Статья «Как организовать игру на уроке с детьми с интеллектуальными нарушениями»
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Трифонова Наталья Васильевна

Статья по теме "Как организовать игру на уроке с детьми с интеллектуальными нарушениями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трифонова Наталья Васильевна

ГБОУ школа № 565 Кировского района Санкт-Петербурга

«Как организовать игру на уроке с детьми с интеллектуальными нарушениями»

Возникновение интереса к уроку у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа, а в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями это особенно актуально. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности,  познавательного интереса ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Немаловажная роль здесь отводится играм на уроках. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, для ребенка с интеллектуальными нарушениями, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.

Основная цель работы – активизация познавательной деятельности обучающегося на уроках, развитие любознательности и познавательного интереса к предмету через игровую деятельность.

Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на внеклассных занятиях по предмету, а возможности использования игры в учебном процессе в известной мере недооценивались. Тогда как игра в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями является основным приемом активизации познавательной деятельности. Она способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления, способствует использованию знаний в новой ситуации. При этом значительно повышается положительный эмоциональный тонус обучающегося. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу школьников, отвечает их потребностям и интересам, а, следовательно, ребенок с большим удовольствием и желанием включаются в работу на уроке и выполняет задания, предложенные учителем.

Игра – один из основных видов деятельности детей, в том числе и детей с интеллектуальными нарушениями. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь обучающегося радостными переживаниями, эмоционально обогащают его, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка;

● Развитие эмоционально-волевой сферы;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Для решения поставленных целей и задач на уроках и во внеурочное время используются следующие игры:

1) дидактические;

2) сюжетные;

3) ролевые;

4) театрализованные;

5) подвижные;

6) конструктивные.

Каждый вид игры выполняет определённые функции.

Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

В сюжетно-ролевых играх дети, при помощи взятых на себя ролей, воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.
Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.

Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.

Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.

Таким образом, благодаря игре на уроке, у ребенка с интеллектуальными нарушениями, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения,  осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, появляется уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.

Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обуч...

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Альтернативная коммуникация считается формой языка, исключающей речь. Пользуясь ее методами, с детьми общаться легче. В частности, использование альтернативных средств коммуникации становится единстве...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Профессиональная деятельность тьютора в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».

Тьютор сопровождает образовательную деятельность ученика. Но в силу того, что у нас дети с особенностями развития, то мы сопровождаем не только процесс учебы, но и процесс социализации, процесс самооб...

Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, к...

Статья Использование цифровых инструментов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Использование цифровых инструментов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...

Статья "Использование мультимедийных презентаций на уроках с обучающимися с интеллектуальными нарушениями"

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее...