Спицефические ошибки на письме у младших школьников
презентация к уроку по логопедии на тему

Костина Ирина Юрьевна

Дисграфия - это нарушение письма, которое выражается в стойких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил) ошибках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл specificheskie-oshibki-na-pisme.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дисграфия Симптоматика : речевая; неречевая. Причины : наследственные факторы; патологические факторы; функциональные факторы.

Слайд 2

Пишет так, как произносит. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Слайд 3

Замены или смешения букв на письме: звонкие - глухие согласные (Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, 3 - С, Ж - Ш); лабиализованные гласные ( О - У, Ё - Ю ); соноры ( Л, М, Н, Р, Й ); свистящие и шипящие (С - Ш, 3 - Ж, СЬ - Щ); аффрикаты, ( Ч - Щ, Ч - Ц, Ч - ТЬ, Ц - Т, С - Ц, Ч - Ш, Ц - ТС ). Неправильное обозначение мягкости согласных « писмо », « людит », « больит » Аккустическая дисграфия

Слайд 4

Мише нравится звук Ш, а Жене — Ж. Помоги ребятам поделить картинки: проведи цветные линии от картинок к каждому ребенку. Ж Ш

Слайд 5

Рассмотри домики. Как ты думаешь, в каком домике живет Малыш, а в каком Карлсон ? Помоги Малышу и Карлсону собрать свои вещи: запиши под каждым домиком названия

Слайд 6

Вставь пропущенные буквы Р — Л в слова. Запиши слова, выдели буквы Р — Л. К_Ы_0 П_ОВО_ОКА ЭСКА_АТО _ЫБО_ОВ ЗЕ_КА_0 КА_НАВА К—ОКОДИ _АБИ_ИНТ* ЖУ_НА К_А_НЕТ* Вставь в слова буквы Ч — Щ и запиши текст . На даче На берегу ре ... ки стоит да ... а . Около да ... и берёзовая ро ... а . В ро ... е поют ... еглы , ... ижи , сини ... ки . Весело ... ебе ... ут пено ... ки . На да ... е живёт Лено ... ка Щукина . У девс . ки есть ов ... арка Чанга . Ле - но ... ка и ... анга вместе гуляют в ро ... е . ... анга хорошо умеет искать грибы .

Слайд 7

Выдели букву У или Ю в каждом слове . Запиши ее .

Слайд 8

Вставь пропущенные слоги и прочитай слова. БА - ПА л ам …… шля…… жа ……. т ум …… шу ….. Шай …… ре ……… …… бочка ……. роль …….. ра БУ - ПУ …….. сы ……… ря ..….. зырь ……. пок ……. тон ар ……. зы по …… гай ре …….. сы БИ - ПИ ……… лот …… лет ……… па .…… лить ……. дон ка ……нет ка …..на на …. сать …… нокль .……тон

Слайд 9

Закончи предложение. Мама сварила вкусную ... (кашу). Деньги платят в (кассу). Даша катает ... (мишку). Муку насыпали в ... (миску) В сарае протекает (крыша). В подвале завелась (крыса) Малыш ест вкусную ... (кашку). Солдат надел на голову ... (каску). Найди ошибку в стихотворении и исправь ее. Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной!» Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползёт зелёный лук С длинными усами. Говорят, один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом. Мы собрали васильки, На голове у нас щенки

Слайд 10

Использование скороговорок со смешиваемыми звуками. Поспеши, не мешкай, Сбегай за орешком. А орешки хороши, Ты не мешкай, поспеши Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром. Заучивание стихотворений. Бабушка наша очень добра, Бабушка наша стала стара. Много морщинок у бабушки нашей, С ними она еще лучше и краше.

