Рабочая программа 2 класс ФФН
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Заречная Ольга Юрьевна

Рабочая программа 2 класс ФФН

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2_klass_ffn_2017g.docx44.4 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИЕМ»

2 КЛАСС ФФН.

Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся

(наименование предмета)

Составитель: учитель – логопед Заречная О.Ю.

                                               2017 – 2018 учебный год


Пояснительная записка

Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников 2 – го класса, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные фонетико – фонематическим недоразвитием.

Учебно – методический комплект

Рабочая программа составлена с учетом диагностических данных детей группы и на основе методических рекомендаций А. В. Ястребовой «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.» - М.: АРКТИ, 2000.

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция нарушенного звукопроизношения.

2. Формирование лексико-грамматических средств языка:

- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивости внимания;

- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

- способности к запоминанию;

- способности к переключению;

- навыков и приемов самоконтроля;

- познавательной активности;

- произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

- умения внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;

- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

- ответы двумя – тремя фразами по ходу и итогам учебной работы;

- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

- обращение к учителю или товарищу по группе за разъяснением;

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

- проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

- соблюдение речевого этикета при общении;

- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

Характеристика обучающихся

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Нарушение звукопроизношения.

2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических (дислексических) ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Задачи коррекционной работы

1. Коррекция дефектов звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Совершенствование представлений о звуковом составе слова на основе развития навыков анализа и синтеза.

2. Уточнение значений слов и обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи и за счет овладения различными способами словообразования.

3. Уточнение и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить предложение адекватно замыслу.

4. Развитие навыков построения связного высказывания, установление логической последовательности, связности предложений. Учить отбору языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Содержание работы

Форма и режим занятий

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, Индивидуальные коррекционные занятия с каждым ребенком проводятся продолжительностью 20 минут. (основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

Групповые и индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю.

Ожидаемый результат

В итоге проведенной логопедической работы обучающиеся должны знать:

  • Гласные и согласные звуки и буквы.
  • Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог.
  • Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст.
  • Признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня).

В итоге проведенной логопедической работы обучающиеся должны уметь:

  • К этому времени должна быть создана основа (предпосылки) для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова.
  • Четко дифференцировать все изученные звуки.
  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
  • Различать понятия «звук», «буква», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «глухой согласный звук», «звонкий согласный звук», «слог», «предложение» на практическом уровне.
  • Графически обозначать слоги, звуки и слова, границы предложения, предлоги.
  • Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах.
  • Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
  • Читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы.
  • Активно пользоваться различными способами словообразования.
  • Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
  • Выделять из текста слова, словосочетания и предложения.
  • Устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте.
  • Владеть навыками творческого рассказывания.
  • Адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения.
  • Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов.
  • Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

Способы проверки умений и знаний

С 1 по 15 сентября учитель-логопед проводит обследование письменной речи обучающихся (учеников 2-х классов), уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебного года.

(Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях, оформляются на логопедический пункт списком согласно Приложению 1 (Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»)).

В последние две недели мая (с 16 по 31 мая) учитель-логопед также проводит обследование письменной речи обучающихся (учеников 2-х классов).

Задания для обследования письменной речи

 (1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Издательство: Владос, 1997 год, 256 стр.)

  • Списать слова и предложения с рукописного текста.
  • Списать слова и предложения с печатного текста.
  • Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить

букву точкой):

а) строчные буквы: п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х

б) прописные буквы: Г, 3, Д, Р, Н, К, Ч,У,Е,Т, Ц П, Д В, М,Ф,Ё,Ж,Щ

  • Диктант слогов: ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, шази, жне, ащу, зню, лох, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос, крет, вач
  • Диктант слов различной структуры:

Лыжи, куст, уснет, ключ, щука, грач, круги, улица, утки, жили, бант, чищу, старушка, аист, шарф

  • Записать после однократного прослушивания:

У ёлки пушистый зайчик.

Списывание с доски предложения:

У Николая новые брюки.

  • Слуховой диктант.

