Для учителей и родителей.
статья по логопедии (1 класс) на тему

Грачёва Елена Юрьевна

Работа предназначена для тех кто работает с детьми у которых проблема с речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_roditelyam_2.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Начало пути. Советы и задания  родителям если ваш ребёнок плохо говорит .

Грачёва Е.Ю. учитель высшей категории  ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной для детей с ОВЗ»

   Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот.

Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

В малышовом возрасте очень полезно лепить.( Колбаску, лепёшку, шарик)

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы (вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки).

Артикуляционная гимнастика.

  1. Улыбка.

      2.Рассердиться

      3.Удивиться

      4.Улыбнуться

      5.Задорчик (зубы в широкой улыбке).

      6.Блинчик (улыбка, зубы видно, язык свободно лежит на нижней губе).

      7.Иголочка (улыбка, зубы видно, язык остренький между зубами свободно)

      8.Лопатка (улыбка, зубы видно, язык тянется вниз)

      9.Часики (улыбка, зубы видно, язык на счёт 1-6 двигается вправо, влево).

      10.Качельки (улыбка, зубы видно, язык на счёт 1-6 двигается вверх,вниз).

      11.Ковшик (1.язык держит зубы снаружи,2.язык держит зубы внутри, 3. язык держит форму ковшика перед зубами).

      12.Киска (улыбка, зубы видно, язык ковшиком медленно убирается снаружи вовнутрь).

        13. Лошадка (улыбка, зубы видно, язык- цокает как можно выше).

        14.Зайка. (улыбка, зубы видно, язык между зубами вибрирует).

        15. Дятел (улыбка, зубы видно, язык внутри с замаха ударяет в дёсенки д-д-д-д-д-д).

 Пальчиковая гимнастика.

1.Ладошки на плоскости. Пальчики поочерёдно поднимаются.

2.Ладошки на плоскости. Поворот ладоней по очереди.

3.Ладошки на плоскости. По очереди ладошки собираются в кулачёк и разворачиваются.

Найди букву и прочитай.

М   П   Б

Т   Д    К   Г

В    Ф

Петь: А О У И Ы З Я – с движениями.

Игра с  слогами.

МА-Ма_МА  (губы плотно смыкаются)

ПА-ПА-ПА   (губы плотно смыкаются)

Ба-БА-БА-     (губы плотно смыкаются)

ТА-ТА-ТА     ( язык плотно примыкает к верхней десне и зубам)

ДА-ДА-ДА     (язык плотно примыкает к верхней десне и зубам)

ЛА-ЛА-ЛА     (язык  между зубами).

Игра с окончаниями.

-АП   -ОП  -УП  (родитель начинает слово , ребёнок заканчивает)

-АМ  -ОМ  -УМ

-АТ  -ОТ  -УТ

-АД  -ОД  -УД

Возможный словарь для начала работы:

ТОТ, ТУТ, ТАМ, ТОМ, ДОМ, ДАМ,

ТО(А)МУ, КО(А)МУ,

ПОЧЕМУ, ПОТОМУ.

Похлопай.

 Ребёнок слушает слово. Повторяет ( или вместе произносите) и  хлопает  столько сколько слогов в слове.

Сначала слова в один слог.

Потов в два слога.

Увеличивается количество слогов по мере усвоения ребёнком этого материала.

Выполнение заданий требует точности выполнения.

Это лишь начало пути. Работа над развитием речи, произносительной стороной речи требует упорство, трудолюбия и терпения. Так как эти занятия  требуют  достаточно длительного времени. Нужно помнить, обращение к специалисту необходимо, если страдает произносительная сторона речи с 5 лет, если идёт задержка речевого развития, чем раньше, тем  лучше.

Литература

  1. Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой,С.И.Шаховской-М.,2000
  2. Орфинская В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи.-Л.,1959
  3. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е.Левиной.- М., 1968
  4. Е.Янушко. Помогите малышу заговорить. – М.:  Эксмо, 2015
  5. Н.С.Жукова Букварь. – М.: Эксмо, 2015
  6. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Артикуляционная и пальчиковая гимнастика М.2000
  7. О.Н.Земцова, Умные книжки.- М: Махаон, 2010
  8. А.Ковалёва, Игра со звуками,- М.: ТЦ Сфера, 2015
  9. Инт.р. http://www.twirpx.com/file/125532/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок идет в школу: Педагогические рекомендации учителю и родителям будущих первоклассников

В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. И...

Учитель и родитель

Родительское собрание на тему "Педагогический треугольник:острые углы и позиции сторон"...

Методические рекомендации для учителей и родителей "Развиваем логику"

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логич...

Мастер-класс "Учитель и родитель - конструктивный диалог"

Мастер-класс был проведен на Форуме молодых специалистов. В данном материале рассказывается о том, как можно организовать первое родительское собрание в 1 классе, какие приемы знакомства с родителями ...

"Сотрудничество учителя и родителей"

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский ...

Формы взаимодействия учителя с родителями.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся....