Урок произношения "Звук /ч/"
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Шевченко Ирина Анатольевна

Урок предназначен в помощь учителю-логопеду коррекционной школы V вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ch.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Звук [Ч]»

Цель урока: формировать умения различать звук [Ч ] на слух в слогах, словах  и предложениях.    

Задачи урока:  развивать умения четко произносить и различать звук [Ч]

                             упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука,

                             развивать зрительное и слуховое внимание,

                             фонематический слух;

                             воспитывать активность и самостоятельность ученика.

Ход урока

  1. Этапировка  уроков.

-К какому уроку приготовились?

-Чему мы учимся на уроке?

-С чего мы начнем?

-Что будем делать дальше?

-Потом?

-Дальше?

- В завершении урока?

Мы учимся чисто выговаривать все звуки.

Мы начнем с зарядки для губ и для язычка.

Мы будем повторять.

Мы будем слушать и выделять новый звук.

Мы будем слушать и говорить.

Мы будем работать с кассой звуков.

II. Артикуляционная гимнастика

-С чего мы начнем?

  • Окошко
  • Улыбочка
  • Дудочка
  • Часики
  • Качели
  • Лошадка

-Что мы сейчас делали?

Мы начнем с зарядки для губ и для язычка.

Мы делали зарядку для губ и для язычка.

III. Повторение.

-Что сейчас будем делать?

-Что такое звук?

-На какие группы делятся все звуки?

-Какие звуки мы называем гласными?

-Приведите примеры.

-Какие звуки мы называем согласными?

-На какие две большие группы делятся согласные звуки?

-На какие группы делятся и твердые и мягкие согласные?

-Приведите пример – согласный, твердый, звонкий. Слушайте его!

-Что мы сейчас делали?

-Что будем делать?

Мы будем повторять.

Это то, что мы слышим.

На гласные и согласные.

При произнесении которых воздух идет свободно.

При произнесении которых воздуху  мешают губы, зубы и язык.

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие.

На звонкие и глухие.

Мы повторяли.

Мы будем слушать и выделять новый звук.

IV. Знакомство с новым звуком.

-Послушайте слова и выделите общий звук.

Чаша, учение, луч.

- Характеристика звука.

- Какой карточкой обозначаем?

- Этот звук всегда звучит мягко.

-Как звучит звук /ч/?

-Что мы сейчас делали.

-Что будем дальше делать?

[ч]

 

Согласный, мягкий, глухой.

Зеленый квадратик без колокольчика.

Всегда мягко.

Мы слушали и выделяли новый звук.

Мы будем слушать и говорить.

V.Автоматизация звука

1. ча – чо – чу          

    чу –чи - че  

   ач – оч – уч          

   уч – ич – еч          

 

  мчи – мча – мчу      

  сча – счо - счи

2. По отстукиванию

- Произнесите слог –ач, как я отстучу.

3.

-Произнесите слог -ча три раза, 2-ой слог ударный.

4.

- Посмотрите на доску. Какое будет задание?

-Называю картинки.

(Качели, грач, бочка, ручка, чулок, мячи, очки, чеснок, обруч).

-Назовите слова, которые начинаются с нашего звука.

-Назовите слова, которое заканчиваются звуком /ч/.

-Назовите слово, состоящее из 1 слога, в котором

звук /ч/ слышим после гласного /а/.

-Назовите слова, в которых звук /ч/ слышим перед и после гласного /у/.

- Назовите слово, в котором звук /ч/ слышим между гласным /о/ и согласным /к/.

-Назовите слово, в котором звук /ч/слышим перед гласным /и/.

- Разделите слово «качели» на слоги. Выделите слог с нашим звуком. В котором по счету слоге звук /ч/?

- Который по счету звук /ч/ в слове «очки»?

2.Слова- врач(после?), цапля, щука, молочный (на слоги, выделим слог с нашим звуком), дочь (после?), куча (между),удачно, лечь(по счету?),цветы, щетка.

3.

- Послушайте предложения и выделите слова с нашим звуком. Расскажи про него.

На даче поспела черемуха.

-Что мы сейчас делали?

-Что будем делать?

В первый столбик ставим картинки, в названиях которых слышим звук /ч/, на стол кладем картинки, в названии которых не слышим звук /ч/.

Чулок, чеснок.

Грач, обруч.

Грач

Ручка, чулок, обруч.

Бочка.

Мячи

Мы слушали и говорили.

 Мы будем работать с кассой звуков.

VI. Работа с кассой звуков.

ч

оч

чо

чок

сучок  

-Характеристика слова.

-Составьте предложение с этим словом.

2) Какая схема подходит к слову кирпич?- Что мы делали?

-Выложим звук /ч/

-Было /ч/, стало –оч, что надо сделать? (Добавить гласный /о/). Куда? (В начало).

-Поменяем местами, прочитали. Что выложили? (Слог). Докажите? (Потому что есть гласный).

Что надо сделать, чтобы гласный /о/ стоял между согласными /ч/ и /к/.(Добавить /к/ в конец).Хар-ка

Как слог –чок превратить в слово «сучок»?(Надо добавить слог –су в начало. В слоге –су два звука – 1-й /с/ -согл., ТВ., глух.;2-й – гл.)

-Прочитали, разделили на слоги, поставили ударение.

В слове сучок 5 звуков, из них 3 согласных и 2 гласных, значит 2 слога, ударение падает на гласный /о/.

Мы работали с кассой звуков.

V. Итоги.

- С каким звуком познакомились?

- Характеристика.

- Что необычного в этом звуке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...