Программа интегрированного курса обучения по народной культуре "Народный календарь - месяцеслов"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Программа расчитана на изучение истории наших предков, их обычаев и традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Интегрированного курса обучения, по народной культуре.
« Народный календарь – месяцеслов»
Курс программы рассчитан на 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ Светловская СОШ
Минеева Людмила Анатольевна
2011 – 2012 учебный год
Введение
В ХХ столетии в силу разных общественных, политических причин стали не только забываться, а разрушаться русские традиции, русская культура. И это наша общая боль и беда. Невозможно жить человеку на своей родной земле, не зная истории своих предков, которые по крупицам создавали богатейшую фольклорную культуру. Самобытное и бесценное достояние народной культуры – это пословицы и поговорки, сказки и предания, былины и старины, песни разных жанров, которые сопровождали различные обряды славянского народа, заклички, календарные праздники, хороводы, игры.
Сегодня в России тема поднятия, развития русской народной культуры стала актуальной. Началось истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям, к тем сторонам жизни русского человека, которые, казалось, канули в прошлое.
Пояснительная записка
В начале нового столетия образование России стоит на пороге серьезнейших перемен – переосмысление культурных ценностей, базирующихся на достижениях многовековой национальной духовности и самобытности, что, в свою очередь, становится важнейшей задачей в сфере образования и воспитания учащихся. Будущее общества в социальном и культурном плане определяется сохранением исторических и национальных корней. Сегодня практически каждый понимает, что это во многом зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам от наших предков.
Изучение данного курса по народной культуре способствует развитию у детей исторической памяти, их духовно – нравственному воспитанию и формированию эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающей действительности, становлению творческих качеств личности.
Содержание занятий строится по земельно – календарному принципу, на каждое время года. Народный праздник определяет тематику занятий, т. е. в основе их лежит создание художественного образа, связанного с традиционной народной культурой. Общая тема всего учебного года – « Народные календарные праздники в жизни человека. Календарь – месяцеслов». В этой тематике отражаются древние народные представления и приметы, посиделки являются коллективным занятием. В процессе проведения народных праздников дети познают обычаи, обряды традиционной народной культуры, что в свою очередь способствует воспитанию духовно – нравственной личности. Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Учебный предмет « Народный календарь – месяцеслов» является аналогией той среды, в которой ребенок проживает, ежедневно сталкиваясь с ее проявлениями: праздниками, семейными традициями, ритуалами, поведением окружающих, в том числе и педагогов. Вот почему уроки по народной культуре направлены, прежде всего, на доброжелательное общение. Средством решения данного курса является разработка и проведение нестандартных и интегрированных уроков. В проведении и подготовке таких уроков привлекаются мамы и папы, бабушки и дедушки, сестрички и братишки учащихся. Здесь появляется реальная возможность поднять авторитет даже самого слабого ученика.
Цель: приобщение детей к культурному наследию, формирование у них чувства любви к прекрасному, доброму, вечному.
Задачи:
- формирование представлений о развитии мировоззрения наших предков;
- расширение знаний о народной культуре;
- воспитание любви к своему народу, к своей малой и большой Родине в процессе осмысления культурного наследия предков.
Знать :
- знать основные календарные праздники и рассказывать о них;
- знать особенности традиционных календарных праздников: Троица, Семики, Иван Купала;
- знать основные земледельческие праздники славянских народов;
- знать и уметь играть в народные игры;
- уметь делать тряпичную куклу « Кукла – Берегиня».
Учебно – тематический план
№ | Тема занятия | теория | практика |
1 | Введение народную культуру. Народный календарь – месяцеслов. | 1 | |
2 | Детский фольклор: пестушки, потешки, песни | 1 | |
3 | Сентябрь – листопадник. | 1 | |
4 | Родительские посделки. | 1 | |
5 | Октябрь – журавлиный лет. | 1 | |
6 | Изготовление книжки – малышки. | 1 | |
7 | Изготовление куклы – берегини. | 1 | |
8 | Прикладное искусство – часть народной культуры. Роспись прялки. | 1 | |
9 | Ноябрь – ворота зимы. | 1 | |
10 | Осень – время охоты и рыбалки. | 1 | |
11 | Декабрь спросит, что лето припасло. | 1 | |
12 | Русская народная игрушка. Изготовление из соленого теста игрушки(конь). Роспись игрушки. | 1 | |
13 | Наум - грамотник. Как учились в старину. Изготовление закладки. | 1 | |
14 | Святки – главный зимний праздник. Изготовление маски. | 1 | |
15 | Родительские посиделки: обычаи святок, игры, разучивание колядок. | 1 | |
16 | Январь – году начало, зиме середина. | 1 | |
17 | Рождество – семейный праздник. Крещение. | 1 | |
18 | Зимние посиделки с родителями, бабушками. Изготовление салфетки. | 1 | |
19 | У февраля два друга – метель да вьюга. | 1 | |
20 | Февраль – время посиделок. Рассказы о домовом. | 1 | |
21 | Зимние забавы детей. | 1 | |
22 | Лепим снеговика из снега. (участие родителей) | 1 | |
23 | Март теплом всех привечает. Возвращение птиц. Рисование грача. | 1 | |
24 | Масленица. | 1 | |
25 | Весна - утро года. Изготовление из соленого теста игрушки – свистульки. Роспись свистульки. | 1 | |
26 | Апрель – водолей, снегогон. | 1 | |
27 | Пасха. Изготовление пасхального яйца. Роспись яйца. | 1 | |
28 | Весна – начало посевов. | 1 | |
29 | Изготовление стаканчиков под рассаду. | 1 | |
30 | Май – лошадку запрягай. | 1 | |
31 | Зеленые святки. | 1 | |
32 | Июль – макушка лета. Лекарственные травы. | 1 | |
33 | Июль – страдник. Праздник Ивана Купалы. | 1 | |
34 | Август – жнивень. Жизнь в единении с природой. | 1 | |
Всего: | 20 | 14 |
Литература
- Нестандартные уроки и творческие занятия. Троицкая Н.Б. Дрофа, 2003г.
- Изобразительное искусство, мифология, фольклор. Неретина Л.В. Владос, 2004 г.
- Народная культура. Фликова О.В., Макарова М.В. Владос, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа интегрированного курса
Программа интегрированного курса "Азбука здоровья" предметы окружающий мир и физическая культура....
Программа интегрированного курса
Программа интегрированного курса "Основы здорового образа жизни"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-344656-1384445062.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Интегрированного курса технологии (труд и информатика), 4 класс
Программа адресована учащимся начальных классов общеобразовательных школ. Рабочая программа по технологии разработана в соответствии:с требованиями федерального государственного образовательного...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265116-1370946605.jpg)
Программа интегрированного курса математики и английского языка в 3 классе
Благодаря интеграции в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-361221-1386229097.jpg)
Программа интегрированного курса внеурочной деятельности "Загадочная грамматика"
Курс «Загадочная грамматика» предназначен для обучающихся первого класса и представляет собой интеграцию русского языка и произведений фольклора. При разработке программы была поставлена задача:...
Программа интегрированного курса информатики и английского языка «В мире информатики на английском языке»
Программа интегрированного курса информатики и английского языка «В мире информатики на английском языке» предназначена для работы с учащимися начальной школы. Рабочая программа рассчитана на 34...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842540-1478173341.jpg)
Программа интегрированного курса "Мы - дети природы" (2 - 4 кл)
Краеведческий курс "Мы - дети природы" призван изучать культуру, обычаи народов ханты и манси для учащихся, проживающих на территории ХМАО-Югры. Изучение курса ведётся интегрированно во 2 - 4 кл...