Индивидуальные программы по математике для учащихся с умеренной умственной отсталостью пятого года обучения
рабочая программа по математике на тему

Васильева Татьяна Владимировна

Программы содержат пояснительную записку, тематическое планирование, КИМы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1.docx114.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена на заседании                                                  

МО учителей - предметников                                                

МКОУ "Ярская школа - интернат"                                                  

Протокол №_____                                                                    

 от____________                                                                        

Принята на педагогическом                                                                                                                                                             совете МКОУ «Ярская школа – интернат»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Протокол №_______                                                                                                                                                                   от ___________

Утверждаю приказом                                                                                                                                                                                     №____ от __________

Директор МКОУ «Ярская школа-интернат»

_________________ Н.Г.Поздеева

Составлена на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей научно – исследовательским институтом дефектологии АПН СССР Москва – 1983

Индивидуальная рабочая программа

по математике

для глубоко умственно отсталого учащегося

пятого года обучения

                                                                             

                  Составила: учитель                                                                                          

                                                                                                начальных классов                                        

                                                                                                Васильева Т.В.

стаж: 21 год,

I категория

п. Яр, 2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по предмету "математика" составлена на основе:

- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (Москва, 1983г.). Авторы программы: научно-исследовательского института дефектологии АПН  СССР

- Годового календарного учебного графика на 2017 - 2018 уч.г.

- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в МКОУ "Ярская школа - интернат" на 2017 - 2018 учебный год. Учебник для учащихся Т.В.Алышева "Математика" 2 класс I - II часть - "Просвещение", 2016 год.

        В соответствии с учебным планом количество часов рабочей программы - 170 часов, по 5 часов в неделю, при проведении 40-минутного урока. Часы по данной дисциплине входят в федеральный компонент учебного плана, образовательной области "Математика".

        Цель: дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления.  

        Задачи:

- знакомство с абстрактными математическими понятиями; 

- формирование элементарных математических представлений и учебных универсальных действий;

- формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять        контроль и самоконтроль;

- коррекция и развитие сенсорных и познавательных процессов, личностных качеств ребенка;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- развитие речи и обогащение словаря;

- воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности.

           Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными  трудовыми навыками.

           Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционно-развивающего обучения – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

         У детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Поэтому обучение счету организуется на практической наглядной основе.

       Учебный материал программы ориентирован не столько на выполнение учебных задач, сколько на достижение того уровня умений, которые необходимы детям для успешной социальной адаптации. Поэтому в процессе обучения первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

  Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Обучение детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности имеет некоторые особенности. Данная категория учащихся самостоятельно не осуществляет переноса приобретенных знаний в новые ситуации, возникающие в течение дня. Поэтому необходимо постоянно предлагать ребенку такие «новые ситуации» другими словами, осуществлять межпредметную связь.

         Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики  учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Характеристика ученика:

        …знает цифры от 1 до 10, записывает. Отсчитывает, соотносит. Знает знаки сложения и вычитания. Знает знаки больше и меньше (< >). Знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.  Знает назначение линейки. С помощью учителя ориентируется на плоскости и пространстве по словесной инструкции, определяет положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещает предметы в указанное положение.  Ориентируется в работе  с учебником. Устанавливает и называет порядок следования предметов. Пересчитывает, отсчитывает предметы в пределах 10. Соотносит количество предметов и цифру. Самостоятельно записывает, решает и читает примеры на сложение и вычитание в пределах 10. Сравнивает числа в пределах 10. Различает названия, знаки арифметических действий сложения и вычитания.  С помощью учителя составляет и решает задачи на нахождение суммы и остатка. Может отвечать на вопросы полным ответом. Выделяет несколько предметов в группе. Работает карандашом: штрихует и обводит. С помощью учителя пользуется линейкой.

Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, методы и формы проведения.

На уроке основными методами обучения математике являются: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.

Типы уроков:

- урок ознакомления с новым материалом;

- урок закрепления изученного;

- урок применения знаний и умений;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок проверки и коррекции знаний и умений;

- комбинированный урок.

        Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом различные ее формы:

- общие или фронтальные (работа со всем классом);

- индивидуальные (с конкретным учащимся);

- групповые (звено, бригада, пара и т. д.).

        Для эффективного обучения проводится систематическое изучение динамики развития базовых универсальных действий   в результате выполнения контрольных и проверочных работ.

КИМы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контрольные работы

2

1

2

1

        

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- устную и письменную нумерацию в пределах 20;

- десятичный состав чисел с опорой на таблицы;

- однозначные и двузначные числа;

- понятия «дороже – дешевле»;

- части суток, названия месяцев;

- геометрический материал: прямоугольник.

