Программа обучения детей с логопедическим заключением (НВОНР)ОНР 1-2 год обучения
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Денисова Ирина Викторовна

Программа обучения детей с логопедическим заключением (НВОНР) ОНР 1-2 год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_log.zanyatiy-_onr_12_kl.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к программе «Коррекция ОНР у младших школьников».

        Настоящие примерные программы развития разработаны для учащихся 1-2-х классов массовой школы, имеющих проблемы в речевом развитии.

        Полноценная речь ребенка, поступающего в школу, является непременным условием его успешного обучения, тем не менее, проводимое обследование речи детей, поступающих в школу, выявляет большое количество первоклассников с речевыми затруднениями.

        Речевое развитие учащихся начальных классов с ОНР – одно из центральных направлений коррекционно-развивающего обучения в логопунктах при общеобразовательных школах.

        Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребенка.

        В условиях происходящих перемен в жизни школы особое значение приобретает проблема совершенствования методов преодоления нарушений речевого развития и оптимизации логопедической работы.

        Многие зарубежные исследователи сходятся во мнении, что нарушение письма и чтения основываются на совокупности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как важный фактор исследователи отмечают у детей с нарушением письма и чтения трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности.

        Дети с ОНР  принадлежат к той категории учащихся, которые нуждаются в логопедической помощи в первую очередь. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающего по родному языку и математике. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть ОНР и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.

        Цель данной программы состоит в повышении качества корекционно-логопедической работы в начальной школе, в обобщении имеющихся сведений в области методике коррекционной работы, коррекционной педагогики о структуре речевых недостатков, оптимизации логопедической работы.

        Основной задачей данной программы является обеспечение условий для возможности приобретения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения учащимися материала по родному языку в целом.

        Оптимизация коррекционного обучения требует соблюдения специфического требования к его организации: необходимость одновременной работы над всеми компонентами речевой сиситемы-звуковой стороны речи и лексико-граматическим строем.

        Правомерность и обязательность выполнения этого требования очевидны: в силу пониженной наблюдательности к языковым явлениям, несовершенного набора речевых средств, а также невысокой способности к переключению, ребенок с ОНР не в состоянии с равной степенью внимания и сосредоточенности производить осознанные наблюдения над фонематическими,

морфологическими и синтаксическими признаками используемых в коррекционных упражнениях слов и предложений.

        Восполнение пробелов в развитии компонентов речевой системы ведется методом устного отражения. Специфическое требование  работать одновременно над всеми компонентами речи реализуется в процессе логопедических занятий методом устного отражения в плане создания базы для дальнейшей целенаправленной работы. Решение проблемы оптимизации коррекционного обучения учащихся с ОНР и формирование у них таких важных свойств личности, как___________ и речевая активность, может быть продуктивным только тогда, когда устранение пробелов в формировании языковых средств и развитие полноценных фонематических обобщений осуществляется как вид учебной деятельности. В связи с этим выполнение детьми различных видов заданий по коррекции устной речи, письма и чтения следует рассматривать как вид осваиваемой учебной деятельности, а позже – как формулируемое речевое умение.

        Содержание данной программы включает в себя материал, предполагающий создание оптимальных условий для коррекции.

        Этапы коррекционного обучения:

  1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Развитие навыков связного высказывания.
  2. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: уточнение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
  3. Восполнение пробелов в формировании связной речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности)изложение, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.

При планировании логопедической работы необходимо учитывать связь развития речи с такими психическими функциями, как восприятие, внимание, память, воображение, мышление, целенаправленное поведение. Это взаимообусловленные процессы. Каждый компонент речи связан с другими сторонами психического развития ребенка специфично и дифференцированно.

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, учителями музыки, физкультуры, психологами, родителями, а также тесного сотрудничества с врачами-неврологами и другими узкими специалистами. Основными формами работы учителя-логопеда является индивидуальные и групповые занятия.

Методическая система по речевому развитию младших школьников с ОНР – одно из центральных направлений коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Она основана на теории речевой деятельности, сформулированной в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича и других авторов.

При коррекционно-развивающем обучении учитываются не только закономерности формирования речи у нормального развивающихся детей, но и теория процесса нарушения речевого развития.

