К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
статья по логопедии (1 класс) на тему
Правильная постановка вопроса о необходимости учета в процессе профилактики нарушений письменной речи индивидуальных стилей учащихся 1-х классов может выглядеть следующим образом: должны быть созданы условия для формирования персонального познавательного стиля каждого ребенка. При этом дети с разными познавательными стилями должны иметь возможность выбора линии обучения соответственно их стилевым особенностям в рамках единого образовательного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shkola_606_nsportal.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.А. Дашкина
Санкт-Петербург
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Правильная постановка вопроса о необходимости учета в процессе профилактики нарушений письменной речи индивидуальных стилей учащихся 1-х классов может выглядеть следующим образом: должны быть созданы условия для формирования персонального познавательного стиля каждого ребенка. При этом дети с разными познавательными стилями должны иметь возможность выбора линии обучения соответственно их стилевым особенностям в рамках единого образовательного пространства.
Одновременно должна быть создана необходимая образовательная среда для обогащения репертуара стилевого поведения каждого ученика.
Таким образом, задача учета индивидуальных стилей учеников в процессе профилактики нарушений письменной речи трансформируется в задачу формирования персонального познавательного стиля.
Персональный познавательный стиль — это психическое образование, которое является, во-первых, многомерным по своим проявлениям, во-вторых, иерархическим по своему устройству (включая разные уровни стилевого поведения), в-третьих, интегральным по своим механизмам (будучи продуктом интеграции разных форм индивидуального ментального опыта) и, в-четвертых, гибким по своим адаптивным возможностям.
Формирование персонального познавательного стиля ученика предполагает учет следующих основных требований.
1. Выявление наличных стилевых предпочтений данного ребенка, а также осознание «слабых» и «сильных» сторон этого типа стилевого поведения как самим ребенком, так и педагогом.
2. Создание условий для актуализации наличных познавательных стилей ребенка на всех уровнях стилевого поведения.
3. Развитие базовых механизмов стилевого поведения на каждом его уровне:
• на уровне стилей кодирования информации — развитие способности использовать при построении ментальных репрезентаций происходящего разные модальности опыта (словесно-речевую, визуальную, кинестетическую, сенсорно-эмоциональную) в режиме взаимоперевода разных способов кодирования информации;
• на уровне стилей переработки информации (когнитивных стилей) — развитие способности к непроизвольному интеллектуальному контролю в виде двух наиболее продуктивных субтипов стилевого поведения (рефлективного и быстрого/точного — в рамках когнитигного стиля импульсивность/рефлективность, гибкого и интегрированного — в рамках когнитивного стиля гибкий/ригидный познавательный контроль, категоризации и дифференциации — в рамках когнитивного стиля узкий/широкий диапазон эквивалентности и т. д.), а также мобильности стилевого поведения (возможности перехода с одного полюса данного стиля на другой в зависимости от собственных потребностей и требований учебной ситуации);
• на уровне стилей постановки и решения проблем (стилей мышления)— развитие способности применять при решении поставленной задачи весь набор способов ее решения, начиная с адаптивного и заканчивая смыслообразующим стилями, варьируя свой выбор в зависимости от характера проблемной ситуации. Отметим, что готовность варьировать способы постановки и решения проблем особенно важна в тех случаях, когда ребенку приходится работать в режиме самостоятельного интеллектуального поиска;
• на уровне стилей познавательного отношения к миру (эпистемологических стилей) — развитие способности осознавать преимущества собственного эпистемологического стиля, принимать во внимание существование людей с другим типом познавательной позиции и строить диалог в условиях радикально различающихся познавательных «картин мира».
4. Обогащение стилевых характеристик интеллектуального поведения, включая:
• расширение репертуара стилевого поведения, связанного с освоением разных стилей на разных уровнях стилевого поведения, а также разных стилей внутри каждого уровня (выработка навыков использования разных способов кодирования и переработки информации, постановки и решения проблем, организации познавательной «картины мира»);
• создание условий для взаимодействия разных познавательных стилей при изучении определенной учебной темы, усвоении того или иного понятия, решении конкретной задачи и т. д.
Формирование персонального познавательного стиля (и, соответственно, рост эффективности образовательной деятельности) предполагает создание такой образовательной среды, одни элементы которой соответствуют наличному стилю ребенка, тогда как другие — не соответствуют в том смысле, что они предназначены для развития недостающих механизмов стилевого поведения.
От решения проблемы установления специфики функционирования когнитивных стилей (уровень стилей переработки информации), лежащих в основе процесса готовности к обучению грамоте, во многом зависит качество всего учебного процесса.
Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего. Понятие когнитивного стиля используется с тем, чтобы обозначить, с одной стороны, индивидуальные различия в процессах переработки информации и, с другой, типы людей в зависимости от особенностей организации их когнитивной сферы [3].
В данной статье рассмотрим некоторые из них, на наш взгляд наиболее значимые для процесса профилактики нарушений письменной речи.
Наиболее общим основанием индивидуальных различий в познавательной деятельности, устанавливаемых с помощью полезависимости – поленезависимости (ПЗ – ПНЗ) является степень свободы от внешних референтов, или, иначе, степень ориентации человека при принятии решений на имеющиеся у него знания и опыт, а не на внешние ориентиры, если они вступают в противоречие с его опытом.
Изучение данного когнитивного стиля у учащихся позволит определить особенности восприятия поставленной задачи и содержания предлагаемого материала, уровень самостоятельности, возможность работать в группе и индивидуально.
Групповой вариант методики «Включенные фигуры» (Г. Уиткина) состоит из одной тренировочной серии (на нее отводится 3 мин.) и двух основных серий, на каждую из которых отводится по 5 мин. Испытуемый должен найти в сложной фигуре простую и выделить ее карандашом. Показатель ПЗ - ПНЗ: количество правильных ответов (максимально возможный показатель по двум сериям — 18 правильных ответов).
Исследование диапазона эквивалентности (узкий/широкий диапазон эквивалентности) позволит сделать выводы об особенностях аналитико-синтетической деятельности обучающихся, умении классифицировать, выделять главное.
Данный когнитивный стиль характеризует индивидуальные различия в особенностях ориентации на черты сходства или черты различия объектов. Используется методика «Свободная сортировка объектов». Испытуемому предлагается разложить 75 предметных картинок на группы наиболее удобным, логичным и естественным, с его точки зрения, способом.
Подчеркивается, что задание не имеет единственно правильного решения, и что каждый раскладывает группы по-своему. Показатели узости/широты диапазона эквивалентности: 1) количество выделенных групп; 2) количество объектов в наибольшей по объему группе; 3) количество групп, состоящих из одного объекта.
Ригидный/гибкий познавательный контроль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно - перцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий — об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации.
Исследование ригидности познавательного контроля позволит определить сформированность у учащихся продуктивности запоминания, вербальной коммуникации.
Данный когнитивный стиль исследуется с помощью методики свободных ассоциаций.
В течение 3 минут испытуемый называет любые слова, связанные, по его мнению, со словом-стимулом (например, «дом»). Ответы классифицируются в 7 категорий в зависимости от величины дистанции каждого названного слова по отношению к слову-стимулу:
• I — непосредственное описание дома;
• II — внутреннее строение дома;
• III — то, что находится в доме;
• IV — окружающий дом ландшафт;
• V — отдаленные по смыслу, но связанные с понятием «дом» ответы;
• VI — игра словами;
• VII — все, что не относится к дому.
Показатели ригидности/гибкости познавательного контроля:
1) длина дистанции свободных словесных ассоциаций;
2) общее количество ответов в протоколе.
Чем более отдаленные от слова-стимула слова представлены в свободных ассоциациях и чем их больше, тем более выражена гибкость познавательного контроля. Характерно, что в данном случае степень гибкости познавательного контроля соотносится с характеристиками внутреннего поля значений, в которое включено слово-стимул.
Литература:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Изд. Лабиринт, 2001. – 352 с.
2. Демьянков В. З., Кубрякова Е. С. Когнитивная лингвистика // Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Изд. Филол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. – 245 с.
3. Холодная М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. - М.: Изд. ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.
4. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника: монография. – М.: Изд. Педагогика, 1977. - 272 с.
5. Ушакова Т. Н., Чуприкова Н. И. Психология высших когнитивных процессов. – М.: Изд. ИП РАН, 2004.- 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Данный материал включает в себя опыт совместной работы логопеда и родителей по предупреждению дисграфии у первосклассников....
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...
«Коррекционно-развивающая программа для обучающихся первых классов по профилактике нарушений письменной речи»
Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. I этап коррекционной работы является самым продолжитель...
Конспект логопедического подгруппового занятия для учащихся 1 класса по профилактике нарушений письменной речи.
Тема: звуковой и слоговой анализ слов.Цель: развитие навыков звукового и слогового анализа словЗадачи: -совершенствование умения делить слова на слоги;-развитие умения соотносить количество слогов с к...
Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...