Программа обучения детей с логопедическим заключением ФФНР 1-2 год обучения
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Денисова Ирина Викторовна

Программа обучения детей с логопедическим заключением ФФНР 1-2 год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_log.zanyatiy-_ffn_fn_12_kl.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящие примерные программы развития разработаны для учащихся 1-2 классов массовой школы, имеющих проблемы в речевом развитии.

Полноценная речь ребёнка, поступающего в школу, является непременным условием его успешного обучения, тем не менее проводимое обследование речи детей, поступающих в школу, выявляет большое количество первоклассников с речевыми затруднениями.

Речевое развитие учащихся начальных классов с фонетико-фонематическим недоразвитием – одно из центральных направлений коррекционно-развивающего обучения в логопунктах при общеобразовательных школах.

Более тщательное изучение звуковой стороны речи младших школьников показывает несформированность у многих из них всей совокупности её элементов: звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова, восприятия фонем. Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.

Р.Е.Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороной речи. Было установлено, что у детей сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отличается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. А.Ф.Спирова считает, что уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находится в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Выделяют при возможных состояниях фонематического слуха:

  • Недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
  • Недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
  • Грубое фонематическое недоразвитие, когда ребёнок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с ФФН наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости. Без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Цель данной программы состоит в повышении качества коррекционно-логопедической работы в начальной школе, в обобщении имеющихся сведений в области методики коррекционной работы с детьми, имеющими ФФН и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении.

В процессе обучения детей с ФФН в условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи:

  • Сформировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;
  • Развить у них полноценный фонематический слух и восприятия, т.е. с помощью специальных приёмов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;
  • Сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово из слогов (синтез);
  • На основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми элементов грамоты.

Несмотря на вполне понятные различия, существующие в содержании коррекционного обучения и воспитания для детей 1-го и 2-го классов, выделенные задачи являются основополагающими.

Этапы коррекционного обучения:

  1. Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др. анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.

а) уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:

     - уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

     - выделение его на фоне слога;

     - определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);

     - определение места звука по отношению к другим (какой по счёту звук, после какого звука произносится, перед каким звуком

        слышится в слове);

     - выделение его из предложения, текста.

б) сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

  1. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

- развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нём количества слов; придумывание предложений с определённым количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение место слов в предложении; выделение предложения из текста с определённым количеством слов и.т.д.;

- уточнение значениё имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

  1. Формирование связной речи:

- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

- установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

Преемственность

Для того, чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логослужб. Взаимосвязь в работе логопедов школьных логопунктов и логопедов дошкольных учреждений осуществляется путём проведения совместных методических объединений, на которых решаются организационные, методические вопросы и изучается передовой опыт работы.

        Для успешной реализации коррекционных задач необходимо взаимодействие логопеда с учителем начальных классов, воспитателем группы продлённого дня, медицинским персоналом школы, психологом, социологом, родителями, т.е. со всеми звеньями педагогического процесса.

        Организуя коррекционную логодеятельность по формированию звукопроизношения, развитию фонематических представлений – фонематического слуха, анализа и синтеза слов, слогового анализа и синтеза, формированию связной речи, совершенствованию пространственно-временных ориентировок, логопед совместно с психологом подбирает упражнения на развитие познавательных процессов, а также необходимо совместное планирование и проведение занятий, согласование совместных программ коррекционной работы с детьми, требующими повышенного внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности, разработку реализаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического развития детей с нарушением речи.

Успешное осуществление коррекционной работы во многом зависит и от контакта учителя-логопеда с учителем начальных классов. Логопед согласовывает содержание своих занятий с каждым учителем начальной школы в зависимости от этапа коррекции, с учётом прохождения программы по родному языку и чтению.

Не менее существенно взаимодействие логопеда с воспитателем ГПД. Очень важным и ответственным в работе воспитателя ГПД является закрепление отработанных на логозанятиях навыков по коррекции устной и письменной речи.