В настоящее время разными авторами разработаны методические указания к ведению логопедической работы, имеющей профилактический характер. Общим для этих указаний является признание:

а) связи между развитием устной и письменной речи;

б) необходимости тесной связи в работе школьного учителя и логопеда.

Современные технологии в области логопедии направлены на комплексный подход в реализации устной работы по коррекции речевых нарушений у младших школьников.

Программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся, страдающих ОНР. Программа предусматривает необходимость коррекционной работы в течение 2-х лет.

Занятие с обучающимися проводится как индивидуально, так и в группе. Основной формой является групповые занятия. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия с обучающимися, имеющими ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР, проводятся не менее 3-х раз в неделю.

Программа групповых занятий включает 3 раздела:

  1. восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
  2. обогащение словарного запаса;
  3. развитие грамматического строя и связной речи.

На первом году обучения коррекционная работа начинается с формирования фразы и связной речи. Эта работа начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического, грамматического и синтетического значения.

Ученики усваивают понятия «предмет», «слово», после чего у детей формируются понятие «слов, обозначающих предмет», «слов, обозначающих действие предмета», «слов, означающих признак предмета».

На этом этапе также проводится работа над структурой предложения, грамматическим и интонационным его оформлением. Закладывается основа для того, чтобы учащиеся успешно овладели в дальнейшем синтаксическим разбором предложения.

Отработав структуру простого двусоставного нераспространенного предложения, переходя к работе над распространением предложения путем введения второстепенных членов и его грамматическим оформлением.

Одновременно ведется работа по связной речи.

Дальнейшая работа направлена на развитие фонематического восприятия. Уточняется представление ребенка о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги, а слоги – в слова.

Первый год коррекционной работы завершается развитием навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Второй год обучения – продолжается работа по развитию фонематического восприятия на материале дифференциации гласных I и II  ряда и согласных звуков. Дети учатся различать гласные и согласные звуки, определить слогообразующую роль гласного звука, знакомятся со словами разной слоговой структуры, осмысленно подбирают проверочные слова к слову с безударным гласным. Учащиеся учатся выделять родственные слова из предложений. Предусматривается работа по различению типов предложений: повествовательных, восклицательных, вопросительных. Формируются понятие о тексте и его частях.

Учитывая, что у детей с ОНР остаются несформированными неречевые процессы, такие, как мышление, слуховое и зрительное внимание и память, на протяжении всей коррекционной работы в содержание занятий включают задания, направленные на их развитие.

Учащиеся должны знать:

- признаки гласных и согласных звуков;

- гласные ударные и безударные;

- согласные глухие и звонкие;

- согласные твёрдые и мягкие;

- способы обозначения мягкости согласных звуков на письме;

- большая буква в именах, фамилиях, географических названиях;

- правила переноса слов;

- правила оформления предложения на письме.

Учащиеся должны уметь:

- выделять звуки в слове;

- делить слово на слоги;

- ставить ударение;

- различать ударный и безударный слоги;

- переносить слова по слогам;

- выполнять звуко-буквенный анализ слов;

- писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, географические названия;

- находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЛ?, ставить эти вопросы;

- писать первое слово в предложении с большой буквы и ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак;

- правильно описывать слова, предложения, текст с учебника, проверять написанное, сравнивая с образцом.

Перспективный план работы (1 класс ОНР)

№ п/п

Раздел

Тема

Виды работ

Словарная работа

Национально-региональный комплект

Примечание

1

Подготови-тельный этап                    (6 часов)

- артикуляционная  гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- ориентировка в пространстве

- ориентировка во времени

- зрительное восприятие

- внимание, память, мышление

- статические упражнения;

- комплекс №1 (по отдельности каждой рукой)

- развитие длительной воздушной струи

- упражнять в соматогнозисе

- времена года

-узнавание предмета и различие предметов по их натуральной величине

- игры на внимание

Слова по лексической теме: «Цветы»

Стихотворение Сибгата Хакима «Мы с Волги, из Казани».