Учащиеся должны уметь: 

- строить по точкам при помощи линейки;

-  получать 15, 20 рублей  из монет различного достоинства с помощью учителя;

- складывать и вычитать с нулем;

- решать задачи на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц с помощью учителя; записывать действия задачи с наименованием и кратким ответом;

- решать примеры в пределах 20 без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания;

- считать от заданного числа до заданного;

- считать группами по два.

В повседневной жизни должны уметь пересчитывать предметы, называть время суток, дни недели,  узнавать и называть монеты, пересчитывать предметы.

Учебно-методический комплекс состоит из:

  1. «Программы для глубоко умственно отсталых детей» под редакцией   НИИДАПН РСФСР 1983г.
  2. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. А.Р.Маллер, Г.В.Цикото.
  3.  Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Плешакова Е.П. Математика. 1- 4классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1972.
  6. Бут Т.В. Математика. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2003.
  7. Эк В.В. Дидактический материал по математике. М.: Просвещение, 1997.
  8. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М.: Просвещение, 1993.
  9. Узорова О.В. 2500 задач по математике. – М.: Астрель, 2007.
  10. Михайлова З.А. Игровые звнимательные задачи для дошкольников.- М.: прсвещение, 1990.
  11. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974.

        Материально-техническое обеспечение:

1. Наборы карточек с цифрами, знаками.

2. Счетный материал.

3. Геометрический материал.

4. Трафареты геометрических фигур.

5. Карточки для решения примеров.

6. Карточки для решения задач.

7. Предметные картинки.

Содержание программы обучения

Раздел

Кол-во часов

КИМы

Теория

Практика

Ком-ый

Экскурсия

1. Повторение. Первый десяток.

24

1

23

2. Второй десяток.

66

1

65

3.Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

11

1

10

4.Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

29

1

28

5. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.

29

1

27

1

6.Повторение за год.

11

1

10


Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Основные предметные знания (базовые понятия)

Действия учащихся на уроке

Коррекционная работа

1 четверть (45 часов)

Повторение. Первый десяток. (24ч)

1

Числовой ряд 1-10.

1

Числовой ряд

Называть и писать числа и цифры, назвать соседей числа, предыдущее и следующее число

Развитие зрительного восприятия, устной речи

2

Прямой и обратный счет.

1

Числовой ряд, прямой и обратный счет

Считать от1 до 10 и обратно. Вставлять пропущенные числа

Развитие зрительного восприятия, устной речи

3

Присчитывание, отсчитывание по единице.

1

Присчитывание, отсчитывание

 Присчитывать и отсчитывать по одному, записывать и решать примеры

Развитие зрительного восприятия, устной речи

4

Состав числа 5.

1

Состав

Знать состав числа, решать примеры с "окошечками"

Развитие зрительного восприятия, устной речи

5

Сравнение чисел.

1

Сравнение, >,<, =

Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду

Развитие зрительного восприятия, мыслительных процессов сравнения, сопоставления

6

Состав числа 6.

1

Состав

Знать состав числа, решать примеры с "окошечками"

Развитие мыслительных процессов сравнения, сопоставления

7

Решение примеров на сложение.

1

Пример, сложение

Развитие умения сопоставлять, сравнивать, классифицировать по цвету

8

Состав числа 7.

1

Состав

Знать состав числа, решать примеры с "окошечками"

Развитие мыслительных процессов сравнения, сопоставления, мелкой моторики рук

9

Решение примеров на вычитание.

1

Пример, вычитание

Развитие мыслительных процессов сравнения, сопоставления

10

Состав числа 8.

1

Состав

Знать состав числа, решать примеры с "окошечками"

Развитие мыслительных процессов сравнения, сопоставления

11

Решение задач на нахождение суммы.

1

Задача, сумма

Решение задач на сложение, повторение компонентов задачи

Развитие мыслительных операций

12

Состав числа 9.

1

Состав

Знать состав числа, решать примеры с "окошечками"

Развитие наблюдательности, зрительного восприятия

13

Решение задач на нахождение остатка.

1

Задача, остаток

Решение задач на вычитание, повторение компонентов задачи

Развитие мыслительных процессов сравнения, сопоставления

14

Состав числа 10.

1

Состав

Знать состав числа, решать примеры с "окошечками"

Развитие наблюдательности, переключаемости внимания

15

Составление задач по рисунку.

1

Задача

Составление задач, решение, запись ответа

Развитие мыслительных процессов сравнения, сопоставления

16

Решение примеров на сложение в 2 действия

1

Пример, сложение, 2 действия

Решение примеров в 2 действия

Развитие мыслительных операций

17

Решение примеров на вычитание в 2 действия.

1

Пример, вычитание, 2 действия

Решение примеров в 2 действия

Развитие мыслительных операций, устной речи

18

Сравнение чисел первого десятка.

1

Сравнение

Сравнение чисел первого десятка

Развитие мыслительных процессов сравнения, сопоставления

19

Упражнения в сравнение чисел.

