Открытый урок "В мире звуков"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Лукашова Елена Николаевна

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «В мире звука» (УМК «Планета знаний») 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока окружающего мира по теме «В мире звука» (УМК «Планета знаний»)

 2 «а» класс

Учитель: Лукашова Е.Н.

Дата проведения: 16 февраля 2016 г.

Цель: знакомство с причиной возникновения звука.
Задачи:
1. Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находить источники звуков; воспроизводить некоторые звуки.
2.Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь.
3.Воспитывать интерес к предмету; чувство прекрасного; формировать экологическое воспитание.
Техническое оснащение: учебники, линейки, пластмассовый стакан, резинка, ложки, карандаш, банка, монеты, компьютер, экран. карточки с заданиями, аудиозаписи различных звуков.

Предметные результаты:

1. Познакомить учащихся с причиной возникновения звука.

2.  Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находить источники звуков; воспроизводить некоторые звуки.

3. Развитие умения работать с энциклопедией, учебником

Личностные результаты:

1.Формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Уметь осознавать трудности и стремиться   к их преодолению

3. Развивать  умение выказывать своѐ отношение к проделанной работе.

4. Оценивать правильность выполнения своих действий в соответствии с определѐнной ситуацией.

Познавательные УУД:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

4.  Уметь  находить ответ на вопрос

Регулятивные УУД:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своѐ предположение на основе работы с иллюстрациями  учебника

3.Выполнять самопроверку и самооценку

4.Выполнять учебное задание,  используя эталон

Коммуникативные УУД:

1. Планировать  учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками

1. Развивать  умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

3. Уметь  работать в паре, группе.

Технологическая карта

урока окружающего мира по теме «В мире звука» (УМК «Планета знаний»)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

- Дети! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Дети, покажите ваше настроение.

-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

-Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

СЛАЙД 1 (вступление)

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Определяют своё настроение с помощью карточек.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:  самоопределение.

2.Проверка д/з

- Сегодня мы продолжаем знакомство с разделом «Природа вокруг нас». Давайте вспомним, то, что мы уже хорошо знаем. 
На прошлом уроке мы с вами узнали, почему предметы бывают разного цвета. Почему же?

- Мы видим предметы только тогда, когда они отражают падающий на них свет. В темноте человек почти ничего не видит. Предметы бывают разного цвета потому, что они отражают свет определенного цвета. Например, зеленый мяч отражает только свет зеленого цвета. Свет других цветов зеленый мяч поглощает.

Сколько основных цветов вы знаете?

 (3: желтый, красный, синий) 

СЛАЙД 2 (радуга)

Что такое радуга? Какое стихотворение помогает нам запомнить спектр цветов в радуге и называть их в правильном порядке?

Как однажды Жан звонарь головою сшиб фонарь.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Цвет может оказывать лечебное действие на организм человека. Кто знает, как называется лечение человека цветом?

- Цветотерапия.

Какие цвета оказывают самое благотворное влияние на человека?

- Зеленый и желтый.

Отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: 

извлечение необходимой информации из изученного материала;  построение логической цепи рассуждений, доказательство,

установление причинно – следственных связей. 

3.Актуализация  

знаний.

Создать условия для актуализации знаний, необходимых  для открытия «новых знаний»  по  данному материалу.  Подвести

детей  к  теме  урока. Создать  проблемную ситуацию.

Итак, мы продолжаем знакомство с разделом «Природа вокруг нас».

СЛАЙД 3 (звуки природы)

Звучит аудиозапись звуков природы.

-Какие звуки вы услышали?

-Человек живет в мире звуков.

-Как вы думаете, что такое звук?

-Да, дети, звук — это то, что слышит ухо.

-Какие звуки вы слышали?

-Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы,  шелест листьев, гудок автомобиля, в школе мы слышим звонок, который зовёт нас на урок…. Мир наполнен разнообразными звуками.  

– Представьте, что вы исследователи.
– Какой вопрос бы вас интересовал больше всего?

СЛАЙД 4 (стихотворение)
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос:
«Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьёз!


Звук для человека является источником информации.  

 Найдите определение звука в энциклопедии.

+ Звук – волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твёрдых телах, воспринимаемые органом слуха человека и животных.

Прослушивают аудиозапись.

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему урока.

Находят значение слова звук в энциклопедии

Определяют задачи урока, определяют планируемые результаты.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Умение пользоваться справочной литературой.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

4.Постановка  учебной

задачи.

Сообщить  тему  урока,  создать условия для проблемной ситуации.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Итак, тема нашего урока: СЛАЙД 5 (тема)

« В мире звука».

На доске вывешивается тема урока.