2

- артикуляционная  гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- ориентировка в пространстве

- ориентировка во времени

- зрительное восприятие

- внимание, память, мышление

- статические упражнения

- комплекс №1 (двумя руками)

- развитие длительно-воздушной струи

- упражнять в определении правой и левой стороны у товарищей

- месяцы

- наложение предметов

- игры на развитие памяти

Слова по лексической теме: «Школьные принадлеж-ности»

Стихотворение Мажита Гафури «Красный флаг»

3

- артикуляционная  гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- ориентировка в пространстве

- ориентировка во времени

- зрительное восприятие

- внимание, память, мышление

- статические упражнения

- комплекс №1 (двумя руками)

- диафрагмальное дыхание

- упражнять в ориентировке на столе

- части суток

- химеры

- игры на развитие мышления

Слова по лексической теме: «Моя Республика - Татарстан»

Стихотворение Мусы Джалиля «Клятва»

4

- артикуляционная  гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- ориентировка в пространстве

- ориентировка во времени

- зрительное восприятие

- внимание, память, мышление

- динамические упражнения

- комплекс №2 (по отдельности каждой рукой)

- диафрагмальное дыхание

- упражнять в ориентировке на листе бумаги

- дни недели

- сравнить и найти отличия

- игры на развитие внимания

Слова по лексической теме: «мой родной город –Нижнекамск»

Пословица:

«Без воды земля – пустырь,

 Без Отчизны слаб батыр»

5

- артикуляционная  гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- ориентировка в пространстве

- ориентировка во времени

- зрительное восприятие

- внимание, память, мышление

- динамические упражнения

- комплекс №2 (двумя руками)

- диафрагмальное дыхание

- упражнять в ориентировке по картине

- бытовое время (скоро, потом, вчера и др.)

- узнавание предметов по их части

- игры на развитие памяти

Слова по лексической теме: «моя Родина- Россия»

Пословица:

«Человек без Родины своей - что без песни соловей»

6

- артикуляционная  гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- ориентировка в пространстве

- ориентировка во времени

- зрительное восприятие

- внимание, память, мышление

- динамические упражнения

- комплекс №2 (дыхание)

- диафрагмальное дыхание

- профилактика зеркальности

- предлоги ПЕРЕД и ПОСЛЕ

- дописать букву, узнать букву

- развивать мышление

Слова по лексической теме: «Семья»

Стихотворение Бари Рахмата  «Ахмет и его братец Ильдар»

7

Слово

(12 часов)

Слово-предмет (3 часа)

- усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения

- практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы

- закрепить навыки классификации и обобщения

- графическое обозначение слов

Слова по лексической теме «Ранняя осень»

Стихотворение Габдуллы Тукая «Осень»

Рассматривание картины татарских художников

Ефимен-

кова  (с.15-18)

8

Слово-действие (3 часа)

- учить различать слова, обозначающие действия предметов

- графически их записывать

- составлять словосочетания с существительными

- дифференцировать слова-предметы и слова-действия

Слова по лексической теме «Овощи»

Стихотворение Рустема Кутуя «Осень»

Загадки татарских писателей об овощах

Ефимен-

кова  (с.19-23)

9

Слово-признак (3 часа)

- познакомить со словами, обозначающими признак предмета

- учить правильно изменять слова по родам и числам

- упражнять в составлении предложений

- упражнять в составлении описаний предметов

Слова по лексической теме «Насекомые»

Стихотворение Муссы Джалиля «Осень пришла»

Рассматривание картины татарского художника

Растительный мир Татарстана

Ефимен-

кова  (с.23-27)

10

3 часа- последовательный пересказ

- «Воробей и ласточки» (Ефименкова, стр.92)

- «Муравей» (Ефименкова, стр.92)

- составление загадок

- упражнять детей в дифференциации слов, обозначающих предмет, действие и признак

- учить ставить вопросы к ним

- составлять с заданными словами словосочетания, предложения

- описание предметов

Слова по лексической теме «Перелётные птицы»

Стихотворение Джаудата Тарджеманова «Золотые листья»

«Улицы нашего города»

Ефимен-

кова  (с.28-29)

11

Предложе-

ние

(7 часов)

2 часа описательные рассказы

- «Осень» (Ефименкова, стр.99)

- «Животные и птицы в осеннем лесу» (Ефименкова, стр.101)

- дать понятие о предложении

- учить составлять нераспространённое предложение

- учить понимать интонационную законченность предложения

- учить изображать слова графически

- упражнять в распространении предложения через дополнение, определение и обстоятельства места

Слова по лексической теме «Поздняя осень»