1

Сравнение

Сравнение чисел, решение примеров и задач

Развитие мыслительных операций

20

Построение отрезков  равных по длине.

1

Отрезок

Построение отрезков в тетради по словесной инструкции учителя

Развитие наблюдательности, зрительного восприятия

21

Построение отрезков заданной длины.

1

Построение, отрезок

Построение отрезков в тетради

Развитие мыслительных процессов сравнения, сопоставления

22

Сравнение отрезков по длине.

1

Сравнение, отрезок

Сравнение отрезков по длине

Развитие мыслительных процессов сравнения, сопоставления

23

Контрольная работа №1. «Первый десяток».

1

Выполнение работы

Развитие ответственности, сосредоточенности

24

Работа над ошибками. Повторение «Первый десяток».

1

Развитие самоконтроля

Второй десяток. (66)

25

Образование числа 11.

1

Одиннадцать

Работа с счетным материалом, абаком

Развитие наблюдательности, переключаемости внимания

26

Состав числа 11.

1

Состав

Работа с счетным материалом, составление примеров

Развитие мыслительных операций сопоставления, анализа и синтеза

27

Сравнение чисел в пределах 11.

1

Сравнение

Сравнение чисел с соседями

Развитие мыслительных операций сопоставления, анализа и синтеза

28

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Пример, сложение, вычитание

Решение примеров с опорой на числовой отрезок

Развитие устной речи, зрительного внимания, логического мышления

29

Решение задач на сложение и вычитание.

1

Задача, сложение, вычитание

Решение задач, запись условия, решения, ответа

Развитие устной речи, зрительного внимания, логического мышления

30

Образование числа 12. Состав числа.

1

Двенадцать, состав

Работа с счетным материалом, абаком.  Работа с счетным материалом, составление примеров

Развитие наблюдательности, переключаемости внимания

31

Сравнение чисел в пределах 12.

1

Сравнение

Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду

Развитие ответственности, сосредоточенности

32

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Пример, сложение, вычитание

Решение примеров по числовому отрезку

Развитие самоконтроля

33

Решение задач на сложение и вычитание.

1

Задача, сложение, вычитание

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие зрительного внимания, устной речи

34

Меры времени: год.

1

Год, 12 месяцев

Называние, запись, запоминание месяцев

Развитие устной речи, зрительного внимания, логического мышления

35

Образование числа  13. Состав числа.

1

Тринадцать, состав

Работа с счетным материалом, абаком.  Работа с счетным материалом, составление примеров

Развитие наблюдательности, переключаемости внимания

36

Сравнение чисел 11,12, 13.

1

Сравнение

Сравнение чисел

Развитие мыслительных операций сопоставления, анализа и синтеза

37

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Пример, сложение, вычитание

Решение примеров по числовому отрезку

Развитие мыслительных операций сопоставления, анализа и синтеза

38

Решение задач на сложение и вычитание.

1

Задача, сложение, вычитание

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие устной речи, зрительного внимания, логического мышления

39

Присчитывание по одному.

1

Присчитывание

Присчитывание предметов, счетных палочек по одному, получение последующих чисел

Развитие устной речи, зрительного внимания, логического мышления

40

Отсчитывание по одному.

1

Отсчитывание

Отсчитывание предметов, счетных палочек по одному, получение предыдущего числа

Развитие наблюдательности, переключаемости внимания

41

Сравнение чисел 11, 12, 13.

1

Сравнение

Сравнение двузначных чисел

Развитие ответственности, сосредоточенности

42

Сравнение однозначных и двузначных чисел.

1

Сравнение

Сравнение  однозначных и двузначных чисел

Развитие самоконтроля

43

Построение квадрата, треугольника, прямоугольника по точкам с помощью линейки.

1

Геометрические фигуры

Построение геометрических фигур в тетради по точкам с помощью линейки.

Развитие зрительного внимания, устной речи

44

Контрольная работа за 1 четверть по теме  "Числа 11-13".

1

Выполнение работы

Развитие ответственности, сосредоточенности

45

Работа над ошибками.

1

Развитие самоконтроля

2 четверть (35 часов)

46-1

Образование числа 14. Состав числа.

1

Четырнадцать

Работа с счетным материалом, абаком.  Работа с счетным материалом, составление примеров

Развитие наблюдательности, зрительного восприятия, логического мышления

47-2

Сравнение чисел в пределах 14.

1

Сравнение

Сравнение чисел второго десятка

Развитие мыслительных процессов сравнения, сопоставления

48-3

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Пример, сложение, вычитание

Решение примеров по числовому отрезку

Развитие процессов мышления соотнесения, сопоставления, зрительного внимания, памяти

49- 4

Решение задач на сложение и вычитание.

