Для родителей
статья по логопедии

Тюнина Татьяна Ивановна

Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка. 

 

    Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста,  что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ - это важно знать!

 

Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка. 

 

    Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста,  что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка. 

Период младенчества. 

     В норме у ребенка в 2-3 мес. появляется гуление. В 7-9 мес. появляется лепет. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: "дя-дя-дя", "ба-ба-ба", "ма-ма-ма". К концу первого года жизни появляются первые слова  состоящие из одинаковых слогов: "мама", "баба", "дядя", бах, ав-ав, би-би, на, дай, там, и т.д.… 

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. К полутора годам дети могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов.  В норме к 2 годам словарный запас составляет 300-400 слов.

     К трем годам словарь ребенка в норме включает до 1500 слов.

Основания для беспокойства: 

- Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть и при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) 

- При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. 

- Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

- Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу.

- Не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением "Я". 

- Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

 

4 года. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки . Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. 

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ в дошкольном возрасте:

•    Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков

•    Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове

•    Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов

•    Неправильное грамматическое оформления высказывания.

•    Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания

•    Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов

 

Уважаемые родители!

 

В данной теме представлены показатели развития речи в разные возрастные периоды. Это возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Ваш малыш неповторим. Он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача, как родителей, помочь ему двигаться в нужном направлении, и при необходимости вовремя оказать ему нужную помощь.   

НО: Если Вы заметили те или иные значительные отклонения в речевом развитии ребенка – ДЕЙСТВУЙТЕ! Возможно, Вашему ребенку необходима помощь специалистов: логопедов, дефектологов, неврологов. 

 

Помните о том, что любое нарушение всегда легче вовремя предупредить, чем исправлять!

 



Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ - это важно знать!

 

Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка. 

 

    Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста,  что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка. 

Период младенчества. 

     В норме у ребенка в 2-3 мес. появляется гуление. В 7-9 мес. появляется лепет. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: "дя-дя-дя", "ба-ба-ба", "ма-ма-ма". К концу первого года жизни появляются первые слова  состоящие из одинаковых слогов: "мама", "баба", "дядя", бах, ав-ав, би-би, на, дай, там, и т.д.… 

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. К полутора годам дети могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов.  В норме к 2 годам словарный запас составляет 300-400 слов.

     К трем годам словарь ребенка в норме включает до 1500 слов.

Основания для беспокойства: 

- Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть и при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) 

- При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. 

- Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

- Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу.

- Не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением "Я". 

- Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

 

4 года. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки . Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. 

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ в дошкольном возрасте:

•    Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков

•    Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове

•    Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов

•    Неправильное грамматическое оформления высказывания.

•    Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания

•    Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов

 

Уважаемые родители!

 

В данной теме представлены показатели развития речи в разные возрастные периоды. Это возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Ваш малыш неповторим. Он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача, как родителей, помочь ему двигаться в нужном направлении, и при необходимости вовремя оказать ему нужную помощь.   

НО: Если Вы заметили те или иные значительные отклонения в речевом развитии ребенка – ДЕЙСТВУЙТЕ! Возможно, Вашему ребенку необходима помощь специалистов: логопедов, дефектологов, неврологов. 

 

Помните о том, что любое нарушение всегда легче вовремя предупредить, чем исправлять!

 



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

  1. Дисграфия.
  2. Памятка родителям младших школьников.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду, чаще к психологу, что не совсем правильно. Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.

  1. Речевая симптоматика дисграфии.

При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. 
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.

  1. Неречевая симптоматика дисграфии.

У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы. 
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: 
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

  1. Если Ваш ребенок левша.
  2. Если он - переученный правша.
  3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
  4. Если в семье говорят на двух или более языках.
  5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
  7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
  8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
  9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
  10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Уважаемые читатели, обратите внимание!

Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.


К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" - полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма.

Несколько советов родителям:

  1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. 
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом... 



Предварительный просмотр:

Компьютер в жизни современного ребенка

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте. В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний — больше четырех лет! Хотите сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных. Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу. «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон. Вы будете шокированы, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу». Нам определенно есть о чём волноваться. Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад. Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?! Вы спросите, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений…  А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют. Думаете, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаете ли вы, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире. Учёные опасаються, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом.  Но Вы еще можете спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными  гаджетами. Вы будете удивлены, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни. Крис Андерсон, главный редактор американского журнала «Wired», один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона — никаких экранов и гаджетов в спальне! «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей». Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов. Вот тебе и ответ на вопрос «что нужно делать?». Позаботься о подрастающем поколении. Подумай, какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят очень много времени  перед экранами своим суперсовременных гаджетов. Нормы СанПина ещё ни кто не отменил! Для детей младшего дошкольного возраста – это 10-15 мин., а для детей старшего дошкольного возраста -  15-20 мин. в день!



