Развитие моторики
методическая разработка по логопедии на тему

Развитие моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_motoriki.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие моторики


Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данном категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности и учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Несовершенство функций двигательной сферы, степень развития ручной ловкости у детей 7-9 лет можно определить по числу бросков мяча диаметром 10 см в стену с расстояния I м. Если в течение 30 с ребенок бросил мяч более 20 раз, координация его рук хорошая, от 20 до 15 - удовлетворительная, менее 15 раз - плохая. Используют и другие приемы.

Поочередное прикосновение кончиком большого пальца к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца:

-          с большей скоростью прикасаться по очереди кончиком большого пальца к кончикам пальцев 4-, 3-, 2-го той же руки, потом проделать это же в обратном порядке - 2-, 3-, 4-й в течение 5 с;

-          одновременное чередование кулака и ладони;

-          отстукивание ритма 1-11-1-11;

-          лабиринт: по сигналу провести непрерывную линию до выхода из лабиринта;

-          удерживание в течение 10 с положения на корточках, с горизонтально вытянутыми руками;

-          стояние с закрытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге;

-          при максимальном прыжке вверх ударить в ладони не менее трех раз.

Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики

       Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.

«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом», «Крыша», «Башня» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук. соединить их.

«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с ковершенствование динамической координации движений.

«Звонок» - на столе перед детьми настольный звонок - кнопка или ее рисунок. Учащиеся сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.

«Пальчики здороваются» - кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.

«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

Человечек» - указательный и средний пальцы бегают по столу.

«Птички летят» - пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» - птички летят, машут крыльями.

«Игра на пианино» - имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах («Веселый оркестр»).

«Катаем лодочку» - пальцы обеих рук сложены вместе, плавные движения кистей рук в горизонтальном положении.

«Курочка пьет воду» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

«Веселые маляры»-движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз.

«Погладим котенка» - плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

Они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме), слуховому восприятию, после показа.

«Ладонь - кулак»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.

«Ладонь - кулак - ребро»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.

«Оса - кольцо» «Зайчик - кольцо» - переходы из одной статической позы в другую.

«Отстукивание» - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.

«Азбука Морзе» - образец дается на доске из черточек (/) и точек /.), где // - «медленные» (с паузой), - быстрые постукивания.

    Упражнения с предметами

«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.

«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету.

При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине.

Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».

    Графические работы

Выполняются в тетрадях, альбомах, на отдельных листах и заключаются в:

-          обводке контуров, лекал;

-          воспроизведении изображения с помощью опорных точек; -штриховке в разных направлениях;

-          дорисовывании недостающих деталей у цветов, предметов, Фигур;

-          раскрашивании картинок;

-          соединении точек, нанесенных на листе бумаги.

 

 Игры для развития тонкой моторики и координации движений

 «Трудные виражи». Для игры нужно нарисовать дорожки разной формы, в одном конце машина, в другом - дом. Затем сказать ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая РУКИ, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.

«Съедобное и несъедобное», (эта игра с мячом широко известна и не требует подробного описания).

«Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.

«Тир». Попадание в цель мячом, кольцами, стрелами. Кроме вышеперечисленного, для развития моторики можно использовать работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги (особенно эффективны плавные движения, когда ножницы не отрываются от бумаги), шитье, вышивание, вязание, плетение. Развитию общей моторики способствуют и спортивные игры, физические упражнения, занятия танцами, ритмикой

«Съедобное и несъедобное», (эта игра с мячом широко известна и не требует подробного описания).

«Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.

«Тир». Попадание в цель мячом, кольцами, стрелами. Кроме вышеперечисленного, для развития моторики можно использовать работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги (особенно эффективны плавные движения, когда ножницы не отрываются от бумаги), шитье, вышивание, вязание, плетение. Развитию общей моторики способствуют и спортивные игры, физические упражнения, занятия танцами, ритмикой

нчиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

 

Фигуры для игры с тенью

 

 

Птичка

image020.jpg

 

Дом

image022.jpg

 

Ворота

image024.jpg

 

Мышь

image026.jpg

 

Лебедь

image028.jpg

 

Курица

image030.jpg

 

Собака

image032.jpg

 

Утка

image034.jpg

 

Замок

image036.jpg

 

Площадь

image038.jpg

 

Лягушка

image040.jpg

 

Стол

image042.jpg

 

Зайчик

image044.jpg

 

Петух

image046.jpg

 

Кошка

image048.jpg

 

 

     Кроме пальчиковой гимнастики  в уроки математики и русского языка  я обязательно включаются различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания.

Приложения1.

Гимнастика с учебными предметами


 

 

 

Мы ручку правильно берём,

 Кладём на средний палец.

 Теперь большим её прижмём,

 И указательным ведём,

Чтобы она качалась.

