Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения.
статья по логопедии на тему
Представлены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации детей-логопатов, рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения
В Федеральном государственном образовательном стандарте определены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов, рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.
В содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования включена программа коррекционно-развивающей работы.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных Универсальных Учебных Действий).
Особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Всё большее количество современных детей попадают в категорию группы риска: часто болеющие дети (соматически ослабленные), педагогически запущенные, без предшкольной подготовки, с нерезко выраженными отклонениями в развитии, дети из неблагополучных семей и др.
Компонентами логопедического сопровождения являются:
∙ профилактика речевых нарушений;
∙ логопедическая диагностика;
∙ коррекция речевых дефектов;
∙ формирование всех сторон (компонентов) речи;
∙ развитие невербальных психических функций;
∙ развитие эмоционально – волевой сферы;
∙ формирование нравственных установок ребёнка.
Целью логопедического сопровождения в рамках требований и показателей новых стандартов является коррекция и развитие устной и письменной речи.
В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Проведение логопедической диагностики:
- своевременно выявить речевые нарушения;
- предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными
речевыми нарушениями;
По результатам обследования устной речи первоклассников было выявлено 24 учащихся с нарушениями речи, что составляет 35% от общего количества учащихся 1-х классов и 47% от общего числа учащихся, посещающих логопедический пункт.
2. Скоррегировать и развивать фонетико-фонематическую сторону речи детей-логопатов:
- исправить дефектное звукопроизношение; (имеют 96%)
- сформировать звукослоговую структуру слова; (21% учащихся)
- развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез 75%)
3. Сформировать лексический компонент речи:
- уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы;
- сформировать семантическую структуру слов;
- закрепить навыки словообразования;
- закрепить учебную лингвистическую терминологию;
- избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.
4. Сформировать грамматическую сторону речи учащихся:
Помогает анализ письменных работ детей (обычно во время каникул), в ходе которого обращается внимание учителя на специфические ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.
- устранить имеющиеся аграмматизмы;
- закрепить категориальное значение различных частей речи;
- уточнить грамматическое значение слов;
- сформировать грамматические и морфологические обобщения;
- развить морфемный и морфологический анализ.
5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:
- сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;
- расширить фразу до необходимого объёма;
- развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.
6. Профилактика и коррекция дислексии.
Навыки чтения сформированы у 50% первоклассников, зачисленных в логопедический пункт Лукояновской СШ №1, при этом преобладает побуквенное и слоговое чтение.
7. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:
Взаимосвязь и преемственность логопедических и психологических занятий позволяет нам повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения учащихся нашей школы.
Коррекционные занятия и педагога-психолога, и логопеда являются частью учебно-воспитательного процесса, во время которого у детей происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция нарушений устной и письменной речи.
И педагог – психолог, и учитель - логопед в своей работе решаем разные задачи, но пути и способы достижения у нас общие.
- мышление - репродуктивное, творческое, лингвистическое (способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации на основе различных лингвистических критериев);
-свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение);
- зрительную и речеслуховую память;
- временные и пространственные представления;
- мелкую моторику;
- сенсомоторные взаимодействия;
Для достижения более эффективных результатов своей работы нам необходима тесная связь с учителем начальных классов. И у меня, и у учителя общая цель – дать качественное образование школьникам. Для достижения этой цели учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Моя задача – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он мог бы успешно обучаться в школе.
В школе организуются специальные занятия для будущих первоклассников, я имею возможность присутствовать на них, обследовать состояние речи всех детей, и выявить детей с речевыми нарушениями.
При взаимопосещения уроков и логопедических занятий мы разрабатываем единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:
- учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
- предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
- закрепление знаний и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
В рамках школьного методического объединения проводятся индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.
Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.
8. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:
- Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу (важно широко использовать игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы).
9. Формирование коммуникативных умений и навыков:
- самостоятельно планировать речевое высказывание;
- точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;
- диалогические и монологические высказывания;
- умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).
- совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- воспитание толерантности, культуры речевого общения.
Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантного поведения младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Статья о воспитании толерантности у младших школьников....
Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Презентация....
Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...
Мой проект.«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников математике в рамках ФГОС второго поколения »
«Мобильный компьютерный класс как средствореализации деятельностного подхода в обучении младшихшкольников математике в рамках ФГОС второго поколения »...
Статья "Из практики работы в рамках ФГОС второго поколения".
Мои первые наработки при работе по новым стандартам,первые впечатления, размышления....
Формирование навыков чтения, как основа успешного обучения ребенка в школе в рамках ФГОС второго поколения
Способы формирования навыков чтения, с учетом ФГОС НОО....