Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности"Речевые игры" 1 класс.
    рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

    Бобрышова Наталия Владимировна

    Данная программа предназначена для учителей начальных классов и логопедов, работающих на логопунктах при школе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rechevye_igry_1_a_klass.docx67.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    лицей № 419 Петродворцового района Санкт-Петербурга

    ПРИНЯТО

    Педагогическим советом

    ГБОУ лицея № 419

    Санкт-Петербурга

    Протокол № ____

    от «____» августа 20___ г.

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор ГБОУ

    лицея № 419

    Санкт-Петербурга

    ____________Т.Г. Геворкян

    «_____» августа  20___ г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по

    направление

    внеурочной деятельности  «Речевые игры»

    «социальное»

    класс

     

    1 «А»

    учитель

    Бобрышова  Наталия  Владимировна

    учебный год

    2015-2016

    Санкт-Петербург

    2015

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Титульный лист ……………………………………………………………………..……...1
    2. Содержание ………………………………………………………………………………....2
    3. Нормативные документы …………………………………………………….……………3
    4. Пояснительная записка ……………………………………………………..……………...3
    5. Цель и задачи программы…………………………………………………..………………4
    6. Принципы построения программы ……………………………………..………………...4
    7. Содержание программы …………………………………………………..………………..5
    8. Участники программы…………………………………………………….………………..7
    9. Сроки реализации программы…………………………………………….……………….7
    10. Методическое и материально-техническое обеспечение программы…….……………..7
    11. Межпредметная и внутрипредметная интеграция………………………….…………….8
    12. Ожидаемые результаты………………………………………………………..……………8
    13. Уровень  результатов работы по программе…………………………………..…………10
    14. Система  отслеживания и оценивания результатов обучения детей…………..……….10
    15. Учебно-тематический план…………………………...……………………….………….12
    16. Список литературы …………………………………………………………….…………18

                     


    Образовательная  программа

    Речевые игры

    НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    В условиях реализации ФГОС НОО содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:

    1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
    2. Закон об образовании от 29декабря 2012г. № 273 ФЗ
    3. Федеральный государственный стандарт Приказ МОиН № 373 от 06.10.2009г. регистрация  Минюст  № 17785 от 22.12.2009
    4. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
      Приказ МОиН №1241 от 26.11.2010г., зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный №19707 Приказ МОиН №2357 от 22.09.2011г., зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный №22540 Приказ МОиН №1060 от 18.12.2012г.
    5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа - 21.02.2015г.).  
    6. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
      Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
      СанПин2.4.2.2821-10
    7. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования
      Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296
    8. Инструктивно-методическое письмо КО СПб №03-20-1905/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 14.05.14
    9. Письмо КО СПб №03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности» от15.09.14.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления школьной неуспеваемости остаётся одной из актуальных проблем современной школы. Как отмечает А.Н. Корнев (2003), трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее часто причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Количество учащихся, которые по разным причинам оказываются не в состоянии за отведённое время и в необходимом объёме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается.

           В последнее время повышенный интерес исследователей в различных областях психологии, нейропсихологии, логопедии вызывает феномен дисграфии. И, как отмечает И.Н. Садовникова (2005), основной задачей логопеда является своевременное выявление и устранение дисграфии в начальных классах, не допускающее перехода расстройств письменной речи на следующие ступени обучения. В противном случае стойкие специфические ошибки письма будут в явном или замаскированном виде сопровождать учащихся и в последующие годы, осложняя их учебно-познавательную деятельность. Всё это свидетельствует об актуальности создания программы по профилактике дисграфии в начальном звене обучения.

    При  переходе школы  на новые федеральные государственные образовательные стандарты появилась   возможность  разработки модернизированной  программы внеурочной деятельности по профилактике нарушений  устной и письменной речи учащихся,   развитию высших психических функций, мыслительных операций, совершенствованию их познавательных способностей,   формированию условий   для  успешной адаптации ребёнка в школе и  обществе.

           Игра по-прежнему занимает значительное место в деятельности младших школьников. Дети  активно включаются в интересную игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений.  Использование на занятиях  речевых игр  привлекает и радует младших школьников, помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к родному языку.

     Курс «Речевые игры» направлен на профилактику нарушений устной и письменной речи учащихся  в период начального школьного обучения, развитие речевых и неречевых психических функций; воспитание правильного речевого поведения через игровую деятельность.