Большую роль в коррекции речи играет взаимодействие логопеда с учителем физкультуры. На уроках физкультуры достигается развитие координации движений, ориентировка в пространстве, способность запоминать последовательность двигательных операций, умение выполнять движение по словесной инструкции, развитие речевых умений и навыков.

Учитель-логопед взаимодействует с учителем музыки, помогает отобрать материал для логоритмических занятий. На уроках музыки проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, голоса, работа над просодической стороной речи (тембром, темпом, силой, высотой, интонацией), развитию мелкой и общей моторики, отработки координации движений, согласованности с речью.

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Логопед принимает активное участие в родительских собраниях, семинарах, на которых знакомит родителей с видами речевых нарушений, формами их проявления, приёмами правильного речевого воспитания в семье, доступными методами коррекции, проводит анкетирование.

Таким образом целенаправленная логопедическая работа в системе взаимодействия с педагогическим коллективом школы и родителями может оказать существенное влияние на качество обучения.

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно. Это зависит от правильного взаимоотношения применяемых методов.

Методика логопедического воздействия при различных видах и формах речевой недостаточности использует всё многообразие психолого-педагогических методов школьной коррекционной педагогики. Особенность применения этих методов определяется спецификой речевого расстройства, структурой соотношения первичных и производных нарушений речи ребёнка, его возрастными особенностями.

Данная программа позволяет реализовать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принцип педагогики сотрудничества.

Основные методы обучения:

-  практические

-  наглядно-демонcтрационные

-  игровые

-  словесные

-  методы речевого моделирования типовых ситуаций.

Таким образом использование современных технологий в коррекционной работе с детьми-логопатами позволяет добиваться более высоких результатов коррекции.

Настоящая программа составлена на основе изучения специализированных программ Филичевой Т.Б., Каше Г.А., Чиркиной Г.В., Козыревой Л.М., а также на основе изучения речевых нарушений школьников, их особенностей и изучение методики работы по преодолению нарушений письма и чтения.

Программа рассчитана на 2 года обучения в первом и втором классах начальной школы. Занятия проводятся 3 раза в неделю во внеурочное время. Начало курса занятий третья и четвёртая недели сентября.

Программа курса по преодолению ФФН на первом году обучения включает в себя несколько разделов, определяющих изучение таких структурных единиц речи, как звук, слово, предложение, слоговой состав слова, дифференциация звуков и звуко-буквенный анализ.

Первый год коррекционной работы завершается дифференциацией звуков. Учитывая то, что у некоторых детей с ФФН остаётся недостаточно сформированным фонематическое восприятие, второй год обучения включает работу по звуко-буквенному анализу и синтезу и завершается дифференциацией звуков на письме.

Содержание образовательной программы в группе учащихся 1 классов с заключением ФФН (ФН)

Раздел

Тема

Кол-во часов

Содержание

Требования к знаниям детей

Национ.-регион. компонент

I четверть

I.Подготови- тельный этап

Уточнение и развитие пространственных представлений и зрительного восприятия.

Уточнение и развитие временных представлений.

Развитие ритмики и просодической стороны речи, физического слуха

2 ч.

2 ч.

Определение схемы собственного тела, направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений объектов, графическое обозначение объектов.

Уточнение понятий об основных единицах времени; определение временной последовательности.

Работа над развитием подвижности артикуляционного аппарата, мелкой моторики, ритма, просодики.

Дети должны различать и сравнивать:

- направление в пространстве

- взаимоотношение объектов

- дни недели, время суток, последовательность времён года, месяцев

- определять временную последовательность действий и событий

- неречевые звуки

- высоту и силу голоса

- изображения предметов, букв

Республика город      улица

II. Речь. Предложение. Слово.

Речь. Предложение.

Предложение. Слово.

2 ч.

4 ч.

Роль речи, слова в жизни человека.

Деление текста на предложения; составление предложений по картинкам и по двум предметным картинкам

Распространение предложений.

Составление схемы предложения.

Определение количества и порядка слов в предложении.

Дети должны уметь:

- определять количество слов в предложении

- писать первое слово в предложении с большой буквы и ставить в конце предложения точку

- писать каждое слово раздельно

Города, реки, сёла РТ (письмо слов с заглавной буквы)

III. Звуки речи

Звуки речи. Буквы.

Гласные звуки (и пройденные в классе буквы)

Гласные II ряда

1 ч.

5 ч.

1 ч.

Речевые и неречевые звуки, образование звуков, строение и функции речевого аппарата, звуки и буквы.

Артикуляция гласных звуков, выделение гласного звука.

Дети должны знать:

- признаки гласных звуков

- выделять гласные в слове

- об образовании гласных II ряда

Пословицы народов Поволжья

II четверть

IV. Слоговой состав слова

Слогообразующая роль гласных.

Деление слов на слоги.

Ударение.

1 ч.

3 ч.

3 ч.

Слогообразующая роль гласного.

Деление слов на слоги, составление слоговых схем, работа с двусложными, трёхсложными словами.

Выделение ударного слога в чужой и собственной речи.

Составление слоговой схемы слова

Дети должны уметь:

- делить слова на слоги

- различать ударные и безударные слоги

- ставить ударение

V. Согласные звуки.

Согласные звуки (и пройденные в классе буквы)

Звуковой анализ слов

Твёрдые и мягкие согласные

Звонкие и глухие согласные

1 ч.

5 ч.

3 ч.

1 ч.

Образование согласных, выделение согласных звуков из слогов и слов.

Выделение звука на фоне слова, слога, определение количества и последовательности звуков в слове

Дифференциация твёрдых и мягких согласных, обозначение мягкости 2-мя способами; чтение с опорой на последнюю гласную.

Способы образования звонких и глухих согласных, дифференциация звонких и глухих согласных.

Дети должны знать:

- образование, признаки согласных

Дети должны уметь:

- различать звонкие и глухие согласные

Различать твёрдые и мягкие согласные

Обозначать мягкость согласного на письме

Читать с опорой на последнюю гласную

- производить звукобуквенный анализ доступных слов

Нац. головной  убор - тюбетейка

VI. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство

Звуки С – С. Буква С.

Звуки З – З. Буква З.

Дифференциация С – З (С – З)

Звуки П – П. Буква П.

Звуки Б – Б. Буква Б.

Дифференциация П – Б (П – Б)

Звуки Ф – Ф. Буква Ф

Звуки В – В. Буква В.

Дифференциация Ф – В (Ф – В)

Звуки Т – Т. Буква Т.

Звуки Д – Д. Буква Д.

Дифференциация Т – Д (Т – Д)

Звуки К – К. Буква К.

Звуки Г – Г. Буква Г.

Дифференциация К – Г (К – Г)

Дифференциация К – Г - Х

Звук Ш и буква Ш

Звук Ж и Буква Ж

Дифференциация Ш–Ж

Проверочная работа

Дифференциация С – Ш

Дифференциация З – Ж

Дифференциация Р – Л (Р – Л)

Звук и буква Ч

Дифференциация Ч – Т

Звук и буква Щ

Дифференциация С– Щ

Дифференциация Щ– Ч

Звук Ц и буква Ц

Дифференциация Ц – С

Дифференциация Ц – Т

Дифференциация Ц – Ч

Закрепление.

Проверочные работы.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

10ч.

Уточнение артикуляции, выделение звуков, дифференциация по мягкости – твёрдости, звонкости – глухости.

Сходство и различие звуков, подбор слов с данным звуком.

Оглушение звонких согласных в середине и в конце слова.

