Конспект индивидуального занятия
план-конспект по логопедии на тему

Харчевникова Марина Андреевна

В гостях у Лесовичка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zanyatiya.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия "В гостях у Лесовичка".

Тема: Автоматизация звука [Ч] в словах и фразах.

Задачи:

  1. Коррекционно-развивающие
  • Развивать мимическую и артикуляторную моторику
  • Развивать фонематическое восприятие звука [Ч] на слух и в произношении
  • Развивать навыки звукового и слогового анализа слов
  • Развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук
  • Развивать внимание, память, мышление
  1. Образовательные
  • Закрепить навык словоизменения
  • Учить детей работе в коллективе
  • Приобщить к традициям русского быта, обогащать словарь по теме
  1. Воспитательные
  • Воспитывать навык самоконтроля
  • Воспитывать организованное поведение во время урока

Оборудование:
Занятие проводится в комнате, оборудованной в стиле русской избы. Кукла - Лесовичок, телефон, чугунок, прялка, сундучок, набор детской одежды, светофорик на батарейках, предметные картинки.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность логопеда

Предполагаемые ответы детей

Время

I.Организационный момент

Артикуляционная гимнастика

Уточнение артикуляции звука [Ч] (положение язычка, губ), воздушной струи

- Здравствуй! Мне позвонил старичок – Лесовичок и пригласил в гости на дачу. Хочешь отправиться со мной?

- Необходимо приготовиться к поездке. Надо подготовить язычок.

"  Крылечко" 
Чок- чок, чок- чок, 
Я - весёлый язычок! 
Побегу сейчас гулять, 
На крылечке загорать.

"  Часики" 
Чок-чок, чок-чок, 
Наш весёлый язычок 
На часы взглянул – идут: 
"Тик-так, тики-тук!"

"  Вкусное варенье" 
На солнышке повалялся 
И проголодался.

"  Маляр" 
Хватит отдыхать, вставай! 
Не ленись и не зевай, 
В руки кисточку возьми, 
Потолочек побели.

"  Чашечка" 
Потолочек побелили, 
А ведь чашки не помыли!

Чок-чок,чок-чок, 
Я весёлый язычок. 
День прошел и – на бочок.

- Расскажи, куда ставим язычок, когда произносим звук [Ч]?

Здравствуйте! Да, очень.

Ребенок выполняет.

Губки округлены и выдвинуты вперед, кончик языка прижат за верхними зубами, а воздушная струйка разбивает эту преграду.

1 минута

5 минут

1 минута

II. Основная часть

Изолированное произнесение звук [Ч]

Характеристика звука

Связь звука с буквой

Автоматизация звука Ч в слогах

Мимические упражнения

Развитие фонематического восприятия

Дифференцированное произнесение слов

Физминутка

Упражнение на развитие воздушной струи

Автоматизация звука [Ч] в словах различных грамматических категорий

- Предупреди всех, что язычок лёг спать!

- Возьмём звук [Ч] с собой в гости к Лесовичку? 
-Расскажи, какой это звук?

- В какой букве живёт звук [Ч]? 
-Напиши в воздухе пальчиком букву [Ч]. 
- Выложи ниточкой букву [Ч].

- Надо предупредить Лесовичка о том, что мы к нему уже едем. 
-Позвони по телефону и скажи на лесном языке. 
Повторение слогового ряда: 

ач-оч-уч   ча-чо-чу 
очк-ычк   ыч-ач-ыч 
чу-ча-чу   учк-ачк

-Обрадовался Лесовичок, когда узнал, что мы приедем. 

- Нахмурится, когда мы постучим к нему в дверь. 

- Улыбнётся, когда нас увидит. 

- Загрустит, когда мы будем уезжать.

- Нужно собрать необходимые вещи в дорогу со звуком [Ч], а поможет нам светофор. Каким цветом мы обозначаем звук [Ч]? Почему? 

-У светофора тоже есть "глазок" зелёного цвета. Я буду называть слова, а ты включай у светофора зелёный "глазок", если услышишь в слове звук [Ч].

