Учебно-методическое пособие по математике 1 класс УМК «Планета знаний» (с использованием игр В.В. Воскобовича)
учебно-методическое пособие (математика, 1 класс) по теме

Немилова Татьяна Анатольевна

Серия заданий с использованием игр В.В. Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voskobovich.docx304.55 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие                                      

по математике 1 класс УМК «Планета знаний».

(с использованием игр В.В. Воскобовича)

В УМК «Планета знаний» в курсе математики большое значение придаётся развитию пространственных представлений учащихся. Своевременное развитие пространственных представлений помогает учащимся успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов необходимых для обучения чтению счету и письму.

В учебниках развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений. Для более эффективного осуществления подобных заданий на наш взгляд целесообразно использование развивающих игр  В.В. Воскобовича.

Так как данные виды работы представлены в вариативной части (повышенный уровень сложности), для более успешного выполнения заданий появляется герой, который помогает справляться с этими заданиями.

Тема: Состав числа 4. (фрагмент урока)

Оборудование: игровое поле «Ларчик», верёвочки, игровизор, герои Малыш Гео.

Задачи этапа: изучение состава числа 4, развитие пространственных представлений учащихся.

На игровом поле, заранее заготовлены рисунки незаконченных четырёхугольников (см. учебник часть 1 стр.77 №7).

Учитель:  Малыш Гео (показ героя) приготовил для нас новое задание, на этот раз мы должны дополнить рисунки так, чтобы у нас получились четырехугольники и записать наши действия на игровизоре. Давайте вспомним что такое четырехугольник.

Учащиеся: замкнутая ломанная линия  с 4 звеньями и 4 вершинами.

Учитель:  Кто из вас хочет попробовать достроить красную фигуру? Помните Гео всегда подскажет, поможет. (Выходит ученик и на игровом поле выполняет задание).

Вопросы – помощники от Гео.

- Какая фигура перед нами? (ломанная линия)

-Сколько звеньев в ней? (3)

-Сколько еще нужно добавить до четырехугольника? (1)

Учитель:  как получили 4 звена, давайте запишем для Гео на игровизоре и на Ларчике.

Учащиеся:  3+1=4

Аналогичная работа проводится с ломанной из 2 звеньев и с отрезком. (каждая фигура обозначена своим цветом).

По окончании задания на игровизоре и Ларчике появляется запись состава числа 4. По которой делается вывод и подводится итог урока.

Тема: Рисуем и измеряем .

Оборудование: геоконт, геовизоры, герои Малыш Гео и Ворон Мэтр.

Задачи этапа:  обобщить знания о геометрических фигурах, научить строить фигуры по точкам и по образцу, развивать  пространственные представления учащихся.

Учитель:  сегодня на урок к нам пришли Малыш Гео и Ворон Мэтр. Между ними произошёл спор. Ворон Мэтр утверждает, что Гео не сможет нарисовать фигуры по точкам. Но Гео сказал, что у него есть помощники, которые ему всегда помогут в трудную минуту.

Как вы думаете, кого он имеет в виду? (Нас.)

Давайте попробуем поработать вместе с Гео.

Работа с геоконтом. (см. учебник часть 1 стр.47 №8)

1 вариант. Малыш Гео (учитель или один из сильных учеников)выполняет задание на геоконте, остальные учащиеся работают индивидуально на геовизоре.

  1. Давайте сначала обозначим  точки, которые нам задал Ворон Мэтр.

С(3)

Ф(2)

К(2)

           О(3)

           Ж(2)

Г(2)

Идёт параллельная работа на геоконте и геовизоре.

2)Теперь полученные точки на листе бумаги обозначим номерами.

  1. С(3)
  2. Ф(2)
  3. К(2)
  4. О(3)
  5. Ж(2)
  6. Г(2)

3)

  • Гео будет называть вам точки, а вы будете соединять их красным карандашом.
  1. 1-2-6-1

Какая получилась фигура? (Треугольник) Проверяем, сравниваем с геоконтом.

