проект"Здоровьесберегающее пространство" февраль 2016 г.
проект по логопедии на тему

Карпухина Инна Викторовна

Проект "Здоровьесберегающее пространство" расчитан на 2 года 2014-2015,2015-2016 уч.г.

Творческая группа педагогов гр.№ 3 учитель-логопед Карпухина И.В.,воспитатели Дубинина В.М. и Улашенко Л.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Учитель-логопед Карпухина И.В.  / Выступление на педсовете 12.02.16/

ГБОУ «Гимназия № 1476» д/о 1

Педагогическая  компетенция творческой группы

Педагоги компенсирующей группы № 3  для детей с ТНР (ОНР, дизартрия)

Учитель-логопед  Карпухина И.В. -    высшая квалификационная категория, 26 лет в должности учитель-логопед; Высшее дефектологическое образование, курсы повышения квалификации для учителей –логопедов,  семинар «Реализация ФГОС  в ДОО. «Программа от  рождения до школы» о детях с ОВЗ» ( АНО ДПО «Дефектология ПРОФ» ).

Воспитатели:

Дубинина В.М. – 50 лет в должности воспитателя, среднее педагогическое образование, курсы для воспитателей «Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушение речи».

Улашенко Л.А. – первая квалификационная категория, педагогический стаж 22 года,  среднее педагогическое образование, курсы для воспитателей «Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушение речи».

Программное обеспечение, методическая литература:

  • Программа «От рождения до школы» (АООП для детей с ОВЗ(ТНР);
  • Рабочая  программа учителя-логопеда Карпухиной И.В .(перечень методической литературы по здоровьесберегающим технологиям).

От родителей получено согласие на использование данных детей (фотоматериалов).

Проект   «Здоровьесберегающее пространство» 

                                  (реализация в течение 2014-2015, 2015-2016 уч. гг.)

«Здоровье –это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов»

                                                 /Всемирная организация здравоохранения/

Тезисы   к слайдам презентации

1.Одна из задач ФГОС ДО:

  Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ( приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г.№1155)

 2.Аналитическое обоснование

  Наш проект – это комплексная система коррекционно-педагогического, логопедического и психологического взаимодействия направленная на организацию и вовлечение родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс для совместных решений по созданию здоровьесберегающего пространства.

3 .Цель проекта:

обеспечить необходимые условия, направленные на создание здоровьесберегающего пространства, способствующего формированию мотивации    всех        участников коррекционного воспитательно-образовательного процесса на здоровый образ жизни, успешной социализации, интеграции воспитанников, имеющих в анамнезе ТНР.

4.Задачи проекта:

  • Формировать у дошкольников целевые ориентиры, направленные на использование возможностей организма для поддержания здоровья и развития личности с учетом их индивидуальных потребностей.
  • Трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в процессе использования здоровьесберегающих технологий ДО, методов (приемов) коррекционного воздействия ,современного опыта педагогов, родителей.
  • Обеспечить эмоциональное благополучие ребенку за счет уважения его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства.

5.Основные принципы проекта:

  • Научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
  • Доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей 5-6,6-7 лет);
  • Активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов,  родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
  • Сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
  • Системности;
  • Оптимальности (сбалансированность психофизической нагрузки);
  • Адресности (логопедическое, коррекционно-педагогическое,  психологическое воздействие в соответствии с профилем компенсирующей группы для детей с ТНР(ОНР).

6. Замысел проекта

   Правильная речь - важнейшее условие   всестороннего полноценного развития детей. Насколько богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, значительно расширяются его возможности в познании окружающей действительности, в построении отношений со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое  развитие.

   Наш замысел заключается в объединении усилий педагогов, родителей для достижения конечной цели проекта:

       успешная интеграция и социализация детей, имеющих в анамнезе ТНР - психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие.

    7.Этапы реализации проектной деятельности:

С 1 сентября 2015г. по февраль 2016 г.

  • Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО, наличие логоуголка в группе для занятий воспитателей с детьми и консультаций учителя-логопеда, использование логопедического кабинета;
  • Использование элементов (упражнений) по Адаптированной физической культуре (АФК);
  • Использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных потребностей ребенка;
  • Социализация, интеграция детей с ТНР(психофизическое развитие, эмоциональное благополучие).

        8.Актуальность применения здоровьесберегающих технологий:

  • Особенности психофизического развития детей с ТНР;
  • Гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение зрения и т.п.);
  • Детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе);
  • Тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в семье, недостаток информации);

9. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в нашем проекте:

  • Психолого- медико - педагогическое сопровождение;
  • Медико-профилактические;
  • Физкультурно-оздоровительные;
  • Технологии обеспечения  социально-психологического благополучия ребенка;
  • Валеологическое просвещение детей и родителей .