       Программа «Речевые игры» рассчитана на учащихся 1 классов и предназначена для работы в любой системе начального образования.

    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

    Цель программы: 

    формирование личности, полноценно владеющей устной  речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

    Задачи программы:

    1. развитие и формирование  у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений;
    2. формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы;
    3. развитие мелкой моторики рук;
    4. воспитание культурной и интеллектуальной личности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;

    При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

    ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

    Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».

    Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

    Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

    Принцип комплексности осуществляется путём построения логопедического воздействия не только на развитие речевых функций, но и на целый ряд неречевых психических функций тесно связанных с речью.

    Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно - логопедического воздействия ведётся с учётом последовательности появления форм и функций речи.

    Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

    Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования условий всестороннего развития  ребёнка.

    Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

    Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

    Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма, с учётом психических особенностей личностей, уровня речевого и интеллектуального развития каждого учащегося.

     Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

    Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

    Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

       Принцип практичности. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, учащиеся  могут использоваться как в повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                1 класс

    1. Лес.  (1)

    Звуки гласные и согласные. Лексика и словообразование.

    1. Цветы на клумбе. (1)

    Буквы А и О. Дифференциация звуков, составление словосочетаний.

    1. Шары. (1)

    Буква Ы. Образование множественного числа.

    1. Порядок.  (1)

    Буква Н. Предлог на. 

    1. Самолёт.  (1)

    Буква С. Звук [с].

    1. Кактусы. (1)

    Буквы К и Т. Решение логической задачи, аргументация.

    1. Лягушата.  (1)

    Буква Л. Звук [л]. Автоматизация звука.

    1. Краски. Цвета и оттенки.  (1)

    Буква Р. Лексика по теме, словообразование.

    1. Виноград.  (1)

    Буква В. Использование предлогов, лексика.

    1. Паук и муха. (1)

    Буква П. Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек.

    1. Транспорт.  (1)

    Буква М. Лексика по теме, словообразование.

    1. Снеговик.   (1)

    Буквы З-С. Дифференциация звуков [з] и [с], работа над дикцией.

    1. Бабочка. (1)

    Буквы Б-П. Сочинение – описание.

    1. Роботы. (1)

    Буквы Д-Т. Дифференциация звуков [д] и [т], работа над дикцией.

    1. Черепаха. (1)

    Буква Ч. Развитие мышления, устное сочинение.

    1. День. (1)

    Мягкие согласные звуки. Развитие мышления, устное сочинение.

    1. Шмель. (1)

    Звук Ш. Дифференциация звуков [ж] и [ш], работа над дикцией.

    1. Жук. (1)

    Буква Ж. Дифференциация звуков [ж] и [ш], работа над дикцией.

    1. Ёлка. (1)

    Буква Ё. Составление пересказа.

    1.  Клюква. (1)

    Буква Ю. Составление пересказа.

    1. Цыплёнок. (1)

    Буква Ц. Составление пересказа.

    1. Щенок и щётка. (1)

    Буква Щ. Развитие мышления, устное сочинение.

    1. Фонтан и вода. (1)

    Буквы Ф-В. Дифференциация звуков [ф] и [в], работа над дикцией.

    1. Интонация. Ягоды и львёнок. (1)

    Буква Я. Развитие мышления, устное сочинение.

    1. Часы. (1)

    Дифференциация Ч-Ц, работа над дикцией.

    1. Мыши. (1)

    Дифференциация С-Ш, работа над дикцией.

    1. Кухня. Игровой материал. (1)

    Предметы. Лексика по теме, словообразование.

    1. Листья. Времена года. (1)

    Признаки предметов. Лексика по теме, словообразование.

    1. Камень и львёнок. (1)

    Действия предметов. Развитие мышления, устное сочинение.

    1. Космос и ракета. (1)

    Составление текста из предложений. Развитие мышления, устное сочинение.

    1. Колобок. (1)

    Русские народные сказки. Составление пересказа.

    1. Репка. (1)

    Русские народные сказки. Составление пересказа.

    1. Лето. (1)

    Составление текста. Развитие мышления, устное сочинение.

    Итого - 33 часа

           В целях систематического контроля над уровнем знаний, умений и навыков учащихся предлагаются: тестовые работы. За год  – 3 часа.

    Участники программы

          В реализации программы участвуют обучающиеся 6-7 лет (1 год обучения).

    Сроки реализации программы

    Программа рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю, за год обучения – 33 часа.


    МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

     ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Формы и режим занятий

    Занятия проводятся 1 раз  в неделю. Наполняемость группы  не менее 15 человек.

    • Занятия в классе и в природе.
    • Составление рисунка и штриховка.
    • Составление текста-описания по рисунку.
    • Уроки – путешествия.
    • Уроки – КВН.
    • Праздники.
    • Игры.
    • Викторины.

    Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и  методов, которые использует учитель в своей работе. Курс «Речевые игры» предусматривает следующие методы  работы с детьми: беседы, рассказы, практические упражнения, различные виды игр, моделирование, просмотр мультфильмов.

    Основные технологии:

    • Технология разноуровнего обучения;
    • Развивающее обучение;
    • Технология обучения в сотрудничестве;
    • Коммуникативная технология;
    • Информационно-коммуникативная технология;
    • Здоровьесберегающие технологии.

           Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств  школьника.

      Результативность работы по программе «Речевые игры» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.

    Материально – техническое обеспечение программы

    • электронные библиотеки, DVD-фильмы (сказки, рассказы);
    • записи классической и народной музыки;
    • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы, презентации, интерактивные игры).

    Технические средства обучения

    • мультимедийный проектор;
    • компьютер с программным обеспечением;
    • музыкальный центр;
    • демонстрационная доска для работы маркерами;
    • цифровой фотоаппарат;
    • сканер, ксерокс и цветной принтер.

    МЕЖПРЕДМЕТНАЯ И ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

             Специфика курса «Речевые игры» заключается в его тесной взаимосвязи с русским языком и литературным чтением. Эти три предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. На занятиях по программе «Речевые игры»  используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи. Связь курса «Речевые игры» и уроков  русского языка и литературного чтения закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение пересказу, сочинению и т.д.).

              Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков. Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства, окружающего мира, истории, музыки, этике.

              Использование на занятиях «Речевые игры» физминуток, пальчиковых гимнастик, здоровьесберегающих технологий показывает взаимосвязь программы с предметами:  валеология, ОБЖ, физкультура,  гигиена, анатомия.  

               Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают:  лучшее понимание учащимися изучаемого материла и более высокий уровень владения навыками по программам.

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Курс  «Речевые игры» позволяет решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, которые являются приоритетным направлением в содержании образования.

    Личностные результаты:

    • осознание языка как основного средства человеческого общения;
    • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
    • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
    • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

    Метапредметными  результатами освоения программы «Речевые игры» являются:

    -умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

    -способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

    -понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

    -стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

    Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации): работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста учителем  с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.

    Познавательные УУД (логические)

    • анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой; обнаружение особенностей  букв я,ю, ё,  е: использование  букв для обозначения звука [й'] в начале слова;
    • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «звук» через анализ моделей;    формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков схемах-моделях слов;
    • установление причинно-следственных связей: между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;

    Результативные УУД:

    • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
    • Составлять план выполнения задач.
    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
    • Составлять и отбирать информацию.

              Коммуникативные УУД:

    • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
    • При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
    • Учиться подтверждать аргументы фактами.
    • Организовывать учебное взаимодействие в группе.

            Предметными  результатами освоения программы «Речевые игры» являются:

    -овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

    -умение применять правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

    -умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как  звук, буква, часть слова, предложение;

    -способность контролировать свои действия.


    УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

               В основу изучения курса «Речевые игры»  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

    Первый уровень результатов (1 год обучения) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

     Второй уровень результатов (2 год обучения)  — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

              Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

    Третий уровень результатов (3 – 4 год обучения) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

    СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ

    РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

          Для отслеживания результатов  предусматриваются следующие формы контроля:

    Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (тестирование).  

    Текущий:

    -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

    - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

    -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

    -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

    Итоговый контроль   в формах

    - викторины

    -кроссворды

    -индивидуальные и коллективные творческие работы

    -драматизации сказок

    -выставки работ

    -тестирование;

    -практические работы;

    Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

    – степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

    – поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

    – результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

    – косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).      

    К концу года  учащиеся научатся:

    • выполнять комплекс пальчиковой гимнастики;
    • правильно и чётко произносить отдельные звуки;
    • выполнять комплекс упражнений для работы над дикцией;
    • произносить фразы с разной интонацией;
    • определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст, продолжать текст, пересказывать текст;
    • составлять текст – повествование и текст описание по рисунку;
    • восстанавливать деформированный текст, деформированное предложение;
    • разгадывать и составлять кроссворды.

    К концу года учащиеся познакомятся:

    • с Толковым словарём и правилами работы с ним;
    • с чистоговорками, скороговорками, пословицами русского народа;
    • с русскими народными сказками и авторскими сказками;
    • с новыми словами, многозначными словами, словами – синонимами, словами – антонимами;

    К концу года учащиеся приобретут навыки:

    • работы со справочной литературой;
    • работы в паре, в группе, со взрослыми;
    • самоконтроля и самопроверки;
    • выступления перед слушателями.


    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    занятия

    Тема раздела занятия

    Кол-во часов

    Тип/форма

    занятия

    Основные вопросы, рассматриваемые на занятии

    Основные понятия

    Дата

    Лес

    1

    Занятие-экскурсия,  игры на свежем воздухе.

    Соотнесение понятий звук  и букв; анализ и  характеристика звуков речи.

    Звуки неречевые  и речевые (гласные и согласные)

    04.09.15

    Цветы на клумбе

    1

    Комбинированное занятие.

    Рисунки-штриховки на асфальте.

    Звуковой анализ слов. Знакомство со схемой звукового состава слова. Нахождение места звуков [а], [о] в словах (под ударением). Развитие умения устно рисовать картины природы, уметь размещать предметы в открытом пространстве; выделять композиционный центр.  Развитие пространственного восприятия, мелкой моторики рук.

    Буквы а и о.  Понятия: слово, слог, предложение, ударение.

    Дифференциация звуков.

    11.09.15

    Шары

    1

    Комбинированное занятие.

    Игры в слова.

    Образование   существительных  множественного числа. Деление слов на слоги.  Составление словосочетаний, предложений.

    Буква ы.  Понятия: слово, слог, предложение, ударение, гласные звуки и буквы и их характеристика.

    18.09.15

    Порядок

    1

    Комбинированное занятие.

    Игры на свежем воздухе.

    Предлог на. Связь слов в предложении. Выделение предлога в предложении. Роль предлогов в предложении.

    Буква н. Понятия: звук и буква, гласные и согласные, слово, словосочетание,  предложение.

    25.09.15

    Самолет

    1

    Игра по станциям.

    Звуковой анализ слов. Сравнение этих слов по звуковой структуре. Игра «Услышь слово» со звуком [с], [с'].

    Буква с. Понятия: звук и буква, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые.

    02.10.15

    Кактусы

    1

    Интерактивная игра.

    Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги.  Составление словосочетаний.  Развитие умения решать  логические                  задачи,   аргументировать свои действия.

    Буквы к и т. Понятия: звук и буква, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые.

    09.10.15

    Лягушата

    1

    Комбинированное занятие.

    Звуковой анализ слов. Сравнение этих слов по звуковой структуре. Игра «Назови слово» со звуком [л], [л'].

    Буква л.  Понятия: звук и буква, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые.

    16.10.15

    Краски.

    Цвета и оттенки

    1

    Комбинированное занятие.

    Сравнение слов по звуковой структуре. Игра «Назови слово» со звуком [р], [р']. Ориентировка на листе бумаге. Графический диктант.

    Буква р.  Понятия: звук и буква, мягкие и твёрдые  согласные звуки.

    23.10.15

    Виноград

    1

    Комбинированное занятие.

    Игры с использованием предлогов.

    Знакомство с предлогами – определение их значения, правильное использование предлогов в речи. Активизация словаря по теме: «Фрукты и овощи».

    Буква в. Понятия: звук и буква, мягкие и твёрдые, звонкие и глухие   согласные звуки.

    30.10.15

    Паук и Муха

    1

    Игра-драматизация по сказке К.  Чуковского «Муха-Цокотуха».

    Пересказ сказки по заданному плану. Развитие умения инсценировать  литературное произведение.  

     

    Буква п.  Понятия: звук и буква, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Дифференциация звуков [п] и [п'].

    13.11.15

    Транспорт

    1

    Игра по станциям.

    Определение количества звуков и  слогов в словах. Звуковой и буквенный анализ и синтез слов.  Ориентировка на листе в клеточку.  Активизация словаря антонимов.

    Буква м. Понятия: звук и буква, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые.

    20.11.15

    Снеговик

    1

    Комбинированное занятие.

    Игры - чистоговорки.

    Звуковой анализ слов. Сравнение этих слов по звуковой структуре. Игра «Услышь слово» со звуком [с], [з]. Работа над  дикцией.

    Буквы з-с. Понятия: звук и буква, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые.  Дифференциация звуков        [с] - [з].

    27.11.15

    Бабочка

    1

    Занятие по развитию речи. Мультимедийные зарисовки.

    Устное сочинение-описание.

    Подбор заголовка к тексту.  Устанавливать связь между заголовком и основной мыслью; редактировать текст с нарушенным порядком предложений.

    Буквы б – п. Понятия: звук и буква, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Дифференциация звуков        [б] - [п].

    04.12.15

    Роботы

    1

    Игра по станциям.

    Определение количества звуков и  слогов в словах. Звуковой и буквенный анализ и синтез слов.  Ориентировка на листе в клеточку.  Активизация словаря синонимов.

    Буквы д – т. Понятия: звук и буква, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Дифференциация звуков        [д] - [т].

    11.12.15

    Черепаха

    1

    Занятие по развитию речи. Игра  с использованием мнемотехники.

    Чтение стихотворения В.Орлова хорошо читающими детьми. Звуковой анализ слов «чайник», «спички». Выяснение особенностей звука [ч'] (звук [ч'] всегда мягкий согласный, у него нет мягкой пары). Составление  словосочетаний. Чтение по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Цыферова «Кот».

    Буква ч.

    Понятия: слово, предложение, текст, план.

    18.12.15

    День

    1

    Комбинированное занятие.

    Мультимедийные зарисовки.

    Сравнение звуков по твердости-мягкости. Самостоятельный подбор пары слова по первому звуку по принципу парности по твёрдости – мягкости. Развитие умения составлять  простейшие описательные рассказы.

    Понятия: слово, слог, предложение, ударение. Обозначение мягкости         согласных звуков.

    25.12.15

    Шмель

    1

    Комбинированное занятие.

    Звуковой анализ слов. Сравнение этих слов по звуковой структуре. Игра «Услышь слово» со звуком [ш], [ж]. Определение места звука в слове.  Работа над  дикцией.

    Графический диктант.

    Звук ш.  Понятия: звук и буква, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Дифференциация звуков  [ж] - [ш].

    15.01.16

    Жук

    1

    Комбинированное занятие.

    Звуковой анализ слов. Сравнение этих слов по звуковой структуре. Слоговой анализ и синтез на уровне слова. Работа над  дикцией. Ребусы.

    Буква ж.  Понятия: звук и буква, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Дифференциация звуков  [ж] - [ш].  

    22.01.16

    Елка

    1

    Интерактивная игра  «Новый год со смешариками».

    Закрепление пройденного материала. Звуковой и буквенный анализ слов. Слоговой анализ и синтез. Понятия: антонимы и синонимы. Составление словосочетаний, предложений.

    Буква е. Понятия: слово, слог, предложение, ударение, гласные звуки и буквы и их характеристика.

    29.01.16

    Клюква

    1

    Комбинированное занятие.

    Сравнение звуков по твердости-мягкости. Самостоятельный подбор пары слова по первому звуку по принципу парности по твёрдости – мягкости. Закрепление навыков употребления глаголов настоящего временив первом лице. Ребусы.

    Буква ю. Понятия: слово, слог, предложение, ударение, гласные звуки и буквы и их характеристика.

    05.02.16

    Цыпленок

    1

    Занятие по развитию речи. Игра  с использованием мнемотехники.

    Устное сочинение с использованием опорных картинок. Развитие умения составлять  простейшие сюжетные рассказы. Восстанавливать деформированный текст. Пересказывать текст по заданному плану.  

    Буква ц. Понятия: текст, план, рифма.

    19.02.16

    Щенок и щетка

    1

    Занятие по развитию речи.

    Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам. Определение слова, от которого образовано заданное слово.  Соотношение количества звуков и букв в словах.

