 | Беседа | |
4 | Опора тела и движение. | 4 | 2 | 2 | Беседа. |
5 | Работа мышц | 3 | 1 | 2 | Беседа. Учебно-тренировочное занятие |
6 | Если хочешь быть здоровым | 2 | 2 | Беседа | |
7 | Учись быть здоровым | 3 | 3 | Беседа | |
8 | Слагаемые здоровья | 2 | 1 | 1 | Беседа. Игра - путешествие |
9 | Физкультграмматика | 2 | 2 | Игра | |
10 | Послание капитана Врунгеля | 3 | 3 | Игра-путешествие | |
11 | Путешествие в страну Здоровья | 3 | 3 | Игровая программа | |
12 | Правила поведения на воде. | 2 | 2 | Беседа | |
13 | Правила поведения в лесу. | 2 | 2 | Беседа | |
14 | Дыхательная гимнастика | 3 | 3 | Учебно-тренировочное занятие | |
15 | Осанка – стройная спина! | 6 | 1 | 5 | Учебно-тренировочное занятие. |
16 | Плоскостопие польза или вред | 5 | 1 | 4 | Учебно-тренировочное занятие. |
17 | Экскурсии | 6 | 1 | 5 | Беседа |
18 | Оказание первой помощи (обморожении, солнечном ударе) | 7 | 3 | 4 | мультимедиа- урок, урок-практикум |
19 | Эстафеты | 5 | 1 | 4 | Конкурсы соревнования |
20 | Встречи со специалистами. | 6 | 4 | 2 | урок-консультация |
Итого | 70 | 30 | 40 |
Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть:
Беседа о продолжении работы над здоровьем человека при помощи окружающего мира и физической культуры.
1.1 Аудиторное занятие 1 час.
Тема 2. Движение и здоровье
Теоретическая часть:
Беседа о причинах плохого здоровья. Беседа о здоровье и здоровом образе жизни. Рассказы детей о том, как они заботятся о своём здоровье. Беседы о вреде вредных привычек. Просмотры презентации.
2.1 Аудиторное занятие 2 часа.
Тема 3. Позвоночник - ключ к здоровью"
Практическая часть.
Рассказ о теле человека. Из чего состоит тело человека. Что такое позвоночник
Как нужно развивать свой позвоночник.
3.1 Аудиторное занятие 3 часа.
Тема 4. "Опора тела и движение.
Теоретическая часть:
Из чего состоит опора тела человека, при помощи чего человек двигается.
Практическая часть:
Проверка гибкости тела при помощи тестов. Разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики. Разучивание упражнений для развития разных частей тела.
4.1 Аудиторное занятие 2 часа.
4.1 Внеаудиторное занятие 2 часа.
Тема 5. "Работа мышц"
Теоретическая часть:
Рассматривание таблиц с изображением мышц тела человека и их назначением.
Практическая часть.
Разучивание упражнений на развитие разных групп мышц.
5.1 Аудиторное занятие 1 часа.
5.2 Внеаудиторное занятие 2 часа.
Тема 6 . Если хочешь быть здоровым
Теоретическая часть:
Что такое вредные привычки. Полезны ли полезные привычки.
Беседы о вреде вредных привычек. Показ на примерах из истории, как издавна пытались люди противодействовать курению. Просмотры презентации.
6.1 Аудиторное занятие 2 часа.
Тема 7. Учись быть здоровым
Теоретическая часть.
Беседа о пользе правильного питания. Об активной деятельности и активном отдыхе.
7.1 Аудиторное занятие 3 часа.
Тема 8. Слагаемые здоровья
Теоретическая часть.
Беседа из чего состоит наше здоровье, что для этого нужно.
Практическое занятие:
Игра- путешествие по станциям слагаемых здоровья .
8.1 Аудиторное занятие 1 час.
8.2 Внеаудиторное занятие 1 час.
Тема 9. Физкультграмматика
Практическая часть:
Конкурсная программа
Блицопрос. Цифровой диктант.
Составление паспорта здоровья.
9.1 Внеаудиторное занятие 2 часа.
Тема 10. Послание капитана Врунгеля
Практическая часть:
Игра- путешествие по островам Здоровья, помощь различным персонажам попавшим в беду.
10.1 Внеаудиторное занятие 3 часа.
Тема 11. Путешествие в страну Здоровья
Практическая часть
Игровая программа по стране здоровья, преодоление различных препятствий в виде вредных привычек.
11.1 Внеаудиторное занятие 3 часа.
Тема 12. Правила поведения на воде.
Теоретическая часть.
Изучение правил безопасного поведения на водоёмах, как оказать помощь, если человек начал тонуть.
12.1 Аудиторное занятие 2 часа.
