Развитие мелкой моторики у детей
консультация по логопедии ( класс) на тему

Дёмина Лилия Михайловна

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей", целью которой является формирование у родителей представлений о важности развития мелкой моторики у детей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА:

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ»

                                                                                   

        

Цель: сформировать у родителей представления о важности развития мелкой моторики.

Задачи: 

- познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики;

- вызвать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.

Оборудование:

- пособия на развитие мелкой моторики рук для выставки;

- буклеты для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук».

       План консультации:

1. Организация выставки пособий по развитию мелкой моторики

2. Сообщения для родителей по темам:

- «Значение         развития         мелкой        моторики»

 - «Развитие мелкой моторики, как?»

3. Предоставление родителям буклетов «Игры и упражнения для                                          развития мелкой моторики ребёнка»

Ход консультации

  1. Организация выставки пособий по развитию мелкой моторики

Для родителей организуется небольшая выставка различных пособий для развития мелкой моторики.

II. Сообщения для родителей по темам.

                                  Прекрасна речь, когда она как ручеек  

     Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток 
                                                          И восклицать: О! Как же ты красива!

Е.Щукина

1. Значение развития мелкой моторики

Родителям предлагается подумать и совместно найти ответ на данный вопрос: “Для чего необходимо развивать мелкую моторику?”

- Почему так важно развитие моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

Таким образом, значение развития мелкой моторики заключается в следующем:

  1. Повышается тонус коры головного мозга.
  2. Развиваются речевые центры коры головного мозга.
  3. Стимулируется развитие речи ребенка.
  4. Согласовывается работу понятийного и двигательного центров речи.
  5. Способствование улучшению артикуляционной моторики.
  6. Развитие чувство ритма и координации движений.
  7. Подготавливают руку к письму.
  8. Поднимается настроение ребенка.

2. Развитие мелкой (пальцевой) моторики.

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь его будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку и аппликации на разные темы в зависимости от поставленных целей.  Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля над высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции. Уже с 10 месяцев проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой.

Мелкую моторику рук развивают:

- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;

- рисование карандашами (фломастерами, кистью);

- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

III. Предоставление родителям буклетов «Игры и упражнения для                                          развития мелкой моторики ребёнка»

Родителям раздаются буклеты с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики.

Используемая литература:

  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: АСТ, -  1973.
  2. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.
  3. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб. :Лань, –1996.

                                                              

Рекомендуемая литература

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера. - 2006.
  2. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера». - 2006.
  3. Кольцова М.М., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб. -1997.
  4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера». - 2007.
  5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век. - 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида (презентация)

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).

Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитате...