ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ для 5 года обучения
календарно-тематическое планирование по теме

Ярославцева Галина Ивановна

рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Основная цель обучения труду и навыкам самообслуживания - обеспечение продвижения ребенка на пути к его социализации.

1. Задачи:

 - формировать знания, умения и навыков личной гигиены, самообслуживания, хозяйственного труда (уход за одеждой, обувью, помещением, предметами обихода, организация питания);

- формировать положительное эмоциональное отношение к окружающему, становление  навыков  коммуникации;    

- воспитывать волевые качества, желание трудиться.

- развивать психомоторику.

2. Рабочая программа составлена на основе программ:

  • программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.;

  • программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.    

В.В. Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.;

  • программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью  / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П. Гаврилушкиной. - С.-Пб., 2001 г.;

 -   программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр    Владос, 2000 .- 224 с.;

-    программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I – X классы). -Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004 г.;

- программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. А.Г.Галле, Л.Л.Кочетова.  

Одно из важнейших мест в социально-бытовой реабилитации и адаптации детей с множественными нарушениями занимает обучение хозяйственно-бытовому труду и навыкам самообслуживания. Этим дисциплинам следует отводить особое место в образовательном процессе в связи с тем, что, овладев навыками и умениями обслужить себя и организовать окружающий быт,  ребенок обретает уверенность в своих силах, становится самодостаточным, имеет возможность для самореализации.

3. Нормативно-правовые документы.        

1.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 228.

2.Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)

3.Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).

4.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1 - 4 классов под  ред. В.В. Воронковой, М., «Просвещение», 2001 год.

5.Учебный план государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной         (коррекционной)  общеобразовательной школы-интерната VIII  вида сл. Колушкино Тарасовского района на 2013-2014 год.

4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

- плакаты, предметные и сюжетные картинки по темам «Гигиена», «Части тела»,  «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Правила поведения за столом»;

   - ИКТ (музыкальный центр, интерактивная доска);

   -обучающее видео.

6. Используемая методическая литература:

- А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко. Обслуживающий труд. Учебно-справочное пособие для учащихся 5 класса./Москва; Просвещение, 1980 год;

    -  Г.Б. Картушина. Домоводство. Учебное пособие для учащихся вспомогательной школы./Москва; просвещение, 1966 год;

7. В соответствии с учебным планом содержание программы рассчитано на 68 часов  в год, исходя из количества двух уроков в неделю 5 год год обучения.

 

                                                                         5 год обучения

№ п/п

   Наименование разделов учебной    

     программы

Кол-во часов

Характеристика основных

содержательных линий

            Планируемый результат

          знать

        уметь

1

Гигиена

17

Мытье лица, рук, чистка зубов, расчесывание волос. Регулярное выполнение гигиенических процедур по указанию педагога и самостоятельно.

правила личной гигиены

выполнять основные гигиенические правила  самостоятельно и с помощью учителя

2

Одежда и обувь      

24

Предметы одежды, части одежды . Обувь, части обуви. Одежда и обувь по сезону.

называние предметов, частей одежды и обуви.

последовательное одевание и раздевание; складывание, развешивание одежды на стуле, крючке; застегивание и расстегивание застежек различного вида. Чистка одежды щеткой и роликом. Различение обуви для правой, левой ноги. Очищение обуви от снега, песка; мытье обуви. Шнурование обуви, завязывание шнурка. (самостоятельно и с помощью учителя)

3

Питание  

14

Посуда: чайная (чашка, блюдце, сахарница, чайник для заварки), столовая (тарелки мелкая и глубокая), столовые приборы (ложка чайная, ложка столовая, вилка, нож).  

виды посуды.

выполнять обязанности дежурных (помощь в сервировке стола), уборка посуды после приема пищи. (самостоятельно и с помощью учителя)

4

Помещение  

14

Название мебели, ее назначение. Уголок хозяйственно-бытового труда: оборудование, инвентарь, его назначение. Правила пользования инвентарем.

название мебели, ее назначение. Хозяйственно-бытовой инвентарь, его назначение.

различать виды мебели и хозяйственно-бытовой инвентарь (самостоятельно и с помощью учителя)

                                                                                                                                                         Проверено "_________" 2013 г.

                                                                                                                                                                                  Зам. директора по УР______

                                                                                                                                                                                                       /Г.Н.Пивоварова/

                                    Календарно - тематическое планирование уроков хозяйственно-бытового труда 1 полугодие

                                                                                      5 год обучения

   № урока

  Дата

                                        Тема

Количество

      часов

         Виды учебной  деятельности

  теория

 практика

        1 четверть 17 часов

                                                                  Гигиена тела - 17 часов

1

3.09

Правила личной гигиены в течение дня

1

 правила личной гигиены

 выполнять простые приемы правил личной гигиены

2

7.09

Ежедневные гигиенические процедуры.

