Главные вкладки

    Учебно-методический комплект по логопедии. 1 класс. "Как к нам в гости звук Р попал".
    учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

                   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_zvuk_r_k_nam_popal.pptx1.77 МБ
    Файл frontalnoe_logop._zanyatie_v_1_kl.docx20.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Тема:Как к нам звук «Р» попал.

    Цель: знакомство со звуком  «р»; развитие правильного произношения в слогах, словах, предложениях; развитие функций языкового анализа и синтеза, словообразования; развитие фонематического слуха, анализа и синтеза; воспитание чувства дружбы, доброго  отношения  друг к другу.

    Оборудование: предметные картинки (гора, ворота, радуга, крокодил, кенгуру, зебра, верблюд, розы, ромашки, нарциссы, астры), Звуковички, презентация к уроку, флакон с духами, роза.

    Ход урока:

    1. Психологический настрой.

    _Положите руки поудобнее. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Сотворите вокруг себя поле любви, мира, добра.

    Кто пришёл к нам тихо, тихо?

    Ну, конечно, не слониха!

    И , конечно , бегемот  тихо

    Так пройти не мог.

    И повсюду тишина…

    Это значит, это значит

    Тише всех пришла зима.

    - А начинает зиму месяц  « декабль». Ой! Я кажется звук потеряла! Вы не знаете – какой?

    ( проверяю: р-р-р )

    1. Психогимнастика (Дети встают)

    - Раз, два, повернись и в животных превратись!

    -Кто покажет сердитого тигра? Как он грозно рычит?

    -А как мурлычет ласковая кошечка?

    - Покажите любопытного воронёнка, который выглядывает из гнезда и каркает тоненьким голосом.

    - А теперь – его маму, которая отвечает ему низким голосом.

    III. Сообщение темы занятия.

    - Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня?

    - Послушайте присказку.

    В некотором царстве, некотором государстве, высоко в горах жил звук «Р».

    - Давайте все дружно его произнесём.

    - Чем он вам понравился?

    1. Характеристика звука  «Р»

     - Какой он?

    -Радостный или грустный? Гласный или согласный?  Звонкий или глухой?        

    2.Произношение изолированного звука. Работа над голосом.

    -Вокруг «Р» рычали звери. Как они рычали? Падали камни ( отрывистое произнесение). Грохотал гром (раскатистое произнесение) Это были звуки, с которыми ему нельзя было дружить.

    ( проговаривают грустно: р-р-р )

    Пролетела мимо сорока и говорит: « Что ты грустишь? Отправляйся в школу, в п. Красногорский. Там все звуки и буквы живут в волшебных замках, и дети их научились произносить.»

    Обрадовался звук «Р» и отправился в дорогу.

    А сейчас мы будем смотреть в волшебное зеркало, всё видеть и помогать звуку «Р».

    IV Произношение звука «Р» в слогах, слоговых сочетаниях и словах.

    - Что это? (горы) Звуку»Р» надо помочь перебраться через горы. Отправим ему на помощь гласные звуки.

    Прилетела гласная «А». Какой слог получился? ( ра)

    (аналогично: с О, У, Ы)

    - Смотрите! Получилось волшебное заклинание: ро-ру-ры-ра

    - Давайте скажем: ро-ру-ры-ра- расступись гора.

    Расступилась гора, а за ней – ро-во-та

    - Что я перепутала? ( во-ро-та)

    (уронить Звуковичок)

    -Упал звук «Р», поранил руку и воскликнул: « Ах! Рана!»

    - Какое слово  можно составить? ( охрана)

    V.Подбор антонимов. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

        Чтобы охрана пропустила звук «Р» через ворота, надо сказать добрые слова. Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные по смыслу хорошие слова.

    Зло - …добро.

    Лень-…трудолюбие.

    Трусость-…храбрость.

    Грусть-…радость.

    -Ура! Ворота открылись!

    За воротами – звери. Если отгадаете их названия, они помогут звуку «Р», укажут им путь.

    • Отгадайте названия животных с перепутанными слогами:

    КА-БЕЛ

    РАН-БА

    ДИЛ-КРО-КО

    БЛЮД-ВЕР

    • С кем подружился звук «Р» ?

    С белкой, с бараном, с крокодилом, с верблюдом.

    VIII. Падежное управление.

    Идёт звук «Р», вдруг перед ним сад. 

    - Что увидел звук «Р» ?

    ( презентация: ромашки, астры, розы, нарциссы)

    • Назовите эти цветы.
    • Сорвал  звук «Р» хоть один цветок? Что он подумал? (распылить незаметно духи).
    • Что вы почувствовали? (аромат цветов).

    Звук «Р» любовался чем? (Т.п.):

    Ромашками, нарциссами,розами, астрами.

    IX.  Произношение звука “Р» в предложениях. Словообразование.

    Кроме цветов звук «Р» увидел фруктовые деревья, которые угощали его своими плодами.

    - Чем угостило грушевое дерево?

    ( Грушевое дерево угостило грушами.)

    Аналогично: персиковое дерево, абрикосовое, виноградная лоза…

    Поблагодарил звук «Р» фруктовые деревья, а куда идти дальше-не знает.

    В саду есть цветок, который ему поможет.

    Выставляется схема слова «роза».

    Роза даст ему лепесток, и он укажет путь.

    X. Произношение звука «Р» в чистоговорках.

    Идёт звук «Р», песенки распевает, чистоговорки сочиняет :

    Ра-ра-ра-стоит высокая гора;

    Рад-рад-рад- растёт сладкий виноград;

    Нат-нат-нат-я люблю гранат;

    Руша-руша-руша-спелая груша;

    Ерсик-ерсик-ерсик-очень вкусный персик.

    XI Произношение «Р» в словах и подбор определений.

    Подул сильный ветер. Покажите- какой? Ветер вырвал лепесток у звука «Р» и унёс его. Вдруг он видит знак, а на нём надпись: « Направо пойдёшь- к Дракону попадёшь, налево пойдёшь- никуда не попадёшь».

    Слышит «Р» чьи-то рыдания ( А что такое «рыдания»?) Они рыдают, потому что дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте отгадать, кто это:

    Б.атино, Чабу.ашка, Пье.о, К.окодил Гена.

    -Какой звук забрал Дракон ? А знаете зачем? Чтобы ещё больше рычать и быть более сердитым. Скажем ему ласковые слова, чтобы он вернул им звук. (Слайд: улыбающийся Дракоша)

    -Что сказали звуку «Р» сказочные герои? Он стал их другом. Кого вы можете назвать своим другом? А ты,….., хороший друг?

    Крокодил Гена предлагает вам запомнить пословицу: «Дружба и братство дороже богатства».

    XII Сочинение стихов, подбор рифм.

    Развеселились наши герои, стали стихи сочинять. Поможем им.

    Буратино взял … топор

    И пошёл чинить… забор.

    Видит он- стоит (картинка)… машина,

    Но машина без … бензина.

    Влил бензин он в …мотор

    И наехал на….

    Тут Тортила… прибежала

    Буратино… отругала.

    XIII Отгадывание загадки.

    «Куда же мне идти дальше?»- спросил «Р» у Дракоши.

    -Я покажу тебе волшебную дорогу , если отгадаешь мою загадку: «Разноцветное коромысло над рекою повисло».

    Дети называют слово и «разбрасывают» по звукам.

    По волшебной дороге-радуге друзья ушли в свои сказки, а звук «Р» добрался до нашей школы. И мы ему очень рады! Поздороваемся с ним! Скажите ему, как называется наш посёлок. А теперь покажите, где он будет жить. ( Открывают страничку в Букваре).

    XIV Знакомство с буквой Р.

    -Звук «Р» посмотри- вот это твоя буква.

    Детям предлагается изобразить букву Р  с помощью пальчиков, поз.

    Затем даются трафареты буквы Р, который они обводят и раскрашивают синим цветом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мойдодыр спешит к нам в гости

    Театрализованное представление для младших школьников...

    Сценарий КТД "К нам в гости идёт Новый год"

    Сценарий КТД для  учащихся  начальной школы «К нам в гости идёт Новый год» Звучат звуки вьюги. Выходит Снежная королева со своими слугами.С.к.  – Все ли ладно в королевстве? ...

    Весна пришла к нам в гости!

    Сценарий Праздника.  Посвящается  встрече с ребятами интерната №7.(В рамках благотворительной акции «Спешите делать добро!»)...

    Конспект урока по музыке 1 класс тема: "К нам приходит Новый год"

    Урок: МузыкаТема: "К нам приходит Новый год"Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: Познакомить учащихся с историей и  традициями Нового года, повторить новогодние песни.За...