Выделение (с) и (ш) из слов, рассмотрение артикуляции, сравнение по артикуляции, определение места звука в слове, дифференциация с-ш

Сравнение по артикуляции, соотнесение с буквами, выделение звуков, дифференциация р-л (р-л), определение места звука в слове

Дети должны уметь:

- различать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости

- правописание парных согласных в середине и конце слова

- правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

Праздники народов Поволжья, РТ

Контрольные задания

Раздел: «Звукобуквенный анализ и синтез слова»

«Верно-неверно». Поставь знак «+», если высказывание верно, знак «-«, если высказывание неверно

  1. Буква М обозначает звук «МЭ»
  2. В слове «окунь» первая гласная «а»
  3. В слове «куст» первый согласный «к»
  4. В слове «кошка» 5 звуков
  5. При произнесении гласного «а» губы вытянуты в трубочку
  6. Буква Я обозначает два звука
  7. В слове «якорь» буква «я» на первом месте

Раздел: «Слоговой анализ и синтез слов»

«Верно-неверно». Поставь знак «+», если высказывание верно, знак «-«, если высказывание неверно

  1. В слове столько слогов, сколько в нём согласных букв
  2. В слове столько слогов, сколько в нём гласных букв
  3. Слог обязательно содержит гласную букву
  4. Слог не бывает без согласных букв
  5. Слог может состоять из одной буквы
  6. В слове «фрукт» 5 слогов
  7. В слове «Дрозд» 1 слог

Раздел: «Согласные звуки»

«Верно-неверно».  Поставь знак «+», если высказывание верно, знак «-«, если высказывание неверно

  1. При произнесении звука «П» сомкнутые губы «взрываются» под давлением выдыхаемого воздуха
  2. В слове «ладони» звук «д» на третьем месте
  3. В слове «шкаф» звук «ф» на третьем месте
  4. Правильно ли произнесено слово «лысята»
  5. В слове «собака» слышим звук «п»

Задания:

  1. Исправь ошибки:

- старая прялка

- вкусная плюшка

- дадя Миша

- грязная трапка

  1. Прочитай предложения, выбирая по смыслу слова

- Коля (ел, ель) кашу. В лесу (ел, ель)

- (Хор, хорь) поёт песню. (Хорь, хор) крадёт цыплят

Раздел: «Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство»

Диктант

У Паши пёс Барбос.

В поле созрели арбузы.

На поляне зажгли костёр.

Ученица получила пять с плюсом.

Требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании курса (1 класс)

Дети должны уметь:

  1. Обозначать границы предложений: начинать запись предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.
  2. Слова в предложении писать отдельно.
  3. Делить слова на слоги, выделять ударную гласную.
  4. Производить звукобуквенный анализ слов.
  5. Обозначать мягкость согласного.
  6. Дифференцировать оппозиционные звуки по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.

Дети должны знать:

  1. Образование гласных, согласных звуков
  2. Признаки, характеристики гласных, согласных звуков.

Содержание образовательной программы в группе учащихся 2 классов с заключением

нарушение письма, обусловленное ФФН (ФН)

Раздел

Тема

Кол-во часов

Содержание

Требования к знаниям детей

Национ.-регион. Компонент

I. Подготовительный

Уточнение и развитие пространственного представления и зрительного восприятия.

Уточнение и развитие временных представлений.

Развитие ритмики и просодическое стороны речи, физического слуха.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

Определение схемы собственного тела, направления в пространстве; пространственные взаимоотношения объектов; графическое обозначение направлений

Уточнение понятий об основных единицах времени; образование временной последовательности

Развитие ритмики, просодической стороны, мелкой моторики, подвижности артикуляционного аппарата

Дети должны различать и сравнивать:

- направление в пространстве

- взаимоотношение объектов

- время суток, дни недели, последовательность времён года, месяцев

- определение временной последовательности действий и событий

Неречевые звуки

Ритмические рисунки

Высоту и силу голоса

Изображение предметов, букв (наложенные, зашумленные, незаконченные, химеры и.т.д.)

Страна, республика, город

II. Звукобуквенный анализ и синтез

Выделение первого и последнего звука в слове.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Определение количества звуков в слове.

