Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией
статья по логопедии (1 класс) на тему

При дизартрии нарушается  большое число звуков. Перед  постановкой звука необходимо провестти подготовительную работу: нормализовать  речевое дыхание, улучшить подвижность речевых мышц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.

При дизартрии нарушается как правило большое число звуков.

Перед тем как ставить звуки у дизартрика необходимо провести подготовительную работу: нормализовать речевое дыхание улучшить подвижность речевых мышц.

 Подготовительная работа это первый этап постановки звуков в него входит:

 Дыхательная гимнастика

 Мимическая гимнастика

 Артикуляционная гимнастика

 Голосовые упражнения

 Массаж органов артикуляции, назначают один из видов массажа: ручной логопедический, зондовый или точечный.

 Электрофорез органов артикуляции

И только после этой работы можно приступать к обучению произносить звук изолированно.

Последовательность постановки звуков при дизартрии:

Если ребенок произносит гласные звуки в нос, то первыми необходимо поставить именно их. Если ребенок произносит какие-либо звуки смягченно, то их так же исправляют в первую очередь, исключение из этого правила составляют звуки Р, Л.

Через запятую обозначена последовательность работа над нарушенными звуками:

А, О, У, Э, Ы, Ф, В, К, Г, Х, Т, Д, Й, С, З, Ц, Ш, Ж, Ч Щ, Л, Р

Ввиду трудности нахождения каждой артикуляционной позы при дизартрии постановка изолированного звука проводится над каждым звуком отдельно. После того, как звук будет поставлен изолированно его, так же как и при дислалии закрепляют в слогах, словах и самостоятельной речи.

У дизартриков длительное время занимает автоматизация звука – закрепление его в самостоятельной речи. Чтобы ускорить работу над звуками, после того как ребенок научится произносить один нарушенный звук в словах, можно ставить другой звук изолированно, соблюдая при этом порядок работы над звуками.

 Задачи, которые решаются на занятиях по коррекции произношения звуков у детей с дизартрией направлены на:

  • уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пореза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях – нормализировать тонус мышц и моторики артикуляционного аппарата);
  • развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голосом в речевом потоке; выработке синхронности голоса, дыхания и артикуляции;
  • нормализации просодической системы речи;
  • формирования артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков, т.е. индивидуальный подбор и непрерывное, постоянное выполнение артикуляционных упражнений во время всего коррекционного периода;
  • развитие фонематического восприятия и звуковой анализ;
  • нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся в нарушении всех компонентов речи) в отличии от детей с ОНР при дислалии, у детей с ОНР при дизартрии данный процесс протекает более сложно и требует постоянных упражнений в каждом виде словообразования;
  • развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушения мелкой моторики.

 Звук Р самый сложный в произношении, работать над его правильным произношение необходимо в последнюю очередь. Однако из этого правила есть исключение: если у ребенка, когда вы уже начали заниматься постановкой других звуков, появилось горловое Р, необходимо предупредить не правильное произношение и поставить этот звук хотя бы одноударно.

Бывает так, что у дизартрика какой-то звук длительно не получается в силу того, что артикуляционный аппарат в начале ваших занятий еще не достаточно развит, тогда отложите постановку сложного звука на время.

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.

  • Выявляются компенсаторные возможности ребенка, т.е. сохранные артикуляционные движения, звуки, слоги и слова, которые произносятся правильно.
  • значительно более длительные сроки отработки каждого звука 
  • соблюдение определенной последовательности в работе над звуками. Последовательность работы над звуками определяется степенью доступности звуков для произношения (легкость артикуляции) и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим. В ряде случаев не стоит придерживаться традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков. Работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, целесообразно вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. У многих детей с речедвигательными расстройствами сначала лучше осуществляется постановка и дальнейшая автоматизация более «сложных» звуков, например шипящих или сонорных. При этом свистящие звуки будут корригироваться позже, после «созревания» дорсальной позиции, являющейся часто для детей с дизартрией одной из самых трудных.
  • При формировании артикуляционного праксиса на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков, необходимо развитие или уточнение фонематических процессов .
  • Логопед использует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами). Время и способы постановки звуков выбираются индивидуально. В некоторых случаях достаточно только «уточнить» отрабатываемый звук.

