Предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии у обучающихся с билингвизмом.
консультация по логопедии на тему

Выступление по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predupr._i_korrekts.agram_.disgrafii.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Подготовила:

                                                                                учитель-логопед        Боловленкова Е.В.

Предупреждение и коррекция

аграмматической дисграфии

 у обучающихся с билингвизмом,

 как основа успешного усвоения учебного материала.

(Выступление на РМО учителей начальных классов)

        В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последнее десятилетие миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона.

        Большинство детей с билингвизмом испытывают те или иные трудности на начальном этапе обучения. Для преодоления этих трудностей нужна дополнительная помощь педагогов или других специалистов: психологов, логопедов, медиков, социальных педагогов. Наличие нарушений в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе, фонематическом восприятии, проявления дисграфии и дислексии у двуязычных детей препятствуют успешному усвоению учебного материала и требуют специальной логопедической помощи.

        На основании логопедического обследования детей, возникла необходимость в коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи, так как при поступлении в первый класс у большинства детей с билингвизмом отмечаются часто встречающиеся нарушения:

  • несформированность звуковой стороны речи;
  • незаконченность формирования фонематического восприятия;
  • бедность словарного запаса;
  • нарушения в грамматическом оформлении речи;
  • низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений;
  • слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.

Целью моей работы является коррекция нерезко выраженного общего недоразвития речи у обучающихся с билингвизмом и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении.

        Чтобы реализовать эту цель, я поставила перед собой задачи:

  • уточнить и обогатить словарный запас учащихся;
  • сформировать  навыки словообразования и словоизменения;
  • обучить правильному грамматическому оформлению предложений;
  • создать условия для формирования связной речи учащихся;

Логопедическая коррекция речевых нарушений у двуязычных детей проводится в форме групповых и индивидуальных занятий.

        Мною был подобран и систематизирован практический материал по данной теме и определена система деятельности с двуязычными учащимися.

        Обогащение словарного запаса осуществляется главным образом на основе овладения детьми различными способами словообразования и словоизменения. Например:

1. К названию большого предмета подобрать название маленького предмета. Рука -  ручка, нос - носик, шкаф - шкафчик, стакан – стаканчик, кольцо – колечко, коляска – колясочка.

2. К названию одного предмета подобрать названия двух, пяти предметов. Например: стол – два …, пять …; ручка – две … , пять … ; пенал – два … , пять … .

3. Образовать от данных слов новые слова, обозначающие профессии. Учит – учитель, строит –строитель, шьёт – швея, фотографирует – фотограф.

4. Подобрать к прилагательному однокоренное существительное. Сильный – силач, болтливый – болтун, храбрый – храбрец, мудрый – мудрец, старый – старец.

5. Кто у кого? Назови детёнышей. У лягушки – лягушата, у волка – волчата, у овцы – ягнята,  у лошади – жеребята, у свиньи – поросята, у козы – козлята.

6. К названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопрос:  Какой? Какая? Какие? Стакан из стекла – стеклянный, стол из дерева – деревянный, кисель из клюквы – клюквенный, куртка из кожи – кожаная.

7. Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных. Ветка сосны – сосновая ветка; кора дуба – дубовая кора; поля картофеля – картофельные поля; зверь леса – лесной зверь; цветок поля – полевой цветок.

        Совершенствование грамматического строя речи достигается в процессе усвоения слов в предложении и овладения моделями предложений различных синтаксических конструкций. Например:

1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложения. В стакан …лили молоко.  Ученица …писала домашнее задание. Дрова рубят топор… . Хлопьями падал мягкий снеж… .

2. Дописать корень в словах предложения: Петя …ит зимой птиц. Он сделал …ушку. Хороший у птиц …овой столик. Каждый день прилетают сюда птицы …иться.

3. Из слов, данных в беспорядке, составить предложение и записать его.

 В, нашли, цыплята, саду, шарик, беленький.

4. Исправь ошибки в выделенных словах. Ученика созвали к доске. Мама избила сливки для торта. Малыш избежал в комнату. Нужно вырезать огурцы для салата.

5. Спиши текст. Вставь пропущенные слова, обозначь в них корень. Как солить огурцы. Приготовь крупную … . Вскипяти воду и … её. Получится … . Залей огурцы … . Через два дня огурцы станут … . Через пять дней они станут … . Слова для справок: соль, солёными, рассолом, посоли, рассол, малосольными.

        Накопление фонетических и морфологических обобщений и упорядочение на этой основе имеющихся у детей средств языка позволяет приступить к работе по совершенствованию связной речи. Дети тренируются анализировать текст:

- определять тему, основную мысль рассказа;

- определять последовательность и связность предложений в тексте;

- составлять план связного высказывания;

- устанавливать смысловую зависимость между предложениями.

        Огромная роль в формировании умения строить связные высказывания принадлежит работе над текстом. Например:

1. Составь рассказ из данных предложений. Орёл и обезьяны. Еле вырвался орёл от обезьян. Орёл схватил маленькую обезьянку. Обезьянка закричала и уцепилась за сучья. Долго кружились в воздухе его перья. Примчались обезьяны с других деревьев. Они вцепились в крылья орла.

2. Составь рассказ из данных предложений, установив правильную последовательность. Воробей. Моя собака приближалась к нему. Вдруг она уменьшила свои шаги. И начала красться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал из гнезда, растопырив крылышки. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Я поспешил отозвать пса – и удалился.

        Для более эффективной работы по коррекции речевых нарушений необходимо тесное взаимодействие логопеда с работниками образовательного учреждения и родителями. С этой целью мною проводятся родительские собрания, индивидуальное и групповое консультирование родителей, посещение родителями логопедических занятий.

Критериями оценки эффективности работы являются  контрольные срезы и обследование лексико-грамматического строя речи.

Данная работа предполагает использование приёмов и способов не только узкими специалистами, но и учителями и родителями, заинтересованными в успешном усвоении детьми школьной программы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состав слова. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушением интеллекта...

Дифференциация приставок и предлогов. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушениями интеллекта...

Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.

В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....

Конспект индивидуального занятия по коррекции аграмматической дисграфии.

Согласование существительных с прилагательными....

Коррекция аграмматической дисграфии. Употребление и использование предлога МЕЖДУ

Конспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"

Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...