Стихотворение Равиля Файзуллина «Орешек»

«Птицы нашего края»

Ефимен-

кова  (с.31-44)

12

Граммати-

ка (25 часов)

Грамматическое оформление и распространение предложений

(13 часов)

2 часа:

- составление рассказа по картине «Зима»

- составление рассказа по опорным словам (серии сюжетных картинок)

- учить детей согласовывать существительные с глаголами в роде и числе

- упражнять в согласовании прилагательного с существительным в роде и числе

- управление слов в предложении (падежи)

- упражнять в составлении и распространении предложений

Слова по теме «Домашние животные»

Стихотворение Габдуллы Тукая «Забавный ученик»

Ефимен-

кова  (с.45-70)

Слова по теме «Дикие животные»

Стихотворение Рустема Кутуя «Урок»

Слова по теме «Зимующие птицы»

Стихотворение Хакимзяна Халикова «Щедрый дятел»

Слова по теме «Зима»

Стихотворение Габдуллы Тукая «Белый дед»

Слова по теме «Одежда»

Стихотворение Зии Мансур «Загадка»

13

Предлоги (10 часов)

(на, в, с (со), из, по, к, за, из-за, над, под, из-под)

Выборочный пересказ

- «Дружок и Пушок» (Ефименкова, стр.114)

- «Храбрая девочка» (Ефименкова, стр.114)

- учить понимать пространственное значение предлога, направление и.т.д.

- учить в составлении деформированных предложений с предлогами

- дифференциация предлогов

- графическое изображение предметов

Слова по теме «Новый год»

Стихотворение Резеды Валеевой «Морозище»

Ефимен-

кова  (с.71-88)

Слова по теме «Зимние развлечения»

Стихотворение Роберта Минуллина «Пусть он будет тёплым»

Слова по теме «Обувь»

Пословица «Работа учит, безделье портит»

Слова по теме «Головные уборы»

Народный юмор «Ответ иголки»

14

Фонетика

Звук, гласные I и II ряда; слоговой состав слова; ударение; согласные звуки; обозначение мягкости на письме двумя способами

(26 часов)

2 часа краткий пересказ

- «Водолаз и акула» (Ефименкова, стр.108-109)

- составление описательного рассказа по картине «Весна»

- познакомить со способами образования различных звуков и строением артикуляционного аппарата

- учить детей слышать и выделять гласные I ряда из слогов и слов

- познакомить с образованием гласных II ряда

- дать представление о слогообразующей роли гласного; учить выделять гласные звуки из слов

- учить определять порядок слогов в слове

- учить изображать слова схемой

- учить детей делить слова на слоги (2 и 3-составные слова)

- учить составлять слова по заданному слогу или вставлять пропущенный слог

- упражнять в слоговом анализе и синтезе

- учить выделять ударный слог, находить ударный гласный

- учить воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога

- учить узнавать слово по его слуховой схеме, зрительной схеме

- научить слышать твёрдое и мягкое звучание согласных

- научить обозначать мягкость согласных на письме буквой Ь в конце слова; различать твердые и мягкие согласные

- научить обозначать мягкость согласных на письме буквой Ь в середине слова

- учить слышать мягкие согласные перед гласными II ряда

- учить вычленять из слова первый и последний согласный

- определять место звука в слове

- упражнять в составлении слов путём добавления звуков

- учить читать слова, называть звуки как в прямом, так и в обратном порядке (сон-нос)

Слова по теме «Транспорт воздушный»

Народный юмор «Два лентяя»

Ефимен-

кова  (с.123-149)

Слова по теме «Профессии»

Стихотворение Барии Рахмата «Врач Асия»

Слова по теме «Транспорт водный»

Пословица «Пораньше встанешь – не пожалеешь»

Слова по теме «Транспорт железнодор.»

Народный юмор «Не выпустила»

Слова по теме «Музыкальные инструменты»

Народный юмор «Кто же царь?»

