Дифференциация А-Я
учебно-методический материал по логопедии на тему

Практический материал по теме "Дифференциация А-Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a-ya.odt58.05 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  А - Я

Название упражнения

Инструкция для ученика

Содержание задания

«Послушайте слова и назови первый звук»

Послушайте и назовите, какой первый гласный слышите с словах

Якорь, азбука, яблоко, алфавит, август, Антон, яма, ягоды, апрель, январь, ящерица,  акула, артист, яйцо, адрес, арбуз;

«Прочитайте и повторите слоги»

а) прочитайте слоги

б) прочитайте слоги, запишите слоги в две строчки: в первую с буквой а, во вторую с буквой я

а) Ма, на, са, кя, та, тя, фа, вя

Мя, ня, ся, ка, тя, фя, ва

б) ла, ля, ся, тя, па, пя, ря, ла, ба, бя, вя, да, дя, ва

«Послушайте слоги и запишите их»

Послушайте слоги, произнесите их парами. Запишите и выделите гласные в слогах

1) Ма-мя

па-пя

та-тя

са-ся

ла-ля

ра-ря

ва-вя

ка-кя

да-дя

ба-бя

2) та-тя-та

тя-та-тя

ма-мя-ма

мя-ма-мя

ба-бя-ба

ба-бя-бя

ся-ся-са

«Послушайте слова и определите их место»

«Послушайте слова и определите  место согласных А и Я »

- Каша, ясли, машина, якорь, мясо, каток, лампа, ящерица, банка, бык, ваза, рама, пять, малина,ноябрь,  буква, клятва, пламя, яблоко, зуб, армия,

- работа, ящик, яма, яблоко, урок, семья, газета, ноги, шапка, дыня, ягоды,

заявление, лодка, пила,  лапша, рука, октябрь, январь, десять, белка

«Сравните пары слов по звучанию»

Сравните пары слов по смыслу, по звучанию первого гласного и написанию согласного. Придумайте устно предложения с каждым словом

Мал-мял

рад-ряд

завал-завял

сад-сядь

тапки-тяпки

фляги-флаги

мать-мять

«Вставьте пропущенный слог в словах»

Закончи слово, добавив слог с буквой А или Я.

ВА-.., О-.., МА -.., КА-.., Я-.., НЯ - .., БА-.., БАС -.., МО-.., СО-БА-.., СЕ-МЕ-...

«Вставьте пропущенные буквы в словах»

а) Спишите слова, вставляя пропущенную букву А или Я.

б) Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы а или я

а) б...к, р...д, м...к, вр...ч. с...дь, м...ч, м...со, к...ша, д...дя, р...ды, гр...чи, шл...па, вр...ги.

МО..., ЗО..., МИЛ..., МИШ..., ЗМЕ..., РЫБ..., МОР..., ЗЕМЛ..., ТРАВ..., СТРАН..., СЕМ..., СЕМЕН..., ОСОК..., ГОР... .

б) У В...ли   з...в...ли  ром...шки.  

Ир...,  Ан..  и  Вал... игр...ли в  пр...тки.

 Ир...  водил..., а  Вал...  и  Ан... были  р...дом.

 Н...д...   и   Д...ш...   ед...т  л...пшу.

Кол...   р...д,  он  поп...л  в  первый  р...д.

«Запишите слова в три колонки»

прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой А в один столбик, с буквой Я — в другой столбик, с буквами А, Я — в третий

Наша Мая мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Зайке зимой не зябко. Из ваты одежду не вяжут.

Наряд для парада. Наша Таня время тянет.

«Прослушайте загадки»

Прочитай загадки, напиши отгадки

- Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые (яблоко)

- Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц,

Подскажи! (август)

- К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи (арбузы)

- Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться (яйцо)

- Всегда во рту,

а не проглотишь (язык)

- На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов — богатырей

Знает каждый грамотей (алфавит)

- Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы -

Все умелые пловцы (аквариум)

- Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но — ах! -

удрала, а хвост в руках. (ящерица)

«Составьте предложения из словосочетаний»

«Составьте предложения из словосочетаний»

Красное мясо;

шкаф из дерева;

овсяная каша;

мягкая груша;

душистая земляника;

долгая дорога;

весёлая история;

пустая банка;

пятый палец;

играть в прятки;

«Составьте предложения из слов»

«Составьте предложения из слов»

в сад, расти, вишня;

доктор, лечить, детей;
девочка, читать, книжка;
мальчик, открывать, дверь;

сидеть, синичка, на, ветка;
рисовать, карандаш, девочка;

груша, бабушка, внучка, давать;

Петя, купить, шар, красный, мам;

Витя, косить, трава, кролики, для;
Миша, дать, собака, большая, кость;

(Яковлева Н. Н.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х, 2005)

«Вставьте в предложения пропущенный предлог»

«Вставьте в предложения пропущенный предлог. Подчеркните гласные А и Я»

Сяду только … (в) свои сани.

Рая спряталась … (за) дерево.

Оля быстро вязала … (на) спицах.

… (Под) щёку лапу и в берлогу лягу.

Пойди … (в) сад, на скамейку сядь.

Ваня рад, что попал … (в) первый ряд.

На платьишке … (от) паштета пятнышко.

У бабушки … (в) чулане стояла старая прялка.

… (На) землю падали перезревшие ягоды малины.

… (На) Иване рубаха мокрая, они с отцом рубят дрова.

«Закончите предложение»

Прочитай предложения. Подбери подходящее по смыслу слово

- Наш котёнок ещё ….

- На окне цветочки … (мял, мал);

  • В день рождения Ваня …
  • Разложил подарки в … (рад, ряд);

  • В море шторм, девятый …
  • Без дождя цветочек … (вял, вал);

  • На дороге был снежный …
  • От мороза цветочек … (завял, завал);

  • Подарили Вале …
  • Не коли иголкой … (пальцы, пяльцы);

«Прослушайте рассказ, запишите»

Прослушайте рассказ, запишите

У утки утята. У кошки котята. У лисы лисята. У коровы телята. У лося лосята.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята — полезная трава. Нет  дождя. Трава завяла. На полу вялялась старая тряпка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш

Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен  практический материал по дифференциации С-Ш....

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

Дифференциация звуков "С-Ц"

Урок  дифференциации звуков "С-Ц"  в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...