1

 ежедневные гигиенические процедуры

 выполнять ежедневные гигиенические процедуры

3

10.09

Средства личной гигиены.

1

 средства личной гигиены.

 отличать средства личной гигиены от других моющих средств

4

14.09

Выбор мыла для гигиенических процедур.

1

 виды мыл

отличать средства личной гигиены от других моющих средств

5

17.09

Предметы личной гигиены.

1

предметы личной гигиены.

 пользоваться предметами личной гигиены.

6

21.09

Выбор полотенца (банного, для рук, для ног).

1

 виды полотенец

пользоваться полотенцами

7

24.09

Назначение предметов личной гигиены.

1

 предметы личной гигиены.

 пользоваться предметами личной гигиены.

8

28.09

Уход за предметами для личной гигиены: расческой, зубной щеткой, мочалкой.

1

предметы личной гигиены.

пользоваться предметами личной гигиены.

9

1.10

Уход за руками.

1

 основные приемы ухода за руками

 выполнять приемы ухода за руками

10

5.10

Стрижка ногтей на руках.

1

 правила стрижки ногтей на руках

 стричь ногти

11

8.10

Периодичность и правила мытья рук в течение дня

1

 правила мытья рук

 мыть руки

12

12.10

Нанесение крема на руки.

1

 правила нанесения крема на руки

 наносить крем на руки

13-14

15.19.-10

Предметы  личной гигиены для индивидуального пользования.

2

 предметы личной гигиены для индив. пользования

 пользоваться предметами личной гигиены для индив. пользования

15-16

22.26-10

Выбор предметов личной гигиены для индивидуального пользования.

2

 предметы личной гигиены для индив. пользования

 пользоваться предметами личной гигиены для индив. пользования

17

29.10

Экскурсия в магазин бытовой химии.

     Закрепление знаний (презентация)

1

 предметы личной гигиены для индив. пользования. Предметы бытовой химии.

 выбирать предметы бытовой химии

                                                                     2 четверть 14 часов  

              Уход за одеждой и обувью - 24 час

1

Значение чистой одежды для здоровья человека.

1

значение чистой одежды

2

Виды одежды. Ежедневный уход за одеждой.

1

 виды одежды

 отличать виды одежды

3

Виды и способы размещения одежды на плечиках в шкафу.

1

способы размещения одежды

 размещать одежду в шкафу

4

Виды и способы размещения одежды на полке в шкафу.

1

Знать способы размещения одежды

Уметь размещать одежду в шкафу

5

Виды и способы размещения одежды на спинке стула.

1

 способы размещения одежды

 размещать одежду на спинке стула

6

Инвентарь для ручной стирки.  Приспособления для ручной стирки

1

 инвентарь для ручной стирки

 пользоваться приспособлениями  для ручной стирки

7

Средства для ручной стирки белья.

1

средства для ручной стирки

 пользоваться средствами для ручной стирки

8        

Последовательность выполнения ручной стирки. Особенности сушки изделия.

1

 последовательность выполнения ручной стирки. Особенности сушки изделия.

последовательно выполнять ручную стирку

9

Экскурсия в прачечную

1

Знакомство с трудом прачки

Стирка мелких вещей

10

Работа с тканью. Основные сведения о тканях.

1

виды тканей

 отличать по составу, строению, отделке, внешнему виду

11

Организацией рабочего места

1

Знать организацию рабочего места

Уметь организовать рабочее место

12

Названия и назначение инструментов и приспособлений для шитья.

1

 приспособления для шитья

 пользоваться приспособлениями для шитья

13

Правила безопасной работы с иглой и ножницами

1

 правила работы с иглой и ножницами

 пользоваться иглой и ножницами

14

Ручной стачной шов.

1

  стачной шов

шить стачным швом

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                 

  Проверено "_________" 20    г.

                                                                                                                                                                                                   Зам. директора по УР______

                                                                                                                                                                                                  /Г.Н.Пивоварова/

                    Календарно - тематическое планирование уроков хозяйственно-бытового труда 2 полугодие

                                                                        3 четверть

1-2        

14.01

Отработка ручного шва на образце.

1

Отработка ручного шва

пользоваться иглой и ножницами

3-4

18.01

21.01

Изготовление игольницы.

2

 правила работы с иглой и ножницами

пользоваться иглой и ножницами

5

25.01

Виды обуви .Уличная обувь.  Домашняя обувь.  Праздничная обувь. Сменная для школы обувь.

1

виды обуви

 различать обувь по видам

6

28.01

Место хранение обуви . Уход за обувью. Общие правила ежедневного ухода за обувью.

1

 Место хранение обуви

правильно ухаживать за обувью

7

1.02

Приспособления по уходу за обувью.

1

приспособления по уходу за обувью

 пользоваться приспособлениями по уходу за обувью

8

4.02

Подбор приспособлений для ухода за обувью. Место их хранения.  

