конспект логопедического занятия по теме Дифференциация Ч-Т
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ОНР III (IV)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_ch-t_1.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Дифференциация Ч  -Т  в устной и письменной речи

Цели:

Образовательные. Умение различать звуки / Ч-Т`/ по акустико-артикуляторным свойствам. Дифференцировать буквы Ч-Т при письме и чтении.

Коррекционные.  Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, фонематических представлений. Развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия

Воспитательные.      Формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

1. Формирование практического навыка различения букв Ч-Т в письменной речи  и  звуков / Ч-Т`/ в устной речи.

           2. Развитие коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.  Развитие и совершенствование  психологических предпосылок к обучению.

          3. Расширить и уточнить активный и пассивный словарь учащихся

1. Орг\момент.

Цель: развитие временных ориентировок.

Работа на конструкторе «Дни недели» и «Части суток»

2. Введение в тему.

Цель: - привлечение и активизация внимания учащихся,    

          - развитие пространственного праксиса на основе конструирования букв из составляющих элементов.

Рассмотреть картинки на доске, назвать их,  найти лишнюю.

ЧЕРЕПАХА,  щука, окунь, карась

ТИГР, морж, тюлень, морской котик.

Дети, а вы заметили конверты у черепахи и тигра?

Давайте их откроем!

Какую букву можно составить из этих элементов? (составление строчных букв из элементов на коврофоне)

Как вы думаете, почему у черепахи находится  буква Ч, а  у тигра  -  буква Т.

Каждый из вас получит карточку,  в которую впишет слова для черепахи и тигра, а в конце занятия вложит в конверт.

Вывод:    Эти буквы сегодня на занятии главные. Мы будем различать на слух звуки Ч-Т`, а на письме буквы, которые их обозначают.

*Запишите в тетрадь заглавную букву Ч столько раз, сколько слогов в слове ЧЕРЕПАХА,

*Запишите сторочную букву Т столько раз, сколько звуков в слове ТИГР.

3. Формирование навыка дифференциации на слух фонем Ч- Т и соотнесения  их с  соответствующими буквами на письме.

Цель: 1. практически овладеть навыком различения фонем Ч-Т,   через активизацию кинестетического, оптического, тактильного, слухового анализаторов.

           2. пропедевтическая работа по овладению словоизменением, элементами связной речи.

           3. развитие памяти и внимания, сомато-пространственных ориентировок.        

3.1. Характеристика и сравнение артикуляционных укладов Ч-Т`  по традиционной схеме.

3.2.  Динамическая минутка «Слушай и двигайся»

Прослушать слоги и слова со звуками Ч-Т`. Услышав в слове Ч – хлопок,  Т`-  прыжок.

Ти, чи, тя, ча, тё, чашка, врач, тень, метель, качели, стирка

3.3. Прочитать слоги в таблице по инструкции Л.

Примечание: инструкция дается с учетом пространственного ориентирования. Например: прочитать второй столбик справа, третий ряд сверху и т.д.

ЧА

ТЯ

ЧУ

ТЕ

ЧИ

ЧО

ТЁ

ЧЕ

ТЮ

ЧА

ЧУ

ТИ

ЧО

ТЯ

ЧЕ

  • В каких слогах вы заметили орфограммы?
  • Записать эти слоги в тетрадь.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: - активизация речевых зон мозга,

           - развитие тонкой моторики пальцев рук,

           - развитие межполушарного взаимодействия

Птички
Влетели к девочке в окно
Две птички-невелички.
Потом за ними заодно
Ещё четыре птички.
Порхали птички над столом,
Чирикали и пели
Почти минутку, а потом
Куда-то улетели.
Обратно и  через окно
Одна, за ней четыре!                                                                                                                                                  Так сколько с девочкою той                                                                                                                                                                  Осталось их в квартире?

3.4. Работа с загадками (картинки в помощь)

По полотняной реке, по реке простыне:  Плывет пароход то назад, то вперед.

А за ним такая гладь –  Ни морщинки не видать.         Утюг

Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг.   Телефон.

Белая птица над морем кружится.   Чайка.

Нос у него белый. Сам он черный.

Друг садов и полей, поедает червей.          Грач.

Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной.

На меня он не глядит. Все стучит, стучит, стучит.         Дятел.

* На какие две группы можно распределить картинки? (бытовые приборы и птицы)

* Кто догадался как еще можно разделить картинки?  (звуки - буквы Т и Ч)

Физ\минутка.

Цель: - снять эмоциональное, нервно-психическое и двигательное  напряжение

3.4. Дид\игра «Кто у кого?»

Рассмотреть картинку. Назвать  детеныша этого животного.

Определить Ч или Т` слышишь в слове.

Выбрать соответствующую букву, найти ей место на звуко-буквенной  линейке.

У тигра - тигренок,                         у белки – бельчонок,                       у коровы – теленок,

У кролика – крольчонок,               у скворца – скворчонок,                  у утки – утенок,

У волка – волчонок,                        у кошки – котенок.

3.5. Игра « собери букет»

Прочитать слова на цветах.  Выбрать вазу с буквами Ч или Т`.  Поместить цветы в соответствующие вазы.

 _исто,  лу_,   мо_алка,    _угун,    по_та, у_ёнок, пя_ёрка, кар_ина, _юлень

4. По картинкам с помощью вопросов составить предложение.

Цель: выявить уровень формирования навыка дифференциации фонем Ч-Т` и соответствующих им букв.

У мальчика удочка и червячки в баночке.

Врач лечит человека.

Зайчик качался на качелях

Котёнок хочет поймать бабочку.

Катя даёт собачке косточку.

На небе тёмные тучи.

Записать предложения  в тетрадь.

Итог: Отправьте свои письма тигру и черепахе.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Конспект логопедического занятия для группы из  специального (коррекционного)  2класса VII вида , диагноз "Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (III) уровень"...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков р -л".

Фронтальное занятие с детьми 1-3 класса по теме "Дифференциациязвукоа р-л". на материале лексической темы транспорт....

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация графически сходных букв Х - Ж"

Данное занятие способствует дифференциации графически сходной пары букв Х - Ж при помощи уточнения артикуляции звуков, обозначаемых этими буквами; уточнения написания этих букв посредством исполь...

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»

Занятие проводится с учащимися 2 класса имеющими ОНР.Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.Задачи: содействие закреплению связи между фонемой, арти...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация ж-ш в слогах, словах, предложениях"

Занятие рассчитано на детей логопедической группы школы VIII вида....