Слайд 11

Наиболее распространенные ошибки : пропуски согласных при стечении (диктант – « дикат »); п ропуски гласных (собака – « сбака » девочки – « девчки »); перестановки букв (тропа – « прота », окно – « коно »); д обавление букв (лесной – « лесоной », весна – « весвна »); пропуски, добавление и перестановки слогов (комната – « комта », стакан – «канта», бабушка – « бабушбака »); к онтоминация – в одном слове слоги разных слов (На улице хорошая погода - « На лишаго »); слитное написание слов (Были чудные дни – « быличудные дни », На ветвях ели и сосны… - « Наветвях елии сосны »); р аздельное написание слов и присоединение одной части слова к другому (У окна растет белая береза – «У окнара стет бе лаябе рез»); раздельное написание приставки и корня (наступила – «на ступила»); запись целого предложения в виде одного «слова» ( Цветы стояли на столе – « цветыстятнастале ») Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Слайд 12

Придумай предложение. Определи количество слов в нем. Придумай предложение из 5, 6 слов.

Слайд 13

Под дубом собирает жёлуди кабанчик Хрюша . Прочитай слова, разбросанные вокруг кабанчика, и составь с ними предложения.

Слайд 14

Составь из слов предложение. телефону, по, разговаривает, мальчик - катается, на, лошадке, девочка мама, вкусный, приготовила, салат подарили, машинку, мальчику, новую

Слайд 15

Определи начало и конец предложений. Стало тепло на лугу появилась зеленая травка на поляне распустились цветы. Определи границы слов в предложение. Налугупоявиласьзеленаятравка .

Слайд 16

Помоги Незнайке: прочитай внимательно предложения и расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ (расставь цифры по порядку в каждый пустой квадратик). Подбери название рассказу. Запиши рассказ.

Слайд 17

У А И А Подбери картинки к схемам.

Слайд 18

Составь слово используя первый слог каждого слова. машина, малина, кубики, папа, лапа, ладонь, рубаха. (Мама купала Лару) Составь слово из - 1 слога слова машина 1 слога слова рисунок 3 слога слова малина (Марина) Переставь местами слоги в каждом слове и получи новые слова. - Банка (кабан), мышка (камыш), насос (сосна), лыко (колы), навес (весна), качай (чайка),

Слайд 19

Собери кубики. Составь из них имена детей. Прочитай записанные на листочках слоги. Составь из них слова.

Слайд 20

Прочитай слоги, записанные на шариках. Дополни их до слова.

Слайд 21

«Повесь» на елочку игрушки. Соедини линиями елочные игрушки и схемы слов.

Слайд 22

Составь новые сова: - добавляя один звук Рот- (крот), мех – (смех), утка – (шутка), коты – (кроты), лапа – (лампа); изменяя один звук Сом-сок-сук-суп-сух-сох-сыр-сын ; переставляя звуки Пила (липа), палка (лапка), кукла (кулак), волос (слово).

Слайд 23

Составь имя героя по первым буквам названий картинок.

Слайд 24

Агарамматизмы на письме проявляются : искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – « козленки »); изменении падежных окончаний («много деревов »); нарушении предложных конструкций (над столом – «на столом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); изменении числа существительных ( «дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»). Аграмматическая дисграфия

Слайд 25

Уточнение и обогащение словаря: Подобрать синонимы, антонимы; Подобрать глагол, прилагательное к существительному; Образовывать прилагательное от существительного; Образовывать глаголы с различными приставками. Словообразование и словоизменение, согласование различных частей речи в роде, числе и падеже: Добавить существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному; Вставить пропущенное слово или предлог в предложение; Найти общую часть в однокоренных словах; Вписать приставку, окончание; Изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание). Формирование структуры предложения: Составить графической схемы предложения; Изменить порядок слов в предложении; Изменить одно слово в предложении; Дополнить предложение; Увеличивать предложение по одному слову; Считать слова в предложении. Назвать 3, 2, 5 и т.д. слово в предложении; Сократить предложение по одному слову; Составить из слов предложение.

Слайд 26

замены графически сходных букв – состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов л – м. и – ш , ш – щ , ц – щ …; замены графически сходных букв – отличающиеся одним дополнительным элементом о – а, б – д , с – х , х – ж …; замены графически сходных букв – состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве в – д , т – ш ,; зеркальное написание букв с - е , э – е. Оптическая дисграфия дисграфия

Слайд 27

Назови предметы.