Здоровьесберегающие технологии :

 1)

  • Санитарно-гигиенические навыки ;
  • Утренняя гимнастика;
  • Спортивные и подвижные игры;
  • Общеразвивающие и общеукрепляющие  психофизическое здоровье упражнения;
  • Комплексы упражнений по АФК;
  • Гимнастика после сна;
  • Дыхательная гимнастика (дыхательно-голосовые упр.);

2)

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Специальные логопедические упражнения (использование логопедического оборудования);
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Фонетическая ритмика;
  • Гимнастика для глаз;
  • Физминутки (динамические паузы, релаксация);
  • Самомассаж;
  • Виды технологий направленные на пропаганду здорового образа жизни и обеспечение эмоционального благополучия  ребенка и др.

  10. Программа «От рождения до школы» (АООП для детей с ТНР)

«Высокий уровень развития детей можно обеспечить, даже имея скромные материальные возможности, т.к. развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослым или самостоятельная (детская инициатива).

Результат работы в первую очередь зависит от профессионализма и творческого потенциала педагога…».

11.Результаты проектной деятельности 

Пропаганда здорового образа жизни

Через изучение лексических тем «Овощи –фрукты», «Продукты питания», «Спортивные профессии», «Наше тело», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Осень. Зима. Весна. Лето»,«Лес», «Животные и птицы», «Дом, семья» и др.

12.Недельный проект «Продукты питания»
Здоровое питание – залог здорового образа жизни!
Занятие-игра «Продуктовый магазин»
Цель: Формировать ц.о. речевой компетенции в процессе изучения лексической темы «Продукты питания» (
провела  учитель-логопед Карпухина И.В).

13. Лепка «Продукты питания»

       Рисование «Мой любимый торт» (эмоциональное благополучие)

Провели воспитатели Улашенко Л.А. и Дубинина В.М.

14. Мытье рук, подготовка к обеду , обед, подготовка к дневному сну.
 В зоне логоуголка размещены пособия по теме «Посуда и продукты питания»
Провела воспитатель Дубинина В.М. 

  15.Физическая культура .

Физический уголок, утренняя гимнастика (упр. с султанчикам)

16.Занятия по физической культуре

  • Общеразвивающие упражнения с обручем

17 .«Эстафета с мячом»,  «Ловкие ребята»

    18. Игровые упражнения

   Ходьба по гимнастическим дорожкам (равновесие, профилактика     плоскостопия)

   19. АФК –Адаптированная физическая культура

  • В занятия с  детьми, имеющими ТНР (ОНР, дизартрию) обязательно           включают  ежедневный комплекс упражнений по развитию мелкой, тонкой моторики кистей и пальцев рук, координации движений, самомассаж и др.
  • У данной категории детей часто наблюдается скрытое левшество, изменения тонуса мышц, гиперкинезы (избыточные непроизвольные движения), проявляющиеся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре, в наличии патологических рефлексов, нарушении вегетативной НС.

20. Комплексы упражнений по АФК:

  •    обеспечивают  общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический, компенсаторный эффекты, которые способствуют сохранению психологической стабильности детей, решению психомоторных проблем и улучшению качества жизни посредством физической активности и способствуют эмоциональному благополучию.

21. Упражнения с мешочками (удерживать мешочки на голове)-  

     профилактика сколиоза, концентрации внимания, коррекция   гиперактивности.

     22. Упражнения с косичками: развитие мелкой моторики, массаж ступней

           ног,   профилактика плоскостопия.

      23. Упражнения с крышками: сенсорно-моторное развитие, эмоциональное

           благополучие.

      24. Детская инициатива

         «Построим домик для буквы «Л»  (эмоциональное        благополучие).

      25.Упражнения с массажёрами.

      26.Упражнения с массажёрами из « киндер сюрприза».

      27. Комплексы артикуляционных, пальчиковых, дыхательно-голосовых, упражнений по фонетической ритмики (учитель- логопед, воспитатель) , психогимнастику проводит педагог-психолог.

28.Артикуляционная гимнастика  способствует формированию четкой, точной, координированной работе артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

29.Пальчиковая и дыхательно-голосовая гимнастика – способствуют     укреплению психофизического здоровья и обеспечивают эмоциональное благополучие.

   30.Гимнастика после сна (воспитатель).

   31.Фонетическая ритмика (формирование и коррекция звукопроизношения)
     проводит уч.-логопед Карпухина И.В.

   32. Гимнастика для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.

   33. Формируем просодическую сторону речи: упражнения для гласных звуков (фонетическая ритмика, дыхательно-голосовая гимнастика).

