Логопедическое занятие для учащихся 1 класса на тему "Экскурсия в осенний лес"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Богданова Елена Аркадьевна

Цель занятия - закрепить и систематизировать знания учащихся об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx36.76 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Cредняя общеобразовательная школа № 2”

городского округа г. Волгореченск

Методическая разработка логопедического занятия

для учащихся 1 класса.

.

Тема занятия: «Экскурсия  в осенний лес».

                                                                  Составила:

                                                                      учитель — логопед

                                                                          Богданова Елена Аркадьевна 

2015 г.

    Цель занятия: закрепить и систематизировать знания учащихся об осени.

Коррекционно- образовательные задачи:

  • закрепить знания учащихся об осенних явлениях и признаках осени;
  • совершенствовать  умения образовывать относительные прилагательные;
  • совершенствовать  умения образовывать существительные с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов;
  • совершенствовать  умения согласовывать существительные в роде и  падеже;
  • продолжать учить отвечать полными предложениями.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие, навык звукового анализа, зрительное внимание, мышление;
  • активизировать речевую деятельность;
  • развивать общую, тонкую моторики, координацию речи и движения.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • формировать умения доводить начатое дело до конца, аккуратности в работе;
  • расширять у детей представление об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:  мультимедийная доска, презентация со слайдами, листы с заданиями, цветные карандаши.



Ход занятия.

  1. Организационный  момент.
    - Здравствуйте, ребята!  
    Я очень рада видеть вас сегодня.

                                                                                                                                                                                       
    II.  Основная часть.

   1. Введение в тему занятия.

-   Ребята, для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку.

Подошла она украдкой,
С букварем в руках, с тетрадкой.
Приглашает снова в школу,
Год учебный начат новый.
Всё накрыла позолотой.
И прибавила работы.
Рады мы подаркам очень –
Ведь щедра дарами – … ОСЕНЬ! (слайд 2)

- Кто готов сформулировать тему нашего сегодня урока? Очём мы будем говорить?

  2. Актуализация знаний

 - Совершенно верно. Сегодня мы будем говорить о таком прекрасном времени года, как осень. Кто сможет назвать осенние месяцы?

-Сентябрь, октябрь ,ноябрь.

 - Ребята, вашему вниманию я сейчас предлагаю видеосюжет про осень. Посмотрите его внимательно и скажите, какие изменения в природе происходят осенью. Отвечайте пожалуйста полными предложениями.

ОСЕННИЕ КАРТИНКИ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МУЛЬТИК. НАШЕ ВСЁ!

Осенние картинки. Музыкальный мультик. Наше_всё!

http://yandex.ru/video/search?p=3&filmId=v4oOCs-iUXI&text=%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&_=144568415811

    Ответы детей:

 - Небо покрыто тучами.

- Солнышко всё реже выглядывает из-за туч.

- Дует холодный ветер.

- Чаще идут дожди.

- Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают.

- Птицы улетают в тёплые края.

- Люди собирают урожай.

- Все изменения природы, которые происходят осенью, вы назвали правильно.

  3. Загадки

   -  Я вам предлагаю сегодня совершить экскурсию в осенний лес (слайд 3). В лесу нас встречает лесовичок  (слайд 4). Он хочет узнать, как хорошо вы знаете названия деревьев. Для этого вы должны отгадать его загадки. В слове – отгадке назовите первый и последний звук.

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила

А о чём она грустит

Никому не говорит. (Ива.)

(слайд 5)

Весной растёт ,летом цветёт.

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок- на медок,

Лечит от гриппа

Кашля и хрипа (Липа.)

               (слайд 6)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок и могуч,

Не боюсь ни гроз ,ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего,  что плод мой мелок. (Дуб.)

(слайд 7)

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Я кормлю свиней и белок,                                      Книзу веточки спускаются,                      А на веточках сережки.

(Берёза.)                                                                                    (слайд 8)

Почки липучие,

Листья пахучие.

Плоды летучие.

(Тополь.)              

(слайд 9)

Листик на ладонь похож,

Осенью красив, пригож...

Каждый в дерево влюблён,

потому что это ...

(Клён.)               

(слайд 10)

Увидал в лесу,
Ягоду-красу,
Тяжела корзина,
Хороша... 

(Рябина.)               

(слайд 11)

   4. Дидактическая  игра  «Скажи ласково» .

   -  Молодцы, ребята!  Загадки вы отгадали. Сейчас мы поиграем в  игру  «Скажи ласково». Давайте назовем  деревья ласковыми словами.  (слайд 12)

    - Например: Дуб.  Дубок – дубочек.

    - Берёза. Берёзка – берёзонька.

    -  Ива. Ивушка  - ивонька.

     -  Клён.  Кленок – кленочек.

     - Рябина. Рябинка – рябинушка.

   5. Дидактическая игра “Назови лист”.

   -  Хорошо! Лесовичок  благодарит вас за то, что  вы знаете ласковые названия деревьев. Сейчас он приготовил для вас следующее задание.  Лесовичок  хочет послушать, правильно  ли вы называете   листья  деревьев.  Посмотрите на экран и назовите, какой листок упал с дерева.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по теме "Что это за листья?"  (слайды №4 - №8)  http://festival.1september.ru/articles/641439/

- Этот листок  упал с клёна. Кленовый листок.  (слайд 13)

- А этот листок  упал с рябины. Рябиновый листок.   (слайд 14)

- Вот это листок с дуба. Дубовый листок.  (слайд 15)

- А этот листок упал с тополя. Тополиный листок.  (слайд 16)

- А этот листок  упал  с  берёзы. Берёзовый  листок. (слайд 17)

  А этот листок  упал  с  ивы. Ивовый  листок. (слайд 18)

- А этот листок  упал  с липы. Липовый листок. (слайд 19)

  - Все правильно! Назвали все листочки верно! Сейчас мы немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста, каждый у своего места.