1

Задача, сложение, вычитание

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие логического мышления, процессов анализа и синтеза

50 -5

Образование числа 15. Состав числа.

1

Пятнадцать, состав

Работа с счетным материалом, абаком.  Работа с счетным материалом, составление примеров

Развитие логического мышления, процессов анализа и синтеза

51-6

Сравнение чисел в пределах 15.

1

Сравнение

Сравнение чисел однозначных и двузначных

Развитие мыслительных операций группировки по общему признаку

52-7

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Пример, сложение, вычитание

Решение примеров

Развитие логического мышления, устной речи, зрительного внимания

53-8

Решение задач на сложение и вычитание.

1

Задача, сложение, вычитание

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие зрительного восприятия и слухового

54-9

Образование числа 16. Состав числа.

1

Шестнадцать

Работа с счетным материалом, абаком.  Работа с счетным материалом, составление примеров

Развитие наблюдательности, зрительного восприятия, логического мышления

55-10

Сравнение чисел в пределах 16.

1

Сравнение

Сравнение чисел однозначных и двузначных

Развитие процессов мышления соотнесения, сопоставления, зрительного внимания, памяти

56-11

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Пример, сложение, вычитание

Решение примеров

Развитие наблюдательности, переключаемости внимания

57-12

Решение задач на сложение и вычитание.

1

Задача, сложение, вычитание

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие логического мышления, устной речи, зрительного внимания

58-13

Сравнение чисел 14, 15, 16.

1

Сравнение

Сравнение чисел однозначных и двузначных

Развитие логического мышления, процессов анализа и синтеза

59-14

Упражнения  в решении примеров на сложение и вычитание

1

Пример, сложение, вычитание

Решение примеров

Развитие логического мышления, процессов анализа и синтеза

60-15

Решение задач на сложение и вычитание

1

Задача, сложение, вычитание

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие мыслительных операций группировки по общему признаку

61-16

Образование чисел 17. Состав числа.

1

Семнадцать

Работа с счетным материалом, абаком.  Работа с счетным материалом, составление примеров

Развитие координации движений, зрительного контроля, внимания

62-17

Сравнение чисел в пределах 17.

1

Сравнение

Сравнение чисел однозначных и двузначных

Развитие ответственности, сосредоточенности

63-18

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Пример, сложение, вычитание

Решение примеров

Развитие самоконтроля

64-19

Решение задач на сложение и вычитание.

1

Задача, сложение, вычитание

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие мыслительных процессов сравнения, сопоставления

65-20

Образование чисел 18. Состав числа.

1

Восемнадцать

Работа с счетным материалом, абаком.  Работа с счетным материалом, составление примеров

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти

66-21

Сравнение чисел в пределах 18.

1

Сравнение

Сравнение чисел однозначных и двузначных

Развитие ответственности, сосредоточенности

67-22

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Пример, сложение, вычитание

Решение примеров

Развитие мыслительных операций группировки по общему признаку

68-23

Решение задач на сложение и вычитание.

1

Задача, сложение, вычитание

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие переключаемости внимания, мыслительных процессов сравнения

69-24

Образование чисел 19. Состав числа.

1

Девятнадцать

Работа с счетным материалом, абаком.  Работа с счетным материалом, составление примеров

Развитие логического мышления, устной речи, зрительного внимания

70-25

Сравнение чисел в пределах 19.

1

Сравнение чисел

Сравнение чисел однозначных и двузначных

Развитие логического мышления, устной речи, зрительного внимания

71-26

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Пример, сложение, вычитание

Решение примеров

Развитие переключаемости внимания, мыслительных процессов сравнения

72-27

Решение задач на сложение и вычитание.

1

Задача, сложение, вычитание

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие логического мышления, зрительного внимания

73-28

Образование числа 20.

1

Двадцать, два десятка

Работа с счетным материалом, абаком.  

Развитие логического мышления, зрительного внимания

74-29

Сравнение чисел в пределах 20.

1

Сравнение чисел

Сравнение чисел однозначных и двузначных

Развитие мыслительных операций группировки по общему признаку

75-30

Решение задач в пределах 20.

1

Задача

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие переключаемости внимания, мыслительных процессов сравнения

76-31

Вычитание десятка из двузначных чисел.

1

Вычитание десятка

Вычитание числа 10 из 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20.

Развитие логического мышления, устной речи, зрительного внимания

77-32

Решение примеров с разрядными слагаемыми.

1

Разрядные слагаемые

Решение примеров с использованием таблицы разрядов

Развитие логического мышления, устной речи, зрительного внимания

78-33

Повторение «Второй десяток».

1

Второй десяток

Решение примеров и задач, сравнение чисел

Развитие переключаемости внимания, мыслительных процессов сравнения

79-34

Контрольная работа за 2 четверть №2 «Числа второго десятка».

