Логопедическое занятие по теме: "Птицы".
план-конспект занятия по логопедии ( класс) на тему

Миноченкова Ирина Юрьевна

 Открытое, показательное  занятие с ребенком-алаликом!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zan-e_ptitsy.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                               Миноченкова Ирина Юрьевна

                                                                                Учитель-логопед (открытое занятие с алаликом)

         Тема: « Птицы прилетели»

Цель: тренировать детей в умении самостоятельно составлять короткие фразы с использованием наглядной опоры (сюжетной картинки, счетного материала).

Задачи:

-закрепить в активном словаре детей основную лексику по теме «Птицы», обратив особое внимание на понимание и умение детей использовать в самостоятельной речи соответствующие глаголы движения («улетели», «прилетели», «летели», «сели», «полетели»);

-формировать у детей умение правильно передавать в произношении слоговую структуру трехсложных слов («голуби», «курицы») и слов со стечениями согласных в середине слова («утки», «дятлы»);

-знакомить детей с новыми словообразовательными моделями слов («перелетные птицы»);

-развивать у детей слуховое внимание и память (воспроизведение звуковых рядов из одного, двух и трех сигналов – удары на барабане или стук по столу).

Оборудование:  сюжетная картинка «Кормушка для птиц», отдельные предметные картинки с изображениями птиц (курица, голубь, дятел, утка), игрушки утка, жучки, стол, стульчики.

                                                             Ход занятия. 

     1. Приглашаем ребенка к столу и показываем картинку «Кормушка для птиц». Спрашиваем: «Что нарисовано на этой картинке?» Ответы могут варьироваться. Общий вопрос не определяет жестко содержание ответа, можно по ходу выполнения задания подсказывать некоторые модели высказывания ( Это какая птичка: большая или маленькая? Ты знаешь как зовут эту птичку?) Если ребенок затрудняется, то можно подсказать, вспомнив звукоподражание (чик-чирик или гули-гули) и затем попросить самостоятельно ответить на вопрос. Речевая инструкция: «Теперь мы знаем, как зовут этих птичек. Ответь правильно, что нарисовано на картинке?» Если будут затруднения в проговаривании вместе прохлопать и произнести это слово («часики»).

      2. Ребенок с педагогом просматривают диск на компьютере, где демонстрируются материалы по темам: Домашние птицы и Птицы-соседи человека (Логопед просит ребенка проговаривать названия птиц).

      3. Затем проводится игра «Где домашние птицы, а где нет?». Цель: разграничение понятий домашние и нет, подготовка к следующему  этапу – объяснению значения слова «перелетные». Логопед демонстрирует ребенку 2 предметные картинки из набора (курица, голубь, дятел) и спрашивает: «Это домашняя птица или нет? Если ответ правильный, то следует стимулировать ребенка к его распространению с помощью наводящих вопросов.

      4. Проводится игра «Четвертый лишний» (определить признак, объединяющий 3 картинки из 4-х).

Рассказать ребенку об утке и показать предметную картинку с изображением этой птицы. Примерный текст рассказа: «Это утка. Такая птица живет рядом с людьми. Она несет яйца, из которых выводятся маленькие птенчики – утята. Утка и утята зимуют в своем домике на птичьем дворе. Птичий двор – это место около дома, где живут птицы. Люди заботятся об утках, берегут их от холода зимой и кормят каждый день. А есть и другие утки. Они живут своей стаей, вдали от домов и не приближаются к людям. Такие птицы не могут найти себе корм зимой. Поэтому они улетают далеко-далеко, туда, где светит солнце и очень тепло. Там утки всегда зимуют. Но, как только снег тает, они возвращаются опять в свои родные места. Таких птиц называют перелетными, потому что они перелетают с одного места на другое. Улетают от нас перед зимой и прилетают назад весной».

      5. После рассказа логопед достает игрушку утку и показывает ее. Игра «Уточки летают»: Педагог просит показать, как утка улетела перед началом зимы, как утка села отдохнуть по дороге, как полетела дальше, как утка прилетела весной назад. Все эти действия проговариваются (улетела, села, полетела, прилетела).

       6. Игра «Поймай жучков» Когда уточка полетала и устала, все садятся на места и логопед просит внимательно послушать. «Сейчас я покажу другую птичку – это дятел. Дятел никуда не улетает, а зимует в лесу. Он стучит своим клювом и достает себе пищу (стишок дятла + артикуляционное упражнение для язычка). Я проверю, какая ты внимательная. Послушай, как стучит дятел, и повтори его стук. Сколько раз стукнул дятел по дереву, столько жучков он поймал!»

         Логопед зажимает в руке определенное количество жучков, так чтобы ребенок не видел, сколько их там, и стучит по столу. Количество ударов должно соответствовать количеству жучков в кулаке. Если ребенок сумел точно повторить количество ударов, ему показывают жучков, если нет – игра повторяется, но не более двух раз.

       7. Итог занятия.

        Что нового узнала? Что особенно понравилось?

 

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ ТЕМА: ПТИЦА СЧАСТЬЯ. РАБОТА С БУМАГОЙ. СКЛАДЫВАНИЕ. ОРИГАМИ «ПТИЦА СЧАСТЬЯ»

2 класс Технология  Тема: Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.Оригами «Птица счастья»...

Внеурочная деятельность. Разработка занятия по теме "Птицы. Изготовление кормушек для птиц""

Методическая разработка внеурочного занятия с использованием технологии DASH. Работая в группах, учащиеся заполняют карты понятий, затем составляют кластер по теме "птицы". В конце занятия и...

Технологическая карта по технологии на тему: "Птица счастья. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья»" 2 класс

Тема: Птица счастья. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья»Цели деятельности учителя: освоение техники оригамиПланируемые результаты:   Предметные:- Знать способы раб...

Конспект урока по технологии. Тема: Птица счастья. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья» (2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представление о птице счастья; освоение техники оригами.Планируемые результаты:Предметные:-знать: способы работы с бумагой: сгибание, складывание, пр...

Конспект урока технологии 2 класс. Тема: "Птицы. «Динамическая модель птицы» в технике оригами".

Конспект урока технологии 2 класс. Тема: "Птицы. «Динамическая модель птицы» в технике оригами"....

Сценарий логопедического занятия: «Дифференциация звуков С-Ш в слогах и словах». Лексическая тема: «Птицы». 2 класс.

Различение фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: С-Ш в слогах и словах в устной и письменной речи....

Конспект группового логопедического занятия по теме "Птицы"

Данное занятие разработано для младшего школьного возраста, обучающихся с ОВЗ. Выбор темы обувлен тем, что словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой. Целесообразно проводить ео после изучен...