Методические разработки по профилактике акустической дислексии.
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Павшукова Евгения Викторовна

Материалы предлагаемые в методической разработке помогут ребёнку развить фонематический слух, грамматический строй речи, расширить объём внимания и памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендуемые упражнения

1. Произнесите звук «и», перед зеркалом и ответьте на вопрос, в каком положении находятся губы при произношении данного звука. При затруднениях в ответе логопед может задать дополнительный вопрос: «Скажите, при произнесении звука «и» губы растянуты в улыбке или вытянуты трубочкой вперед?».

2. Произнести звук «у» перед зеркалом и ответить, в каком положении находятся губы при произнесении данного звука.

3. Произнести звуки «иу» слитно и определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.

4. После самостоятельного произнесения звука «и» определить , в каком положении находятся губы (без использования зеркала).

5. Произнести звук «у», определить положение губ при его произнесении (без использования зеркала).

6. Произнести последовательно звуки «и – у» и ответить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед трубочкой.

7. Произнести звуки «у – и» и ответить, при произнесении какого звука губы растянуты.

8. Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда.

9. Определить первый (или последний) звук по беззвучной артикуляции в звукосочетаниях «иу», «уи».

Подобным же образом отрабатывается различение в положении губ при произнесении гласных звуков «и – а», «у – о», согласных звуков «м» (губы сомкнуты), «н» (губы раскрыты) и др.

В дальнейшем следует перейти к уточнению положения языка при произнесении различных звуков. Кинестетические ощущения положения языка (приподнят или опущен) воспитываются первоначально на резко различающихся по артикуляции звуках: «и – д», «а – д», «и – т».

Различие в способе образования звуков (смычка или щель) уточняется на звуках «ш – т», «ж – д», при этом определяется, прижимается ли кончик языка или не прижимается. Различие узкого и широкого кончика языка можно уточнить на звуках «д» и «л». При произнесении звука «д» язык широкий, при произнесении звука «л» кончик языка узкий.

Участие голосовых складок при произнесении гласных, сонорных и звонких согласных уточняется в начале с помощью кисти руки, прижатой к вибрирующей гортани. Логопед предлагает детям приложить к гортани большой и указательный пальцы со стороны ладони. В дальнейшем участие голосовых складок определяется и без использования тактильных ощущений руки.

Развитие артикуляторной моторики проводится в процессе артикуляторной гимнастики.

Рекомендуемые артикуляторные упражнения.

Гимнастика для губ и щек.

1. Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание обеих щек попеременно.

3. Втягивание щек в ротовую полость.

4.Сомкнутые губы, вытягивающие вперед трубочкой, а затем возвращаются в нормальное положение.

5. Оскал: губы растягиваются в стороны ,плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.

6. Чередование: оскал – хоботок.

7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.

Гимнастика для челюстей.

1. Опускание и поднимание нижней челюсти.

2. Движение нижней челюсти вправо.

3. Движение нижней челюсти влево.

4. Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

Гимнастика для языка.

1. Высовывание широкого языка «лопатой», своими боковыми краями языка касается углов рта. Если широкий язык не получается, то предлагается похлопать по спине языка шпателем, «пожевать» язык, сильно подуть на высунутый язык, протяжно произнести звук «и» или улыбнуться.

2. Высовывание языка жалом.

3. Поочередное высовывание языка то «лопатой», то «жалом».

4. Высунуть язык, сделать язык сначала «лопатой», а затем жалом.

5. Сильное высовывание языка изо рта, а затем наиболее возможное глубокое втягивание его вглубь ротовой полости так, чтобы кончик языка стал незаметным.

6. Движение высунутого языка вправо и влево (маятник).

7. Круговое облизывание губ кончиком языка.

8. Облизывание зубов под верхней и нижней губой.

9. Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю, на нижнюю губу.

10. Упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку, надавить на бугорок (пощелкать орешки).

11. Посчитать зубки с внутренней стороны.

12. Поднимание и опускание спинки языка при широко открытом рте.

13. Присасывание к небу спинки языка.

14. Поднимание и опускание широкого кончика языка внутри ротовой полости: к верхней десне, к нижней десне.

15. Загибание узкого кончика языка вверх и вниз, к носу и подбородку, далее на верхнюю и нижнюю губу, затем на верхние и нижние зубы.

16. Поочередное загибание узкого кончика языка внутри ротовой полости к альвеолам верхней и нижней зубов.

17. Желобок внутри ротовой полости.

