Программа интегрированного курса
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Программа интегрированного курса "Основы здорового образа жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozozh.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____________/Н.Л.Князева/

                               

от «__»__________2012г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

____________/БалашкинаН.В/

                                 

от «__»__________2012г

 

Образовательная программа педагога 

Автаева Татьяна Ивановна

    (первая  категория)

интегрированного курса «Основы здорового образа жизни»

для 1 класса

2012 -2013 учебный год.

                                                                               

Пояснительная записка.

Стратегия развития образовательного учреждения МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»– организация проективного управления, целенаправленно, системно и непрерывно обеспечивающего в пространстве управленческих влияний на развитие образовательной среды взрослеющего человека как совокупного субъекта и объекта своего развития.

Миссия: выработка у первоклассников  наблюдательности, активности, устойчивого интереса к познанию, сформировать основные черты индивидуального стиля учебной деятельности.

Цели обучения :

  1. формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно;
  2. формирование личности творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции;
  3. формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми;
  4. получение знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;
  5. формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными;
  6. формирование навыков рационального питания, закаливания, физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья.

   

Ключевые компетенции: коммуникативная, рефлексивная, ценностно – ориентированная, компетенция личностного саморазвития.

Базовые компетенции: знания и умения, предусмотренные Стандартом начального общего образования по окружающему миру  и требованиям к уровню подготовки  первоклассников в результате изучения окружающего мира и ОЗОЖ.

Рабочая программа курса разработана на основе авторской программы «Основы здорового образа жизни» авторов Лысогорской М.В., Орловой  М.М., Смирновой  Н.Н., Павловой  М.А.и др.,  и согласуется с концепцией  Образовательной системы  «Школа 2100» (науч.рук. чл.-корр. РАО доктор психологических наук, академик Д.И. Фельдштейн.), утверждённой МО РФ .

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

 Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения,  физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

    Программа составлена с учётом возрастных особенностей и проявлений сензитивности к усвоению определённых знаний на каждом уровне развития.

    Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

 В программу включены совместные занятия родителей и детей. В образовательном учреждении необходимо организовать родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подрастающего поколения.

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.

 Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия, как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

 Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

 Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

 Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

 Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Список литературы

1. Программа «Основы здорового образа жизни» и методические рекомендации в 4 ч. / Лысогорская М.В., Орлова М.М., Смирнова Н.Н., Акузина О.П., Павлова М.А., Михайлина М.Ю. и др., - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2000.

2. Основы здорового образа жизни. (Учебно – методическое пособие). / Фролова С.В., Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А., - Изд-во «Научная книга», Саратов,2005 - 78с.

3. Образование в области здоровья (Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов). / Павлова М.А., Иванов О.А. - Саратов 2007. - 48с.

4. Работа образовательного учреждения по сопровождению здоровья участников образовательного процесса. (Методическое пособие). / Павлова М.А. - Саратов 2007. - 64 с.

5. Психогимнастические упражнения для школьников. Разминки, энергизаторы, активаторы. / авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 87стр.

6. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры / авт.-сост. М. А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.

7. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении. Система работы, мониторинг / авт.-сост. М.А. Павлова, О.С. Гришанова, Е.В. Гусева – Волгоград: Учитель, 2010. – 278 стр.

8. Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н. Основы здорового образа жизни: Региональная образовательная программа - Саратов, Добродея, 2008.- 34 с.


и тема блока


п/п

ТЕМА  УРОКА

ПО ОЗОЖ

ТЕМА  УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ

номер урока окр.мира

дата проведения

план

факт




1

Мой мир.

1


2


3

Такой разный мир.


Я и мои поступки.


Жить для себя и жить для других.

Ты и твоя семья.


Ты и твоя семья. Продолжение.


Учимся быть самостоятельными. Правила безопасности.

21


22


24

   


     





2

Воспитание.

4



5


6




7

Что такое воспитание себя.



Добро и зло в жизни людей.


Занятия по развитию воображения, внимания, памяти, мышления.



Занятия по развитию воображения, внимания, памяти, мышления.

Продолжение.

Ты и твои друзья. Правила общения.


Зима – покой природы.


Повторение изученного материала. Самостоятельная работа.


Посёлок , в котором мы живём.

26



28


30




33




3

Проблемные ситуации.










4.

Семья.









5.

Внутренний мир.




8


9


10




11


12





13



14



15




16


17




Что такое «насилие».


Что такое «жестокость».


Насильственное и ненасильственное решение проблем.



Анализ опасных ситуаций.


Анализ опасных ситуаций.





Папа, мама, я – дружная семья. Ответственность в семье.


Как быть папой? (особенности ролевых взаимоотношений в семье).


Как быть мамой? (особенности ролевых взаимоотношений в семье).



Как мы дышим?


Расти здоровым (брейн-ринг для детей).


Учимся быть пешеходами.


Хозяйство человека.


Повторение изученного материала. Самостоятельная работа.


Твёрдые тела, жидкости и газы.


Повторение изученного материала. Самостоятельная работа.



Правила безопасности в весеннее время.


Весна – половодье и стихия воды.


Живое и неживое.




Человек – разумное существо.


Повторение изученного материала.


35


37


39




41


42





44



45



47



















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированного курса

Программа интегрированного курса "Азбука здоровья" предметы окружающий мир и физическая культура....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Интегрированного курса технологии (труд и информатика), 4 класс

Программа адресована учащимся начальных классов общеобразовательных школ. Рабочая программа по технологии разработана в соответствии:с требованиями федерального государственного образовательного...

Программа интегрированного курса математики и английского языка в 3 классе

Благодаря интеграции в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой пр...

Программа интегрированного курса внеурочной деятельности "Загадочная грамматика"

Курс «Загадочная  грамматика» предназначен для обучающихся первого класса и представляет собой интеграцию русского языка и произведений фольклора. При разработке программы была поставлена задача:...

Программа интегрированного курса обучения по народной культуре "Народный календарь - месяцеслов"

Программа расчитана на изучение истории наших предков, их обычаев и традиций....

Программа интегрированного курса информатики и английского языка «В мире информатики на английском языке»

Программа интегрированного курса информатики и английского языка «В мире информатики на  английском языке» предназначена для работы с учащимися начальной школы. Рабочая программа рассчитана на 34...

Программа интегрированного курса "Мы - дети природы" (2 - 4 кл)

Краеведческий курс "Мы - дети природы"  призван изучать культуру, обычаи народов ханты и манси для учащихся, проживающих на территории ХМАО-Югры. Изучение курса ведётся интегрированно во 2 - 4 кл...