Предварительный просмотр:

Роль родителей в развитии речи детей

Физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

Бытует мнение, что речь ребёнка развивается самостоятельно. Однако, это не так. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает речевой опыт от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды.  Ее формирование происходит   на  основе примера окружающих ребенка родных и близких ему людей. Поэтому, так важно, чтобы взрослые коммуницировали  с детьми посредством речи . Невмешательство в процесс формирования детской речи негативно связывается на ее  развитии.

Заинтересованные в развитии своих детей родители  всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не "съедать" слогов и окончаний слов. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова.

 Каждый период жизни развитие речи проходит определенный этап.

1 год жизни

Развитие речи ребенка начинается с 3 месяцев- периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи,т.е. формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова. К 6 месяцам появляется лепетная речь. К 9-10 месяцам ребенок начинает произносить первые слова. К году словарь ребенка составляет 10-12 слов.

Развивать речь ребенка в это время родители могут, активно общаясь с ним в процессе любой деятельности. Любое  взаимодействие с ребенком необходимо сопровождать вербальными средствами. Для этого можно использовать потешки и прибаутки.

В качестве примера можно рекомендовать следующее:

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3 МЕСЯЦЕВ.

ИГРА “НАША ПТИЧКА”

Легко  дотрагивайтесь  до ножки  малыша,  поглаживайте  его  ступни,

поглаживайте  ручки,  перебирайте  пальчики,  дотрагиваясь  до  каждого  ноготка  ребенка

Во время переодевания малыша приговаривайте:

Как у нашей птички

Темные реснички.

Как у нашей крошки

Тепленькие ножки.

Как у нашей лапки

Ноготки-царапки.

(Е.А.Благинина)

ОТ 3 ДО 6 МЕСЯЦЕВ

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Пение  колыбельной,  легкое  покачивание  или  поглаживание  животика,

спинки или ручки малыша развивает доверие к Вам.

Вспомните  колыбельную  своего  детства  или  воспользуйтесь  одной  из

приведенных ниже. Напевайте ее ежедневно перед тем, как малыш заснет. Его убаюкают  мягкие  теплые  интонации  Вашего  голоса,  ласковое обращение, монотонность пения.

Сон и Сониха

Спи-ко, спи-ко, баю-бай,

Свои глазки закрывай.

Поскорее засыпай.

Баю, баю, баю, бай,

Ходит Сон по лавочке

В голубой рубашечке.

Баю, баю, баю, бай,

Поскорее засыпай.

А Сониха

ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ

ИГРА «ДАЙ РУЧКУ, ДАЙ ДРУГУЮ!»

Одевая малыша, приговаривайте : «Дай ручку, дай другую. А теперь-ножку-одну и другую! На ножки наденем носочки, на головку-шапочку». Когда Вы оденете малыша, обнимите его и скажите : «Вот и все! Мы оделись!»

ОТ 9 ДО 12 МЕСЯЦЕВ

ИГРА « ВЫНИМАНИЕ РАЗНОЦВЕТНЫХ ИГРУШЕК ИЗ ВЕДЕРКА»

 Вам понадобится  пластмассовое ведерко и разноцветные предметы ( кубики или шары). Вместе с ребенком вынимайте из ведерка предметы, называя из, ощупывая, перекладывая из руки в руку.

1-2 года

 На втором году жизни  словарный запас ребенка сильно увеличивается. К концу года он может составлять 200-300 слов.

Звукопроизношение. Владеет гласными : а,о,у,п,б,м. Роль предложений выполняют отдельные слова (существительные, реже- глаголы).

В этот период важны для речевого развития словесные игры. Например, "Чудесный мешочек": в мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.) . Ребёнок должен опустить в него руку и на ощупь определить то, что он ощупывает. Затем он достаёт предмет и называет его.

2-3 года.

Словарь. Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Ребенок знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребенком, но все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги, а при стечении согласных один звук ,либо вставляют лишние звуки в слово.

