Конспект индивидуального занятия по формированию произношения и развитию речевого слуха. Звуки [В-Ф]. Логическое ударение.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

А) Произношение

Тема:        Звуки [В-Ф]. Логическое  ударение.

 Цель:      Дифференциация звуков [В-Ф] в слогах, словах, фразах.                                                

                 Тренировка в умении соблюдать логическое ударение.

Оборудование: мультимедийная презентация, таблички с речевым материалом, картинки, ЗУА Соло-01, зеркало.

Б) Развитие слухового восприятия  (2 -е занятие)

Текст: «В  зимнюю стужу».

Цель:  Учить воспринимать текст и задания по тексту. Отработка произносительных навыков на речевом материале занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrs_i_fp_zvuki_v-f._logicheskoe_udarenie.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по формированию произношения и развитию речевого слуха

                                  ( 10 класс)

 Станислав П.

Диагноз: двусторонняя хроническая сенсоневральная глухота

АD-  4гр.                   Р.р. б/а – уш.рак.            l раб. с/а=0,2 м

АS - 4гр.                АD  аппарат                      l рез. c/а=0,3 м

А) Произношение

Тема:        Звуки [В-Ф]. Логическое  ударение.

 Цель:      Дифференциация звуков [В-Ф] в слогах, словах, фразах.                                                

                 Тренировка в умении соблюдать логическое ударение.

Оборудование: мультимедийная презентация, таблички с речевым материалом, картинки, ЗУА Соло-01, зеркало.

Б) Развитие слухового восприятия  (2 -е занятие)

Текст: «В  зимнюю стужу».

Цель:  Учить воспринимать текст и задания по тексту. Отработка произносительных навыков на речевом материале занятия.

                                                     

                                                   План

А) Произношение

  1.  Проверка аппаратуры.
  2.  Целевая установка.
  3.  Дифференциация звуков [В-Ф] в слогах, словах, фразах.

а)         уточнение приемов самоконтроля за звуками [В], [Ф];

б)         чтение слогов, слов, словосочетаний  со звуками [В-Ф];

в)         работа с деформированными предложениями.

4.        Работа над логическим ударением с использованием вопросов и картинок:

а) уточнение знаний о логическом ударении;

б)        чтение вопросов  и ответы на них учеником  с опорой на картинки;

в)  предъявление вопросов учителем за экраном;

г)  предъявление  слов  на слух (по одному);

д) предъявление  ряда слов на слух и выкладывание картинок к ним.

5. Оценивание

Б)  Развитие слухового восприятия

1. Работа с текстом.

а) целевая установка;

б)  предъявление  текста на слух, выкладывание и чтение учеником предложений из рассыпного текста;     

в) дополнение предложений на слух (с опорой на таблички);

д) беседа по тексту;

 е)  различение словосочетаний, слов по тексту на слух.

2.  Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-
обиходного характера на  голое ухо (пёстрый материал).

3. Итог занятия.

4. Оценивание.                                      

                                                    Ход занятия

А) Произношение

1.        Проверка аппаратуры

Предъявление фразы на слух.        

 [-Как твоя фамилия?]        

2.        Целевая установка

- Будешь говорить хорошо,  правильно все звуки, соблюдать ударение, слитность, плавность.

3.        Дифференциация звуков [В-Ф] в слогах, словах, фразах

а)        уточнение приёмов самоконтроля за звуками
- Скажи:  звуки  [в], [ф].

- Скажи звук [в]. Есть голос? (да)

- Скажи звук [ф]. Есть голос? (нет)                                         

- Чем отличаются эти звуки?  (При произнесении звука [в] есть голос, а при произнесении звука [ф]  голоса нет.)                                              

б)        чтение слогов, слов, словосочетаний  со звуками [В-Ф]

-        Прочитай слоги, слова, словосочетания.  Хорошо говори звуки [В-Ф], соблюдай словесное  ударение.        

ва-фа                                       ваза - фасоль

ва-фе                                           голова -  ферма    

аво-фли                           голова - туфли    

ви-фи                               вилка - финиш

ав-аф                                рукав

ев                                     лев

Правило: В конце слова вместо [в] говорим [ф].

- Читай на одном выдохе, слитно.

фарфоровая  ваза

новые  туфли

в) работа с деформированными предложениями

- Составь предложения.  Читай слитно, правильно говори все звуки.

  • сто граммов, взвесьте, конфет, пожалуйста

 (Взвесьте, пожалуйста, сто граммов конфет.)

  • во, футбол, вторник, у нас

 (Во вторник у нас футбол.)

4. Работа над логическим ударением с использованием вопросов и картинок

а) уточнение  знаний о логическом ударении

- Будешь читать вопросы и выделять голосом вопросительное слово.

- Послушай.

- КТО сегодня дежурный?

