"Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик".
статья по логопедии на тему

В данном материале говорится об использовании учителем-логопедом коррекционной школы  в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями.                                                                                      Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.                               В последнее десятилетие наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

  • усложнение научно – технического прогресса;
  • усложнение дефектов речи.

Соответственно значимость логопеда в учебной деятельности становится все больше, при этом роль его качественно меняется.

Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности, прежде всего снижением уровня развития и структурой речевого дефекта.

Нарушения речи детей с отклонениями в развитии с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно-логопедической работы превышает время работы с их нормально развивающимися сверстниками. У них дольше формируются те или иные речевые навыки и стереотипы. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля за речью. Это в значительной степени отличает работу логопеда в и ставит перед ним задачу поиска новых методических приемов и технологий работы.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях применяю :

Информационно-коммуникативные технологии, целью которых является повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы. Данные технологии направлены на коммуникативные и  социально-личностные компетенции. Они позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.

     Игровые технологии нацелены на более успешную  социализацию, формирование социально-активной личности, самореализацию, игровую терапию и психологическую  коррекцию. Они направлены на коммуникативные, социально-личностные, ценностно-смысловые  компетенции. Стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.

На логопедических занятиях используется  методика всестороннего коррекционного воздействия на каждого ребенка с включением элементов специальных компьютерных программ во все типы занятий. Использование презентаций - офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия.                                                                                                                                     Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.                                                                                                                 При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.                                                                     На индивидуальных и подгрупповых занятиях  в своей логопедической практике я использую компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Преимущества компьютера как инструмента специального обучения школьников состоят в том, что с его помощью становится возможным:

мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;

моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирования одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;

моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.);

вводить дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;

расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.

Применяю  активные методы рефлексии.                                                                             На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется  рефлексия настроения и эмоционального состояния.                                  Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.                                     Для достижения эффективности работоспособности учащихся, необходимо продумать, что будут делать логопаты в ходе каждого приема и метода.        Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Системно-деятельностный подход- методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданс...

«Использование ИКТ на уроках в современном образовательном процессе»

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифров...

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик....

Аналитическая справка. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий.

Данная спавка поможет учителю описать технологии в портфолио в период аттестации...

Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе

Информационно – коммуникативные технологии становятся сегодня базой для построения структуры новой образовательной среды. Они имеют огромные возможности для изменения процесса обучения, так как ...