2 класс

ПТИЦЫ

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

(2. Ишимова О А. Логопедическая работа в школе)

1. Списывание текста

Хвоя сосны. Хвоя сосны - это тоже листья. Только форма у них особая. Она длинная и узкая. Такие листочки могут пережить зиму. Хвоя живет на дереве несколько лет. Потом она опадает. Но не вся сразу. Поэтому на дереве сохраняется листва круглый год.

2. Слуховой диктант

2.1. Диктант слогов. (Каждая строчка слогов записывается учащимися с одного прочтения учителем-логопедом).

жа ша ша ша са ша

са за за за жа жа

по бо по са ца са

до то до ца ча ца

ку гу гу ча ща ча

ву фу ву ща ша ша

2.2. Диктант слов.

Победа, бордюр, бульвар, волейбол, паспорт, покупатель, маршал, алмаз, хижина, художник, характер, хоккей, палуба, продукты, фехтование, гармошка, засада.

2.3. Диктант словосочетаний.

Собака на цепи, отличная оценка, душистый ландыш, мощная защита, свежий воздух, темный чердак, колючий шиповник, чужие вещи.

2.4. Диктант текста.

Дворец. Снежная королева жила среди вечных снегов и льдин. Метели возвели стены. Буйные ветры пробили окна и двери. Большие белые залы тянулись до неба. Вьюги разостлали пушистые ковры. Холодно и пусто было в блестящих залах. Сюда не заглядывало веселье. Веселились только белые медведи. (42 слова)

3. Свободный диктант.

(каждое предложение текста записывается учащимися с одного прочтения учителем-логопедом).

Золотая осень.

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (42 слова).

 (3. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева и др. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 208 с. — (Сердце отдаю детям)).

1

2

3, 4

А. Письмо по слуху:

1. Запись буквы:

а) строчные (в случае забывания обозначить букву точкой)

И, и, ш, т, ы, ш, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, и, ч, е, ы, в, ж, ь, х

б) прописные

Г, 3, Д, Р, Ы, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Е, Ж, Ц

в) близкие по месту образования и акустическим признакам

С, ш, ч, х, з, ц, л, р

2. Записать слоги: а) прямые

На, ба, са, ко, ку, шо, чи, мя, ня, ля

б) обратные

Ан, от, ас, яр, ац

в) закрытые

Рак, сом, сон, нам, там, дам, ком

г) со стечением согласных

Ста, дро, тру, мло, кру, мто

д) слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог

Ма-мя, лу-лю, татя, ра-ря, са-ся, зу-зю, ка-кю, до-де

е) оппозиционные звуки

Са-за, па-ба, та-да, ку-гу, ши-жи, во-фо

3. Диктант слов различной структуры

Куст, щука, грач, утка» природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть, перепрыгнуть

4. Запись предложения после однократного прослушивания

На лужайке зеленая трава. Космонавт управляет космическим кораблем

5. Диктант из текста должен отвечать программным требованиям того класса, в котором обучается ребёнок

Текст должен включать слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам

а) букв (прописных и строчных)

К П Р ВС Э Н А Ж а с е э п н о р в ш ц л м ж к

б) слогов

Со, се, эс, са, за, чу, уч, пи, ни, ки, жи, ши, щи

в) слов

Бант, насмешка, ус, несёт, ножницы, скворец, гнездо, морковь

г) предложений

Вот замелькали в воздухе пушистые снежинки.

д) текста

В Москве Москва — центр страны. Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов

а) букв (строчных и прописных)

у д в б р п р фм ж н ш щ и ц л д с КМ Н П Г Е О Э Р ВЧ У З Ш Щ Ц

б) слогов

By, би, ки, по, зи, со, се, са, чу, уч, ри, ни, цу, жи

в) слов

Щуки, чулок, малина, пружина, чтение, природа, бабушка, дедушка, внучка

Г. Письмо по слуху:

г) предложений

Вот замелькали в воздухе пушистые снежинки

д) текста

В Москве Москва — центр страны. Хороша Москва летом.

Зелёные деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов.