1

Контрольная работа

Выполнение работы

Развитие ответственности, сосредоточенности

80-35

Работа над ошибками «Числа второго десятка».

1

Развитие самоконтроля

3 четверть (50 часов)

81-1

Однозначные числа.

1

Однозначные

Называние, узнавание, установление последовательности однозначных чисел

Развитие наблюдательности, зрительного восприятия, логического мышления

82-2

Двузначные числа.

1

Двузначные

Называние, узнавание, установление последовательности двузначных чисел

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти

83-3

Сравнение однозначных и двузначных чисел.

1

Однозначные, двузначные

сравнение однозначных чисел, двузначных чисел

Развитие зрительного внимания, зрительной памяти, самоконтроля

84-4

Счет в пределах 20.

1

Счет

Счет в пределах 20 прямой и обратный, соседи числа, предыдущее, последующее

Развитие памяти, логического мышления

85-5

Сравнение однозначного и двузначного чисел.

1

Однозначные, двузначные

Сравнение, сопоставление  однозначных и двузначных чисел

Развитие логического мышления, зрительного внимания

86-6

Вычитание десятка из двузначных  чисел.

1

Десяток, двузначные

Вычитание 10 из чисел второго десятка

Развитие логического мышления, зрительного внимания

87-7

Решение примеров с разрядными слагаемыми.

1

Разрядные слагаемые

Решение примеров

Развитие логического мышления, зрительного внимания

88-8

Построение отрезков заданной длины.

1

Отрезок, линейка

Построение отрезка

Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики

89-9

Сравнение отрезков.

1

Отрезок, линейка

Построение отрезков

Развитие зрительного внимания, логического мышления

90-10

Построение отрезков заданной длины на нелинованной бумаге.

1

Отрезок, линейка

Построение отрезков

Развитие наблюдательности, зрительного и слухового внимания

Увеличение и уменьшение  числа на несколько единиц.  (11ч)

91-11

Увеличение числа на несколько единиц.

1

Увеличение

Увеличение числа на несколько единиц.

Развитие логического мышления, зрительного внимания

92-12

Составление и решение примеров на сложение.

1

Сложение

Составление и решение примеров на сложение.

Развитие логического мышления, зрительного внимания

93-13

Задача, содержащая отношение «больше на».

1

Больше на

Решение задач содержащих отношение «больше на».

Развитие самостоятельности

94-14

Дополнение задач недостающими данными.

1

Задача

Дополнение задач недостающими данными и решение, запись ответа

Развитие самоконтроля

95-15

Уменьшение числа на несколько единиц.

1

Уменьшение

Уменьшение числа на несколько единиц.

Развитие логического мышления, зрительного внимания

96-16

Составление и решение примеров на уменьшение числа на несколько единиц.

1

Составление примеров

Составление и решение примеров на уменьшение числа на несколько единиц.

Развитие мыслительных операций сравнения, соотнесения, мелкой моторики рук

97-17

Задача, содержащая отношение «меньше на».

1

Меньше на

Решение задач содержащих отношение «меньше на».

Развитие логического мышления, зрительного внимания

98-18

Уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач.

1

Уменьшение

Решение задач содержащих отношение «меньше на».

Развитие наблюдательности, зрительного внимания

99-19

Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на».

1

Больше на, меньше на

Решение задач содержащих отношение «меньше на, больше на».

Развитие зрительно - моторного контроля, мелкой моторики рук, самостоятельности

100-20

Контрольная работа №3 «Увеличение и уменьшение числа».

1

Контрольная работа

Выполнение работы

Развитие ответственности, сосредоточенности

101-21

Работа над ошибками. Повторение «Второй десяток»

1

Развитие самоконтроля

Сложение и вычитание чисел в пределах 20  без перехода через десяток.  (29ч)

102-22

Компоненты при сложении. Нахождение суммы.

1

Слагаемое, слагаемое, сумма

Называние компонентов в примере, решение примеров

Развитие зрительного внимания, зрительной памяти, самоконтроля

103-23

Сложение двузначного числа с однозначным числом.

1

Двузначное, однозначное

Решение примеров на сложение двузначных и однозначных

Развитие наблюдательности, зрительного и слухового внимания

104-24

Переместительное свойство сложения.

1

Переместительное свойство сложения

Практическое применение правила

Развитие логического мышления, зрительного внимания

105-25

Сложение удобным способом.

1

Сложение удобным способом

Практическое применение правила

Развитие мыслительных процессов сравнения, классификации, выделения главного, развитие мелкой моторики рук

106-26

Вычитание однозначного числа из двузначного.

1

Вычитание

Решение примеров на вычитание

Развитие наблюдательности, переключаемости внимания

107-27

Компоненты при вычитании. Нахождение разности.

