Учебно-методический комплект по логопедии. 1 класс. "Как к нам в гости звук Р попал".
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zvuk_r_k_nam_popal.pptx1.77 МБ
Файл frontalnoe_logop._zanyatie_v_1_kl.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема:Как к нам звук «Р» попал.

Цель: знакомство со звуком  «р»; развитие правильного произношения в слогах, словах, предложениях; развитие функций языкового анализа и синтеза, словообразования; развитие фонематического слуха, анализа и синтеза; воспитание чувства дружбы, доброго  отношения  друг к другу.

Оборудование: предметные картинки (гора, ворота, радуга, крокодил, кенгуру, зебра, верблюд, розы, ромашки, нарциссы, астры), Звуковички, презентация к уроку, флакон с духами, роза.

Ход урока:

  1. Психологический настрой.

_Положите руки поудобнее. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Сотворите вокруг себя поле любви, мира, добра.

Кто пришёл к нам тихо, тихо?

Ну, конечно, не слониха!

И , конечно , бегемот  тихо

Так пройти не мог.

И повсюду тишина…

Это значит, это значит

Тише всех пришла зима.

- А начинает зиму месяц  « декабль». Ой! Я кажется звук потеряла! Вы не знаете – какой?

( проверяю: р-р-р )

  1. Психогимнастика (Дети встают)

- Раз, два, повернись и в животных превратись!

-Кто покажет сердитого тигра? Как он грозно рычит?

-А как мурлычет ласковая кошечка?

- Покажите любопытного воронёнка, который выглядывает из гнезда и каркает тоненьким голосом.

- А теперь – его маму, которая отвечает ему низким голосом.

III. Сообщение темы занятия.

- Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня?

- Послушайте присказку.

В некотором царстве, некотором государстве, высоко в горах жил звук «Р».

- Давайте все дружно его произнесём.

- Чем он вам понравился?

1. Характеристика звука  «Р»

 - Какой он?

-Радостный или грустный? Гласный или согласный?  Звонкий или глухой?        

2.Произношение изолированного звука. Работа над голосом.

-Вокруг «Р» рычали звери. Как они рычали? Падали камни ( отрывистое произнесение). Грохотал гром (раскатистое произнесение) Это были звуки, с которыми ему нельзя было дружить.

( проговаривают грустно: р-р-р )

Пролетела мимо сорока и говорит: « Что ты грустишь? Отправляйся в школу, в п. Красногорский. Там все звуки и буквы живут в волшебных замках, и дети их научились произносить.»

Обрадовался звук «Р» и отправился в дорогу.

А сейчас мы будем смотреть в волшебное зеркало, всё видеть и помогать звуку «Р».

IV Произношение звука «Р» в слогах, слоговых сочетаниях и словах.

- Что это? (горы) Звуку»Р» надо помочь перебраться через горы. Отправим ему на помощь гласные звуки.

Прилетела гласная «А». Какой слог получился? ( ра)

(аналогично: с О, У, Ы)

- Смотрите! Получилось волшебное заклинание: ро-ру-ры-ра

- Давайте скажем: ро-ру-ры-ра- расступись гора.

Расступилась гора, а за ней – ро-во-та

- Что я перепутала? ( во-ро-та)

(уронить Звуковичок)

-Упал звук «Р», поранил руку и воскликнул: « Ах! Рана!»

- Какое слово  можно составить? ( охрана)

V.Подбор антонимов. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

    Чтобы охрана пропустила звук «Р» через ворота, надо сказать добрые слова. Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные по смыслу хорошие слова.

Зло - …добро.

Лень-…трудолюбие.

Трусость-…храбрость.

Грусть-…радость.

-Ура! Ворота открылись!

За воротами – звери. Если отгадаете их названия, они помогут звуку «Р», укажут им путь.

  • Отгадайте названия животных с перепутанными слогами:

КА-БЕЛ

РАН-БА

ДИЛ-КРО-КО

БЛЮД-ВЕР

  • С кем подружился звук «Р» ?

С белкой, с бараном, с крокодилом, с верблюдом.

VIII. Падежное управление.

Идёт звук «Р», вдруг перед ним сад. 

- Что увидел звук «Р» ?

( презентация: ромашки, астры, розы, нарциссы)

  • Назовите эти цветы.
  • Сорвал  звук «Р» хоть один цветок? Что он подумал? (распылить незаметно духи).
  • Что вы почувствовали? (аромат цветов).

Звук «Р» любовался чем? (Т.п.):

Ромашками, нарциссами,розами, астрами.

IX.  Произношение звука “Р» в предложениях. Словообразование.

Кроме цветов звук «Р» увидел фруктовые деревья, которые угощали его своими плодами.

- Чем угостило грушевое дерево?

( Грушевое дерево угостило грушами.)

Аналогично: персиковое дерево, абрикосовое, виноградная лоза…

Поблагодарил звук «Р» фруктовые деревья, а куда идти дальше-не знает.

В саду есть цветок, который ему поможет.

Выставляется схема слова «роза».

Роза даст ему лепесток, и он укажет путь.

X. Произношение звука «Р» в чистоговорках.

Идёт звук «Р», песенки распевает, чистоговорки сочиняет :

Ра-ра-ра-стоит высокая гора;

Рад-рад-рад- растёт сладкий виноград;

Нат-нат-нат-я люблю гранат;

Руша-руша-руша-спелая груша;

Ерсик-ерсик-ерсик-очень вкусный персик.

XI Произношение «Р» в словах и подбор определений.

Подул сильный ветер. Покажите- какой? Ветер вырвал лепесток у звука «Р» и унёс его. Вдруг он видит знак, а на нём надпись: « Направо пойдёшь- к Дракону попадёшь, налево пойдёшь- никуда не попадёшь».

Слышит «Р» чьи-то рыдания ( А что такое «рыдания»?) Они рыдают, потому что дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте отгадать, кто это:

Б.атино, Чабу.ашка, Пье.о, К.окодил Гена.

-Какой звук забрал Дракон ? А знаете зачем? Чтобы ещё больше рычать и быть более сердитым. Скажем ему ласковые слова, чтобы он вернул им звук. (Слайд: улыбающийся Дракоша)

-Что сказали звуку «Р» сказочные герои? Он стал их другом. Кого вы можете назвать своим другом? А ты,….., хороший друг?

Крокодил Гена предлагает вам запомнить пословицу: «Дружба и братство дороже богатства».

XII Сочинение стихов, подбор рифм.

Развеселились наши герои, стали стихи сочинять. Поможем им.

Буратино взял … топор

И пошёл чинить… забор.

Видит он- стоит (картинка)… машина,

Но машина без … бензина.

Влил бензин он в …мотор

И наехал на….

Тут Тортила… прибежала

Буратино… отругала.

XIII Отгадывание загадки.

«Куда же мне идти дальше?»- спросил «Р» у Дракоши.

-Я покажу тебе волшебную дорогу , если отгадаешь мою загадку: «Разноцветное коромысло над рекою повисло».

Дети называют слово и «разбрасывают» по звукам.

По волшебной дороге-радуге друзья ушли в свои сказки, а звук «Р» добрался до нашей школы. И мы ему очень рады! Поздороваемся с ним! Скажите ему, как называется наш посёлок. А теперь покажите, где он будет жить. ( Открывают страничку в Букваре).

XIV Знакомство с буквой Р.

-Звук «Р» посмотри- вот это твоя буква.

Детям предлагается изобразить букву Р  с помощью пальчиков, поз.

Затем даются трафареты буквы Р, который они обводят и раскрашивают синим цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока в 3 классе

Родовые окончания имен прилагательных...

Учебно методическое пособие по математике 1 класс

Учебно методическое пособие по математике  для 1 класса по программе 21 век...

Учебно-методический конспект по математике 2 класс

Планируемые результаты:предметные: обеспечить понимание понятия "Множество. Элементы множества"; актуализировать знания учащихся по теме "элементы множества" и умения классифицировать предметы по опре...

Учебно-методический конспект по технологии 1 класс

Планируемые результаты:личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; развитие трудолюбия, способности к с...

Учебно-методический конспект по технологии 1 класс

Планируемые результаты:личностные:способствовать умению работать с инструментами и приспособлениями для ручных работ;предметные: научатся организовывать свой труд и оборудовать своё рабочее место, поз...

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....