Д. Списывание печатными буквами с рукописного образца:

а) букв (строчных и прописных)

у д в б р п р ф м ж н ш щ и ц л д с КМ Н П Г Е О Э Р В Ч У З Ш Щ Ц

б) слогов

By, би, ки, по, зи, со, се, са, чу, уч, ри, ни, цу, жи

в) слов

Щуки, чулок, малина, пружина, чтение, природа, бабушка, дедушка, внучка

г) предложения

Лёгкий ветерок шелестит листьями деревьев. Наши бойцы защищали город на Волге. На перекрёстке стоит милиционер.

д) текста

В лесу. Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только опавшие листья под ногами. Мальчики нашли в кустах ёжика. Он зарылся в сухие листья. Девочки собрали в лесу много красивых листьев.

Е. Самостоятельное письмо

1. Написать прописные гласные буквы, строчные согласные

2. Записать разные слоги (закрытые, открытые, прямые, обратные)

3. Написать 1-, 2-, 3-, 4-сложные слова

4. Подписать предметные картинки

Груша, яблоко, ножницы, свеча, заяц, помидор, огурец, тарелка, луна, куст, речка, трактор

5. Придумать предложение и записать его

6. Дать подписи к сюжетным картинкам

Девочка поливает цветы, мальчик играет с собакой

7. Составить предложения из данных слов и записать их

Под, лежит, зайка, кустом, дождя, после, лужи; на, листья, берёза, пожелтели

8. Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок

Сюжетные картинки

9. Составить и записать рассказ на определённую тему

Таблица анализа ошибок письма

1

2

3

4

А. Дисграфические

1. Ошибки в звуковом составе слова

а) замены гласных

б) замены согласных

в) пропуски гласных

г) пропуски согласных

д) пропуски слогов и частей слова

е) перестановки

ж) вставки

з) раздельное написание частей

2. Лексико-грамматические

а) замена слов по звуковому сходств

б) замена слов по семантическому сходств

в) пропуски слов

г) слитное написание слов

д) нарушение согласования

е) нарушение управления

ж) неправильное образование границ предложения

3. Графические

а) замена букв по количеству элементов б) замена букв по пространственному расположению

в) зеркальное письмо букв

Б. Орфографические

Ошибки на правила правописания в соответствии с программными требованиями того класса, в котором обучается ребенок

Особенности овладения письмом учащимися ___ классов

Списывание, диктант, изложение (нужное подчеркнуть)

Типы ошибок

Виды ошибок

(указать количество детей)

__ класс

( __чел.)

__ класс

( __чел.)

__ класс

( __ чел.)

Ошибки звукового состава слова

замены согласных

замены гласных

пропуски гласных

пропуски согласных

пропуски слогов и частей слова

перестановки

добавления

раздельное написание частей слова

Лексико-грамматические ошибки

нарушение согласования

нарушение управления

замена слов по звуковому сходству

замена по семантическому сходству

пропуски слов

лишнее слово

слитное написание слов

Графические

ошибки

замена букв по количеству элементов

замена букв по пространственному расположению

зеркальное письмо букв

общее искажение букв

Ошибки на правила правописания

правописание жи/ши, ча/ща, чу/щу

большая буква в начале предложения, в именах и кличках животных

знаки препинания

правописание мягких согласных

правописание безударной гласной в корне слова

правописание парной согласной

правописание чк/чн

ошибки на правила правописания, не пройденные в классе

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД

Самоопределение

(мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования

(«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символический;

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов

(выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей, с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Тематическое планирование

логопедических занятий

Кол-во

занятий

Тема занятий

Программный материал

Орфографические навыки

Нормализация учебной деятельности

1

Вводно- организационное занятие

Правила речи. Речевое дыхание, темп речи и громкость голоса

Наречия: быстро, внимательно, тише, громче и т.д.

Развитие внимания, самоконтроля.

1

Речь и предложение

Речь письменная и устная. Интонационные границы предложения. Границы предложения на письме.

Большая буква в начале предложений. Знаки препинания в конце предложений

Работа над темпом, громкостью речи. Развитие речевого дыхания. Интонационная выразительность речи.