  • Гео будет называть вам точки, а вы будете соединять их зелёным карандашом
  1. 2-6-4-2

Какая получилась фигура? (Треугольник) Проверяем, сравниваем с геоконтом.

  • Гео будет называть вам точки, а вы будете соединять их синим карандашом.
  1. 2-3-5-6-2

Какая получилась фигура? (Четырёхугольник, прямоугольник) Проверяем, сравниваем с геоконтом.

  • Гео будет называть вам точки, а вы будете соединять их желтым карандашом
  1. 1-2-4-5-1

Какая получилась фигура? (Четырёхугольник) Проверяем, сравниваем с геоконтом.

2 вариант. Можно не проверять каждую фигуру по очереди, а сравнить окончательный вариант из четырех фигур, где каждая фигура выделена своим цветом.

3 вариант. Проверяются все фигуры сразу, фигуры выполнены одним цветом.

Малыш Гео благодарен вам за то, что вы помогли ему доказать ворону Метру свою правоту и предлагает вам поиграть в игру на игровизоре.

- Гео будет показывать вам половинку фигуры на геовизоре, а вы будете их дорисовывать.

На что похоже получившееся изображение?

Как можно назвать эти фигуры?

Устный счет по математике для 1 класса (2 полугодие).

Устный счет проводится с использованием игрового тренажёра В.В. Воскобовича «Восьмёрка». Восьмёрку-3 держит в руках учитель цветной стороной к учащимся, если есть возможность, то восьмерка-1 лежит на парте у детей.  Работа идет по считалочке. Учитель проговаривает одну из считалочек (см.ниже), опуская слово(а), а потом спрашивает учащихся какого цвета стрелочки нужно убрать и, что в результате получится. Далее учитель предлагает ряд заданий, которые учащиеся выполняют в тетради или на игровизоре с последующей проверкой.

  • Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.
  • Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь
  • Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Устный счет.

Учитель:

  1. Крот овце, …, зайке … сшил фуфайки. Сколько стрелочек надо убрать? (2) Какого они цвета? (жёлтый, голубой) Вынимаем.Что получилось? (цифра 5).

          Расскажите что вы знаете о числе 5? (однозначное, нечетное и др.)

  • Запишите следующее нечетное число. (7)
  • Запишите предыдущее нечетное число. (3)
  • Чему равна сумма трех пятерок? (15)
  • Чему равна разность суммы двух пятерок и одной пятерки? (5)

Проверяем.

  1.  овце, жирафу, зайке  сшил фуфайки. Сколько стрелочек надо убрать? (2) Какого они цвета? (красный, голубой) Вынимаем.Что получилось? (цифра 3).
  • Запишите все двузначные числа, в которых 3 единицы. (13,23,33,43,53,63,73,83,93)
  • Обведите число, в котором количество десятков на 5 больше, чем единиц. (83)
  • Подчеркните число, в котором количество десятков предыдущее тройке число. (23)
  • *Закрасьте число, в котором если сложить цифру десятков и единиц получится число (сначала сделать число на «восьмерке»)

«Крот овце, жирафу, зайке …. сшил фуфайки»(9)? (63)

Проверяем.

Тема: Выбираем, чем заняться.

Оборудование: прозрачные квадраты, логоформы, игровое поле «Ларчик», верёвочки, кружки, игровизоры.

Задачи: обобщить и систематизировать  знания, полученные в 1 классе.

Эта тема включает  в себя несколько уроков. В  учебнике представлен ряд заданий  для обобщения изученного материала.

  • Например,  в учебнике присутствует  рубрика «Смекалка».

1) (см. учебник с.135 №5)

Учитель:  Озорной Незримка Всюсь опять приготовил нам испытание (учитель заранее строит задание №5 из учебника на игровом поле). Он хочет, чтобы вы сложили квадрат из новых пластинок.

-Выберите номера тех пластинок, из которых получится квадрат. (№1, №2).

-А как называются фигуры на новых пластинках?  (Шестиугольники ).

-Но Озорной Незримка Всюсь очень хитрый и он усложнил вам задание.