Тема 13. Правила поведения в лесу.
Теоретическая часть.
Правила поведения в лесу. Рассказ о том, как правильно вести себя при укусах различных животных и насекомых.
13.1 Аудиторное занятие 2 часа.
Тема 14. Дыхательная гимнастика
Теоретическая часть.
Рассказ о том для чего нужно правильное дыхание.
Практическая часть.
Разучивание различных дыхательных упражнений.
14.1 Аудиторное занятие 1 час (беседа)
14.2 Внеаудиторное занятие 2 часа ( комплекс упражнений)
Тема 15. Осанка – стройная спина!
Теоретическая часть.
Что такое осанка. Как правильно держать осанку.
Практическая часть:
Разработка упражнения для формирования правильной осанки.
Проверить при помощи тестов свою осанку и осанку своего товарища.
Оценка гибкости тела при помощи тестовых упражнений.
15.1 Аудиторное занятие 1 час.
15.2 Внеаудиторное занятие 5 часов.
Тема 16. Плоскостопие польза или вред
Теоретическая часть.
Что такое плоскостопие. Факторы развития плоскостопия. Можно ли предотвратить плоскостопие.
Практическая часть:
Разработка упражнений для предотвращения плоскостопия. Выполнение упражнений с различными предметами.
16.1 Аудиторное занятие 1 час.
16.2 Внеаудиторное занятие 4 часов.
Тема 17. Экскурсии.
Теоретическая часть.
Как вести себя во время экскурсий.
Практическая часть.
Экскурсия в аптеку посёлка, в больницу, медицинский пункт школы.
18.1 Аудиторное занятие 1 час.
18.2 Внеаудиторное занятие 5 часов
Тема 18. Оказание первой медицинской помощи.
Теоретическая часть.
Первая доврачебная помощь пострадавшему при обморожении, солнечном ударе. Виды и способы транспортировки пострадавшего. Просмотры презентации по оказанию помощи.
Практическое занятие:
- Оказание доврачебной помощи при различных заданных травмах.
- Транспортировка пострадавшего.
19.1 Аудиторное занятие 3 часа (беседа)
19.2 Внеаудиторное занятие 2 часа.
Тема 19. Эстафеты.
Теоретическая часть.
Как вести себя при проведении эстафет, что представляют из себя эстафеты.
Практическая часть.
Весёлые эстафеты со спортивными снарядами. Познавательно-развлекательные зоологические забеги.
19.1 Аудиторное занятие 1 час.
19.2 Внеаудиторное занятие 6 часов.
Тема 20. Встречи со специалистами.
Теоретическая часть.
Встречи с различными специалистами врачами, тренерами.
20.1 Аудиторное занятие 4 часа
20.2 Внеаудиторное занятие 3 часа.
Литература:
- «Комплексная программа по физической культуре 1-11 класс» В.И Лях , А.А, Зданевич.- М.: Просвещение, 2009г.
- А.А. Плешаков. Учебник «Мир вокруг нас» 2 класс. Часть 2. Москва. Просвещение. 2002г.
- А.А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» 3 класс. Часть 2. Москва. Просвещение. 2002г.
- М.А Алоева. Классные часы 5.7 класс. Ростов –на- Дону. Издательство Феникс 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа интегрированного курса
Программа интегрированного курса "Основы здорового образа жизни"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-344656-1384445062.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Интегрированного курса технологии (труд и информатика), 4 класс
Программа адресована учащимся начальных классов общеобразовательных школ. Рабочая программа по технологии разработана в соответствии:с требованиями федерального государственного образовательного...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265116-1370946605.jpg)
Программа интегрированного курса математики и английского языка в 3 классе
Благодаря интеграции в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-361221-1386229097.jpg)
Программа интегрированного курса внеурочной деятельности "Загадочная грамматика"
Курс «Загадочная грамматика» предназначен для обучающихся первого класса и представляет собой интеграцию русского языка и произведений фольклора. При разработке программы была поставлена задача:...
Программа интегрированного курса обучения по народной культуре "Народный календарь - месяцеслов"
Программа расчитана на изучение истории наших предков, их обычаев и традиций....
Программа интегрированного курса информатики и английского языка «В мире информатики на английском языке»
Программа интегрированного курса информатики и английского языка «В мире информатики на английском языке» предназначена для работы с учащимися начальной школы. Рабочая программа рассчитана на 34...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842540-1478173341.jpg)
Программа интегрированного курса "Мы - дети природы" (2 - 4 кл)
Краеведческий курс "Мы - дети природы" призван изучать культуру, обычаи народов ханты и манси для учащихся, проживающих на территории ХМАО-Югры. Изучение курса ведётся интегрированно во 2 - 4 кл...