Соотношение между звуком и буквой в слове.

Буква-смыслоразличитель.

Проверочная работа.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха, умения выделять на слух первый, последний звук в слове.

Умение определять место звука в слове (в начале, конце, середине).

Последовательность звуков в слове, количество звуков в слове.

Учить выделять заданный звук на фоне слова, связывать звук со зрительным образом буквы.

Находить слова с заданным звуком

Дети должны овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза

III. Слоговой анализ и синтез слова

Выделение первого слога в слове.

Слогообразующая роль гласных.

Определение количества слогов в слове.

Составление слов из слогов.

Деление слов на слоги.

Проверочная работа.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Учить выделять первый слог в слове.

Показать словообразующую роль гласного, учить называть только гласные звуки в слоге, в односложном слове, двухсложном слове, учить находить слоги, которые начинаются с гласных, заканчиваются на гласные; учить составлять схемы.

Учить составлять слова по заданному слогу или вставлять пропущенные слоги.

Закрепить умение делить слова на слоги (из 2-х, 3-х слогов); учить соотносить слова с нарушенным слоговым составом.

Дети должны овладеть слоговым анализом, переносом слов

IV. Ударение

Ударение в двусложных словах.

Ударение в трёхсложных словах.

Безударные гласные.

Проверочная работа.

1 ч.

1 ч.

3 ч.

Выделение ударного слога в двусложных словах.

Упражнять в определении ударного гласного, восприятии ритма; учить узнавать слова по их слуховой схеме.

Выделение ударного слога в трёхсложных словах.

Показать смыслоразличительную роль ударения.

Учить орфоэпическому произношению

Дети должны уметь выделять ударный гласный, подбирать проверочные слова к безударным гласным, соблюдать орфоэпические нормы

V. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Мягкий знак на конце слова.

Мягкий знак в середине слова.

Дифференциация на письме а-я после согласных.

Дифференциация у-ю

Дифференциация о-ё

Дифференциация ы-и

Твёрдые и мягкие согласные звуки перед е

Непарные твёрдые согласные ш-ж-ц

Непарные мягкие согласные щ-ч-й

Проверочная работа

1 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

Различение согласных по твёрдости-мягкости

Чтение с опорой на последнюю гласную

Смыслоразличительная роль «ь», йотированных гласных на примере слов-паронимов

Знакомство с нормами орфоэпии (шоссе, ателье, музей, крем и.т.д.)

Дети должны уметь:

- различать твёрдые и мягкие согласные

- обозначать мягкость согласного на письме «ь» или гласными II ряда

- писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу

VI. Глухие и звонкие согласные звуки и буквы

Дифференциация б –п (б – п)

Дифференциация д –т (д – т)

Дифференциация к –г (к – г)

Дифференциация в -ф (в – ф)

Дифференциация з –с (з – с)

Проверочная работа

Слуховой диктант

3 ч.

3 ч.

3 ч.

3 ч.

3 ч.

1 ч.

1 ч.

Упражнение в различении звуков по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости на уровне слога, слова, предложения, в связной речи.

Упражнение в подборе проверочных слов при оглушении звонких согласных в середине и в конце слова.

Уточнение артикуляции данных звуков и сравнение, анализ различий; учить соотносить звук с буквой.

Дети должны уметь:

- различать звонкие и глухие согласные

- правильно писать слова с парными согласными в середине и конце слова

VII. Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы

Звуки и буквы с-ш

Звуки и буквы з-ж

Проверочная работа

3 ч.

3 ч.

1 ч.

Упражнение в различении данных звуков на уровне слога, слова, предложения, в связной речи.

Уточнение артикуляции данных звуков и сравнение, анализ различий; учить соотносить звук с буквой

Должны уметь дифференцировать свистящие-шипящие согласные

VIII. Аффрикаты

Дифференциация с-ц

Дифференциация ц-ч

Дифференциация ч-т

Дифференциация ч-щ

Дифференциация с-щ

Проверочная работа

3 ч.

