Использование специальных таблиц при развитии звуко-слогового анализа.
статья по логопедии (1 класс) по теме

Липатова Вера Борисовна

Работа с таблицами является удачным вариантом развития навыков звуко-слогового анализа слов на логопедических занятиях и в домашних условиях. Анализируя каждое слово и графически его обозначая, ребёнок учится самостоятельности, усидчивости. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, развивается пространственная ориентировка на листе бумаги.  Сжатая форма таблиц сокращает время на выполнение заданий, избавляя детей от переутомления. При работе с таблицами появляется возможность для выработки у детей таких важных качеств, как самоконтроль и самооценка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование специальных таблиц при развитии звуко-слогового анализа.

Целенаправленная работа по формированию  навыков звуко-слогового анализа и синтеза – необходимая ступень для овладения письменной речью. Часто без специальной логопедической помощи первоклассники с речевой патологией  и к началу второго  полугодия не могут самостоятельно делить  речевой поток на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки.

Используя традиционные формы работы по формированию и развитию анализа звукового состава слова (звуковые линейки, карточки, индивидуальный раздаточный материал,  дидактические, настольные игры) часто приходится сталкиваться с определенными трудностями.

  1. В большинстве заданий и игровых приёмов с детьми отрабатывается лишь одно из понятий, касающихся звукового состава слова («Определи первый звук в словах», «Найди место звука в слове» и т.д.).
  2. Не всегда возможно полноценно, даже с опорой на наглядность, сравнивать сразу несколько слов по их звуко-слоговому составу. Это требует большого количества раздаточного дидактического материала (предметных картинок, символов звуков, слогов), занимает много места за рабочим столом ребенка, предполагает достаточно длительный по времени процесс звукового разбора слов, что не всегда удобно на групповых занятиях.
  3. При формировании представлений о звуковом составе слова достаточно сложно проследить успехи и трудности каждого ребенка.

В коррекционной работе с первоклассниками, имеющими нарушения речи, использую специальные таблицы по развитию звукового и слогового анализа слов. Составлены логопедические тетради с учетом календарно-тематического планирования.

Особенность данных таблиц в самостоятельной зарисовке детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове, твердости и мягкости согласных звуков, слов в предложениях в специально отведенных ячейках таблицы. При работе с таблицами использую традиционные условные обозначения.

Таблицы различаются по сложности и объёму изучаемого материала. Чем больше заданий для звукового анализа слов, тем меньшее количество слов (предметных картинок) предлагается для разбора. Работа с таблицами предусматривает последовательный анализ слов по вертикали, а затем сравнение отдельных данных по горизонтали. Это позволяет находить сходство и различие места звука в словах, количество слогов, место ударения в различных слогах, твердость и мягкость согласных звуков, количество гласных и согласных звуков в словах.

Например, при изучении темы «Звук и буква Л» дети работают с таблицей:

Задания:

  • Назвать картинки, которые изображены на верхней строке таблицы.
  • Какой общий звук в названиях этих картинок?
  • Обвести букву Л.
  • Определите место звука [л]: в начале, середине или конце слова? В клеточке под картинкой нарисовать кружок в начале линии, в середине линии или в конце.
  • Послушать как произносится звук [л] в слове – твердо или мягко? Каким цветом нужно раскрасить кружок – синим или зеленым?
  • Поделить слово на слоги. Сколько получилось слогов? В следующей клеточке обозначить слоги черточками.
  • Выдели ударный слог. Обозначь на схеме.
  • Назвать по порядку все звуки в слове; нарисовать в следующей клеточке  столько кружков, сколько звуков в слове.
  • Раскрасить красным цветом гласные звуки, синим или зелёным – согласные.
  • Записать слово под схемой печатными буквами.

Также разбирается следующее слово и т.д.

Затем сравнение или преобразование слов:

  • Чем похожи слова ЛАК и ЛУК? В чем их различие?
  • Какое слово получится если в слове ПОЛ уберем звук П и поставим К.
  • Как слово ХАЛАТ превратить в слово САЛАТ.

Синтез слов.

Я бросаю вам звуки, назовите получившиеся слова  Л А К и т.д.

В ответах на такие вопросы возможна опора как на зрительный образ проанализированного слова, так и на его слуховое восприятие без опоры на таблицу.