6. Физминутка «Дуб».(слайд 20)

На поляне дуб стоит,

Во все стороны глядит.

Ветки к солнцу свои тянет,

Ветер часто дуб качает.

Дуб к земле от ветра гнётся,

Но нисколько не сдаётся.

Стоим прямо, ноги вместе.

Повороты туловищем, не сдвигая ног с места

Поднимаем руки вверх.

Качаемся с поднятыми руками вправо – влево

Руки на поясе, наклоняемся вперёд – назад.

Выпрямляемся и стоим прямо.


(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)

-  Молодцы. Лесовичок  приготовил вам еще задание, которое называется “Дорисуй листочек”. (слайд 21)

    7. “Дорисуй листочек”.

  - Посмотрите, у каждого на столах лежит тот самый лист с заданием, который сделал для вас Лесовичок. Он рисовал листочки деревьев и не дорисовал. Вам сейчас нужно их дорисовать. Выполняйте задание аккуратно, не торопитесь. Лесовичок оценит работу каждого.

   - Ваши работы я у вас соберу и Лесовичку  обязательно передам. Ребята, Лесовечок тоже рисовал листочки деревьев, но подул ветер и все нарисованные листочки перемешал (детям раздаются листы с заданием). Посмотрите на эти листочки и попробуйте сосчитать, сколько же их Лесовичок нарисовал. Вслух количество не говорите, напишите число.

-  Посмотрите на экран, давайте назовем, листочки каких деревьев здесь нарисованы. (слайд 22)

    8. Игра «Дополни предложение».

-  Все  справились с заданием?  Продолжаем. Предлагаю вам игру  «Дополни предложение».  Я  буду говорить начало предложения, а вы должны подобрать недостающие слова, обозначающие признаки предметов.

Например: На опушке растет ель. Какие еще можно подобрать слова ,ель какая?  На опушке растет высокая, стройная, зеленая ель.

- У сосны иголки. У сосны- длинные, зеленные иголки.  (слайд 23)

-  У дуба ствол. У дуба - мощный, крепкий, старый ствол.   (слайд 24)

- У клена листья. У  клена- красивые, резные, желтые листья.   (слайд 25)

- У ивы –листья. У ивы –длинные, узкие листья.   (слайд 26)

- У сосны корни. У сосны –сильные и мощные корни. (слайд 27)

    9. Физкультминутка “Белочка

-  Сейчас мы с вами отдохнем. Лесовичок предлагает нам сходить в гости к белочке и с ней провести разминку.

http://yandex.ru/video/search?text=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0&safety=1

-  Все отдохнули? Продолжаем нашуэкскурсию. Ребята, пока мы отдыхали, подул снова ветер  и  картинки с изображением деревьев перепутались с названиями. Лесовичок очень расстроился. Давайте восстановим порядок. Соедините картинки с соответствующими названиями (работа на листочках бумаги). Ребята, в названиях деревьев буквы, которые обозначают  гласные  звуки, подчеркните красным цветом, согласные - синим. (слайд 28)

- Молодцы. Сейчас мы завершим наше путешествие следующим заданием.

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого пальца) Будем  листья собирать.     (сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.

 - Сейчас каждый получит листочек с нарисованным на нем осенним букетов. Вы должны его красиво и аккуратно раскрасить. Этот букет будет осенним подарком для вашим мам или для кого то еще по вашему желанию. (слайд 29)

   

   III. Подведение итогов

Ребята, скажите, где мы с вами сегодня побывали? (ответы детей)

-Что понравилось вам, запомнилось из нашего путешествия? (ответы детей)

Источники:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ экскурсия в Осенний лес ” Составила: учитель — логопед Богданова Елена Аркадьевна Логопедическое занятие для первоклассников

Слайд 2

Осень

Слайд 3

Осенний лес

Слайд 4

Лесовичок

Слайд 5

ива

Слайд 6

липа

Слайд 7

дуб

Слайд 8

берёза

Слайд 9

тополь

Слайд 10

клён

Слайд 11

рябина

Слайд 12

Лес осенью

Слайд 13

“ назови Лист ”

Слайд 14

“ назови Лист ”

Слайд 15

“ назови Лист ”

Слайд 16

“ назови Лист ”

Слайд 17

“ назови Лист ”

Слайд 18

“ назови Лист ”

Слайд 19

“ назови Лист ”

Слайд 20

дуб

Слайд 21

“ дорисуй листочек ”

Слайд 22

“ назови листочки ”

Слайд 23

у сосны иголки …

Слайд 24

у дуба ствол …

Слайд 25

у клёна листья …

Слайд 26

У ивы листья …

Слайд 27

У сосны корни …

Слайд 28

клён рябина ива липа “ СОЕДИНИ ”

Слайд 29

“ раскрась букет ”

Слайд 30

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

логопедическое занятие в 4 классе "ОР"(VIIIвида,2-йвариант) "Дары осени:овощи"

фронтальное занятие для учащихся с множественными нарушениями,с использованием аторских презентаций для не говорящих детей....

"Осенний калейдоскоп" -приемы по развитию зрительно-моторной координации и межполушарного взаимодействия на логопедическом занятии в 1 классе.

В материале отражены приемы работы по развитию зрительно-моторной координации и межполушарного взаимодействия ("Гимнастика мозга") с учащимися 1 класса с ОНР. Лексико-грамматические упражнен...

Логопедическое занятие в 1 классе "Осень.Звук и буква О"

Конспект логопедического занятия в 1 классе....

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....