Главные вкладки

    Открытый урок на тему "Постановка звука Ч"
    план-конспект урока по логопедии на тему

    Акулова Светлана Александровна

    Открытый урок на тему "Постановка звука Ч"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_postanovka_ch.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ школа № 158 города Москвы

    Структурное Подразделение

    школа – интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

    НА ТЕМУ

    « ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч] »

    Учитель – логопед начальных классов

                                                            Акулова Светлана Александровна

                                                                    

    Москва 2017 г.


    ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

    1. Закреплять навыки правильной артикуляции и употребления звука «Ч» в прямых слогах, в словах.

    2. Развивать фонематический слух: учить ребенка различать и правильно произносить  звук «Ч» в словах.

    3. Развивать внимание ребенка и кратковременную память с помощью чистоговорок и стихотворений. Выучить новые слова со звуком «Ч» и их значения.

    ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

    СЛОГИ:

    ЧА-ча-ча

    Ача-ача-ача

    Чи-чи-чи

    Ачи-ачи-ачи

    Че-че-че

    Аче-аче-аче

    Чо-чо-чо

    Ачо-ачо-ачо

    Чу-чу-чу

    Ачу-ачу-ачу

    СЛОВА СО ЗВУКОМ «Ч» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ:

    Образец: Ча-ча: дача (голосом выделяем слог «ЧА»).

    Чай, чайник, кочан, куча, удача, добыча, задача, передача, мочалка, чайка, чашка, кричал, каланча.

    Образец: Чу-чу: чудак (голосом выделяем слог «ЧУ»).

    Чурбан (большое толстое полено), плачу, мальчуган, кричу, молчу, чудо, чуб, хочу, заплачу, дочурка.

    Образец: Чи-чи: чисто (голосом выделяем слог «ЧИ»).

    Зайчик, мальчик, пальчик, огурчик, мячик, чижик, учил, мячи, чисто, лечил, рычит, волчица, горчица, могучий, горячий, колючий, выучил, вылечил, летчик, голубчик

    (Заметил, есть такой конец у слов – «чик», значит предмет маленький. Например: палец – пальчик, мяч – мячик, огурец - огурчик).

    Образец: Че-че: Чей?  (голосом выделяем слог «ЧЕ»).

    Качели, лечение, вечерний, зачем, печенье, четыре, чемодан, черемуха, черешня, течение, чепуха, черепаха, чешки, человек.

    Образец: Чо-чо: бычок (голосом выделяем слог «Чо»).

    Бочок, плечо, значок, кулачок, зайчонок, волчонок, галчонок, учёба, чёрный, бичёвка, печёный, печёнка, пчёлка, копчёный.

    ЧИСТОГОВОРКА

    Чо-чо-чо  чо-чо-чо

    У меня болит плечо.

    Чу-чу-чу  чу-чу-чу

    Раз болит – иди к врачу.

    Чу-чу-чу  чу-чу-чу

    Нет, к врачу я не хочу.

    Ча-ча-ча  ча-ча-ча

    Буду плакать у врача.

    Чи-чи-чи  чи-чи-чи

    Помогают нам врачи.

    СТИХОТВОРЕНИЕ

    ЧЕЧЁТКА

    Танечка чётко

    Отбивает чечётку.

    Ни у кого чечётка

    Не звучит так чётко.


    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Логопед приносит на занятие игрушку Чебурашку:

    - К нам сегодня на занятие пришёл маленький зверёк с большими ушами.    Давай вспомним, как его зовут?

    Ребёнок отвечает.

    - Правильно, чебурашка! Он пришёл к нам не случайно. В его имени есть звук, который мы с тобой учимся произносить. Чебурашка очень хочет, чтобы ты правильно называл этот звук. Какой это звук?

    Ребёнок отвечает.

     -Давай быстренько вспомним, что у нас делают губки, язычок, когда мы произносим звук «Ч»: губки слегка выдвинуты вперед, язычок наверху за верхними зубами.

    Артикуляция звука «Ч».

    В первый момент кончик языка производит смычку с корнями верхних резцов, во второй – кончик языка после взрыва отходит назад к альвеолам; весь язык напряжён, приближен к нёбу; губы слегка выдвинуты вперёд; нёбная занавеска приподнята; голосовые связки разомкнуты.

    Ребёнок произносит звук «Ч».

    -Правильно, с этого звука начинается имя у нашего друга – Чебурашки.

    - А теперь слоговая разминка:

    Ча-ча-ча

    Ача-ача-ча

    Чи-чи-чи

    Ачи-ачи-ачи

    Чо-чо-чо

    Ачо-ачо-ачо

    Чу-чу-чу

    Ачу-ачу-ачу

    Че-че-че

    Аче-аче-аче

    -Смотри как хорошо у нас тобой уже получается. И Чебурашка доволен. А теперь давай называть слова, выделяя звук «Ч».

    Как ты думаешь, где этот звук живёт: в начале, середине или конце слова?