3 ч.

3 ч.

3 ч.

2 ч.

1 ч.

Упражнение в различении данной пары звуков на уровне слога, слова, предложения, в связной речи; упражнение в вычленении звуков из слов; вставление пропущенных букв

Должны уметь различать:

С-ц

Ц-ч

Ч-т

Ч-щ

С-щ

IX. Сонорные звуки и буквы

Звуки и буквы л-р

Звуки и буквы л-р

Звуки и буквы й-л-р

Проверочная работа

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Упражнение в различении звуков на уровне слога, слова, предложения, в связной речи

Уточнение артикуляции данных звуков, сравнение и анализ различий; учить соотносить звук с буквой

Должны уметь различать сонорные звуки

Татарские национальные праздники: Сабантуй, Науруз

X. Кинетические сходные буквы

Дифференциация б-д

Дифференциация а-о

Дифференциация п-т

Проверочная работа

1-2

1-2

1-2

1 ч.

Уточнить артикуляции звуков, анализ различий; учить соотносить звуки с буквой с опорой на зрительный образ.

Дифференцировать в слогах, словах, предложениях, в связной речи.

Должны уметь дифференцировать на письме:

Б-д

А-о

П-т

Деревья и животные РТ

Контрольные задания

Раздел: «Звукобуквенный анализ и синтез слова»

«Верно-неверно».  Поставь знак «+», если высказывание верно, знак «-«, если высказывание неверно

  1. Буква П обозначает звук «пэ»
  2. Буква Я обозначает два звука в слове «яма»
  3. Звуки мы произносим, а буквы читаем и пишем
  4. В слове «платье» 6 букв и 6 звуков
  5. В слове «синий» 5 букв и 4 звука
  6. В слове «жизнь» букв больше, чем звуков
  7. В слове «ключ» букв меньше, чем звуков

Раздел: «Слоговой анализ и синтез слова»

Тест. В конце дана таблица. В её верхней строке – номера предложенных вам заданий. Вписывайте в пустую клетку под номером задания номер выбранного вами ответа.

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) рысь;         2) гусь;         3) съезд;         4) лось.

  1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) юла;           2) платье;     3) яйцо;          4) пальто.

  1. Буква Я обозначает один звук в слове:

1) яма;            2) лилия;      3) мята;           4) объявление.

  1. Какое слово лишнее?

1) юг;              2) люк;         3) плюс;          4) меню.

  1. Какое слово лишнее?

1) берёза;       2) сырьё;       3) пузырёк;     4) ларёк.

  1. Буквы Л, М, Н, Р, Й обозначают:
  1. твёрдые непарные согласные звуки;
  2. мягкие непарные согласные звуки;
  3. глухие непарные согласные звуки;
  4. звонкие непарные согласные звуки.
  1. Буквы Ч, Х, Щ, Ц  обозначают:
  1. твёрдые непарные согласные звуки;
  2. мягкие непарные согласные звуки;
  3. глухие непарные согласные звуки;
  4. звонкие непарные согласные звуки.
  1. В словах брошь, тушь, вещь, печь несоответствие между звуками и буквами проявляется в результате:
  1. смягчения предыдущего согласного звука перед ь;
  2. отсутствие звука у буквы ь;
  3. оглушение звонких согласных звуков на конце слова.

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел: «Ударение»

«Верно-неверно». Поставь знак «+», если высказывание верно, знак «-«, если высказывание неверно

  1. В многосложных словах только один слог является ударным
  2. В слове «алфавит» ударение падает на второй слог
  3. В русском языке ударение никогда не падает на предлог
  4. В русском языке ударение может падать на любую часть слова
  5. В слове «начал» ударение падает на первый слог

Раздел: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

«Верно-неверно». Поставь знак «+», если высказывание верно, знак «-«, если высказывание неверно

  1. Мягкий знак обозначает мягкий согласный звук
  2. Мягкий знак указывает на мягкость предыдущего согласного звука
  3. В слове «мышь» нет мягких звуков
  4. Для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков применяются только гласные буквы
  5. В русском языке нет парных по твёрдости-мягкости согласных букв
  6. Твёрдые согласные звуки смягчаются перед мягкими согласными звуками в середине слова
  7. В слове «шесть» все согласные мягкие.

