Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения.
статья по логопедии на тему

Пиюнкина Cветлана Владимировна

Представлены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации детей-логопатов, рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения

         В  Федеральном государственном образовательном стандарте  определены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов, рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.

            В содержательный раздел основной образовательной  программы начального общего образования  включена программа  коррекционно-развивающей работы.

          Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных Универсальных Учебных Действий).

        Особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Всё большее количество современных детей попадают в категорию группы риска: часто болеющие дети (соматически ослабленные), педагогически запущенные, без предшкольной подготовки, с нерезко выраженными отклонениями в развитии, дети из неблагополучных семей и др.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

 профилактика речевых нарушений;

 логопедическая диагностика;

 коррекция речевых дефектов;

 формирование всех сторон (компонентов) речи;

 развитие невербальных психических функций;

 развитие эмоционально – волевой сферы;

 формирование нравственных установок ребёнка.

        Целью логопедического сопровождения в рамках требований и показателей новых стандартов является коррекция и развитие устной и письменной речи.

         В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата я  ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Проведение логопедической диагностики:

- своевременно выявить речевые нарушения;

- предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными

речевыми нарушениями;

По результатам  обследования устной речи первоклассников было выявлено 24 учащихся с нарушениями речи, что составляет 35% от общего количества учащихся 1-х классов и 47% от общего числа учащихся, посещающих логопедический пункт.

  2. Скоррегировать и развивать фонетико-фонематическую сторону речи  детей-логопатов:

- исправить дефектное звукопроизношение; (имеют 96%)

- сформировать звукослоговую структуру слова; (21% учащихся)

- развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез 75%)

  3. Сформировать лексический компонент речи:

- уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы;

- сформировать семантическую структуру слов;

- закрепить навыки словообразования;

- закрепить учебную лингвистическую терминологию;

- избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.

  4. Сформировать грамматическую сторону речи учащихся:

Помогает  анализ письменных работ детей (обычно во время каникул), в ходе которого  обращается внимание учителя на специфические ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.

- устранить имеющиеся аграмматизмы;

- закрепить категориальное значение различных частей речи;     

- уточнить грамматическое значение слов;

- сформировать грамматические и морфологические обобщения;

- развить морфемный и морфологический анализ.

  5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:

- сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;

- расширить фразу до необходимого объёма;

- развить навык построения связного речевого высказывания,   смыслового программирования.

   6. Профилактика и коррекция дислексии.

Навыки чтения сформированы у 50% первоклассников, зачисленных в логопедический пункт Лукояновской СШ №1, при этом преобладает побуквенное и слоговое чтение.

  7. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:

         Взаимосвязь и преемственность логопедических и психологических занятий позволяет нам повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения учащихся нашей школы.

           Коррекционные занятия и педагога-психолога, и логопеда являются частью учебно-воспитательного процесса, во время которого у детей происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция нарушений устной и письменной речи.
И педагог – психолог, и учитель - логопед в своей работе решаем разные задачи, но пути и способы достижения у нас общие
.

- мышление - репродуктивное, творческое, лингвистическое (способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации  на основе различных лингвистических критериев);

-свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение);

- зрительную и речеслуховую память;

- временные и пространственные представления;

- мелкую моторику;

- сенсомоторные взаимодействия;

Для достижения более эффективных результатов своей работы нам  необходима тесная связь с учителем начальных классов. И у меня, и у учителя общая цель – дать качественное образование школьникам. Для достижения этой цели учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Моя задача  – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он мог бы успешно обучаться в школе.

В школе организуются специальные занятия для будущих первоклассников, я имею возможность присутствовать на них, обследовать состояние речи всех детей, и выявить детей с речевыми нарушениями.
При  взаимопосещения уроков и логопедических занятий  мы разрабатываем   единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:
- учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
- предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
- закрепление знаний и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

В рамках школьного методического объединения проводятся индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.

Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.

8. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:

- Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу (важно широко использовать игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы).

9. Формирование коммуникативных умений и навыков:

- самостоятельно планировать речевое высказывание;

- точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

- диалогические и монологические высказывания;

- умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

- совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики;

- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;

- обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

- воспитание толерантности, культуры речевого общения.

                      Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.

Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

Мой проект.«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников математике в рамках ФГОС второго поколения »

«Мобильный компьютерный класс как средствореализации деятельностного подхода в обучении младшихшкольников математике в рамках ФГОС второго поколения »...

Статья "Из практики работы в рамках ФГОС второго поколения".

Мои первые наработки при работе по новым стандартам,первые впечатления, размышления....