-Возьмите свои прозрачные пластинки  и составьте у себя на парте  квадраты, используя только: 1)треугольники, 2)четырехугольники,3) шестиугольники. В результате работы дети приходят к выводу, что из представленных шестиугольников нельзя составить квадрат.

Если у учащихся возникают затруднения, можно продолжить работу в парах постоянного состава.

-Молодцы! Незримке Всюсю не удалось вас перехитрить.

2) (см. учебник с.139 №6).

Учитель: Откройте свои учебники на с.139, найдите №6. Назовите цвета фигур, которые имеют одинаковую площадь.  ( Розовая и голубая).

-А форма у выбранных фигур одинаковая?  (Нет).

-Значит, какой можно сделать вывод? (Фигуры одинаковые по площади не всегда имеют  одинаковую  форму).

-А теперь давайте составим на наших ковриках из логофом разные фигуры.

Далее идет работа по группам на трех ковриках:

1 группа - составляет фигуры одинаковые по площади.

2  группа - составляет фигуры одинаковые по форме.

3 группа - составляет фигуры одинаковые по форме и по площади.

После работы идет проверка выполненного задания, и учитель еще раз обращает внимание на вывод сделанный детьми ранее.

  • Также в учебнике есть рубрика «Рисование».

      1)(см. учебник с.130 №3).

Учитель заранее выкладывает на игровом поле при помощи кружков задание из учебника.

-Вы уже знаете, что числа можно изображать рисунками. Посмотрите на наш коврик.

-Что вы заметили?  ( На каждом следующем рисунке прибавляется ряд точек. Число точек в каждом ряду на 1 больше, чем в предыдущем).

-Эти рисунки обозначают числа, которые называются треугольными.

-Нарисуйте на своих игровизорах следующее треугольное число. ( Один из учеников работает с ковриком).

-Назовите это число. (15).

-Теперь назовите все числа, которые у нас изображены на коврике. (1,3,6,10,15).

-Какую закономерность вы заметили? (Увеличение сначала на 2, потом на 3, на 4,на 5).

-Какое же будет следующее треугольное число? (21).

-Нарисуйте его на своих игровизорах. ( Один из учеников работает с ковриком).

Проверка. Каждый поднимает и показывает игровизор.

Аналогично проводится работа с квадратными числами из задания  учебника на с. 134 №4.

2)(см. учебник с.138 №4, №5).

Учитель: Прочитайте задание №4.(Необходимо изменить размер большого квадрата из задания на 9 клеток).  

-Нарисуйте большой квадрат на игровизорах. (Учитель договаривается с детьми, что большой квадрат на доске – это коврик).

-Теперь разместите в нем маленькие квадраты со стороной 4 клетки так, чтобы они не накрывали друг друга. Нарисуйте их на игровизорах.

-Сколько уместилось квадратов? (4).

Проверка. Каждый поднимает и показывает игровизор.

Учитель выбирает учащихся с разными способами размещения квадратов и вызывает их для показа при помощи веревочек на ковриках.

-Какие из этих способов будут удобными, если нам надо вырезать эти квадраты? (Способы, на которых квадраты  соприкасаются  сторонами).

Аналогично проводится работа с заданием №5 на с.138.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков технологии в 3 классе по УМК "Планета знаний" с использованием новых ФГОС

Предлагаю коллегам календарно - тематическое планирование уроков технологии в 3 классе по "Планете знаний"....

Урок математики 4 класс УМК "Планета знаний" "Умножение круглых чисел" (использование интерактивной доски, презентации)

В уроке используется устный счет в презентации, обяснение нового с помощью ИД (интерактивной доски), а  также, работа в парах, в группах,  индивидуальная, фронтальная, работа по учебнику, на...

Урок математики 4 класс УМК "Планета знаний" (с использованием интерактивной доски (флипчарт) "Действия с многозначными числами"

Урок  математики  в  4  классе  по  учебнику  М.И.Башмакова  "Действия   с  многозначными  числами".   Урок  проводится  в  и...

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Презентация к выступлению на тему Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

Пособие для проверки достижения результатов "Планета знаний"

Пособие для проверки достижения результатов "Планета знаний"...