Поэтому давайте обозначим,  что мы можем узнать о звуке.

  1. Как рождается звук?
  2. Почему мы слышим звуки?
  3. Какие звуки бывают?

На доске вывешиваются вопросы урока.

СЛАЙД 6 (цель)

А из этих вопросов следует цель нашего урока: познакомиться с причиной возникновения звука,

а также задачи урока:

  1. Учиться выявлять проблему и строить гипотезу.
  2. Учиться работать в парах и группах.
  3. Учиться проводить исследования и опыты, делать выводы.

– Представьте, что вы исследователи.
– Какой вопрос бы вас интересовал больше всего?

- В руках у меня обычная гитара, когда человек играет на гитаре, то издается звук.

- Что является в данном случае источником звука?

-Совершенно верно, колеблющая струна.

СЛАЙД 7 (гитара)

- А когда человек разговаривает, что у него в горле колеблются? (Как вы считаете?)

СЛАЙД 8, 9 (человек)

-Как вы думаете, в результате чего возникает звук?

-Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов.

-Что происходит дальше?

-Воздух передает колебания органам слуха.

-А что относится к органам слуха?

СЛАЙД 10 (гипотеза) На доску вывешивается гипотеза.

-Данные предположения мы должны доказать при помощи опытов.

-  Нам предстоит  исследовать звук. 

Что делают исследователи?

+ Наблюдают, изучают, проводят опыты, обобщают.

Определяют тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы. Определяют задачи урока, определяют планируемые результаты.

 

Выдвигают предположения, проблемный вопрос.

Строят гипотезу.

Регулятивные УУД: Целеполагание. Постановка учебной задачи. Умение высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: формирование познавательной цели.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

5. Изучение новых знаний и способов деятельности. Решение учебной задачи.

-Сейчас вы будете работать в  группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

– Откройте учебник, стр. 22

 Работа в группах.
I группа – опыт № 1.
II группа – опыт № 2.
III группа – опыт № 3.
IV группа – опыт № 4.

- Прочитайте свои опыты и выберите те предметы, которые вам нужны для вашего исследования.

 -Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе.

 Опыт № 1. 

-Что является источником
звука?
– Что привела она в движение?
– Как мы услышали этот звук?
- Проделайте этот опыт с деревянной линейкой.
– Одинаково ли звучат звуки?

-Какой вывод можно сделать?

 -Давайте оценим работу.

 Опыт № 2.

 

 

 – Назовите источник звука?
– Что она привела в движение?  А еще что?
– Как мы услышали этот звук?
– Когда звук был слышен сильнее?

Какой можно сделать вывод?

- Давайте оценим работу.

 Опыт № 3.

 

 

 

– Что является источником звука?
– Какой звук слышали сразу?
– Что передает колебания от ложки?
– Каким стал звук?

– Когда звук  был сильнее?

-Подумайте, какой можно сделать вывод?

Источниками звука были колеблющаяся линейка, резинка и ложка. Почему вы услышали звуки от колеблющихся предметов? Прочитайте об этом в учебнике на с. 22 втором  абзаце.

Побуждение учащихся к самостоятельной работе с текстом учебника.

Колеблющееся тело – звуковая волна  - ухо
Колеблющееся тело создает колебания (звуковые волны). Звуковые волны по воздуху достигают нашего уха. Наше ухо — очень непростой инструмент. В нем есть тонкая-тонкая туго натянутая кожица – «барабанная перепонка». Малейший толчок воздуха вызывает колебание этой перепонки – и оно воспринимается нами как звук.

-Источниками звука могут быть  не только колеблющиеся тела, но и физические явления, например, завывание ветра, гроза.

 - Мы выяснили, что звук распространяется через воздух. А может ли он распространяться через жидкие и твёрдые тела?

Организует наблюдение учащихся.

Опыт 4.

Приложив ухо к стенке банки,  мы ……звук упавшей в воду монеты. Чем тяжелее монета, тем……….звук. Звуки распространяются в воде.

Какой можно сделать вывод?

Опыт 5.

– Что является источником звука?
– Какой звук слышали сначала?
– Какой звук слышали, когда приложили ухо к стене?

- Подумайте, какой можно сделать вывод?

С помощью опытов, наблюдений вы узнали, как рождается звук.

Проводят наблюдения, фиксируют результаты.

 

Дети читают вслух:

1.Будь вежлив с товарищем в группе                      

 2.Умей выслушать мнение каждого.                  

3.Доказывай своё мнение.  

4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски.

5. Внимательно выслушай мнение в других группах.  

Работа с учебником

Проводят эксперименты и фиксируют результаты деятельности.  Формулируют вывод.