Дети кладут ручку на средний палеи, правой руки, прижимают большим пальцем,  а указательным начинают её покачивать. Затем то же самое проделывают левой рукой.

Повторяют упражнение несколько раз.

                                                                       

Вот волшебный самолёт 

Отправляется в полёт

.Он планирует над партой                             

  Ну а где же наша карта? 

Дети кладут линейку под середину среднего   пальца  правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы — под линейкой. Начинают её покачивать, имитируя  движение крыльев  самолёта.                       

Затем то же самое проделывают левой рукой.   Повторяют упражнение несколько раз.                                     

 

 

Есть часы теперь у нас.

Бьют исправно каждый час,

Снизу маятник у них:

Вправо-влево — так да тик.

     Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.                

  

   Ручку пальчиками взяли.

     Вправо-влево покачали.

    — «Что такое? Неужели

     Я попала на качели?»

 

      

 Дети зажимают ручку или карандаш средним и безымянным  пальцами правой руки. Начинают её покачивать, имитируя движение маятника. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

 

Приложение 2.

Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики

I. Упражнения па развитие и совершенствование статической координации движений.

«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол),

«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нес сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом», «Крыша», «Башня» держа пальцы вверх, соединить копчики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы рас положить» горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой. затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

«Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук. соединить их.

«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, в кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять скачала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

 2. Упражнения на развитие и совершенствование динамической
координации движении
.

«Звонок» - на столе перед детьми настольный звонок - кнопка или ее рисунок. Учащиеся сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.

«Пальчики здороваются» — кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.

«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

«Человечек» - указательный и средний пальцы бегают по столу.

«Птички летят» - пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» - птички летят, машут крыльями.

«Игра на пианино» - имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах («Веселый оркестр»).

«Катаем лодочку» — пальцы обеих рук сложены вместе, плавные движения кистей рук в горизонтальном положении.

«Курочка пьет воду» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

«Веселые маляры»—движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз.

«Погладим котенка» — плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.

3. Упражнения на ритмическую организацию движений, переклю-
часмость.

Они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме), слуховому восприятию, после показа.

«Ладонь—кулак»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.

«Ладонь - кулак - ребро»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.

«Оса - кольцо»* «Зайчик - кольцо» - переходы из одной статической позы в другую.

«Отстукивание»* - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.(Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе).

«Азбука Морзе» - образец дается на доске из черточек (/) и точек (•). где // - «медленные» (с паузой),- •• -- быстрые постукивания.

4. Упражнения с предметами.

«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.

«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету.

При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине.

Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуювиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».

5.  Графические работы.

Выполняются в тетрадях, альбомах, на отдельных листах и заключаются в:

-    обводке контуров, лекал;

-    воспроизведении изображения с помощью опорных точек;

-    штриховке в разных направлениях;

-    дорисовывании недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;

-    раскрашивании картинок;

-  соединении точек, нанесенных на листе бумаги.

6.  Игры для развития тонкой моторики и координации движений.
«Трудные виражи». Для игры нужно нарисовать дорожки разной

формы, в одном конце машина, в другом - дом. Затем сказать ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.

«Съедобное и несъедобное», (эта игра с мячом широко известна и не требует подробного описания).

«Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» вес движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.

«Тир». Попадание в цель мячом, кольцами, стрелами.

Кроме вышеперечисленного, для развития моторики можно использовать работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги (особенно эффективны плавные движения, когда ножницы не отрываются от бумаги), шитье, вышивание, вязание, плетение.

Развитию общей моторики способствуют и спортивные игры, физические упражнения, занятия танцами, ритмикой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа раннего развития. Моторика рук.

Для детей 5-7 лет важно работать руками. Чтобы дети писали в дальнейшем хорошо, каллиграфический правильно важно равивать моторику рук детей....

Программа дополнительного образования "Развитие моторики ведущей руки и речи учащихся -"ЛАСТОЧКА"- для 1-3 класса

Авторская программа дополнительного образования учащихся начальных классов "Ласточка" направлена на развитие мелкой моторики ведущей руки и речи учащихся 1-3 классов.   Цели: Необходимо ...

развитие моторики рук

Пальчиковая гимнастика младших школьников. 1. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок. У тебя есть две руки, Есть и 10 пальчиков. Будут пальчики тру...

Воскресная школа. Программа по развитию моторики руки.

В материале представлена программа занятий по развитию моторики руки у дошколят перед поступлением в школу....

развитие моторики

упражнения...

Упражнения для развития моторики

Задания для занятий с будущими первоклассникам способствуют формированию умений обводить, раскрашивать, вырезать, различать цвета, развивают мышление....

Буклет. Развитие моторики при подготовке к школе.

Упражнения  для развития моторики....