Игра "  Светофор". 
На слова со звуком [Ч] – ребёнок нажимает кнопку, включая зелёный свет, на слова без звука [Ч] – жёлтый. 
Слова для произнесения: 
носочки, курточка, сумка, юбка, кофточка, брюки, перчатки.

- Без подарков в гости не ходят. Выбери подарки со звуком [Ч] для Лесовичка, сложи их в сумку (очки, книга, бабочка, ручка, альбом, чайник).

-Ну, вот мы все собрали. Теперь в путь.

Руки согнуть в локтях, вытягивать руки вперёд поочерёдно, имитируя движения колёс паровоза. Выполнять упражнения, произнося утрированно звук [Ч]. 
Чу-чу-чу, далеко я укачу. 
Чу-чу-чу, я на дачу хочу. 
Ча-ча-ча, вот видна и да-ча.

- Нам осталось пройти через полянку, и мы будем на даче у Лесовичка. 
Отгадай, кого я вижу на полянке? 

Спал цветок - и вдруг проснулся, 
Больше спать не захотел! 
Потянулся, встрепенулся, 
Взвился вверх и улетел.
 

- Видишь бабочку? Помоги ей взлететь, подуй на неё. 

- Вот мы и добрались. Стучи в дверь. 
- Поздоровайся с Лесовичком. 
- Покажи нам Лесовичок как ты живешь? 
- Что это? (печь)

Что стоит на печи? (чугунок) В чугунке каша какая, рисовая или гречневая? Для чего нужна прялочка? Что вяжут из ниточек? Что это за коробка? (сундучок) Какая одежда лежит в сундучке? (юбочка, кофточка, носочки, перчатки, рукавички).

- Ч-ч-ч-ч.

Да!

Глухой, всегда мягкий

Ребенок выполняет задание

ач-оч-уч   

ча-чо-чу 
очк-ычк  

 ыч-ач-ыч 
чу-ча-чу   учк-ачк

Ребенок повторяет за логопедом

Зеленым, потому что [Ч] мягкий звук

Ребенок на каждое названное слово включает зеленый или желтый “глазок”.

Очки, бабочка, ручка, чайник.

Выполняет упражнение

Чу-чу-чу, далеко я укачу. 
Чу-чу-чу, я на дачу хочу. 
Ча-ча-ча, вот видна и да-ча.

Бабочка

На нитке подвешена к потолку бумажная бабочка, ребёнок дует на неё, а логопед незаметно подтягивает бабочку на нитке вверх – она полетела.

Здравствуй, Лесовичек!

Ребенок повторяет за логопедом слова.

1 минута

1 минута

2 минуты

3 минуты

1 минута

3 минуты

2 минуты

3 минуты

5 минут

3 минуты

III.Заключительная часть

- За каким звуком мы сегодня следили в речи? 
- Какой звук повторялся в словах? 
- У кого в гостях мы были? 
-Попрощайся с Лесовичком.

За звуком [Ч]

Звук [Ч]

У Лесовичка
До свидания!

1 минута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия "Постановка звука "Л".

В конспекте представлены задания для постановки звука...

Презентация "Признаки весны" к конспекту индивидуального занятия .

Предназначена для развития речи дошкольников с нарушениями слуха....

Конспект индивидуального занятия Дифференциация С-Ш

Занятие по дифференциации звуков C-Ш...

Конспект индивидуального занятия на тему: "Автоматизация звука Р в словах и фразе"

Занятие по автоматизации звука Р в словах и фразе для ребенка 7 лет с дизартирей....

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения в 4 классе II отделения

Данный конспект содержит материал по формированию произношения тема "автоматизация звука С в словах" и развитию слухового восприятия по теме  "Правильное питание". Рекомендован для логопедов и су...

Конспект индивидуального занятия.

Конспет по автоматизации звука в в словах, состоящих из 2-3 слогов....

Конспект индивидуального занятия по коррекции аграмматической дисграфии.

Согласование существительных с прилагательными....