Развитие слогового анализа и синтеза
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему

Петрушкова Нина Васильевна

Конспект по логопедии по теме: "Развитие слогового анализа и синтеза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slogovogo_analiza_i_sinteza_slov.docx24.18 КБ
Файл kopiya_otkrytyy_urok_2.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Петрушкова Нина Васильевна                                                                                                        учитель- логопед                                                                                                                                            ГБОУ школа №34 г. Санкт-Петербург

Класс: 3 «В»

       

         Тема занятия: «Развитие слогового анализа и синтеза»

Логопедическое занятие в 3 «В» классе                                                                                                      ГБОУ школа №34 Невского района Санкт - Петербург

 Теме занятия: «Развитие слогового анализа и синтеза слов»

Цель урока: Сформировать навык слогового анализа и синтеза

                         слов сложной слоговой структуры:                                                                               Задачи урока:                                                                                                                                      1.Закрепить понимание слогообразующей роли гласных в словах.         2.Автоматизировать навык деления слов на слоги.                                                 3.Формировать умение синтезировать слова из предложенных слогов.          4.Формировать фонематические представления на предлагаемые слоги.             5.Закрепить умение согласовывать  слова в предложении в роде,  числе  и падеже.

Лексическая тема: обобщение по теме (Ранняя весна): природа и                         приметы  ранней весной.

Оборудование: презентация урока в Power Point, компьютер, DVD карточки с заданием, доска, мел, рабочие тетради,  цветные карандаши, мяч, картинки обитателей леса, картинка -  грач, конверт с письмом и разрезными картинки животных.

План занятия:

1.Организационный момент.

2Сообщение темы.

3.Оформление работы в тетради.

4.Определение слогов в слове.

5.Составление слов из слогов.

6.Иигра с мячом (согласование существительных с числительными 1,5)

7.Работа с предложением.

8.Приход весны (в кабинет входит ученица одетая в костюм весны)

9.Физкультминутка.

10.Письмо с заданием из конверта.

11.Работа над стихотворением.

12.Игра «Слово-перевёртыш»

13.Итог урока.

                                            Ход урока:

 1.Организация начала урока:

     

               Прозвенел звонок весёлый

               Мы начать урок готовы

               Будем слушать, рассуждать

               И друг другу помогать.

2.Сообщение темы.

Сегодня мы с вами  продолжим беседу о ранней весне, её приметах и природе в это время года.

Посмотрите на экран и скажите: (СЛАЙД №2)

- Кого, вы видите на мониторе? (Снежную королеву).

- В  каких ещё   сказках  она была?  (Дети перечисляют)

- Вспомните, что она делала в сказках?  – (заколдовывала).

- Значит, кто она? (Колдунья).

3.Оформление работы в тетради.

«Колдунья»  пропишем слово, разделив его на слоги.

  И поставим ударение для правильного чтения.

- Вспомним правило:

Знает каждый из учеников

 сколько гласных столько и слогов.

4. Снежная королева предлагает (с экрана): звук  мультимедиа.

 Определить  на  слух, сколько  слогов в словах, устный ответ

 (Весна, дождь,  тепло,  погода,  ветер,  лужа,  деньки,  облака)

5. Снежная королева заколдовала картинки с приметами ранней

    весны (все картинки на экране «заколдованы»). (СЛАЙД №3)

    Вы должны  составить  слова из слогов и картинки вновь восстановятся:

     солнышко,  проталины,     сосульки,    капель,    ручейки,   птицы, под-

     снежники, ледоход, (картинки  на экране появляются по одной).            (СЛАЙДЫ 4 -12).

    (дети достают из конвертов слоги и составляют слова).

   - Записать цифрой  в строчку, сколько слогов в этих словах.

 

6. Игра с мячом – (согласование существительных с числительным 1,5)

       

  1                              5                             1                            5

 Сосулька                 сосулек                 туча                        туч

 Луч                          лучей                    дерево                    деревьев

 Лужа                       луж                        ручей                      ручьёв

Льдина                     льдин                    птичка                     птичек

7. Работа с предложением  (составление предложения  из заданных слогов)

 

Ребята,   Снежная   королева   заколдовала   очень    важные     слова.

Чтобы их прочитать,  необходимо  ответить на следующие вопросы:

- От чего зависит состояние человека,  когда ему хочется веселиться,

    играть,  смеяться или   наоборот грустить, плакать? (настроение);

                                                              (запишем первый слог)

- Непрозрачный воздух,  насыщенный   водяными   парами,

    плохая видимость на улице  (туман);

                                                               (запишем первый слог)

- Какой   музыкальный   инструмент   стоит   у нас в зале? (пианино);

                                                                 (запишем первый слог)

- Как    называется   внутренняя    сторона   кисти    руки? (ладонь);

                                                                 (запишем  первый слог)

-  Что значит? Посетить кого-нибудь (больного или друзей); (навестить);

                                                                  (записать второй слог)

- Артистка   балета,  это кто? (балерина).