1

 приспособления по уходу за обувью и место хранения

 пользоваться приспособлениями по уходу за обувью

9

8.02

Особенности сушки мокрой обуви. Подготовка обуви к сушке. Разновидности способов сушки мокрой обуви.

1

 разновидности способов сушки обуви

 высушить обувь

10

11.02

Набивание обуви газетной бумагой.

1

разновидности способов сушки

 высушить обувь

11

15.02

Наш дом. Название мебели и ее назначение 

1

 виды мебели и ее значение

различать виды мебели

12

18.02

Название и назначение предметов мебели в классной комнате.

1

 название и назначение мебели в классной комнате

 различать виды мебели

13

22.02

Уборка и соблюдение порядка на письменном столе

1

 правила соблюдения порядка на письменном столе

 соблюдать порядок на письменном столе

14

25.02

Назначение каждого предмета постельного белья.

1

назначение постельного белья

 различать предметы постельного белья

15

1.03

Уборка и заправка своей постели.

1

 последовательность заправки постели

 заправить постель

16

4.03

Инвентарь для уборки класса.

1

 Инвентарь для уборки

 убирать класс

17

11.03

Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями.

Уход за инвентарем и его хранение.

1

правила  ухода и хранения работы с инвентарем

пользоваться ухаживать и хранить инвентарь

18 19

15,18-03

Сухая уборка и влажная уборка.

2

 виды уборки

 различать виды уборки правила

20

22.03

Уборка класса.

1

 правила уборки

 Убирать помещение

                                                                     4 четверть

1

1.04

Уход за приспособлениями и их хранение.

1

 правила ухода и хранения

 Хранить и ухаживать за приспособлениями

2

5

Гигиенические требования к помещению, где проходят занятия.

1

 гигиенические требования

Соблюдать гигиенические требования

3

8

Инвентарь для ухода за комнатными растениями.

 Полив растений: подкормка,      опрыскивание растений.

1

 Инвентарь для ухода за растениями

 ухаживать за комнатными растениями

4

12

            Обобщающий урок

1

                                                    Приготовление пищи. - 14 часов.

5

15

Названия предметов кухонной мебели.  Назначение предметов кухонной мебели.

1

названия и назначения мебели

 различать виды мебели

6

19

Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. Проведение сухой уборки. Проведение влажной уборки.

1

 санитарно-гигиенические требования

 различать виды уборки

7

22

Электрический чайник: назначение, эксплуатация.

1

 назначение и эксплуатацию

пользоваться электрочайником

8

26

Заваривание чая в пакетиках.

1

способ заваривания чая

 заварить чай

9

29

Чайная посуда.

Назначение чайной посуды.

1

 названия чайной посуды

 пользоваться предметами посуды

10

3.05

Средства и приспособления для мытья посуды.

1

 Средства для мытья посуды

различать средства для мытья посуды от других средств

11

6

Сервировка стола .

1

 сервировка стола

 сервировать стол

12

10

Виды бутербродов.

           1

 виды бутербродов

приготовить бутерброд

13

13

Разнообразие продуктов, необходимых для приготовления бутербродов.

           1

 разнообразие продуктов

 приготовить бутерброд

14

17

Техника безопасности при приготовлении пищи. Приготовление простого бутерброда.

           1

 т/б при приготовлении пищи

приготовить бутерброд

15

20

Приготовление сложного бутерброда.

            1

 виды бутербродов

 приготовить бутерброд

16

24

Технология приготовления закрытого бутерброда.

            1

 виды бутербродов

приготовить бутерброд

17

27

Приготовление закрытого бутерброда.

            1

 виды бутербродов

 приготовить бутерброд

18

31

Технология приготовления горячего бутерброда.

            1

 виды бутербродов

 приготовить бутерброд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемных ситуаций на уроках ручного труда с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью первого года обучения.

Одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.Как известно, коррекционно...

Рабочая программа по письму Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третий года обучения

Обучение   учащихся  с умеренной степенью умственной отсталости   третьего года обучения ведется по адаптированной  программе для экспериментальных классов для  глуб...

Адаптированные рабочие программы для детей с умственной отсталостью (VIII вид) 3 класс. Домашнее обучение в общеобразовательной школе

Адаптированные рабочие программы (8 вид), домашнее обучение:по русскому языку (письму) - 2 часа в неделю, математике - 2 часа в неделю, чтению - 2 часа в неделю, развитию устной речи на основе предмет...

Индивидуальные программы по математике для учащихся с умеренной умственной отсталостью пятого года обучения

Программы содержат пояснительную записку, тематическое планирование, КИМы...

Рабочая программа для детей с умственной отсталостью 1, 2 класс(надомное обучение)

Адаптированная образовательная программа  1 класс, 2 класс (надомное обучение)  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучаемых с умст...

Реализация бригадного метода обучения детей с умственной отсталостью на уроках трудового обучения

Реализация бригадного метода обучения детей с умственной  отсталостью на уроках трудового обучения...