Грамматический строй. На третьем году жизни ребенок начинает пользоваться не только однословными предложениями, но и предложениями из нескольких слов. Зачастую дети допускают ошибки в роде существительных, числе и падеже, не всегда употребляют союзы и предлоги.

Звукопроизношение. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, п', б, б', м, м'), губно-зубные (ф, ф', в, в'), переднеязычные (т, т', д’, д, н, н',), заднеязычные (к, к', г, г', х, х ). Свистящие звуки (с’ з, з', ц), шипящие (ш, ж, щ) и сонорные (р, р', л) он обычно или пропускает, или заменяет (с — с', ф'; з — с', в; ц — т'; ш — с’, г'; ж — с’, щ — т’; р — л’; р' — л’; л — л’).

В этот период важно постепенно  вводить в активный словарь детей новые слова.

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть. Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес.

Сначала родители должны сами познакомиться с игрой, а потом объяснить правила ребёнку.

Первый раз необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры, например, с разрезными картинками целесообразно сначала рассмотреть целые картинки и спросить: "Что нарисовано на картинке? ", "Как можно назвать их одним словом? ", "Где растут фрукты? ", "Что можно сделать из фруктов? " После беседы объяснить: "Перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья и подбери необходимые картинки".

Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков.

3-4 года

У большинства детей трех лет встречаются физиологические, а не патологические недостатки звукопроизношения, которые носят непостоянный, временный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Помимо усвоенных до  3 лет гласных звуков, губных (п,п`,б,б`,м,м`), губно-зубных(в,в`,ф,ф`), переднеязычных ( д,д`,т,т`,н,н`), заднеязычных( г,г`,к,к`,х,х`), дети начинают пользоваться среднеязычным (й`)и свистящими (с,с`,з,з`ц). Часто твердые свистящие смягчаются, а ц заменяется на с`  или т`.Правильно воспроизводят слова без стечения согласных.

Словарь К 3-м годам насчитывается 800-1000 слов.В течение четвертого года жизни объем словаря увеличивается вдвое. Речь обогащается наречиями и числительны  

Грамматический строй речи. На четвертом году жизни происходит активное развитие словоизменения и словообразования. Усваиваются простые формы множественного числа, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, формируется согласование прилагательных с существительными.

Фразовая речь. От 3 до 4  года ребенок переходит от фразы из 2-4 слов к развернутым предложениям, использует союзы. Запоминает и рассказывает короткие стихи.

 Для детей этого  возраста необходимо иметь правильный речевой  образец. Не стоит «сюсюкать»с детьми. Речь взрослого должна быть фонетически и грамматически правильно оформлена.

 Для формирования нормативного звукопроизношения с детьми можно проводить игры , в процессе которых  имитируются звуки предметов или животных Например, «Давай накачаем колеса велосипеду насосом! Как будет « свистеть насос :» С-с-с-с»», «Пошипи как змея!»

 Развитие грамматического строя речи можно начинать с игр «Один- много», «Назови ласково», используя при этом простые грамматические формы ( кубик-кубики, машинка-машинки;  дом-домик, стол-столик и т.д.)

Формирование связной речи успешно будет проходить в процессе ознакомления со сказками, заучиванием маленьких стихов)

4-5 лет

Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению

- исчезает смягченное произношение согласных;

- многие звуки произносятся более правильно и четко;

- исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;

- исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л и р.

Фонематические функции .Формируется способность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Общие речевые навыки. Дети произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Словарь и грамматический строй речи. К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900—2000 слов,а к 5- увеличивается до 3000 слов. В речи появляются сложные предлоги. Начинает пользоваться обобщениями.

Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок может пересказать знакомый текст. Составляет рассказ по сюжетной картине, серии картин из 2—3 и более фраз . Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

Формированию правильного  звукопроизношения на данном этапе будет способствовать выполнение артикуляторных упражнений.

Работа по развитию связной речи может основываться на пересказах знакомых сказок, рассказов (  в ответах на наводящие вопросы или в виде монолога).

Грамматический строй языка  можно развивать с помощью следующих игр:

 "КТО КАК РАБОТАЕТ? " Взрослый рассказывает, что есть много разных профессий. Люди разных профессий выполняют разную работу. Например, врач лечит людей, а что делает повар? (готовит еду, строитель? (строит дома, водитель (водит машины) и т. д. Спросите у ребёнка, знает ли он, какая у вас профессия, что вы делаете на работе. Выслушайте рассказ ребёнка и если надо поправьте его.