Слайд 32

Ы - Ь - Ъ - Б - В - З Т - Г - П - Н - И Ж - Х - К А - Д - Л - М т - п - р - г и - ш - ц - щ

Слайд 36

Прочитай текст, вставь в предложение подходящие по смыслу слова. Сегодня у нас был урок ……………. На берегу реки стоял мужчина, ……………… пейзаж, и смотрел вдаль. Я повесил свой ………… на стену около дивана. Мой брат Саша очень любит …………. Это была …………… на тему «Осень». Слова для справок: рисунок, рисовать, рисование, зарисовка, рисующий. Прочитайте словосочетания, выбери только те, которые допустимы в речи. МАСЛИТЬ МАСЛОМ ПЕТЬ ПЕСНИ ЯСНО ОБЪСНИТЬ СТАРЫЙ СТАРИК ЖАРИТЬ ЖАРКОЕ ВИТЬСЯ ВЬЮНОМ РАБОТАТЬ РАБОТУ ПИСАТЬ ПИСЬМО КРИКОМ КРИЧАТЬ ВАРИТЬ ВАРЕНЬЕ ГЛАЗЕТЬ ГЛАЗАМИ НАЧИНАТЬ СНАЧАЛА ДЕЛАТЬ ДЕЛО ТОЧИТЬ ТОЧИЛКОЙ УГОЩАТЬ ГОСТЯ ЗАКОНЧИТЬ ДО КОНЦА КОСИТЬ КОСОЙ ОТКУСИТЬ КУСОЧЕК

Слайд 37

Соедини линиями «поссорившиеся» корни. Составь сложные слова при помощи гласных О – Ё. ПАР- -ХОД ПОЛ- -ВАР САМ- -ТЁР ЛЁД- -ЛЁТ ПЫЛЬ- -СОС Прочитай предложения. Найди сложные слова. На реке начался ледоход. На пасеку приехал пчеловод. Маша чистит ковер пылесосом. Сталевар варит сталь. Во дворе работает снегоуборочная машина. По болоту едет вездеход. Пассажирский самолет набирает высоту. Высоко в горах прошел сильный снегопад.

Слайд 38

Подбери слово с противоположным значением. ПРИНЕСТИ - … ВПОЛЗТИ - … ВСКОЧИТЬ - … ПРИВЕЗТИ - … ВПУСТИТЬ - … ПРИВЯЗАТЬ - … Образец : часы на стене – настенные часы час перед рассветом - … переход под землей - … повязка на руке - … камни под водой - … шаг без шума - … совет без пользы - … Замени словосочетание словом с приставкой.

Слайд 39

Назови детенышей животных. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие.

Слайд 40

Послушайте описание профессий людей и отгадайте их.. Человек, который работает на радио или на телевидении (диктор) Он в школе самый главный (директор) Он проверяет и продает билеты в транспорте (кондуктор) Он читает лекции для студентов или ученых (лектор) Он работает в школе (учитель) Он пишет рассказы, сказки, повести, романы (писатель) Он спасает людей (спасатель) Он строит дома (строитель) Назови предметы посуды, в которых хранятся и подаются на стол эти продукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение ошибок письма у младших школьников с недоразвитием речи.

Материал, отраженный в данной  работы  позволяет  скоррегировать  специфические  ошибки  письма,  обусловленные  несформированностью  фонематическог...

Выявление характера взаимосвязи уровня развития познавательной деятельности и нарушений письма у младших школьников

Содержание статьи основывается на данных моей дипломной работы, рекомендована педагогам-психологам, учителям-логопедам общеобразовательных учебных заведений...

НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Р...

Нарушения письма у младших школьников

Дается понятие "дисграфия", рассматриваются виды дисграфии, ее проявления на письме у младших школьников....

Обмен опытом: "Коррекция нарушений письма у младших школьников с ЗПР" презентация

Обобщение опыта работы по теме: "Коррекция нарушений письма у младших школьников с ЗПР" Цель исследования:  изучить состояние письма у младших школьников и доказать эффективность проведенной кор...

Как правильно сформировать навык письма у младшего школьника?

Как правильно сформировать навык письмау младшего школьника?...

Формы дисграфии и специфические ошибки письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющими дисграфию, увеличивается. В статье описаны формы дисграфии и специфические ошибки письма у обучающихся начальных классов с тяже...