  34.Скоро в школу  д/и«Маленький учитель» : упражнения с  мячами-ежами,

     пальчиковая гимнастика .  

                                                      Проводит ребенок (детская инициатива) 

35. Проводит ребенок  Иконников Елисей.

 Артикуляционные упражнение «Часики» и «Окошко».

   36.Использование в работе с детьми современных здоровьесберегающих технологий,  дидактических, развивающих, настольно-печатных игр  и др. изготовленных  из экологически чистых материалов.

   37.Рекомендуем педагогам и родителям   пособия для занятий с детьми по логопедии.

38. Обогащаем предметно-развивающую среду   дидактическими играми, практическими пособиями и др. по всем 5 образовательным областям.

39.Развиваем мелкую моторику с помощью природных материалов (перебираем горох, фасоль).

40.Специфика работы учителя логопеда.

Учитель-логопед определяет структуру речевого нарушения, выявляет аномалии строения артикуляционного аппарата (прикус, зубы, губные и подъязычные связки, твердое  и мягкое небо, язык, уровень саливации), работает в ПМПк, проводит комплексы специальных артикуляционных   упражнений по коррекции звукопроизношения, использует в работе специальное медицинское оборудование (вестибулярные пластинки- трейнеры и др.), консультирует родителей,  специалистов : работает над обеспечением психофизического и эмоционального благополучия.

    41.Консультация для мамы Дани У.  «Как использовать трейнер – вестибулярную пластинку?»

   42. Консультация для логопеда

«Особенности строения артикуляционного аппарата» (Старцев А., Малышева Л.)

   43.Консультация для мамы воспитанницы Калгановой П. по теме «Формируем    

          воздушную    струю».

      44.Индивидуальное логопедическое занятие   по теме «Вызываем звуки С, Л по  

       подражанию» (упр. фонетическая ритмика)  -  ребенок Захаренко М.

      45. Консультация мамы воспитанника Максима М. по теме «От  

         звука к букве».

        46.  Консультирует учитель-логопед  по теме «Пальчиковая гимнастика»  в рамках  взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя  (д/о № 1 семинар-практикум ППО)  и для учителей-логопедов «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда».

47. Краткосрочные проекты в рамках проекта «Здоровьесберегающее  пространство»

      Использование моделей проектной деятельности направленных на пропаганду здорового образа жизни, обеспечение психофизического здоровья, эмоционального благополучия: «Природа и здоровье», «9 мая-день Победы», «О, спорт, ты- мир!», «Родители и дети», «Подарок маме».

 48.   Проект «О, спорт, ты - мир!»  

 Пропаганда здорового образа жизни в рамках проекта по   теме  «Спортивные   профессии»

  49.  Консультация для педагогов, родителей, сотрудников д/о № 1

Н.О.Д.  Тема: «Спортивные профессии»

Цель: формировать ц.о. речевой компетенции.

Физминутка  «Имитируем движения  спортсменов»    

                                          (провела учитель-логопед  Карпухина И.В.)

50. Консультация для родителей по теме «Мы ловкие, мы смелые!»

«Как можно активизировать словарь спортивной тематики  вне ДОО»

                                                  ( Провела учитель-логопед  Карпухина И.В.)

49.    Проект «Природа и мы!»

Окружающий мир –глазами детей (детские работы «Божья коровка», «Волшебство природы»).

50.    Родители и дети
Выставка творческих работ из природного материала «Дары природы».

51. «Природа вокруг нас»
Н.О.Д.                  Уход за растениями – укрепление эмоционального состояния.

                                                                          /Провела воспитатель Улашенко Л.А./

52. Прогулка на участке  д/о №1 весной  «Скворцы прилетели»   

Бережное отношение к природе - психофизическое, эмоциональное благополучие.

/Прогулка на участке весной 2-х логопедических групп   № 1 и № 3/

53. Музыкальный досуг    

Тема: «Живые витаминки»
Цель: закрепить тематический  словарь по теме «Овощи-фрукты».

54.Наше  родное  Измайлово
 
Экскурсия в экологические центры   (подготовительная  гр.  № 3)

55. Проект    «9 мая -70 лет Победе!»   итоговое мероприятие  (гр. № 3)

   Досуг в рамках проекта

56 . Подгрупповая форма работы по теме
 
«Добро побеждает зло»  (эмоциональное благополучие)

Провела учитель-логопед Карпухина И.В.

57. Интеграция и социализация детей с ТНР

Музыкально-спортивный досуг в рамках проекта.

 «Мы быстрые и сильные» (гр. № 3 и гр. № 9)  (психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие)

58. Проект «Подарок маме»
  Н.О.Д.   О.О.   «Музыка»
(эмоциональное благополучие)

                                                              (музыкальный руководитель и воспитатель)

59.Воспитатель Дубинина В.М.