Задание. Запомни со слуха потешку, повтори про себя, вслух, запиши под диктовку.

        У пенька опять пят опят.

Подчеркни мягкие согласные

Раздел: «Звонкие и глухие согласные звуки и буквы»

Диктант.

- Засыпанный снегом лес был сказочно красив.

- Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков.

- У Антона длинная удочка. Девочка кормила уточку.

- На фасоли и моркови появились вредители.

- Огнём горят гроздья рябины сквозь зелёные кружева гибких веток.

- Школьники должны жить дружно.

Раздел: «Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы. Аффрикаты»

Тест. В конце текста дана таблица. В её верхней строке номера предложенных заданий. Вписывайте в пустую клетку под номером задания номер выбранного вами ответа.

  1. В слове «ра_ _ ал» пропущены буквы:

1) з-з;         2) ж-ж;          3) з-ж;           4) ж-з.

  1. В слове « _ _ епить» пропущены буквы:

1) ц-ц;        2) ц-с;            3) с-с;           4) с-ц.

  1. В слове « _ елове _ ек» пропущены буквы:

1) ц-ц;        2) ч-ч;            3) ц-ч;          4) ч-ц.

  1. В слове « _ ис _ и _ь» пропущены буквы:

1) ч-т-т;      2) т-т-т;         3) ч-т-ц;       4) ч-ч-ч.

  1. В слове «по _ е _ ние» пропущены буквы:

1) с-с;          2) с-щ;          3) щ-щ;         4) щ-с.

  1. Вставьте нужное слово в предложение: «Стрелы летят в …»

1) сел;          2) цель;        3) щель;        4) желе.

  1. Какая пара слов «лишняя»
  1. споры – шпоры
  2. краска – крошка
  3. сутки – шутки
  4. башня – басня.
  1. Какая пара слов «лишняя»
  1. луза – лужа
  2. зал – жал
  3. Луша – лужа
  4. Ложа – лоза

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел: «Сонорные буквы и звуки»

Тест. В конце текста дана таблица. В её верхней строке – номера предложенных заданий. Вписывайте в пустую клетку под номером задания номер выбранного ответа.

  1. В слове « _ е _ ка» пропущены буквы:

1) й-л;           2) й-й;             3) л-л;           4) л-й.

  1. В слове «пе _ епо _ ти _» пропущены буквы:

1) л-л-р;        2) р-р-л;          3) л-р-р;       4) р-р-р.

  1. В слове «каст _ ю _ я» пропущены буквы:

1) р-р;          2) р-л;              3) л-л;           4) л-р.

  1. Вставьте нужное слово в предложение: «Корабль сел на …»

1) мел;          2) умей;           3) мель;        4) мал.

  1. Вставьте нужное слово в предложение: «Утка кричит …»

1) кра;           2) рак;              3) кряк;        4) як.

  1. Какая пара слов «лишняя»:
  1. бурка – булка
  2. рис – лис
  3. укор – укол
  4. дар – дал
  1. Какая пара слов «лишняя»:
  1. жарь – жаль
  2. жарь – жар
  3. речь – лечь
  4. рис – лис
  1. В слове «соболь» сонорные звуки занимают позиции:
  1. последний звук
  2. первый и последний звук
  3. нет сонорных звуков
  4. второй звук

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел: «Кинетически сходные буквы»

Задание «Исправь ошибки»

Б – Д. Волобя поймал дабочку. Бадочка билалась в руках у Волоби. Прибежала Либа. Она просила Володю отпустить бадочку. Волобя отпустил бадочку. Бадочка села на берево, а потом полетела дальше. Либа и Волобя болго людовались бадочкой.