"ПРАВИЛЬНО ЛИ Я СКАЗАЛ? " Взрослый говорит ребёнку: "Я знаю много домашних животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц". Ребёнок должен исправить ошибки и объяснить, что не так, почему.

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать и во время игры и при выполнении режимных моментов.

5-6 лет

Звукопроизношение. Появляются в речи звуки л,л`,р,р` Ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.

Слоговая структура слова. Правильно воспроизводит слова из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Фонематические функции. Ребенок определяет позицию звука в слове (начало, середина, конец слова), устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Словарь и грамматический строй речи. В начале шестого года жизни в словаре ребенка насчитывается 3000 слов, то к его завершению-уже около 4000. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, правильно используют морфемы. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Связная речь. Возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

 К указанным ранее играм и упражнениям можно добавить:

- Найди предмет, название которого начинается на звук [….]

- Какой первый/ последний звук в слове?

- Где в слове звук живет?( первый, последний, в середине) 

 Для развития грамматического строя речи в качестве примера можно привести игру:

"Что из чего сделано? " Взрослый говорит ребёнку: " В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть предмет, а ты попробуй определить, из чего он сделан. Например, стол сделан из дерева, значит он деревянный, ваза из стекла (стеклянная, мяч из резины (резиновый) и т. д.

 Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической. Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики. Их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация. В устной разговорной речи собеседники выступают, как рассказчики и слушатели. С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями, переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные беседы и разговоры.

Развивая связную речь. родители могут предлагать ребенку рассказать о том, как прошло то или иное событие, мероприятие, что произошло за день. Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его друзей и досуг. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в детском саду.

6-7 лет

Звукопроизношение и слоговая структура слова. Произношение всех звуков в норме. Дети воспроизводят слова сложной слоговой структуры правильно.

Фонематические функции. Ребенок способен узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове.

Словарь и грамматический строй речи. В течение 6 года жизни объем словаря увеличивается до 5000 слов. При этом их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов. Могут оставаться ошибки в употреблении форм, являющихся исключениями

Связная речь. Ребенок отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о произошедшем. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

 В этом возрасте необходимо обратить внимание на сложные формы словоизменения,  обширность синонимичного и антонимичного ряда, понимание прямого и переносного значения слов.

Для этого можно  также использовать игры и упражнения. Например:

"СКАЖИ НАОБОРОТ" Взрослый говорит: "Я вижу высокое дерево", а ребёнок должен сказать наоборот: "Я вижу низкое дерево". "У меня мало игрушек"( "У меня много игрушек") и т. д.

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать, которые дети нередко путают, объяснять переносные значения( "золотые руки", "каменное сердце") .В своей речи дети мало употребляют слов, обозначающих признаки предметов. Словами "хорошая", "красивая" дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не просто хорошая книга, но интересная, увлекательная, красочная и т. д.

 Детей этого возраста можно и нужно знакомить с пословицами, применяя их в процессе общения, обсуждая с ребенком их смысл.

Во время обеда, ужина можно использовать такие пословицы, как "Кашу маслом не испортишь", "Дорога ложка к обеду", "Захочешь кушать - руку протянешь".

Если ребёнок выполняет поручение без желания или отказывается, следует сказать: "Без труда не вытянешь рыбку из пруда", "Что посеешь, то и пожнёшь", "Лентяю всё некогда", "Делу – время, потехе - час".

До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по серии картинок, придумывать сказки на заданную тему, выразительно читать стихи. Поэтому детям необходима помощь близких людей для полноценного речевого развития.

В заключении несколько советов для родителей:

1. Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребёнком.

2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье - мама, папа, бабушка, дедушка.

3. Читайте художественную литературу ежедневно.

4. Рассматривайте вместе с детьми репродукции художественных картин, тематические альбомы, книги с картинками.

5. Посещайте с ребёнком театрализованные представления.

6. Предложите ребёнку соревнование "Чья сказка лучше? ", "Чей рассказ интереснее? " с участием всех членов семьи.

7. Записывайте рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2-3 месяца прослушайте вместе, проанализируйте, запишите новые.

8.Интересуйтесь мнением ребенка, его впечатлениями от увиденного и пережитого.

9. Любите своего ребёнка и уважайте его старания.

10. Помните, что понимать ребенка должен взрослый, а не наоборот, хотя бы потому, что взрослый ребенком был, а ребенок взрослым- еще нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...