    - Повторяй за мной:

    Ча-ча: дача

    Ча-ча: куча

    Ча-ча: удача

    Ча-ча: добыча

    Ча-ча: задача

    Ча-ча: передача

    Ча-ча: каланча;   каланча – это такая высокая башня.

    Ча-ча: калач

    Чу-чу: чудак

    Чу-чу: чурбан; чурбан - это такое большое полено, толстое.

    Чу-чу: плачу

    Чу-чу: мальчуган

    Чи-чи: зайчик

    Чи-чи: мальчик

    Чи-чи: пальчик

    -Ты заметил, есть такой конец у слов – «чик», значит предмет маленький. Например:

      палец – пальчик, мяч – мячик, огурец – огурчик.

    Чи-чи: могучий;  как ты думаешь, это сильный или слабый?

    Чи-чи: горячий

    Чи-чи: колючий

    Чи-чи: выучил

    Чи-чи: вылечил

    Чи-чи: лётчик

    Чи-чи: голубчик

    -Теперь поиграем вот в такую игру:

     я буду называть тебе разные слова, а ты внимательно слушай. Если в слове есть звук «Ч» – то ты вслед за мной повторяешь его, если нет – молчишь.

    Чижик, кочан, зонтик, лётчик, чешуя, кожура, работа, врач, время,  веселье, качели, дождь, дочка, ложка, голубой, колючий, воробей, чайка, колесо, снежинка, часы, паровоз, машина, каланча, человек, время, строчка, Снегурочка, сынок, вишня, черешня, красит, плачет;

     (После каждого слова разбирается правильная ситуация).

    -Устал? Ты – молодец!

    Теперь мы с тобой выучим новую чистоговорку.

    Я буду произносить одну строчку, а ты за мной повторяй. Какой звук мы будем с тобой голосом выделять? Правильно, звук «Ч»:

    Чо-чо-чо  чо-чо-чо

    У меня болит плечо.

    Чу-чу-чу  чу-чу-чу

    Раз болит – иди к врачу.

    Чу-чу-чу  чу-чу-чу

    Нет, к врачу я не хочу.

    Ча-ча-ча  ча-ча-ча

    Буду плакать у врача.

    Чи-чи-чи  чи-чи-чи

    Помогают нам врачи.

    - Запомнил? Теперь давай потренируем память. Я называю первую строчку – а ты называешь вторую. (Повторяем второй раз чистоговорку:  логопед называет строчку со слогами – ребёнок называет вторую строчку).

    - Молодец! А что это у нас делает Чебурашка? Смотри, да он зевает, спать хочет. Наверно мы все таки тихо говорим, как ты думаешь? Давай бодро, громко, чётко расскажем наше любимое стихотворение про Танечку. Как называется стихотворение?

    Правильно -  «Чечётка». Пусть Чебурашка послушает это стихотворение.

     (логопед подсказывает, если ребёнок затрудняется):

    Танечка чётко

    Отбивает чечётку.

    Ни у кого чечётка

    Не звучит так чётко.

    -Мы с тобой сегодня на занятии узнали новые слова со звуком Ч:

    Чурбан. Что это?

    Правильно, большое толстое полено.

    Могучий – Это какой человек? Правильно, большой, сильный. Помнишь стихотворение про большого сильного человека, который всех спасал, ребятишки его очень любили. Как звали этого великана? Правильно, дядя Стёпа.

    Каланча – Что это? Правильно, это такая высокая башня. Как ты думаешь, почему дядю Стёпу дразнили каланчой?

    Кочан – Что это? Так говорят про капусту. Например: «Мама принесла из магазина кочан капусты».

    ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

    - Молодец! Ты сегодня справился с заданием! Я вижу, ты очень старался! Читал всё громко, чётко. Научился правильно произносить звук «Ч», выделять его в словах. Теперь Чебурашке пора идти к другим детям, которые еще не научились так хорошо говорить звук «Ч». Давай скажем ему «До свидания, Чебурашка!»  

    - Выбирай теперь наклейки себе  в домашнюю тетрадь.

    ( Ребёнок выбирает наклейки и логопед наклеивает их в тетрадь).

    ДОМАШНЕ ЗАДАНИЕ:

    Выучить новые слова со звуком Ч и их значения,  учить  чистоговорку,  выучить наизусть стихотворение «Чечётка».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»

    Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»....

    Фрагмент урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Звук "ч", буква Ч"

    На уроке проводилась работа в группах на этапе актуализации знаний....

    Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

    Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

    Урок по обучению грамоте на тему: «Звук [ч`], буквы Ч, ч»

    КОНСПЕКТ  УРОКА  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕПО  ТЕМЕ: «Звук [ч`], буквы Ч, ч»Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с мягким  согласным  звуком  ч, буквами Ч,ч.Планир...

    Открытый урок на тему: "Звук й и буква Й" 4 класс УМК "Перспектива"

    Открытый урок на тему: Звук й и буква Й". 4 класс УМК "Перспектива"....

    Открытый урок на тему Звук и буква ж

    Открытый урок и презентация...