- Назови   вопросительное слово? (кто)

- Как его произносим?                (громче)

- Будешь отвечать на вопросы и выделять главное слово голосом.
- Послушай.

- ДИМА  сегодня дежурный.

- Назови  главное слово?  (Дима)

- Как его произносим?      (громче)

Главные по смыслу слова в предложении произносятся громче.

б) чтение вопросов и ответы на них учеником с опорой на картинки

Ученик самостоятельно прочитывает вопросы, выделяя голосом вопросительные слова, и выбирает соответствующую картинку. В ответах выделяет голосом главные слова. На картинках изображены: водитель, дворник, продавец, футболист, повар, врач.

- Читай, выделяй голосом главное слово и выбирай картинку.

КТО водит автомобиль?     (водитель)

КТО убирает двор?              (дворник)

КТО играет в футбол?         (футболист)

в) предъявление вопросов учителем за экраном

- [КТО варит обеды?]           (повар)

- [КТО лечит детей?]            (врач)

г) предъявление  слов на слух (по одному)

- Послушай, повтори. Говори хорошо  звуки [в-ф]. Соблюдай словесное ударение.

  • [дворник]
  • [футболист]
  • [врач]

д) предъявление  ряда слов на слух и выкладывание картинок к ним

- Послушай, выбери картинки.

  • [Футболист, врач, дворник.]

5. Оценивание

- Что ты делал?           (Я отвечал на вопросы, слушал, говорил все звуки хорошо.)

Б) Развитие слухового восприятия

1. Работа с текстом

   а) целевая установка

- Мы читали текст на прошлом уроке «В зимнюю стужу».

- Будешь слушать предложения, по порядку выкладывать таблички  и читать.

      б) предъявление  теста на слух, выкладывание и чтение учеником предложений   из рассыпного текста

 Учитель читает по предложению текст «В зимнюю стужу». Ученик находит предложение на табличке в рассыпном тексте и читает его.

1. [В зимнем тумане встаёт холодное солнце.]

2. [Спит заснеженный лес.]

3. [Кажется, всё замерло.]

4. [Хвойные деревья обвешаны крупными шишками.]

5. [Зимой не услышишь пения птиц.]

6. [Многие  птицы улетели на юг.]

7. [Вдруг пронеслась стая зимующих птиц.]

8. [Птички ухватились за шишки цепкими коготками.]

9. [Они стали вытаскивать  из-под чешуек вкусные семена.]

 

      в) дополнение предложений на слух (с опорой на таблички)

     - Слушай и дополняй.

- [Зимой не услышишь]  …                      (пения птиц)

- [Вдруг  пронеслась стая] …                   (зимующих птиц)

- Покажи зимующих птиц.                       (синица, снегирь, воробей, клёст)

Ученик выбирает картинки с зимующими птицами.

- [Птички ухватились за шишки]     …    (цепкими   коготками)

г) беседа по тексту

- Будешь слушать и отвечать на вопросы.

1) Что стали вытаскивать птицы  из-под чешуек?  (вкусные семена)

2) Чем питаются птицы зимой?                       (семенами, ягодами, …)

     3) Какой лес зимой?                                          (заснеженный)

4) Что висит на хвойных деревьях?               (шишки)

5) Куда улетели  перелётные птицы?              (на юг)

      д) различение словосочетаний, слов по тексту на слух

- Послушай. Повтори.

- Говори правильно.

 [хвойные деревья]

 [заснеженный лес]

 [стая]

2. Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-
обиходного характера (на голое ухо).

- Будешь слушать. 

1. [Назови части речи.]

2. [Напиши число 325.]

3. [Верно-неверно. Сейчас время года - осень.]

4. [Повтори.  Вещества состоят из молекул.]

3.Итог занятия

- Что ты делал сегодня на занятии?  (Я слушал, говорил, выполнял различные задания.)                              

4. Оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения в 4 классе II отделения

Данный конспект содержит материал по формированию произношения тема "автоматизация звука С в словах" и развитию слухового восприятия по теме  "Правильное питание". Рекомендован для логопедов и су...

методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 3 классе

Методическая разработка  индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 3 классе с ученицей имеющей IV степень нейросенсорной тугоухости....

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения

А) ПроизношениеТема: Звук [С]. Словесное ударение.Цель: Автоматизация звука [С] в начальной позиции в слогах,             словах, словосочет...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 класс Тема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Формирование речевого слуха. Тема "Живая и неживая природа"

Индивидуальное  занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи  2 классТема:  Произносительная сторона речи.  Звук  [С] .  Фор...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи со слабослышащими учащимися второго класса.

Материал может использоваться в работе с детьми с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи.Тема «Варенье — сок — повидло — компот». Дифференциация звуков Л и ЛЬ....

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи во 2 классе.

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи по теме «Кто где живет?» Текст: «Ёж»Работа над речевым дыханием. Автоматизация звука...