2

Предложение и слово

Слова-предметы. Слова-действия. Постановка вопросов. Основа предложения.

Большая буква в именах собственных.

Развитие памяти на линейный ряд.

2

Слово и слог

Понятие «слог». Дифференциация понятий «слово»-«слог». Действие слов на слоги. Последовательность слогов в слове.

Перенос слов.

Развитие чувства ритма.

1

Ударение

Смыслоразличительная функция ударения. Определение ударного гласного в слове.

Слова-омографы.

Хлопок-хлопок.

Замок-замок.

Атлас-атлас.

Развитие чувства ритма.

2

Гласные I ряда.

Буквы А-О

Дифференциация строчных букв А-О

Преодоление оптико-кинестетических парафазий.

Развитие самоконтроля.

Произвольности.

2

Гласные I ряда.

О-У.

Дифференциация строчных букв О-У

Преодоление фонетических парафазий

Развитие фонематического слуха. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

2

Буквы И-У

Дифференциация строчных букв И-У

Преодоление оптико-кинестетических парафазий.

Развитие самоконтроля, произвольности.

1

Гласные II ряда

Звукообразование. Понятие «йотированный гласный.

Йотированные гласные в начале слов, после гласного.

Развитие зрительного внимания.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

2

Буквы Ё-Ю

Дифференциация букв Ё-Ю

Преодоление фонетических парафазий

Развитие фонематического слуха. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

2

Согласные твердые и мягкие.

Понятие «твердый»-«мягкий согласный».

Гласные II ряда для обозначения мягкости согласного.

Преодоление фонетических парафазий

Развитие фонематического слуха. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

3

Мягкий знак – показатель мягкости согласного.

Дифференциация понятий «звук»-«буква».

Дифференциация твердых и мягких согласных.

Обозначение мягкости согласного с помощью Ь.

Перенос слов с Ь.

Развитие фонематического слуха. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

3

Разделительный мягкий знак.

Дифференциация понятий «звук»-«буква».

Дифференциация Ь- показателя мягкости и разделительного Ь.

Правила написания разделительного Ь.

Перенос слов с разделительным Ь.

Развитие фонематического слуха. Развитие логического мышления.

5

Безударные гласные.

Понятие «безударный гласный». Понятие «родственные слова».

Подбор родственных слов.

Способы поиска проверочных слов (словоизменение, словообразование).

Обогащение активизация словаря.

2

Безударные гласные непроверяемые.

Понятие «безударный гласный».

Образование родственных слов. Работа со словарем.

Обогащение и активизация словаря. Развитие зрительного внимания, памяти.

1

Согласные звонкие и глухие.

Понятие «звонкий» «глухой» согласный.

Дифференциация.

Смыслоразличительная функция фонем.

Слова-паронимы.

Развитие интереса к языковым явлениям.

2

Парные согласные.

Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К,

Ж-Ш, З-С.

Дифференциация звуков в разных позициях.

Оглушение согласных в конце слов. Способы поиска проверочных слов.

Развитие долговременной памяти.

2

Сомнительные согласные в середине слова.

Смыслоразличительная функция фонем. Слова типа сторожка-старушка, крышка-кружка.

Оглушение согласных в середине слова. Способы поиска проверочных слов.

Обогащение и активизация словаря. Развитие интереса к языковым явлениям.

6

Дифференциация оптически сходных букв.

Дифференциация

б-д, т-п, ш-щ, м-л, п-р,

д-в и т.д.

Преодоление оптико-кинестетических парафазий.

Развитие самоконтроля, производительности.

1

Согласные С-Ш.

Смыслоразличительная функция фонем. Дифференциация звуков в разных позициях.

Орфограмма ШИ.

Деление слов на слоги.

Развитие фонематического слуха. Пополнение и активизация словаря.

1

Согласные З-Ж.

Смыслоразличительная функция фонем. Дифференциация звуков в разных позициях.

Орфограмма ЖИ.

Деление слов на слоги.

Развитие фонематического слуха. Пополнение и активизация словаря.

1

Согласные З-Ж-С-Ш

Смыслоразличительная функция фонем. Дифференциация звуков в разных позициях.