Далее переходим к этапу коррекции нарушенных звуков речи. Ее проводят в соответствии с традиционной методикой поэтапно: вначале этап постановки звука, затем автоматизации и дифференциации.

Параллельно с развитием фонетической стороны речи развиваем и фонетический слух.

Примерные задания на узнавание звука «м» на фоне слова.

1. Поднять флажок, если в слове слышится звук «м», слова называет логопед. Примерные слова: мак, лук, дом, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

2. Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится звук «м». Предварительно картинки называются логопедом.

3. По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится звук «м».

4. Придумать слова со звуком «м».

5. Дополнить предложение словами, в которых слышится звук «м», с парой на картинке.

Логопед называет часть предложения, а дети выбирают картинку на звук «м» среди ряда других картинок, например: «Мама посадила на грядке…» (картинки: лук, свекла, морковь).

6. Игра в лота. Детям предлагают карточки с картинками на слова, включающие звук «м» и не имеющие его, а также красные и белые квадратики. На красном квадратике нарисован мак. Логопед называет слова. Дети находят на карточках соответствующую картинку и определяют, есть ли в названии картинки звук «м». Если в названии картинки слышится звук «м», дети закрывают картинку красным квадратиком, если в этом слове отсутствует звук «м», то закрывают белым квадратиком.

Примерные задания по определению места звука «м» в словах (начало, середина, конец).

1. Игра «Светофор». Логопед называет слова, дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски в зависимости от того, где слышится звук «м» в слове. Предлагаются слова, в которых звук «м» слышится в начале, середине или конце слова.

2. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, в названии которых звук «м» стоит в начале или конце слова, а также красные и зеленые фишки. Логопед называет слова. Дети определяют место звука «м» в слове и закрывают картинку красной фишкой, если звук «м» слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова.

3. Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются со звука «м».

4. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука «м».

5. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда с тремя вагонами и картинки на звук «м». Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук «м».

6. Разложить в 3 ряда картинки: первый – в названии которых звук «м» стоит в начале слова, второй – в середине, третий – в конце.

7. Подобрать слова, которые начинаются со звука «м».

8. Подобрать слова, в которых звук «м» находится в конце слова.

Примерные задания по определению последовательности звуков в словах.

1. Игра «Живые звуки». У двух детей медальоны с буквами или символами звуков «а» и «у». Логопед называет слова «ау», «уа», а дети занимают соответствующие места (слева направо), чтобы получилось слово. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

2. Аналогичное задание выполняется со звуками «а» и «м». Предлагается составитель слова «ам», «ма», «ум», «му».

3. Назвать первый, второй, третий звук слов: дом, ком, дам, вот, мак, лук и др.

4. Поднять цифры 2 и 3 в зависимости от количества звуков в слове.

5. Выложить фишки в графической схеме слова.

6. Преобразование слов, заменяя:

  • первый звук слова (дом – сом – ком);
  • второй звук слова (дом – дам – дым);
  • третий звук слова (кот – ком – кол).

7. Выбрать картинку по названию места одного из звуков слова. Например, выбрать картинку, в названии которой после «т» произносится «а» (танк) и т.д.

8. Выбрать картинки к данной графической схеме.

9. Придумать слова к данной графической схеме.

По уровню сформированности на втором месте – звуко-слоговая структура слова.

Примерные виды упражнений.

1. Название гласных звуков слова. Для этого задания подбираются слова, произношение которых не отличаются от написания (рука, маки и т.д.).

2. Выведение гласных звуков из слова, с использованием соответствующих букв разрезной азбуки.

3. Раскладывание картинок под гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на одно-гласные слова.

4. Раскладывание картинок под определенным сочетанием гласных букв. Предлагаются картинки на двусложные слова (например: рука, окно, утка и т.д.). Записываются схемы слов «у – а», «о – а», «а – а».

5. Повторение заданного слова. Определение количества слогов с опорой на вспомогательные приемы. Сначала предлагаются двусложные и трехсложные слова с прямыми слогами, затем с закрытыми слогами и слова со стечением согласных. Дети слушают слово, протяжно его повторяют и, отхлопав, называют количество слогов.

6. Деление слов на слоги после их повторения. Логопед предлагает повторить слово нараспев и выставить соответствующее количество фишек. Речевой материал – группы слов (банан, репка, ромашка, шуба и т.д.).

7. Определение количества слогов в названиях картинок с помощью схем или цифр. Дети рассматривают картинки и выкладывают под каждой картинкой схему или цифру, соответствующую количеству слогов в слове.

8. Раскладывание картинок в два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества слогов (2 – 3) в их названии.

9. Составление слова из записанных на карточке слогов, данных вразбивку, с опорой на соответствующие картинки («ха», «му», «ми», «по», «дор» и т.д.).

10. Придумывание слов с одним, двумя, тремя слогами.

11. Придумывание слов с определенным слогом в начале, а затем в конце слова.

12. Определение количества слогов в названиях картинок (без предварительного воспроизведения слова).

По уровню сформированности на третьем месте грамматический строй речи, а именно недостаточная сформированность навыков словообразования: образование названий детенышей животных, относительных и качественных прилагательных.

Примерное игровое упражнение для образования названий детенышей животных и птиц в экспертной речи.

Игра «Собери семью».

Дидактический материал – предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детенышей.

Речевой материал подбирается с учетом этапа работы над словообразовательной формой (I этап – работа над словообразовательными формами без чередования звуков в основе производного слова; II этап – работа над словообразовательными формами с чередованием звуков в основе производного слова; III этап – работа над словообразовательными формами, в основе которых лежит явление супплетивизма).

Логопед предлагает рассмотреть картинки, соединить их по парам и назвать животного и его детеныша.

Словообразование относительных и качественных прилагательных.

Данная программа проводится с учетом появления прилагательных в онтогенезе по плану:

1) Образование качественных прилагательных. На I этапе отрабатываются формы с продуктивным суффиксом -н-. На II этапе закрепляются формы с менее продуктивным суффиксом -лив-.

Примерное игровое упражнение.

Игра «Найди ошибки Незнайки». Логопед говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) волк). Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь).

2) Образование относительных прилагательных. (с начала с суффиксом

-ов-, затем с суффиксом -н-).

Примерное игровое упражнение.

Лото «Назови предмет». Дидактический материал – картинки и словосочетания (например: халат из шелка, лодка из резины, гвоздь из железа, ложка из дерева, одеяло из пуха, дом из снега, стена из кирпича, крыша из соломы, стакан из хрусталя, кувшин из глины, ведро из железа и др.). У ребенка находятся картинки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан, например: стакан из стекла, ребенок находит изображение этого предмета на карточке и называет словосочетание прилагательного и существительного, стеклянный стакан, закрывает картинку фишкой.

По уровню сформированности на четвертом месте синтаксический уровень речи.

Примерные упражнения.

1. Восстановление деформированных предложений. Логопед предлагает исправить ошибки в предложениях, например: Ласковая на выплыла солнышко небо и т.д.

2. Составление предложений из ряда слов, например: дымок, идет ,труба, из и т.д.

3. Выделение предложений из сплошного текста. Дети говорят о том, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

4. Составление предложений повествовательных, вопросительных, восклицательных.

5. Составление из отдельных предложений текстов по вопросам с опорой на сюжетную картинку.

Результаты исследования функций неречевого характера показали, что у детей хуже всего сформированы следующие психические функции: восприятие, память и внимание. Поэтому в логопедическую работу необходимо включить задания и упражнения для их формирования. Хуже всего сформировано внимание, поэтому работу начнем с развития внимания.

Упражнения на развитие внимания.

1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д., он должен по договоренности, реагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

2. Упражнение на развитие концентрации внимания. Для проведения занятий необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 10-15 различий, несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием, наполовину раскрашенные картинки. В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия. Во втором задании ребенку последовательно показывают неоконченные картинки и просят назвать то, что не дорисовано. В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно также, как раскрашена первая половина.

3. Упражнение на развитие произвольного внимания. Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта робота будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий и седьмой треугольник».

4. Упражнение на развитие объема внимания. Для проведения этого упражнения необходимы два рисунка. На одном рисунке в восьми квадратах определенным образом расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый квадрат (остальные семь квадратов закрываются) и постараться точно также расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рисунок с пустыми квадратами). Последовательность обозначена цифрами. Время показа одной карточки 1-2 секунды, на воспроизведение точек ребенку отводится не более 15 секунд.

5. Найди пару. На рисунке нарисованы носки. Ребенку дается задание: "Найди пару каждому носку".

На втором месте по сформированности память.

Упражнения на развитие памяти.

1. Упражнение на развитие зрительной памяти. Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых необходимо сделать какую-либо простую фигуру (домик ,квадрат и т.д.). попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течении двух секунд, затем закройте ее и попросите воспроизвести ее по памяти.

2. "Я положил в мешок". Взрослый начинает и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий играющий повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.

3. "Я – фотоаппарат". Предлагают ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д. например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.