    Буква щ. Понятия: звук и буква. Звук   [щ'] всегда мягкий.

    26.02.16

    Фонтан и   вода

    1

    Виртуальная экскурсия «Петергофские зарисовки»

    Речевые/языковые средства,  которые используются при обращении с просьбой.  

    Умение правильно задать вопрос, проявляя свою любознательность. Звуковой и буквенный анализ слов.

    Буквы ф – в.  Понятия: звук и буква, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Дифференциация звуков [ф] - [в].

    04.03.16

    Интонация.    Ягоды и   львенок

    1

    Комбинированное занятие.

    Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Инсценировка ситуаций. Повторение звукового анализа и синтеза слов.

    Буква я. Понятия: слово, слог, предложение, ударение, гласные звуки и буквы и их характеристика.

    11.03.16

    Часы

    1

    Комбинированное занятие.

    Игры-чистоговорки.

    Повторение звукобуквенного анализа слов.  Работа над дикцией. Анализ предложений, выбор верно составленного предложения.

    Понятия: звук и буква, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Дифференциация звуков ц - ч

    18.03.16

    Мыши

    1

    Комбинированное занятие.

    Игры-скороговорки.

    Повторение звукобуквенного анализа слов.  Сравнение слов по звуковой структуре. Деформированный текст. Работа над дикцией.

    Понятия: звук и буква, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Дифференциация звуков с- ш.

    01.04.16

    Кухня. Игровой материал

      1

    Комбинированное занятие.

    Слова отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; знаки препинания в конце предложения. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками. Расширение словаря существительных.

    Понятие: части речи, имя существительное, одушевлённые и неодушевлённые предметы.

    08.04.16

    Листья. Времена года.

    1

    Комбинированное занятие.

    Что делает нашу речь понятной и точной. Повторение звукового анализа и правила переноса слов. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

    Понятие: части речи, слова-признаки. имя прилагательное.

    15.04.16

    Львенок и черепаха

    1

    Занятие по развитию речи. Игра-драматизация.

    Речевой этикет: вежливые слова. Повторение звукового анализа и синтеза слов. Развитие умения инсценировать сказку С. Козлова  «Львенок и черепаха».

    Понятия: слово, предложение, текст, план. Связь слов в  предложении.

    22.04.16

    Космос,  ракета  

       

    1

    Виртуальное путешествие в космос.

    Устное сочинение с использованием опорных картинок. Развитие умения составлять  простейшие сюжетные рассказы. Восстанавливать деформированный текст. Пересказывать текст по заданному плану.  

    Понятия: слово, предложение, текст, план. Связь слов в  предложении.

    29.04.16

    Колобок  

       

    1

    Игра-драматизация по сказке «Колобок»

    Пересказ сказки по заданному плану. Развитие умения инсценировать  литературное произведение.  

    Русские народные сказки

    06.05.16

    Репка  

         

    1

    Игра-драматизация по сказке «Репка»

    Пересказ сказки по заданному плану. Развитие умения инсценировать  литературное произведение.  

    Русские народные сказки

    13.05.16

    Лето

    1

    Итоговое занятие – праздник.  КВН.

    Выбор адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

    Уметь демонстрировать результаты обучения  не ниже стандартных требований.  

    20.05.16

    Итого:                                     33


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.-сост. В.Н. Иванкова. – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА», 2004.
    2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2004.
      Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.
      Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.
    3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007. – С. 140.
      Новичихин Е.Г. 50 упражнений для развития речи, памяти, воображения и смекалки: Для начальной школы. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006.  – С. 50–51.
    4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003.
    5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. – М.: ООО «Изд-во Астрель»; ООО «Изд-во АСТ»; ЗАО НПП «Ермак», 2004.                    
    6. Ястребова А.В., Бессонова Т.П.  Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 2006.
    7. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007.
    8. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. – М.: «5» за знания, 2007.
    9. Богат В. Кто поможет Львенку? Творческий практикум для дошкольников. – М.: ООО «Алтей». – Сер. «Готовимся к школе».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

    Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

    Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

    Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

    Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

    Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речевое творчество"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речевое творчество". Программа направленна на работу с текстом во 2 классе....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности Речевое творчество

    Программа составлена по курсу Каландаровой Н "Уроки речевого творчества"...