Логопедическое занятие в 4 классе для детей с нарушением интеллекта "Однокоренные слова на материале лексической темы "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) по теме

Логопедическое занятие проводится с учащимися 4 класса с нарушением интеллекта. На занятии закрепляется умение выделять корень слова, находить группы однокоренных слов, уточняются  и расширяются значения однокоренных слов на лексическом материале "Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие  в 4 классе для детей с нарушением интеллекта                                        

по теме «Однокоренные слова на материале лексической темы «Зима».

Цели:

• закрепить знания по теме «Однокоренные слова»;

• учиться находить однокоренные слова, сравнивать их по значению и звуковому составу;

• наблюдать за однокоренными словами, относящимися к разным частям речи;

• развивать и активизировать словарный запас детей;

• развивать словарный запас путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

• развивать внимание к языковым явлениям,  память и мышление.

Оборудование:  изображение зимы, карточки с текстами упражнений, кроссворды, ручки, тетради.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед:

- Ребята, к нам в гости сегодня пришла

Седая хозяйка.

Кто это? Угадай-ка!

Тряхнёт перинки –

Над миром пушинки.

- Это зима.

Зима принесла  в своих волшебных рукавах много новых зимних слов. Но чтобы зима подарила нам эти слова, мы должны постараться и отгадать их. Поможет  в этом корень слова.

Вспомните, что вы знаете о нём? Какие слова называются однокоренными?

2.Актуализация имеющихся знаний.

Логопед: «Зима принесла нам снежную сказку. Послушайте её внимательно».

(Учащимся выдаётся текст стихотворения)

    Снежная сказка.

Поплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.          

                                          (С.Погорельский)

Найдите однокоренные слова, выделите в них корень. Объясните слова: снегири, снегурки.

3.Логопед: «Ребята, пока зимушка добиралась к нам, а путь её был нелёгкий, слова в её волшебных рукавах перепутались. Вам нужно распределить однокоренные слова  в три столбика: предмет, действие, признак.

метелица                        вьюга                          отморозить

морозный                       холодный                   вьюжный

завьюжило                     метёт                           похолодало

холод                             заморозки                   метельный

4. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети загибают пальцы)

Мы с тобой снежок лепили,

Круглый, крепкий, очень гладкий.

Он холодный и несладкий! (Дети лепят, меняя положение ладоней)

5.Прочитайте предложения, вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Выделите корень в этих словах.

Бабушка накинула на плечи  …..платок.

…..   снег покрыл всю землю белым ковром. (пушистый, пуховый)

Самый холодный период года – это ….. месяцы.

….. птицы прилетают к кормушкам. (зимние, зимующие)

Папа подарил мне на праздник  ….. коньки. На ветвях деревьев блестит  ….. иней. (серебристый, серебряный)

6. Логопед: «Ребята, вы знаете, что много зимних игр и забав подарила нам зима. Вот построила она для всех горку. Но забраться на эту горку и прокатиться с неё может только тот,  кто впишет недостающие буквы в пустые клеточки, чтобы получились однокоренные слова».

г

о

р

   

г

о

р

г

о

р

г

о

р

 

г

о

р

а

г

о

р

к

а

г

о

р

о

ч

к

а

г

о

р

и

с

т

ы

й

с

а

н

с

а

н

с

а

н

с

а

н

с

а

н

и

с

а

н

к

и

с

а

н

н

ы

й

с

а

н

о

ч

к

и

     

л

ы

ж

л

ы

ж

л

ы

ж

л

ы

ж

л

ы

ж

и

л

ы

ж

н

я

л

ы

ж

н

и

к

л

ы

ж

н

и

ц

а

7.Физкультминутка.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

(Дети  показывают движениями, что они делают.)

8.Прочитать сказку, вставить вместо пропусков корни слов в однокоренные слова.

Два Мороза.

              Наступила зима. Вышли два Мороза, старый и молодой, попугать людей. Дунул Мороз и ударили первые  за____ки.  _____ко нарисовал на окнах   _____ные узоры. Стукнул своим ледяным посохом Мороз и  за____ил все реки и озёра. _____ец защипал щёки прохожих, от_____ил   им носы. Смеются Морозы, радуются, что напугали людей.

Дети должны догадаться, что пропущен корень слова мороз. Учащиеся читают текст и вставляют корень слова мороз.

9.Отгадайте загадку.

В огне не горит,

             В воде не тонет.     (лёд)

Корень этого слова равен самому слову. Отгадайте слова, которые являются однокоренными слову «лёд».

1)Замёрзшая и затвердевшая вода на дороге, когда люди и машины скользят.(гололёд)

2)Время, когда земля покрыта слоем льда без снега, а также сама такая поверхность. (гололедица)

3) Очень холодный. (ледяной)

4) Кусочек льда. (ледышка)

10. Подведение итогов урока.

Ребята, какие новые слова подарила нам сегодня зимушка-зима?

Что нового мы узнали об этих словах?

Какие однокоренные слова мы сегодня узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса

Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Логопедическое занятие в 3 классе для детей с нарушением интеллекта "Моя семья"

Логопедическое занятие проводится с учащимися 3 класса с нарушением интеллектуальной деятельности.На занятии активизируется словарный запас по теме "семья", "человеческие отношения", закрепляется умен...

Презентация логопедического занятия в 3 классе для детей с нарушением интеллекта "Моя семья"

Презентация  "Моя семья" используется на логопедических занятиях в 3 классе для детей с нарушением интеллекта....

Технологическая карта логопедического занятия. Тема "Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]". Лексическая тема: «В гости к весне».

Основное затруднение обучающихся, на преодоление которого направлено коррекционное занятие:дисграфия, дизорфография.Тема: Дифференциация твердых и мягких звуков  [к] – [к`],  [г] – [г`]. ...

Сценарий логопедического занятия: «Дифференциация звуков С-Ш в слогах и словах». Лексическая тема: «Птицы». 2 класс.

Различение фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: С-Ш в слогах и словах в устной и письменной речи....