1

Уменьшаемое, вычитаемое, разность

Называние компонентов в примере, решение примеров

Развитие мыслительных операций сопоставления, анализа и синтеза

108-28

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Сложение, вычитание

Решение примеров

Развитие мыслительных операций сопоставления, анализа и синтеза

109-29

Решение задач на сложение и вычитание.

1

Сложение и вычитание

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие устной речи, зрительного внимания, логического мышления

110-30

Увеличение числа на несколько единиц.

1

Увеличение

Решение примеров и задач

Развитие устной речи, зрительного внимания, логического мышления

111-31

Уменьшение числа на несколько единиц.

1

Уменьшение

Решение примеров и задач

Развитие наблюдательности, переключаемости внимания

112-32

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

1

Увеличение и уменьшение

Решение примеров и задач

Развитие ответственности, сосредоточенности

113-33

Увеличение двузначного числа на несколько единиц. Решение задач.

1

Увеличение двузначного

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие самоконтроля

114-34

Получение суммы 20.

1

Сумма

Состав числа, решение примеров

Развитие зрительного внимания, устной речи

115-35

Решение примеров.

1

Пример

Решение примеров

Развитие устной речи, зрительного внимания, логического мышления

116-36

Решение задач.

Задача

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие ответственности, сосредоточенности

117-37

Приём вычитания вида 20 – 3.

1

Вычитание

Решение примеров

Развитие самоконтроля

118-38

Получение суммы 20. Составление и решение задач.

1

Сумма

Составление и решение задач в пределах 20

Развитие мыслительных процессов сравнения, классификации, выделения главного, развитие мелкой моторики рук

119-39

Вычитание из 20. Составление и решение задач.

1

Вычитание

Составление и решение задач в пределах 20

Развитие наблюдательности, переключаемости внимания

120-40

Обучение приёму вычитания вида   17– 12.

1

Вычитание

Решение примеров на вычитание

Развитие мыслительных операций сопоставления, анализа и синтеза

121-41

Вычитание двузначного числа из двузначного.

1

Вычитание

Решение примеров и задач

Развитие мыслительных операций сопоставления, анализа и синтеза

122-42

 Решение примеров и задач.

1

Пример, задача

Решение примеров и задач

Развитие устной речи, зрительного внимания, логического мышления

123-43

Обучение приёму вычитания вида 20– 14.

1

Вычитание

Решение примеров на вычитание

Развитие устной речи, зрительного внимания, логического мышления

124-44

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Составление и решение примеров.

1

Увеличение, уменьшение

Составление и решение примеров на увеличение и уменьшение числа

Развитие наблюдательности, переключаемости внимания

125-45

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач.

1

Увеличение, уменьшение

Решение задач на уменьшение и увеличение, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие ответственности, сосредоточенности

126-46

Сложение чисел с числом 0.

1

Нуль, сложение

Решение примеров

Развитие самоконтроля

127-47

Вычитание числа 0 из двузначных чисел.

Нуль, вычитание

Решение примеров

Развитие зрительного внимания, устной речи

128-48

Повторение «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток».

1

Сложение, вычитание

Решение примеров и задач, сравнение чисел, соотнесение количества и числа

Развитие устной речи, зрительного внимания, логического мышления

129-49

Контрольная работа  №5  за 3 четверть «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток».

1

Контрольная работа

Выполнение работы

Развитие ответственности, сосредоточенности

130-50

Работа над ошибками. Решение примеров и задач.

1

Развитие самоконтроля

4 четверть (40 часов)

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.   (29ч)

131-1

Меры стоимости.

1

Стоимость, деньги, рубли, копейки

Называние мер стоимости, запись, счёт денег

Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики

132-2

Понятия "дороже - дешевле".

1

Дороже - дешевле

Решение практических задач

Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики

133-3

Экскурсия в продуктовый магазин.

1

Деньги, рубли, копейки

Наблюдение за ценой товара

Развитие зрительного внимания, логического мышления

134-4

Сравнение чисел, полученных при измерении.

1

Стоимость, деньги, рубли, копейки

Сравнение чисел

Развитие наблюдательности, зрительного и слухового внимания

135-5

Решение примеров с числами, полученными при измерении стоимости.

1

Стоимость, деньги, рубли, копейки

Решение примеров

Развитие памяти, слухового внимания

136-6

Составление и решение задач с числами, полученными при измерении стоимости.

1

Стоимость, деньги, рубли, копейки

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие логического мышления, зрительного внимания

137-7

Упражнения в размене монет.

1

Монеты, размен

Решение практических задач

Развитие логического мышления, зрительного внимания

138-8

Игра "Магазин".

1

Деньги, товар

Решение практических задач

Развитие самостоятельности

139-9

Меры длины.

1

Длина, линейка, сантиметр

Называние мер длины, запись, измерение

Развитие самоконтроля

140-10

Измерение предметов разной длины с помощью линейки.

1

Измерение, линейка

Решение практических задач

Развитие логического мышления, зрительного внимания

141-11

Действия с числами, полученными при измерении длины.

1

Длина, линейка, сантиметр

Сравнение чисел, полученных при измерении

Развитие мыслительных операций сравнения, соотнесения, мелкой моторики рук

142-12

Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении длины.

1

Длина, линейка, сантиметр

Решение примеров

Развитие ответственности, сосредоточенности

143-13

Меры массы. Весы.

1

Масса, вес, килограмм

Называние мер массы, запись, измерение

Развитие самоконтроля

144-14

Действия с числами, полученными при измерении массы.

1

Масса, вес, килограмм

Запись, сравнение чисел, полученных при измерении массы

Развитие логического мышления, зрительного внимания

145-15

Взвешивание предметов на весах.

1

Масса, вес, килограмм

Решение практических задач

Развитие слухового восприятия, внимания

146-16

Понятия "легче - тяжелее".

1

Легче - тяжелее

Решение практических задач

Развитие слухового восприятия, внимания

147-17

Решение примеров с числами, полученными при измерении веса.

1

Масса, вес, килограмм

Решение примеров

Развитие памяти, логического мышления

148-18

Решение задач с числами, полученными при измерении веса.

1

Масса, вес, килограмм

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие памяти, сосредоточенности

149-19

Меры времени. Сутки.

1

Сутки

Запись, сравнение чисел, полученных при измерении времени

Развитие памяти

150-20

Меры времени. Неделя.

1

Неделя

Запись, сравнение чисел, полученных при измерении времени

Развитие памяти

151-21

Меры времени. Год.  

1

Год, месяцы

Запись, сравнение чисел, полученных при измерении времени

Развитие памяти, зрительного внимания

152-22

Календарь.

1

Календарь

Рассматривание календарей, подсчитывание количества месяцев

Развитие зрительного внимания и памяти

153-23

Действия с числами, полученными при измерении времени.

1

Время, сравнение

Запись, сравнение чисел, полученных при измерении

Развитие логического мышления, зрительного внимания

154-24

Решение примеров с числами, полученными при измерении времени.

1

Время, примеры

Решение примеров

Развитие логического мышления, зрительного внимания

155-25

Решение задач с числами, полученными при измерении времени.

1

Время, задача

Решение задач, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие образного мышления, устной речи

156-26

Повторение по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».

1

Сложение и вычитание

Решение примеров и задач, сравнение чисел, полученных при измерении

Развитие устной речи, памяти, логического мышления

157-27

Повторение по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».

1

Сложение и вычитание

Решение примеров и задач, сравнение чисел, полученных при измерении

Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики

158-28

Контрольная работа № 6  за 4 четверть «Сложение и вычитание чисел полученных при измерении».

1

Контрольная работа

Выполнение работы

Развитие зрительного внимания, логического мышления

159-29

Работа над ошибками. Решение примеров и задач.

1

Развитие логического мышления, зрительного внимания

Повторение за год. (11 ч)

160-30

Числовой ряд 1 – 20.

1

Числовой ряд

Называние, запись, счет чисел, предметов, счетного материала

Развитие самоконтроля, интереса к предмету

161-31

Способы образования двузначных чисел.

Двузначные числа, образование

Образование двузначных чисел

Развитие памяти

162-32

Состав чисел второго десятка.

Состав чисел

Состав чисел, решение примеров с недостающими числами

Развитие памяти, зрительного внимания

163-33

Сравнение чисел.

1

Сравнение чисел

Сравнение чисел однозначных и двузначных

Развитие зрительного внимания и памяти

164-34

Сложение чисел. Нахождение неизвестного числа.

1

Неизвестное число

Нахождение неизвестного числа в примерах на сложение

Развитие логического мышления, зрительного внимания

165-35

Вычитание чисел. Нахождение неизвестного числа.

1

Вычитание

Нахождение неизвестного числа в примерах на вычитание

Развитие логического мышления, зрительного внимания

166-36

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение примеров.

1

Увеличение, уменьшение

Решение примеров на увеличение и уменьшение числа

Развитие образного мышления, устной речи

167-37

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач.

1

Увеличение, уменьшение

Решение задач на увеличение и уменьшение, краткая запить, решение, запись ответа

Развитие устной речи, памяти, логического мышления

168-38

Действия с числами, полученными при измерении.

1

Числа, полученные при измерении

Решение практических задач с числами, полученными при измерении

Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики

169-39

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.

1

Геометрические фигуры

Узнавание, название,  построение в тетради, штриховка

Развитие зрительного внимания, логического мышления

170-40

Построение фигур по точкам с помощью линейки.

1

Геометрические фигуры

Построение  по точкам геометрических фигур

Развитие логического мышления, зрительного внимания


Четверть

1. Контрольная работа №1. «Первый десяток».

