Использование приёмов самомассажа в практике учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

Степанова Екатерина Евгеньевна

У детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) нарушение звукопроизношения часто вызвано наличием неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре: повышенныё или пониженный тонус мышц периферического речевого аппарата, синкинезии, диспраксии, недостаточность кинестетических ощущений и т.п. Универсальным средством, помогающим преодолеть все эти расстройства, является логопедический массаж. Чтобы улучшить произносительную сторону речи учащихся, я использовала приёмы самомассажа, когда дети за счет стимуляции собственных кинестетических ощущений учатся контролировать свою мускулатуру. Это способствует тоту, что речь детей становится более четкой и выразительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samomassazh.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приёмов самомассажа в практике учителя-логопеда

Степанова Екатерина Евгеньевна, учитель-логопед

ГБОУ СОШ № 409 Пушкинского района Санкт-Петербурга

       Роль массажа в преодолении разного рода расстройств доказана многовековой практикой. Массаж очень эффективен и в преодолении артикуляторных расстройств. Правильно подобранный массажный комплекс позволяет быстро и стойко нормализовать тонус мышц, скоординировать тонкие артикуляционные движения, стимулировать проприоцептивные ощущения. Эту логопедическую технологию можно использовать как с детьми, имеющими дизартрию, ринолалию, заикание, голосовые расстройства, так и с детьми с общим недоразвитием речи, у которых нарушение произносительной стороны речи часто обусловлено незначительными дизартрическими расстройствами.      

Логопедический самомассаж мышц лица, губ

       Самомассаж  –  это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Дифференцированный логопедический массаж и самомассаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Основные приемы:

  1. Поглаживание – снимает мышечный тонус, расслабляет мускулатуру; движения не должны вызывать смещение кожи. Граблеобразное поглаживание: пальцы широко разведены, приём выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном и круговом направлениях.
  2. Растирание – нормализует тонус мышц и усиливает их сократительную способность; прилагаемое усилие вызывает смещение и растяжение массируемых тканей. Приём проводится подушечками пальцев, ребром ладони или тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев.
  3. Разминание максимально активизирует работу мышц; проводится путём захвата и сдвигания тканей; повышает мышечный тонус.
  4. Вибрация осуществляется подушечками пальцев, придавая тканям колебательные движения различной частоты и амплитуды.
  5. Точечный массаж – воздействие на биологически активные точки путём надавливания, вибрации и круговых вращательных движений подушечками пальцев.

    Таким образом, сущность массажа и самомассажа состоит в нанесении механических раздражений различной интенсивности и в разном темпе. При лёгком, медленном воздействии снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее действие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы. Поэтому для снижения тонуса мышц используются следующие приёмы: поглаживание, растирание; они выполняются в медленном темпе. Для активизации работы мышц – основные приёмы: растирание, разминание; они выполняются в быстром темпе.

Методика проведения

      Дети обучаются приемам самомассажа под руководством учителя-логопеда. Обучая детей самомассажу, учитель-логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, можно подключать проговаривание стихотворного текста одновременно с выполнением движений (см.Приложение).

       Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Желательно проводить массаж сидя. Каждое движение повторяется 4 – 6 раз, общее время выполнения 5 – 10 минут.  Данный комплекс можно использовать на фронтальных логопедических занятиях в качестве организационного момента или динамической паузы, на уроках произношения в классах для детей с ОВЗ, имеющих тяжёлые нарушения речи.

       У детей с неврологической симптоматикой отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, то есть в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других – гипотония. Поэтому выбор приёмов для самомассажа проводится дифференцированно по сегментам, т.н. сегментарный массаж. То есть, лоб мы массируем с помощью поглаживания, уши – растирания и разминания, щёки – разминания и вибрации, губы – поглаживания и растирания; носогубные складки – точечный массаж и растирание, шея – поглаживание.

       Личный опыт использования приёмов логопедического самомассажа на уроках произношения в классе для детей с ОВЗ, имеющих ТНР, в качестве организационного момента, показал:

- у учащихся снизился тонус лицевой, губной и язычной мускулатуры;

- за счет стимуляции собственных кинестетических ощущений дети научились контролировать мускулатуру: произвольно напрягать и расслаблять органы артикуляции;

- увеличилась подвижность и амплитуда движений губ, языка;

- экспрессивная речь учащихся стала более четкая и выразительная.

Приложение

ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ

Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам

УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО

Растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз

ИХ ВПЕРЕД СГИБАЕМ, ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ

Сгибание ушных раковин кпереди и потягивание вниз за мочки

А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЕЧКИ

Пальцы «перебегают» на щеки – пальцевой душ

ЩЕЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ

Пальцы, сжатые в кулак, разминают щеки круговыми движениями

ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ

Указательными пальцами обеих рук разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу

МЫ ТЕПЕРЬ УТЯТА, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ

Пассивное вытягивание обеих губ вперед

РАЗОМНЕМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ

Большие и указательные пальцы пощипывают обе губы

УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЕЧКИ ПОДНИМАЕМ

Указательные пальцы рук находятся в уголках рта и поднимают их вверх

(точки локального действия Ди-цан)

А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ

Спиралевидные движения указательных пальцев от крыльев носа (точки Инь-сян) к уголкам рта по носогубным складкам

ГУБКИ ПОЖУЕМ МЫ, ШАРИКИ НАДУЕМ

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек

И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу: правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю — и двигаются в стороны

Список литературы:

  1. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. -  СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

  1. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2008