 Обсуждение в группах, демонстрация опытов, выводы, оценивание.


Опыт № 1.

  1. Положили линейку на край стола.
  2. Крепко прижали ее рукой.
  3. Слегка ударили по ней.
  4. Услышали звук.

Колеблющаяся линейка.

Воздух.                            

Воздух передал колебания уху.

                                                   

Нет.

Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.

Опыт № 2.

  1. Надели резиновое кольцо на стакан.
  2. Пробренчали натянутой резинкой.
  3. Приложили стакан дном к уху.
  4. Снова побренчали.                                    

Колеблющаяся резинка.

Воздух. Стенки стакана.        

 Воздух передает колебания к уху.
Когда стакан приложили дном к уху.

Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.

Опыт № 3.

  1. Взяли металлическую ложку.
  2. Стукнули по ней карандашом.
  3. Прислушались к звуку.
  4. Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались.
  5. Поднесли нитку с ложкой к уху.
  6. Стукнули по ложке карандашом.

                                                         Ложка.

Негромкий.

Нитка.                      

Мелодичным, сильным, похожим на колокольчик.
Когда поднесли ближе к уху.

Когда ложка  находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким. Колебания от ложки передаются нитке, которая колеблется быстрее, поэтому звук меняется. Чем дальше от нас источник звука, тем слабее мы его слышим. Вот  почему, когда мы подносим ложку к уху, она громче звучит.

Опыт № 4.

  1. Взяли банку с водой.
  2. Бросали в воду монеты.
  3. Прикладывали ухо к стенке банки и продолжали бросать в неё монеты.
  4. Записали, что услышали.

Звуки распространяются через жидкие тела.     

Опыт 5.

1.Перестукивались через стенку.   2. Прикладывали ухо к стене и слушали.

Стена.

Тихий

Громкий

Звуки распространяются через твёрдые тела.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: общеучебные  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Динамическая пауза

Организует физкультминутку.

 СЛАЙД 10 (предметы)

Задание по группам: озвучить и изобразить предметы, не произнося при этом ни слова.

Выполняют физкультминутку и имитируют звуки.

-Всё ли мы узнали о звуке? Что надо ещё узнать?

-.Теперь давайте выясним, какие звуки бывают. Предлагаю вам посмотреть мультфильм. Он поможет ответить на наш второй вопрос.

Организация деятельности учащихся с видеоматериалом. Озвучивает целевые установки просмотра.

Просмотр мультфильма. «Фикси – советы. Опыты со звуком».

- Какие бывают звуки по высоте? (Высокие и низкие)

-От чего зависит высота звука?

При изучении физики вы узнаете, что высота звука зависит от  частоты колебаний предмета. А раздел, изучающий звуки, их свойства и звуковые явления, называется акустикой.

- Сравните,  как звучат колокольчики. (Чем меньше колокольчики, тем нежнее, звонче и мелодичнее звук)

-А какие по силе могут быть звуки? (громкие  - тихие)

.

Просмотр мультфильма.

Отвечают на вопросы после просмотра.

6.Первичное закрепление.

 Вопрос на закрепление по учебнику на стр.24, №1. Приведите примеры источников звука.

Игра «Угадай  и опиши звук». 

СЛАЙД 13 (угадай звук)

Звучит аудиозапись звуков (арфа, вертолет, ветер, дельфин, пила, пчелы, сердце).

- Какие это звуки?
- Они относятся к живой или неживой природе?
Работа с карточками.

СЛАЙД 14 (карточка)


Теперь вы поработаете с карточками, которые лежат у вас на столах. Ваша задача поставить стрелки от названий групп звуков к соответствующим примерам звуков окружающего мира.

Взаимопроверка СЛАЙД 14 (карточка)

Угадывают звуки.

Заполняют таблицу «Паспорт звуков» (высокие  - низкие, тихие – громкие)

Работа с карточками. Учащиеся проверяют выполненное задание по образцу. Взаимопроверка.

Познавательные УУД: общеучебные умения:

 умение осознанно  и  произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

6.Домашнее задание

СЛАЙД 15 (дом.задание)

Вам дома надо продолжить наблюдение над звуками. Заполняйте в ходе наблюдения нашу таблицу, в которой укажите время, место, когда услышите звук. Звуки можно слушать и дома, и на улице. Также я предлагаю вам выполнить еще один интересный опыт по созданию веревочного телефона и сделать вывод. Рабочая тетрадь, стр. 12, №18, 19. (дать инструкцию по выполнению)

Получают инструкцию по выполнению домашнего задания.Учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий.

Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.

Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор

7.Рефлексия.

– Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились?

-А как мы это доказали.

