Воскресная школа. Программа по развитию моторики руки.
рабочая программа на тему

Рякина Ирина Викторовна

В материале представлена программа занятий по развитию моторики руки у дошколят перед поступлением в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voskresnaya_shkola._programma.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 111»

Программа

воскресной школы

(развитие моторики руки)

Составила

Рякина Ирина Викторовна

                                              г. Пермь 2009

Объяснительная записка

     Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Непрерывность образования – постоянное продвижение детей вперед на определенном временном отрезке. Преемственность в данном случае просматривается на границе различных форм обучения (детский сад – школа).

     Дети дошкольного возраста реагируют на разные виды свободной деятельности, которые развивают их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками. Дети с удовольствием играют, музицируют, рисуют, слушают сказки. Учитывая это, на занятиях по развитию мелкой моторики мы ненавязчиво, в игре, прививаем малышам  новые формы деятельности.

     Одним из признаков готовности ребенка к обучению в школе является готовность его руки к письму (развитие мелкой моторики).

      Целью занятий по письму является всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

     Задачи курса:

- развитие мелкой моторики руки;

- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

- Развитие наглядно-образного мышления, умения делать выводы;

- развитие внимания, памяти, внимания, творческих способностей, воображения;

-  развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

- развитие умения говорить и слушать;

- обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь, развитие речи;

- расширение представлений об окружающем мире.

      Для развития мелкой моторики руки предлагаются следующие упражнения:

- штриховка;

- раскрашивание;

- обведение рисунков по контуру;

- дорисовывание изображений;

- рисование по клеточкам;

- рисование по точкам;

-вырезание ножницами;

- наклеивание;

- составление рисунков из спичек,

-пальчиковая гимнастика.

Упражнения в штриховке способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам, развитие внимания, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца.

При выполнении заданий малыши учатся правильно держать карандаш, а позднее ручку; видеть границы штриховки, проводить различные фигурные и непрерывные линии ровно и красиво, стараться не отрывать карандаш от бумаги. Задания предполагают придумывание самим штриховых линий, что способствует развитию творческого воображения.

     Для достижения успехов используются следующие пособия:

5 лет:

  1. Е.В.Соколова, Н.Н. Няньковская. Готовимся к школе: учимся штриховать и раскрашивать.

Пособие учит ребенка узнавать форму и цвет, поможет развивать логику и сообразительность.

  1. Тетрадь с заданиями для развития детей. Развивающие задания для малышей (в 2-х частях).

Пособие развивает зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, а также мелкую моторику и координацию движений руки.

6 лет:

  1. Папка дошкольника. Ориентировка в пространстве.

Задания учат ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, за, над, перед, между, около и др.; развивают внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.

  1. Папка дошкольника. Папка-раскраска.

На отдельных листочках предлагаются задания: продолжить написание различных графических элементов в тетрадных сетках ( в клетку и линию), выполнить штриховку; обвести рисунок по пунктирным линиям и раскрасить картинку; создать свой рисунок по готовым трафаретам.

  1. Папка дошкольника. Знакомимся с клеточками.

Материал на отдельных листах поможет ребенку развить зрительное восприятие, научиться ориентироваться на листе бумаги в клетку; научиться выполнять графические диктанты; научиться в точности копировать предложенные схемы рисунков.

Планирование

Уроки письма

  1. Детский сад и игрушки. Пальчиковая гимнастика. Дорисуй узор.
  2. Ягоды. Фигурки из палочек. Дорисуй узор.
  3. Грибы. Рисунок по образцу из легких геометрических форм.
  4. Овощи. Игра с теннисным мячиком. Дорисуй узор.
  5. Перелетные птицы. Кубики. Узнай меня (соединить точки одной линией).
  6. Домашние птицы. Танграм. Дорисуй узор.
  7. Почта. Складывание конверта. Дорисуй узор.
  8. Осень. Пальчиковая гимнастика.  Рисование осенних листочков.
  9. Семья. Подарок маме (цветочек, оригами). Нарисуй по образцу.
  10. Зима. Вырезание снежинок.. Дорисуй узор.
  11.  Зимующие птицы. Дорисуй узор. Танграм.
  12.  Новый год. Игрушки для елочки (аппликация, обрывание)
  13.  Зимние забавы. Снеговик из ваты. Кубики.
  14.  Наш город. Раскрашивание медведя. Кубики.
  15.  Наша Родина. Башни Кремля из геометрического материала.
  16.  Посуда и пища. Пальчиковая гимнастика. Дорисуй узор.
  17.  Одежда и обувь. Работа со шнуровкой. Напиши по образцу.
  18.  Домашние животные. Разучивание стихов. Кубики.
  19.  Животные жарких стран. Дорисуй узор. Раскрась.
  20.  Защитники Отечества. Открытка для папы. Танграм.
  21.  Мамин праздник. Открытка для мамы.
  22. Весна. Веточка вербы.
  23. Строительные профессии. Игра «Найди профессию»
  24.  Школа и библиотека. Графический диктант.
  25.  Космос. Танграм. Дорисуй узор.
  26.  Мебель. Кубики. Напиши по образцу.
  27.  Бытовые приборы. Пальчиковая гимнастика.
  28. Откуда хлеб пришёл? Что лишнее. Фигурки из палочек.

Преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: во-первых, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашей воскресной школе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Развитие моторики ведущей руки и речи учащихся -"ЛАСТОЧКА"- для 1-3 класса

Авторская программа дополнительного образования учащихся начальных классов "Ласточка" направлена на развитие мелкой моторики ведущей руки и речи учащихся 1-3 классов.   Цели: Необходимо ...

Роль тактильной памяти в развитии мелкой моторики руки

              Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга...

раздаточный материал для занятий по развитию моторики руки

здесь ссылка на материал для практических занятий...

Программа по внеурочной деятельности «Школа будущего первоклассника» («Развитие умственных способностей детей через тренировку мелкой моторики руки»)

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой...

упражнения для развития моторики руки у младших школьников

упражнения помогают первоклассникам подготовиться к письму...

Комплекс игр и упражнений для развития моторики руки

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512651","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"356"}}]]...