Слова по теме «Инструменты»

Стихотворение Шауката Галиева «Узнаю …»

Слова по теме «День Победы»

Пословица «Если Родина живёт, и герой не пропадёт»

Слова по теме «Деревья»

Стихотворение Рустема Кутуя «Верба»

Слова по теме «Ранняя весна»

Стихотворение Шауката Галиева «Первомай»

Достопримечательности нашего города

Животный мир нашего края

15

Развитие фонематического анализа и синтеза

(10 часов)

2 часа:

- изложение, восстановление деформированного текста «Кошка и птичка» Л.Толстой (Щеглова, стр.11)

- изложение, восстановление деформированного текста «Кошка и птичка», «Чиж» Л.Толстой (Щеглова, стр. 13)

- упражнять в звуко-буквенном анализе слов

- упражнять в узнавании и выделении гласного звука

- определять количество и место звуков в слове

Слова по теме «Цветы»

Стихотворение Бари Рахмата «На Сабантуе»

Слова по теме «Поздняя весна»

Стихотворение Мусы Джалиля «Май»

Слова по теме «Ягоды»

Стихотворение Махмуда Хусаина «Земляника»

Слова по теме «Лето»

Стихотворение Рустема Кутуя «Утро»

Учащиеся должны знать:

- признаки гласных и согласных звуков;

- гласные ударные и безударные;

- согласные глухие и звонкие;

- согласные твёрдые и мягкие;

- способы обозначения мягкости согласных звуков на письме;

- большая буква в именах, фамилиях, географических названиях;

- правила переноса слов;

- правила оформления предложения на письме.

Учащиеся должны уметь:

- выделять звуки в слове;

- делить слово на слоги;

- ставить ударение;

- различать ударный и безударный слоги;

- переносить слова по слогам;

- выполнять звуко-буквенный анализ слов;

- писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, географические названия;

- находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЛ?, ставить эти вопросы;

- писать первое слово в предложении с большой буквы и ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак;

- правильно описывать слова, предложения, текст с учебника, проверять написанное, сравнивая с образцом.

1 класс – ОНР

Контрольные работы и срезы.

Тема: «Слово». Графический диктант. Логопед называет слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Дети графически изображают их на листе бумаги. (12-12 слов).

Тема: «Предложение».     1. Составление предложений по данным схемам;

                                            2. Составление схем к предложениям:

                                            а) Грач нашел червяка;

                                            б) Наступила осень;

                                            в)  Мама связала красивый свитер;

                                            г) Маленькая девочка рисует полевые цветы.

Тема: «Грамматическое оформление и распространение предложений».

  1. Логопед предлагает ряд слов мужского, женского и среднего рода. Дети графически обозначают их в тетради.(10-12 слов);
  2. Образовать множественное число существительных и записать их (дом, окно, оса, ухо, лоб, глаз, трава, поле, белка).

Тема: «Предлоги». 

  1. Составить схему предложения с предлогом;
  2. Изобразить предлоги графически;
  3. Вставить пропущенный предлог.

Тема: «Звук». У Сони зайка. Я ела сушку. На дубе кора. В чаще волк.

Тема: «Слоговой состав слова». Выписать слова, состоящие из одного слога, затем из двух и трех слогов: вишня, суп, торт, кошка, сапоги, тыква, ключ, лук, ребята, рысь, фиалка, стол, щука, ракета, лепешка, булка, край, повар, капитан, лимоны, вазы, мимоза. (поставить ударение)

 Тема: «Мягкие согласные». Найти ошибки:

  Свинья        перья              пьет              листья

  Деревя         ульи               бьет              собачья

  Мурави        солови          лются            кошачя

  Стулья         вьюга            вьюжит         медвежья

 

Тема: «Гласные  I и II ряда». 

Разделить слово на слоги, обозначить его схемой с выделением гласных звуков: Соня, руки, знамя, костер, утюг, вилы, весла, салют, клюнул, овес, поэт, месяц, маяк.

Тема: «Развитие фонематического анализа и синтеза». 