Также подобран материал на дифференциацию звуков.

 

Как пример различение по твердости и мягкости, по звонкости и глухости.

Обязательно даю задания на составление предложений с одной или двумя предметными или сюжетными картинками. Последующий анализ предложения: определение количества слов, места каждого слова, выделение предлога, установление связи слов в предложении с помощью вопросов, нахождение слов с определенным звуком и составление схемы предложения в тетради.

Ещё одна тетрадь для развития навыков звукового анализа слов, составленна по технологии Ткаченко Т. В.

Последовательность предъявления речевого материала следующая.

1 группа слов (односложные слова, состоящие из закрытого слога) НОС, СОМ, СЫН, СОН, СЫР.

2 группа (двусложные слова, состоящие из открытых слогов). ЛУПА, ЛАПА, ФАРА, НОТА, БУСЫ.

3 группа (двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов). ЗАМОК, КАБАН, ХАЛАТ, ЗАБОР, БАТОН.

4 группа (двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов). ШАПКА, МОШКА, КОШКА, САНКИ, БУЛКА.

5 группа (двусложные слова со стечением согласных звуков в начале) ГЛАЗА, КРЫША, КРЫСА, ШКОЛА, СЛИВА

6 группа (односложные слова со стечением согласных звуков) ВОЛК, ЗОНТ, ЛИСТ, ШАРФ, ТИГР. ШКАФ, КРОТ, СТУЛ, КРАН, СЛОН.

Задания аналогичны предыдущим.

  • Определение количества слогов. Обозначение черточками.
  • Выделение ударного слога.
  • Определение количества звуков.
  • Обозначение кружочками. Выделение гласных и согласных звуков, обозначение на схеме.
  • Запись слов печатными буквами.
  • Сравнение слов.
  • Преобразование слов.
  • Синтез слов.
  • Составление предложений.

Анализ самостоятельно заполненных детьми таблиц дает возможность проследить динамику положительных результатов усвоения знаний, умений и навыков в области звукового состава слова. Соответственно видны и пробелы в усвоении материала: неумение определить место звука в слове, последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, выделять ударную гласную, различать твердые и мягкие согласные, согласные и гласные звуки, нарушение пространственной ориентировки.

Опираясь на уровень развития каждого ребёнка, можно создать индивидуальную таблицу, позволяющую компоновать разнообразный материал для любого ребёнка:

  • Подбирать предметные картинки в соответствии с состоянием звукопроизношения, используя только правильно произносимые звуки.
  • Уменьшать или увеличивать количество картинок для звукового анализа.
  • Разнообразить виды заданий по разбору звукового состава слов.

Таблицы можно использовать не только на занятиях, но и при выполнении домашнего задания.

Анализируя каждое слово и графически его обозначая, ребёнок учится самостоятельности, усидчивости. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, развивается пространственная ориентировка на листе бумаги. Первоклассник зрительно воспринимает план своих действий. Сжатая форма таблиц сокращает время на выполнение заданий, избавляя детей от переутомления. При работе с таблицами появляется возможность для выработки у детей таких важных качеств, как самоконтроль и самооценка, используя при этом две формы работы: по словесной инструкции и по образцу.

Работа с таблицами на мой взгляд является удачным вариантом развития навыков звуко-слогового анализа слов на логопедических занятиях и в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Звуко-слоговой анализ слов разной структуры с использованием схем

Представлен речевой материал, направленный на формирование и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста....

Развитие звуко - слогового анализа слов на примере лексической темы «Посуда»

Презентация к логопедическому занятию по развитию звуко- слогового анализа слов  на примере лексической темы "Посуда" для обучающихся первых классов....

Семинар - практикум. Игры и упражнения на развитие звуко-слогового анализа у дошкольников»

оказание помощи  родителям в  овладении основными приемами развития звуко-слогового анализа в условиях домашних занятий с ребенком...

ИКТ в обучении навыкам звуко-слогового анализа и синтеза.

Одним из главных новшеств последних лет является широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий. Компьютерные технологии стали частью образовательного процесса и существенно повышают е...

Особенности формирования звуко-слогового анализа у младших школьников с ФФНР

С момента рождения у ребёнка появляются голосовые реакции: крик и плач. Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов.         К концу ...