Орфограммы ЖИ, ШИ.

Граница предложения.

Развитие внимания , самоконтроля.

2

Звук и буква Ч.

Дифференциация звуков и букв Ч-Т, Ч-Ш в слогах, словах, предложениях.

Орфограммы

ЧА, ЧУ, ЧН, ЧК.

Развитие фонематического слуха. Пополнение и активизация словаря.

2

Звук и буква Щ.

Дифференциация звуков и букв Щ-Ч в слогах, словах, предложениях.

Орфограммы

ЩА, ЩУ, НЩ, РЩ.

Развитие фонематического слуха. Пополнение и активизация словаря.

2

Звук и буква Ц.

Дифференциация звуков и букв

Ц-С, Ц-Ч, Ц-ТСЯ.

Словообразование (суффиксальный способ)

Развитие фонематического слуха. Пополнение и активизация словаря.

1

Итоговое занятие.

Дифференциация всех пройденных звуков и букв. Контрольная работа.

Повторение всех пройденных правил.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

3

Родственные слова

Уточнение понятия «родственные слова». Лексическое значение слов.

Совершенствование навыков словообразования. Части речи. Синонимы.

Развитие интереса к языковым явлениям. Пополнение и активизация словаря.

3

Состав слова. Корень слова.

Понятие «корень слова».

Подбор родственных слов. Безударные гласные в корне слова.

Развитие интереса к языковым явлениям. Пополнение и активизация словаря.

3

Состав слова. Окончание.

Понятие «окончание слова». Формообразующая роль окончания.

Словосочетания. Постановка вопросов к словам.

Развитие памяти. Приемы запоминания.

4

Состав слова.

Суффикс.

Понятие «суффикс слова». Суффиксальные способы словообразования.

Словообразование. Суффиксальный способ.

Развитие интереса к языковым явлениям. Пополнение и активизация словаря.

4

Состав слова.

Приставка.

Понятие «приставка». Префиксальный способ словообразования.

Словообразование. Развитие предикативного словаря. Антонимы.

Развитие интереса к языковым явлениям. Пополнение и активизация словаря.

2

Словообразование.

Дифференциация понятий «новое слово»,

«форма слова».

Развитие навыков словообразования.

Лексическое значение слов.

Развитие интереса к языковым явлениям. Пополнение и активизация словаря.

6

Предлоги.

Дифференциация предлогов.

Правила написания предлогов.

Развитие пространственных представлений.

4

Предлоги и приставки.

Дифференциация предлогов и приставок.

Правила написания предлогов.

Развитие внимания, самоконтроля.

1

Имя существительное.

Род имен существительных.

Соотнесение существительных с местоимениями мой, моя, мое.

Развитие памяти. Приемы запоминания.

2

Имя прилагательное.

Род имен прилагательных. Согласование прилагательных и существительных в роде.

Определение окончания прилагательных по вопросам. Составление словосочетаний.

Развитие связной речи. Развитие памяти на линейный ряд.

2

Согласование существительных и прилагательных.

Единственное и множественное число имен существительных. Согласование существительных и прилагательных в числе.

Определения окончания прилагательных по вопросам. Составление словосочетаний.

Развитие связной речи. Развитие мышления.

2

Глагол.

Изменение глаголов по числам и лицам. Согласование существительных и глаголов в роде и числе.

Основа предложения.

Развитие интереса к языковым явлениям.

1

Составление предложений.

Составление предложений по схемам и вопросам.

Связь слов в предложении. Распространение предложений.

Развитие связной речи. Развитие логического мышления.

2

Итоговое.

Восстановление деформированного текста.

Связь слов в предложении. Распространение предложений.

Развитие связной речи, чувства языка.

Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий

п/п

Кол- во

часов

Тема занятий

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту

Примечание

1.

1

Вводно- организационное занятие

2.

1

Речь и предложение

3.

2

Предложение и слово

4.

2

Слово и слог

5.

1

Ударение

6.

2

Гласные Iряда.

Буквы А-О

7.

2

Гласные I ряда.