  1. Вставить пропущенный буквы:

Высокая со…на               крупные с…езы

Пушистая вер…а            яркое п….амя

Серые во…ки                  большая ды…кА

Серые г…аза                   теплая бу…кА

  1. Найти ошибки:

Кругый стол                    майский ландыш

Новая кига                       белая ромашка

Тудное время                  алая гоздика

Мелая речка                    сладая малина

  1. Записать слова из данных букв:

а, з, о, р        а, з, о, к                    а, х, у,м

б, у, г, ы        у, ш, а, б                  ш, к, о, к, а

  1. Найти ошибки:

Вилак         тарва              чевряк                чевтерг

Корак         кырша            киприч                стурна

Горак         борви              такпи                  куржок

Перспективный план работы (2 класс ОНР)

№ п/п

Раздел

Тема

Цели

Национально-региональный комплект

Примечание

1

Подготови-тельный этап                    (6 часов)

- артикуляционная  гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- ориентировка в пространстве

- ориентировка во времени

- зрительное восприятие

- внимание, память, мышление

- статические упражнения

- комплексы по развитию мелкой моторики

- развитие длительной воздушной струи, диафрагмальное дыхание

- упражнение в соматогнозисе, правая, левая сторона

- ориентировка на листе бумаги, на столе, на картине, зеркальность

- времена года, месяцы, части суток, дни недели

- узнавание предмета по натуральной величине, наложение предмета, «химеры», узнавание предмета по части

Игры на развитие памяти, внимания, логического мышления

Мой город Нижнекамск, улицы нашего города, достопримечательности нашего города, города и реки Татарстана

2

Звуки речи

Звук (1  час)

Гласные I ряда (1 час)

Гласные II ряда (1 час)

Познакомить детей со способами образования различных звуков, со строением артикуляционного аппарата

Учить детей слышать и выделять главные I ряда на уровне слове, слога с заданными гласными

Познакомить с образованием гласных II ряда. Учить выделять их на слух; находить в словах, выделять голосом гласные II ряда

Татарские пословицы «Человек без Родины своей, что без песни соловей»

«Поработай до поту – будешь есть в охоту»

Ефименкова стр.123-125

Ефименкова

стр.127

Ефименкова стр.129

Дифференциация

А-я    2 час

О-е    2 час

У-ю   2 час

Ё-ю   2 час

Ы-и   2 час

Рассказ-описание «Осень»   1 час

Твёрдые и мягкие согласные 1 час

I способ смягчения согласных с помощью гласных II ряда-

5 часов

Выборочный рассказ «Хорошая постелька» 1 час, стр.115

Учить детей различать гласные устно и на письме, в слоге, слове и предложении. Учить составлять предложение с новыми словами. Расширять словарь. Развивать способности к анализу слов. Учить изображать слово схематично, выделяя нужную гласную.

Научить детей слышать твёрдое и мягкое звучание согласных звуков перед гласными II ряда, выделять мягкие согласные в слове; чётко объяснять, как обозначена мягкость согласного. Подбирать слова к схеме, самостоятельно строить схемы, составлять предложения с заданными словами

Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными II ряда, выделять мягкие согласные в слове; чётко объяснять, как обозначена мягкость согласного; подбирать слова к схеме

Татарская народная сказка «Обманщик и мост»

Ахмет Ерикей «Осень» с.153

Картины татарских художников

Габдулла Тукай «В школе» с.98

Габдулла Тукай «Ель» с.100

Ефименкова стр.194-210

Козырева стр.2

Ефименкова стр.142

Ефименкова стр.145-148

3

Дифференциация согласных звуков. Слоговой анализ. Словоизме-

нение и словообра-

зование

Дифференциация

Б-п   5 часов (4+1)

В-ф  5 часов (4+1)

Г-к  5 часов (4+1)

Д-т  5 часов (4+1)

Ж-ш  5 часов (4+1)

З-с  5 часов (4+1)

Ч-ть  5 часов (4+1)

Ч-щ  5 часов (4+1)

С-ц  5 часов (4+1)

Учить дифференцировать согласные в слогах, словах, предложениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа обучения детей с ОВЗ"Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ"

Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной моторике,способствующей коррекции мелкой моторики рук,развитию мышления,памяти,внимания....

Программа обучения детей с логопедическим заключением ФФНР 1-2 год обучения

Программа обучения детей с логопедическим заключением ФФНР 1-2 год обучения...

Адаптированные рабочие программы для детей с умственной отсталостью (VIII вид) 3 класс. Домашнее обучение в общеобразовательной школе

Адаптированные рабочие программы (8 вид), домашнее обучение:по русскому языку (письму) - 2 часа в неделю, математике - 2 часа в неделю, чтению - 2 часа в неделю, развитию устной речи на основе предмет...

Программа обучения детей инофонов (1 класс) русский язык

Примерная рабочая программа (1 класс)  обучения детей инофонов....