П – Т. Прут кормип, а лень порпит. От потопа копыт тыль по полю летип. Не степь ли нам про спеть.

Нормативы: Тест «Верно-неверно»                                Тесты из 8 заданий        

  1. ошибка – отлично                                0-2 ошибки - отлично        

2 ошибки - хорошо                                        3-4 ошибки - хорошо        

3 ошибки – удовлетворительно                        4-5 ошибок - удовлетворительно        

Более 3 ошибок – незачёт                                более 5 ошибок - незачёт        

Требования к знаниям, умениям, навыкам детей по окончании курса

(нарушение письма, обусловленное ФФН, 2 класс)

  1. Дети должны различать и сравнивать:

- направление в пространстве;

- взаимоотношение объектов;

- время суток, дни недели;

- последовательность времён года, месяцев;

- определение временной последовательности действий и событий;

- неречевые звуки;

- ритмические рисунки;

- высоту и силу голоса;

- изображение предметов, букв (наложенные, зашумленные, незаконченные, химеры, изографы и.т.д.);

- твёрдые и мягкие согласные;

- звонкие и глухие согласные;

- свистящие и шипящие согласные;

- аффрикаты;

- сонорные звуки;

- буквы, сходные кинетически (б-д, о-а, п-т).

  1. Дети должны овладеть навыками:

- звукобуквенного анализа и синтеза;

- слогового анализа, переноса слов;

- орфоэпического произношения;

- правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- Правописания парных согласных на конце и в середине слова;

- правописание безударных гласных в корне слова.

  1. Дети должны уметь:

- выделять ударный гласный;

- подбирать проверочные слова с безударным гласным, с парным согласным в конце и в середине слова;

- обозначать мягкость согласных двумя способами («ь» и гласными II ряда).

Литература:

  1. Волкова Л.С. «Логопедия» (Москва, «Просвещение», 1989)
  2. Филичева Т.Б. «Основы логопедии» (Москва, «Просвещение», 1989)
  3. Поваляева М.А. «Справочник логопеда» (Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002)
  4. «Основы логопедической работы» (под ред. Чиркиной Г.В., Москва, АРКТИ, 2002)
  5. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» (Москва, «Владос», 2001)
  6. «Логопедия в школе» (под ред. Кукулина В.С., Ростов-на-Дону, «МаРТ», 2004)
  7. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» (Москва, «Владос», 1997)
  8. Каше Р.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи»
  9. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» (Москва, «Владос», 1999)
  10. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» (СПб, КАРО, ДЕЛЬТА, 2005)
  11. Дурова Н.В. «Фонематика» (Москва, Мозаика-синтез, 2002)
  12. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников» (Москва, «АКАЛИС»,1995)
  13. Лопухина И.С. «Логопедия, 500 занимательных упражнений для развития речи» (Москва, «Аквариум», 1995)
  14. Ефименкова Л.Н. «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия»
  15. Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов» (Ярославль, Академия Холдинг, 2003)
  16. Козырева Л.М. «Тайны твёрдых и мягких согласных» (Ярославль, Академия Холдинг, 2003)
  17. Козырева Л.М. «И свистящие, и шипящие, и самые звонкие» (Ярославль, Академия Холдинг, 2003)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

программа обучения детей с ОВЗ"Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ"

Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной моторике,способствующей коррекции мелкой моторики рук,развитию мышления,памяти,внимания....

Программа обучения детей с логопедическим заключением (НВОНР)ОНР 1-2 год обучения

Программа обучения детей с логопедическим заключением (НВОНР) ОНР 1-2 год обучения...

Презентация"Роль педагога в обучении детей с ОВЗ" Статья "Роль педагога в обучении детей с ОВЗ"

В представленной презентации и статье к ней, предложенной  для учителей начальных классов, имеющих в своих классах   детей с ОВЗ,  показаны некоторые виды работ на уроках и во внеу...