Статья «Актуальность профилактики речевых нарушений»
статья по логопедии (1 класс)

Горемыкина Ирина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы актуальности первичной и вторичной профилактики речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_profilaktika_rechevyh_narusheniy.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Горемыкиной Ирины Николаевны

«Актуальность профилактики речевых нарушений»

    Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подрастающего поколения.

    Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

    В настоящее время ухудшение здоровья детей – это констатация факта, т.е. подкрепленная серьезными научными изысканиями аксиома.

    По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

    Профилактика – (от греч.prophylaktikos – предохранительный ) – речевых нарушений это система мер по их предупреждению. Она является одной из важнейших задач медицинских и образовательных учреждений и одним из важных направлений логопедической работы.

     Первичная профилактика любой речевой патологии сводится к устранению, по возможности, тех причин, которые могут привести к её возникновению. А поскольку эти причины начинают действовать ещё задолго до рождения ребёнка, то данный вид профилактики начинается «издалека» и рассчитан на предупреждение не только дефектов звукопроизношения или иных речевых расстройств, но и любой другой патологии, связанной с внутриутробным повреждением плода. Кстати сказать, дефекты звукопроизношения в их изолированном виде теперь почти не встречаются. Чаще всего они представляют собой лишь один из симптомов имеющихся у ребёнка более сложных речевых расстройств. А это значит, что и профилактику нарушений звукопроизношения нужно рассматривать более широко, то есть ориентируясь на предупреждение любой речевой патологии. 

      Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций. Такая профилактика может начаться ещё до рождения ребёнка путём создания для бедующей матери в период беременности максимально благоприятных условий. Также в системе профилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений нервно–психическом и, в частности, речевом развитии ребёнка. В тех случаях если обнаруживается отягощённость какой либо патологии, с родителями проводят беседы, чтобы они были информированы о признаках заболевания и какие профилактические меры позволят предупредить или ослабить вероятность возникновения или симптоматику того или иного наследственного заболевания.

     Так же ещё из мер профилактики считается диспансеризация беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

     С появлением малыша особая ответственность за его здоровье лежит на семье. Здесь большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в младенческом, ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность гармоничного и полноценного развития и успешного обучения в школе.

         На первом году жизни, даже если анамнез ребёнка в полном порядке, помимо профилактических осмотров педиатром, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2-х лет стоматологом, в 3-5 лет - теми же специалистами и логопедом. Такие углубленные осмотры позволяют выявить, не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе.

      Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Специализированное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи и начать работу по их профилактике.

     Так как в первые годы жизни образцом речи является речь родителей или близких родственников, нужно ограничить речевое общение ребёнка с лицами страдающими речевой патологией. Также одной из мер профилактик И. Лангмейр, З.Матейчик говорят о достаточном эмоциональном общении, его недостаток в раннем возрасте опосредованно может привести к речевым расстройствам.

     Большая ответственность в организации мер профилактики нервно-психических нарушений, приводящих к речевым расстройствам у детей, возлагается на дошкольное учреждение.

     В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая активность, что несомненно, задерживает формирование речи. Этот период может продолжаться у младших дошкольников до 4 месяцев, у более старших до 2-х месяцев. Наиболее трудно протекает адаптация к детским учреждениям, если ребенок поступает в него в 1,5 - 2 года. Наименее болезненно в возрасте 3 лет и более.

     Поэтому, направление ребенка в детское учреждение необходимо осуществить в том возрастном периоде, в котором он может легче адаптироваться к новым условиям, что является профилактикой нервно-психического нарушения речи. В процессе подготовки дошкольника к школе проводятся профилактические осмотры детей педиатром и логопедом с целью выявления отклонений в речевом

     В настоящее время особое значение приобретает проблема обучение грамоте и родному языку: формирование практических речевых навыков (сформировать лексико-грамматическую сторону речи) развитие осознания языковой действительности, элементов языка, смысловой стороны слова. Одной из мер предупреждения речевого нарушения это разговор с ребенком на одном языке до того времени пока он не усвоит его нормы и правила.

      Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формирования его личности и поведения (вторичные расстройства). Глубокие расстройства речи (алалии, афазии) в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит в силу функционального единства речи и мышления.

      При наличии у ребенка речевого нарушения возрастает необходимость своевременной диагностики степени функциональной готовности к школьному обучению. Только со специалистами разного профиля можно с определенной уверенностью решить вопрос о целесообразности поступления ребенка в школу или предоставление ему отсрочки.

     Иногда с детьми, у которых имеются тяжёлые нарушение речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи

    В целом вторичная профилактика направлена на предотвращение вторичных расстройств.

    Любая логопедическая профилактика может быть действенна лишь при условии полного знания о развитии ребенка (физического, психического, речевого и так далее) с опорой на нормативы развития. Это позволит логопеду адресно руководить воспитанием и обучением, используя периоды сензитивности, наблюдаемых на определенных стадиях онтогенеза. Преждевременное или запаздывающее, по отношению к периоду сензитивности, коррекционное обучение является менее эффективным, тогда как сознательная опора на закономерности развития психофизиологических характеристик, психологии речи, позволяет логопеду добиваться значительных успехов.. В профилактике должны участвовать все стороны этого процесса т.е медики, педагоги, логопед, родители и т. д. И только совокупность их работы даст видимый результат.

    Трудно переоценить важность и необходимость ранней профилактики нарушения речи у детей. В нашей стране создано много механизмов, которые помогают это сделать на любом уровне психического здоровья ребенка и в любом возрасте. Главное не дать закрепиться дефекту речи, не сделать его в понимании ребенка и родителей нормой.

     Основная опасность кроется  в том, что родители в подавляющем большинстве случаев не замечают имеющегося отставания в развитии ребенка и вплоть до поступления его в школу полагают, что у него “все нормально”. Если же иногда и появляется смутная догадка, что “что-то не так”, очень многие успокаивают себя: “С возрастом все пройдет!” К сожалению, не пройдет это с возрастом, а только ешё больше укоренится и к тому же “обрастет” массой других нарушений, о чем уже говорилось выше.

    Проследить цепочку процесса речевого нарушения у ребенка может логопед. И как правило, если родители не утаивают информацию о ходе беременности, проблемных родов, ранних заболеваниях ребенка, состояния речи у родственников и т.д., то точность определения точки возникновения речевых проблем высока.  

Литература:

1. Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. - 2010. -№ 5.

2. Домашний логопед. Полный справочник. / Под ред. Елисеева Ю.Ю. - М., 2007.

3. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 1996.

4. Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М., 2002.

5. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.

6. Методы обследования речи детей. /Под ред. Чиркиной Г.В. - М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям: «Профилактика речевых нарушений».

В этой статье  освещены вопросы актуальности профилактики речевых нарушений....

Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....

Факторы риска речевых нарушений. Меры профилактики.Профилактика школьных проблем.Консультация родителей.

Родители совместно с врачами должны внимательно следить за ходом становления и развития речевых реакций, психомоторным развитием ребёнка, принимать необхо­димые профилактические меры в случае их о...

статья "Профилактика речевых нарушений у обучающихся начальных классов"

статья рассказывает о работе учителя начальных классов с обучающими, имеющими нарушения в развитии речи...

Статья для родителей на тему: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Родитель узнает,что такое речь,также получит знания о главном направлении логопедической работы и в чём она заключается. Что оказывает влияние на формирование речи. Услышат рекомендации специалистов. ...