Развитие языкового синтеза на уровне слогов. Виды упражнений по слоговому синтезу в коррекции и предупреждении дисграфии у школьников.
консультация по теме

В данном материале родители, учителя начальных классов, а также учителя-логопеды смогут найти примеры заданий по развитию языкового синтеза на уровне слога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие языкового синтеза на уровне слогов. Виды упражнений по слоговому синтезу в коррекции и предупреждении дисграфии у школьников.

К концу дошкольного возраста активно развивается аналитико-синтетическая функция речи ребенка, словесно-логического мышление, происходит формирование образно-схематических представлений. В начальной школе уже совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, классификация. Развитие языкового синтеза, как и анализа актуально в концепции современного логопедического уроке в школе. Одним из преобладающих видов дисграфии является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Искажение структуры предложения и слова проявляется на письме у многих детей, принятых в речевые классы. Характерной ошибкой является пропуск гласных, которые при шёпотном или внутреннем проговаривании, воспринимаются оттенками согласных звуков.

Слоговой синтез: этапы работы. На первом этапе работы целесообразно заняться слоговым анализом. При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они – основа слога). Выделению гласных способствует деление на слоги. В качестве предварительной работы можно предложить подключить двигательный (кинестетический) компонент. Логопед предлагает ладонью, придерживая нижнюю челюсть, прочувствовать и сосчитать количество открытий рта на гласных (т. к их произнесение сопровождается большим опусканием челюсти).

 Следующий способ — прохлопать или простучать слово по слогам (можно сопровождать произнесение каждого слога касанием руки колен). Этими способами ученики определяют количество слогов; могут соотнести и поднять соответствующую цифру.

 Языковые представления на уровне слога отрабатываются в упражнениях, где предлагается разложить картинки в два-три ряда в зависимости от числа слогов в их названии; придумать и назвать предметы и понятия, состоящие из заданного количества слогов.

 Развития слогового синтеза на уровне слов способствует зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.

Слоговой синтез: упражнения, игры-задания.

1. «Половинки».

Найди части слов, соедини слоги и запиши: ды сос ла па на ра за бор нок пла ток зво

2. «Морской бой».

 По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение. Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1 А Б В 1 ма нас зи 2 пи ла ту 3 бе я ла

3. «Абракадабра».

В каждом слове переставь местами слоги так, чтобы получились предложения. Запиши.

ришПли ныесиль зырозы. чкиПти летеули в ётлыеп ракя. Ревьяде лиряпоте чтипо всю твулист.

4. «Собери слово».

Из слогов, записанных в разном порядке составь слова. та, во, ро — … ты, бе, ге -… ве, ка, шал — … лод, хо -… ту, ар, тро -… ша,та,мы -… мо, гра, та — … би, рать,за -… пи,кра,ва -… чик, бор,за -… до,про,во,вод -… лен,дарь,ка -…

5. Найди слог, вставь недостающие слоги.

 Са__ги ко __ со до__га ма__на

6. «Сложи слова».

 Сделай из двух слов одно (дан картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки

7. «Примеры».

Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.

Пропо-про+это-о Сок-к+ночи-но+ня+ет Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се

8. «Слоговой зигзаг».

 Прочти по стрелкам предложение.

 9. Сложи по заданным слогам.

Сложи 1-ые слоги: Дорога машина Богатый лопата топить Листик товары падчерица Клевать ночевать выйди Думать ботинок выйду

Сложи 2-е слоги: еда свеча намочил горе попона огород удача догонял получил глубина узоры кололи пустой

Сложи 3-и слоги: петухи этажи седина талия непогода парады брусника саранча лечили

Сложи 2 слог 1 слог 3 слог Гроза платок намекать, 2слог 3слог 3слог напугать березы подарили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекция дислексии и дисграфии у школьников

Учитель-логопед Стекольникова М.В.  «Детский дом №7»         Занимаясь изучением проблемы нарушение письма и чтения  школьников, сле...

Развитие языкового анализа и синтеза на фоне слова у учащихся коррекционной школы VIII вида, страдающих дисграфией.

В структуре нарушения речи детей VIII вида особую роль занимает недоразвитие языкового анализа и синтеза. Учащиеся с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют многочисленные ошибки в...

Развитие языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией

Развитие языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией...

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."

Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.Лексическая тема:   Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...

Развитие языкового анализа и синтеза у учащихся страдающих дисграфией.

Результаты научных исследований (М.Ф. Гнездилов, В.В. Воронкова, В.К. Орфинская), личный опыт работы в коррекционной школе показывают, что учащиеся (даже с правильным звукопроизношением) с трудом овла...

конспект логопедического занятия по предупреждению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза

в данном конспекте много различных упражнений для предупреждения дисграфии у ребенка. В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Наблюдаются пропуски г...

Методическая разработка "Картотека игр на развитие языкового, слогового и фонематического анализа и синтеза"

В разработке представлен материал для обучающихся младших классов с ОВЗ....