Мы сможем теперь ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

  1. Как рождается звук? (в результате колебания воздуха)
  2. Почему мы слышим звуки? (колеблющиеся предметы толкают воздух. Воздух передает колебания органам слуха)
  3. Какие звуки бывают?

Получились ли из нас исследователи? Почему? Кому что больше понравилось делать? Оцените свою работу с помощью шкалы.

1.Я активно работал на уроке.

2.Я понял, что такое звук.

3. Я могу объяснить другим, что такое звук. – Оцените себя, посигнальте, какое у вас настроение в конце урока.
- Кого можете поблагодарить за урок?

СЛАЙД 16  (спасибо)
- Спасибо Вам, ребята, за урок!!!

 

Ответы детей.

Оценивание своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:  умение  с достаточной  полнотой и точностью высказывать и аргументировать свое мнение.

Регулятивные УУД:  контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Самооценка.

Паспорт звука

Источник звука

Сила звука

(громкий, тихий)

Высота

(высокий, низкий)

Тембр

(особенность)

1

гитара

тихий

низкий

мягкий

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Карточка с заданием

Поставьте стрелки от названий групп звуков к соответствующим примерам звуков окружающего мира.

Опыт 4

Инструкция

  1. Возьмите банку с водой.
  2. Бросайте в воду монеты, начиная с самой маленькой.
  3. Приложите ухо к стенке банки и продолжайте бросать в нее по одной монеты.
  4.  Запишите, что услышали на листочке с инструкцией и в паспорте звуков.

Приложив ухо к банке, мы _______________звук  упавшей в воду монеты.

Чем тяжелее монета, тем _____________звук.

Вывод: звуки распространяются через жидкие тела.

Опыт 5

Инструкция

  1. Встаньте по разную сторону доски.
  2. Постучите по очереди по доске, прислушайтесь.
  3. Приложите ухо к доске и еще раз постучите по очереди по ней и прислушайтесь.
  4. Изменился ли звук? Сделайте вывод.

Вывод: звуки _________________ через твердые тела.

Лист самооценки

Фамилия, имя  класс

Предмет

Тема урока

Зеленый    0

Желтый    0

Красный  0

  1. Определение темы и цели урока.

  1. Распределение обязанностей в группе.

  1. Выполнение обязанностей в группе.

  1. Все ли было понятно?

  1. Понравился ли урок?

  1. Как ты оцениваешь свою работу на уроке?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

СВЕТ И ЦВЕТ

Слайд 4

Мир звуков так многообразен. Богат, красив, разнообразен. Но всех нас мучает вопрос: Откуда звуки возникают, Что слух наш всюду услаждают? Пора задуматься всерьёз!

Слайд 5

Презентация по окружающему миру УМК «Планета знаний» 2 «а» класс «В мире звука» Учитель: Лукашова Елена Николаевна НОУ СОШ «Светлые Горы» 2016 г.

Слайд 6

Мир наполнен разнообразными звуками. Тиканье часов, пенье птиц, шум ветра, шелест листьев, гудок автомобиля… Откуда берутся звуки?

Слайд 7

Когда человек играет на гитаре, источником звука является колеблющаяся струна.

Слайд 8

Когда говорит человек, у него в горле колеблются голосовые связки.

Слайд 9

Внимание! Запомни: громко кричать опасно. Ты можешь повредить свои голосовые связки.

Слайд 10

ГИПОТЕЗА Звук возникает в результате колебаний предметов. Колеблющиеся предметы толкают воздух. Воздух передаёт колебания органам слуха.

Слайд 11

Опыты Работа с учебником стр. 22 - 23

Слайд 12

Минутка отдыха

Слайд 13

Угадай звук

Слайд 14

Поставьте стрелки от названий групп звуков к соответствующим примерам звуков окружающего мира. пение вокалиста стрекотание кузнечиков звук работающего крана вой вьюги журчание ручья звучание флейты пение соловья с крип дверей Звуки живой природы Звуки природных явлений Механические звуки Музыкальные звуки

Слайд 15

Домашнее задание 1. Продолжить наблюдения за звуками. 2. Провести опыт «Веревочный телефон» и сделать вывод. 3. Рабочая тетрадь. Стр.12, № 18,19.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА УРО-О-О-О-ОК !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урокв 1 классе по Обучению грамоте

Знакомство с буквой и звуком Г...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Урок-открытие новых знаний "Звуки [з], [з,]. Буква Зз."

Урок открытия новых знаний по обучению грамоте в период адаптации обучающихся 1-го класса с приложением демонстрационного и раздаточного материала. ...

Технологическая карта по окружающему миру "В мире звука"

Конспект урока и презентация по окружающему миру 2 класс по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний"...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...