Предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии у обучающихся с билингвизмом.
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Подготовила:
учитель-логопед Боловленкова Е.В.
Предупреждение и коррекция
аграмматической дисграфии
у обучающихся с билингвизмом,
как основа успешного усвоения учебного материала.
(Выступление на РМО учителей начальных классов)
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последнее десятилетие миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона.
Большинство детей с билингвизмом испытывают те или иные трудности на начальном этапе обучения. Для преодоления этих трудностей нужна дополнительная помощь педагогов или других специалистов: психологов, логопедов, медиков, социальных педагогов. Наличие нарушений в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе, фонематическом восприятии, проявления дисграфии и дислексии у двуязычных детей препятствуют успешному усвоению учебного материала и требуют специальной логопедической помощи.
На основании логопедического обследования детей, возникла необходимость в коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи, так как при поступлении в первый класс у большинства детей с билингвизмом отмечаются часто встречающиеся нарушения:
- несформированность звуковой стороны речи;
- незаконченность формирования фонематического восприятия;
- бедность словарного запаса;
- нарушения в грамматическом оформлении речи;
- низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений;
- слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.
Целью моей работы является коррекция нерезко выраженного общего недоразвития речи у обучающихся с билингвизмом и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении.
Чтобы реализовать эту цель, я поставила перед собой задачи:
- уточнить и обогатить словарный запас учащихся;
- сформировать навыки словообразования и словоизменения;
- обучить правильному грамматическому оформлению предложений;
- создать условия для формирования связной речи учащихся;
Логопедическая коррекция речевых нарушений у двуязычных детей проводится в форме групповых и индивидуальных занятий.
Мною был подобран и систематизирован практический материал по данной теме и определена система деятельности с двуязычными учащимися.
Обогащение словарного запаса осуществляется главным образом на основе овладения детьми различными способами словообразования и словоизменения. Например:
1. К названию большого предмета подобрать название маленького предмета. Рука - ручка, нос - носик, шкаф - шкафчик, стакан – стаканчик, кольцо – колечко, коляска – колясочка.
2. К названию одного предмета подобрать названия двух, пяти предметов. Например: стол – два …, пять …; ручка – две … , пять … ; пенал – два … , пять … .
3. Образовать от данных слов новые слова, обозначающие профессии. Учит – учитель, строит –строитель, шьёт – швея, фотографирует – фотограф.
4. Подобрать к прилагательному однокоренное существительное. Сильный – силач, болтливый – болтун, храбрый – храбрец, мудрый – мудрец, старый – старец.
5. Кто у кого? Назови детёнышей. У лягушки – лягушата, у волка – волчата, у овцы – ягнята, у лошади – жеребята, у свиньи – поросята, у козы – козлята.
6. К названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопрос: Какой? Какая? Какие? Стакан из стекла – стеклянный, стол из дерева – деревянный, кисель из клюквы – клюквенный, куртка из кожи – кожаная.
7. Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных. Ветка сосны – сосновая ветка; кора дуба – дубовая кора; поля картофеля – картофельные поля; зверь леса – лесной зверь; цветок поля – полевой цветок.
Совершенствование грамматического строя речи достигается в процессе усвоения слов в предложении и овладения моделями предложений различных синтаксических конструкций. Например:
1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложения. В стакан …лили молоко. Ученица …писала домашнее задание. Дрова рубят топор… . Хлопьями падал мягкий снеж… .
2. Дописать корень в словах предложения: Петя …ит зимой птиц. Он сделал …ушку. Хороший у птиц …овой столик. Каждый день прилетают сюда птицы …иться.
3. Из слов, данных в беспорядке, составить предложение и записать его.
В, нашли, цыплята, саду, шарик, беленький.
4. Исправь ошибки в выделенных словах. Ученика созвали к доске. Мама избила сливки для торта. Малыш избежал в комнату. Нужно вырезать огурцы для салата.
5. Спиши текст. Вставь пропущенные слова, обозначь в них корень. Как солить огурцы. Приготовь крупную … . Вскипяти воду и … её. Получится … . Залей огурцы … . Через два дня огурцы станут … . Через пять дней они станут … . Слова для справок: соль, солёными, рассолом, посоли, рассол, малосольными.
Накопление фонетических и морфологических обобщений и упорядочение на этой основе имеющихся у детей средств языка позволяет приступить к работе по совершенствованию связной речи. Дети тренируются анализировать текст:
- определять тему, основную мысль рассказа;
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- составлять план связного высказывания;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями.
Огромная роль в формировании умения строить связные высказывания принадлежит работе над текстом. Например:
1. Составь рассказ из данных предложений. Орёл и обезьяны. Еле вырвался орёл от обезьян. Орёл схватил маленькую обезьянку. Обезьянка закричала и уцепилась за сучья. Долго кружились в воздухе его перья. Примчались обезьяны с других деревьев. Они вцепились в крылья орла.
2. Составь рассказ из данных предложений, установив правильную последовательность. Воробей. Моя собака приближалась к нему. Вдруг она уменьшила свои шаги. И начала красться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал из гнезда, растопырив крылышки. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Я поспешил отозвать пса – и удалился.
Для более эффективной работы по коррекции речевых нарушений необходимо тесное взаимодействие логопеда с работниками образовательного учреждения и родителями. С этой целью мною проводятся родительские собрания, индивидуальное и групповое консультирование родителей, посещение родителями логопедических занятий.
Критериями оценки эффективности работы являются контрольные срезы и обследование лексико-грамматического строя речи.
Данная работа предполагает использование приёмов и способов не только узкими специалистами, но и учителями и родителями, заинтересованными в успешном усвоении детьми школьной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состав слова. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии
Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушением интеллекта...
Дифференциация приставок и предлогов. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии
Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушениями интеллекта...
Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.
В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....
Конспект индивидуального занятия по коррекции аграмматической дисграфии.
Согласование существительных с прилагательными....
Коррекция аграмматической дисграфии. Употребление и использование предлога МЕЖДУ
Конспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).
Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"
Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...