                                                          (записать последний слог)

Из записанных слогов прочитаем и запишем предложение

(Наступила весна.) (СЛАЙД №13)

Молодцы!  Вы   победили  Снежную  королеву  и  стали настоящими маленькими волшебниками.

 

Разгадайте  девиз  добрых  волшебников  (определить  порядок слов

в предложении)

Посмотрите на экран монитора (Дети выходят к компьютеру и читают)

Всегда, побеждает, зло, добро; (СЛАЙД №14)

 (Добро всегда побеждает зло.) (СЛАЙД №15)

8.Приходит весна.

   

Стук в дверь и входит весна,  (в руках изображение грача)

Здравствуйте ребята, я к вам в гости пришла и весну принесла,

Как вы меня ждали?

Дети рассказывают  весне стихотворение по очереди.

 

1 ребёнок -    К вам весна шагает быстрыми шагами.

2 ребёнок -   И сугробы тают под   её  ногами.

3 ребёнок -   Чёрные проталины на полях видны.

4 ребёнок -  Видно очень тёплые ноги у весны.

(Весна  уходит, а на доске выставляется  изображение «Весны и  грача.)

9.Физкультминутка.

Ушла зима, пришла весна,                           (Дети выполняют ходьбу на месте)

Нас очень радует она!                                   (Хлопают в ладоши)

Небо синеет и солнышко греет.                    (Сводят и разводят руки над

                                                                           головой)

Подснежник цветёт и трава зеленеет.            (Выполняют упр. Цветок)

10. Посмотрите, ребята,  у грача  в   клюве   есть   какой- то  конверт.

      (Логопед достаёт письмо и читает.)

  Когда  я летел  над лесом,  то встретил много животных,  а каких,

  догадайтесь сами.  (Из  конверта достаются  разрезные картинки

   и раздаются  детям). Дети составляют данного им животного.

 А как вы думаете, каких  обитателей леса мог грач встретить  ещё?

    (бурундук, дятел,  ворона, волк, воробей,  сорока, хорёк) – картинки

    выставляются на доску

 Запишем слова по домикам  согласно слоговой структуре.

  ( в тетради  рисуем домики  и ставим цифры-1,2,3 -  записываем слова

  в 1 домик – слова с одним слогом: во 2 домик  - слова с двумя

  слогами;  в 3 – домик – с тремя слогами).  

11.Прочитать стихотворение и назвать слова с 1, 2, 3 слогами.

      (задание выполняется устно)

         Рыхлый снег темнеет в марте

         Тают льдинки на окне.

         Зайчик бегает по парте

         И по карте на стене.

12. Восстановление слов из слогов (появление лишнего слога).

     (ученик выходит к доске, определяет его и вычёркивает)

Игра «Слова   - перевёртыши».

Записать слоги, прочитать сделать первый слог вторым.

  (читать справа налево)

Тог, и, час, сей,  дём,  ве,  под, рок,  у,  ся,   чил,  кон, и, вот.

 

(Вот и кончился урок, подведём сейчас итог)

                                       

(Выставляется изображение картинки «Весна»)

По ней ребята рассказывают, чем они сегодня занимались.

Спросить ребят, что им понравилось?

Что не понравилось?

 Молодцы! (СЛАЙД№16)

Используемая литература:

1. Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах»  М., «Влада»,  2001.

2. Л. Я. Гадасина, О. Г. Ивановская «Звуки на все руки» СПб, 1999.

3. Л. Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М. 1991.

4. И. Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» М. 1997.

5. А.К. Аксенова, Э. В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» М. «Просвещение» 1987.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие слогового анализа и синтеза слов

Слайд 13

добро всегда зло побеждает

Слайд 14

Добро всегда побеждает зло!

Слайд 15

Наступила весна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

Развитие слогового анализа и синтеза у младших школьников на уроках логопедии

Представлен опыт работы по развитию  слогового анализа и синтеза у младших школьников на уроках логопедии.  Пособие содержит материал, который включает большое количество разнообразных новых...

Методическая разработка презентации: "Развитие слогового анализа и синтеза"

Презентация по теме: "Развитие слогового анализа и синтеза"...

Методическая разработка по логопедии на тему: Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слова (из серии "Птицы Петербурга")

Данная методическая разработка представлена в форме конспекта логопедического занятия. Адресована учителям - логопедам. Речевой материал, предложенный к разработке, ориентирован на учащихся второго кл...

"Развитие слогового анализа и синтеза у детей с ОВЗ на уроках русского языка и во внеурочной деятельности".

Чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо), избежал многих ошибок, следует обучить его слоговому и звуковому анализу и синтезу....

РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ

Серия упражнений, направленных на коррекцию дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза на уровне слова (преодоление пропусков элементов слов - букв, слогов; перестановок букв, слогов)....

Развитие слогового анализа и синтеза у младших школьников

Развитие слогового анализа и синтезаРаботу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основ...