Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
статья по логопедии на тему

Усложнение дефектов речи

      Давно практикующие логопеды замечают, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности: 

1) дефицит внимания;

2) низкий уровень развития самоконтроля;

3) низкий уровень познавательной активности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_nsportal.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова С.А., учитель-логопед,

ГБОУ СОШ №143, Красногвардейского района,

Санкт-Петербурга

Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

(из опыта работы)

                                                           

                                                     

                                                                                                             

  Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов,телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

Усложнение дефектов речи

      Давно практикующие логопеды замечают, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности: 

1) дефицит внимания;

2) низкий уровень развития самоконтроля;

3) низкий уровень познавательной активности;

4) быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность;

5) особенности зрительно-пространственного восприятия;

6) низкий уровень мотивации к обучению.

Цель работы:

оказание помощи, направленной на преодоление нарушений устной  и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Задачи логопеда:

  • осуществлять диагностику речевого развития детей;
  • определять уровень сформированности компонентов речи детей;
  • наметить подгрупповые и индивидуальные планы коррекции и компенсации речевых дефектов с учётом их структуры и степени тяжести;
  • способствовать развитию детей для успешного освоения ими образовательной программы;
  • предупреждать нарушения устной и письменной речи;
  • взаимодействовать с ПМПк и ПМПК;
  • распространять логопедические знания среди педагогов и родителей. 

Итог логопедического воздействия:

формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

   В практической деятельности учителей-логопедов сложилась определённая система работы в этом направлении. Разработаны методические рекомендации по устранению фонематического недоразвития и лексико-грамматического нарушения, имеется достаточное количество практического материала по работе над связной речью, но информационные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении, хотя дают множество возможностей:

• доставлять обучающимся необходимый практический материал в доли

• активизировать  и сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания; секунды; 

• задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и  аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает воспитанникам лучше понять и усвоить материал;

• оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;  

• увеличить объем выполнения тренировочных упражнений;

• а так же при подготовке к занятиям компьютер дает возможность сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.

   Работа учителя – логопеда строится по четырём направлениям: организационному, диагностическому, коррекционно-развивающему ипросветительско-профилактическому. И в каждом из этих направлений можно использовать ИКТ.

   Для формирования мотивации  воспитанников к речевой деятельности на логопедических занятиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у ребёнка познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. 

Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, создаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятии и осуществляется по следующим направлениям:  

• развитие слухового внимания;

• активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения;

• коррекция просодической стороны речи;

•  развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа;

•  уточнение, обогащение и активизация словаря;

•  коррекция и развитие грамматического строя речи;

•  развитие связной речи.

   Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.

   Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.

   Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развити...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Презентация "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС."...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...

Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения

  Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам  не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...