О-У.

8.

2

Буквы И-У

9.

1

Гласные II ряда

10.

2

Буквы Ё-Ю

11.

2

Согласные твердые и мягкие.

12.

3

Мягкий знак – показатель мягкости согласного.

13.

3

Разделительный мягкий знак.

14.

5

Безударные гласные.

15.

2

Безударные гласные непроверяемые.

16.

1

Согласные звонкие и глухие.

17.

2

Парные согласные.

Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К,

Ж-Ш, З-С.

18.

2

Сомнительные согласные в середине слова.

19.

6

Дифференциация оптически сходных букв.

20.

1

Согласные С-Ш.

21.

1

Согласные З-Ж.

22.

1

Согласные З-Ж-С-Ш

23.

2

Звук и буква Ч.

24.

2

Звук и буква Щ.

25.

2

Звук и буква Ц.

26.

1

Итоговое занятие.

27.

3

Родственные слова

28.

3

Состав слова. Корень слова.

29.

3

Состав слова. Окончание.

30.

4

Состав слова.

Суффикс.

31.

4

Состав слова.

Приставка.

32.

2

Словообразование.

33.

6

Предлоги.

34.

4

Предлоги и приставки.

35.

1

Имя существительное.

36.

2

Имя прилагательное.

37.

2

Согласование существительных и прилагательных.

38.

2

Глагол.

39.

1

Составление предложений.

Методическое обеспечение

1. Азбука профессионала. Выпуск №1 «Учимся писать красиво». Составитель: Смирнова Н.И. – М. ООО «Пресс-Мастер», 2002.

2. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

3. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2007.

4. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: Эксмо, 2009.

5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. Для студентов вузов.- М.: АСТ: Транзиткнига, 2005.

6. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – М., 1997.

7. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

8. Ефименкова Л.Н, Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1991.

9. Игра-планшет «Подготовка к письму». – М. ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

10. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 1998.

11. Иншакова О.Б. Развитие зрительно-предметного гнозиса. 1 часть. – М.: Владос, 2003.

12. Иншакова О.Б. Развитие графических навыков. 2 часть. – М.: Владос, 2003.

13. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.

14. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб.: Гиппократ, 1995.

15. Лурия А.Р. Язык и сознание. Под редакцией Е.Д. Хомской. Ростов н\Д.: изд-во «Феникс», 1998.

16. Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец. «Дефектология». Л.С.Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. – М.: Просвещение, 1989.

17. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. – М.: «Гном и Д», 2006.

18. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – СПб., 1995.

19. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Под редакцией Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. – М.: В. Секачев, 2008.

20. Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. – М.: Медицина, 1996.

21. Парамонова Л.Г. Правописание, шаг за шагом. – СПб.: Дельта, 1998.

22. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007.

23. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.

24. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

25. Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н. Русский язык с улыбкой. – М.: ТЦ «Сфера»,2007.

26. Тарабарина Т.А., Соколова Е.И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

27. Фотекова Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при ОНР и ЗПР: нейропсихологический анализ: Дис. канд. пед. наук. – М.,2003.

28. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М., 1989.

29. Голубь Т.Н. Графические диктанты.

Дидактические пособия и игры

  1. Учебные игры:

- «Веселый грамотей»(правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу),

- «Фонематика» ( звуковой анализ и синтез),

- «Ребусы»,

- «Грамматическая пирамида»,

- «Маленькие слова» (предлоги),

- «Орфографический этюд» (правописание безударных гласных),

- «Орфографический фоторобот» (дифференциация звонких, глухих согласных»,

- «Чудеса во множественном числе» (формы ед. и мн. числа имен существительных),

- «Привидения» (не произносительные согласные в именах прилагательных),

- «Спасательный круг» (безударный гласный в корне глагола),

- «Товарищ Мягкий знак»,

- «Каждому слову – свое место» (правописание словарных слов).

2. Пособия:

камешки Марбле, звуковые линейки, предметные картинки, сигнальные картинки для обозначения твердых, мягких согласных, согласных звонких, глухих; схемы звуков, слогов, слов, предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...