  Вышивание
«Подарок маме»  (глазомер, правила безопасности, содружество двух рук, эмоциональное благополучие).

  1.  Проект «Родители и дети»

  Спортивные соревнования  «Мама папа и я - спортивная семья»

  1. Праздник  «Масленица»    /Социализация и интеграция детей с ТНР /  

    Эмоциональное благополучие   

Будущие выпускницы д/о № 1 Рыжова К. и Улашенко А.  (гр. № 3 и гр. № 9)

  1. Итоговые результаты проектной деятельности.

Успешная интеграция и социализация детей гр. № 3, имеющих в  анамнезе ТНР     -   Психофизическое здоровье     и   Эмоциональное благополучие .

64.  Спортивные соревнования «Юный шашист»      2015 г.      ноябрь

65.    Грамота участникам шашечного турнира     Рыжовой К., Максиму М., Иконникову Е . ( гр.№ 3.)

66.    Елисей  Иконников  участник  Рождественского
шахматного турнира  в рамках  «Социокультура в воспитании и образовании дошкольников»
(«Южное Измайлово» 6.01.16 г.).

67.   Диплом Максим М.
 1 Место по боевым искусствам
Лучший в  своей весовой категории по Грепплингу .   Грепплинг - интеллектуальный вид борьбы: учитывается не грубая физическая сила,  а технические возможности спортсмена («Южное Измайлово»  23.12.15 г.  ВАО ).

 В анамнезе ребенка  ОНР , скрытое  левшество,  симптоматика дизартрии.

68.  Голенкина С. (диплом) и Аверина Н.(грамота)     2014-2015 уч.г.

  «Танцевальное образование»        

/В анамнезе  детей ОНР, дизартрия/

69. Всероссийский конкурс  «Рассударики» Алина К.  2.01.16 г.  

  Победитель в номинации «Рисунок» (3 место) 
«Алина в стране чудес» (в рамках изучения логопедической темы «Насекомые»)

 /В анамнезе ОНР 2 ур., ст.дизартрия/  

70. Первые успехи Алины К. в художественной гимнастике

3 место в своей группе гимнасток  («Южное Измайлово» декабрь 2015 г.)

71. Маркова Соня

 Дипломант конкурса в номинации  «Ораторское искусство и умение заинтересовать слушателей»  (Городской конкурс декабрь 2015 г.)

                                                   /в анамнезе ОНР,ст.дизартрия/

72. Маркова Соня    2015-2016 уч.г.

Занятия в балетной студии       

73. Всероссийский творческий конкурс «Рассударики»        октябрь 2015 г.

Выпускник гр. № 3 Кручинин М.

 Лауреат в номинации «Литературное творчество»

                                                                        / В анамнезе ОНР 2 ур.,дизартрия/

74.Всероссийский конкурс  « Рассударики»     Лауреат   22.12.15 г.

   Учитель-логопед Карпухина И.В.

«Конспект  с  логоупражнениями  «Сказка о Весёлом Языке» 

76. Новогодний праздник«Золушка»  в гр. № 3

 Сценарий праздника занял 1 место в Международном конкурсе  «Вконкурсе .ру» 

77. Участники конкурса «Карусель» (Городской  уровень):

  • Хор «Солнышко» в номинации «Хоровое пение» исполнение песни «Русская зима»;
  • Захаренко Маргарита в номинации «Художественное чтение»  исполнение басни И.А.Крылова «Лебедь ,щука и рак»

/в анамнезе  ОНР  2 ур.,  дизартрия  (боковой сигматизм)

78.  2015-2016 уч.г.   Заключительный этап проекта  «Здоровьесберегающие  технологии» /Март -    июнь/

                    Проекты в рамках «Здоровьесберегающее пространство»

Включая аспект «Социокультура в воспитании и образовании дошкольников»

 «23 февраля –день защитника Отечества» , «Подарок маме», «Масленица»,

«Весна-Красна», « 9мая –день победы!»,«1 июня –день защиты детей», «Лето».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы.

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы....

Здоровьесберегающее пространство в начальной школе

Презентация подготовлена для заседания ГМО учителей начальных классов ....

Организация здоровьесберегающего пространства на уроке

Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. Как правильно организовать учебный процесс?  Статья рассказывает как организовано психолого-педагогическое пространство, создан здоровый,психологиче...

Создание здоровьесберегающего пространства как условия повышения качества обучения и воспитания младших школьников

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и...

24 февраля 2016 г.Литературный досуг"23 февраля-День защитника Отечества"

Литературный досуг в подготовительной логогруппе № 3...

Авторский проект «Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования»

Забота о здоровье ребёнка –это                           не просто комплекс санитарно-            ...