1. Впиши пропущенные числа.

1) 3,4,5,...,7,8,9,...

2) 10,9,8,...,6,5,4,...2,1

2. Сравни числа, поставь знак  >,<, =.

3 ... 8      7 ... 7        10 ... 5

3. Реши примеры.

1 + 7 =          10 - 1 =

8 + 2 =          9 - 2 =

3 + 5 =          8 - 3 =

4. Запиши решение задачи и ответ.

Около магазина стояло 4 машины. К магазину подъехали ещё 3 машины. Сколько машин около магазина?

 ...  =

5. Запиши решение задачи и ответ.

На тарелке было 7 пирожков. Маша съела 2 пирожка. Сколько пирожков на тарелке?

 =

   

2. Контрольная работа за 1 четверть по теме  "Числа 11-13".

1. Запиши соседей числа.

... 11 ...        ... 12 ...        ... 13 ...

2. Сравни числа, поставь > < =.

10 ... 11          13 ... 10

12 ... 12          11 ...13

3. Реши примеры.

10  + 3=          13 - 2 =

11 + 1 =          12 - 2 =

3. Запиши решение задачи и ответ.

В магазине было 10 Велосипедов. Привезли ещё 2. Сколько велосипедов стало в магазине?

   ...    =

4. Запиши решение задачи и ответ.

На пруду плавало 13 уток. 3 утки улетели. Сколько уток осталось плавать на пруду?

       

   =

3. Контрольная работа за 2 четверть №2 «Числа второго десятка».

1. Вставь пропущенные числа.

10, ..., 12, ..., ..., 15, 16, ..., 18, ..., ...

2. Реши пример.

10 + 6 =          19 - 1 =

17 + 1 =          17 - 7 =

4 + 10 =          15 - 10 =

3. Запиши решение задачи и ответ.

В корзине было 10 грибов. Положили туда ещё 5 грибов. Сколько грибов стало в корзине?

   ...    =

4. Запиши решение задачи и ответ.

В автобусе было 14 пассажиров. На остановке 1 пассажир вышел. Сколько пассажиров осталось в автобусе?

 =

4. Контрольная работа №3 «Увеличение и уменьшение числа».

1. Подчеркни однозначные числа одной чертой, двузначные - двумя.

3, 11, 5, 17, 9, 10.

2. Увеличь     на 4    числа 5,   10.

    Уменьши   на 3  числа   7,   13.

3. Реши задачу.

На первом дереве сидели 6 птиц, а на втором на 3 птицы больше. Сколько птиц сидело на втором дереве?

1 дерево - ... п.

2 дерево - ?, на ... п. больше

4. Реши задачу.

Костя нашёл 10 шишек, А Саша на 2 шишки меньше. Сколько шишек нашёл Саша?

Костя - ... ш.

Саша - ?, на ... ш. меньше

5. Контрольная работа  №4  за 3 четверть «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток».

1. Реши примеры.

14+6=               2+18=

17-3=                20-13=

16+0=               19-0=

2. Найди сумму чисел 17 и 3.

    Найди разность чисел 16 и 4.

3. Реши задачу.

У Пети было 8 карандашей, а у Маши - 11 карандашей. Сколько карандашей было  Пети  и Маши вместе?

У Пети - ...к.

        ? к.

У Маши - ... к.

4. Реши задачу.

На первом столе было 16 тарелок, а на втором - на 4 тарелки меньше. Сколько тарелок было на втором столе?

1 стол - ... т.

2 стол - ?, на ... т. меньше

6. Контрольная работа № 5  за 4 четверть «Сложение и вычитание чисел полученных при измерении».

1. Выполни действия.

11 р. + 8 р. =

3 см + 12 см =

19 кг - 4 кг =

20 сут. - 13 сут. =

2. Сравни числа.

14 см ... 12 см                              20 р. ... 13 р.

5 кг ... 15кг                                  1 год ... 12 мес.

3. Реши задачу.

У Лены была ленты 19 см. Она отрезала 13 см. Сколько сантиметров ленты осталось?

Было-

Отрезали-

Осталось - ?см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемных ситуаций на уроках ручного труда с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью первого года обучения.

Одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.Как известно, коррекционно...

Рабочая программа по письму Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третий года обучения

Обучение   учащихся  с умеренной степенью умственной отсталости   третьего года обучения ведется по адаптированной  программе для экспериментальных классов для  глуб...

рабочая программа по математике для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс

рабочая программа по математике для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 1 класса на дому (индивидуальное обучение)...

Статья "Формирование элементарных основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня"

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – детей-инвалид...

Статья "Гендерный подход в воспитании учащихся с умеренной умственной отсталостью"

В статье размещены рекомендации о гендерном воспитании умственно отсталых детей....