Для практического применения предлагаем:
20 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой
1.  «Забор».
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы /улыбнуться/, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними /1 мм/. Следить, чтобы ребенок не морщил нос.
2. 
«Окно».
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны.
3. 
«Мост».
Цель: выработав нижнее положение языка для подготовки постановки свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско.
Это упражнение функционально очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка. Если упражнение не выполняется, то проводится логопедический массаж.
4
.  «Парус».
Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].
Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» - «Окно» - «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы.
Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженный и широкий.
5.  «
Трубочка».
Цель: выработать подвижность губ.
Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочка. Круговая мышца собирается в морщинки
Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась.
6.  «Чередование «Забор» - «Трубочка». Цель: добиться ритмичности, точного переключения с одной артикуляции на другую.
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5-6 раз под определенный ритм.
7
.  «Лопата».
Цель: выработать положение широкой: языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.
Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения: «Забор» -«Окно» - «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы.
8. 
«Лопата копает».
Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».
Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны.
9.  «Вкусное варенье».
Цель: язык в форме «Чашечки» удерживать на верхней губе и выполнять движения сверху вниз.
Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие
10. «
Теплый ветер».
Цель: вызывание шипящих звуков.
Meтодические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощущать теплую воздушную струю.
11.
«Цокает лошадка».
Цель: выработать тонкие дифференцированные движения языка. Язык вверху у альвеол в положении «Парус».
Meтодические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте языком. Челюсть неподвижна.
12
.  «Молоток».
Цель: подготовка артикуляции для звука [р]. Готовится вибрация кончика языка.
Meтодические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить ЗВУК [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо pта.
P.S.: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т].
13. «Дятел».
Цель: формировать вибрацию кончика языка для будущего звука [р].
Meтодические рекомендации: из положения «Парус» произносить звук [д] в ускоренном темпе: ддд - ддд - ддд с паузами.
14. 
«Пулемет».
Цель:_ {закрепить вибрацию кончика языка для звука [р].
Meтодические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю: ддд-ддд + сильная воздушная струя. Возникает вибрация языка дрр.
/5. «Холодный ветер».
Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка.
Meтодические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор»
и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха.
16. 
«Пароход».
Цель: подготовка артикуляции для звука [л].
Методические рекомендации: из положения «Mocт» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка /зубы должны быть видны/и длительно произносить звук [ы].
17.    
«Пароход гудит». Цель: вызвать звук [л].
18.    Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а].
19
.  «Маляр».
Цель: растянутъ подьязычную связку для произношения шипящих звуков и [р]. [л].
Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по небу в передне-заднем направлении. Челюсть должна оставаться неподвижной. .

«Качели».
Цель: дифференцировать
20 нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.
Meтодические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Mocт». Чередовать 5-6 раз.
21. 
«Фокус».
Цель: сформировать правильное направление воздушной струи для шипящих звуков.
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги /3х1 см/ и сдуть ее.


ЗВУК [л]

Артикуляция звука [л]

Губы растянуты в положении «Забор».

Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов. При произнесении твердого [л] кончик языка не напряжен, а при произнесении мягкого [л'] — сильнее напряжение.

Между краями языка и коренными зубами образуется щель для прохода выдыхаемого воздуха.

Корневая часть языка при произнесении твердого [л] приподнята, и язык в форме седла, а у мягкого [л'] — спущена.

Нёбная занавеска поднята так, что струя выдыхаемого воздуха не может проходить через нос.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Нарушения

ЛАМБДАЦИЗМЫ

Отсутствие звука.

Межзубный.

 

Носовой (звук [л] произносится как [нг], выдох через нос).

Звук [л] произносится, как иностранный [1] (альвеолярно).

5.         Звук [л] произносится мягко, как [л'].

ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ

Звук [л] может заменяться на [р], [в], [б, [у], UL [н], [ы], [к], [г].

Подготовительные упражнения

Различение на слух звуков [л—р, л—в, л—j] и других в словах, близких по звуковому составу («ленок-венок, лоск-воск, галка-гайка, рожки-ложки, репка-лепка» и др.), в слогах, среди фонем.

Для развития силы и напряжения воздушной струи.

а) «Надуй щеки». Цель — укрепление мышц щек.

б)         «Втяни щеки». Цель — укрепление мышц щек.

в)         «Сдуй ватку». Цель — выработка направленной воздушной струи.

г)         «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель — выработка сильной направленной воздушной струи.

3.         Упражнения для губ:

а)         Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы разомкнуты на ширину полутора пальцев. Язык на дне рта. Подержать так на счет 3, 5, 10. Закрыть рот.

б)         «Забор» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы. Под счет до 5—7.

в)         Произносить [а] — оскал — широко открыть рот, облизывать верхнюю губу в момент произнесения [а].

г)         «Забор» — «Трубочка», для активизации губ.

4.         Упражнения для языка:

а)         «Наказать непослушный язык», «Вкусное ва- ренье». Цель: подъем кончика языка кверху.

б)         «Пароход» — язык между зубами, произносить «ыыы».

в)         «Пароход гудит» — закусить кончик языка и произносить кратко [а].

г)         «Качели».

д)         Пощелкать кончиком языка, беззвучно.

е)         «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье», «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх. Цель: подъем задней части спинки языка вверх.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА 1. По подражанию:

а)         Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания коснуться языком верхней губы.

б)         Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания ритмично нажимает на верхнюю губу языком. Полу- чается «ал-ал-ла-ла».

2.         От опорного звука:

а)         Выполнить последовательно упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», просунуть широко рас- пластанный язык между резцами, слегка прикусить передний край языка и в этом положении дать голос. Губы растянуты. Зубы разомкнуть со звуком [а]. Звук, похожий на [л], соединять с гласными [а-ы] («лла-ллы-аллл»). Контроль — теплая воздушная струя.

б)         «Пароход гудит» — широкий кончик языка чуть прикусить зубами и тянуть «ыыы», получается [л]. С силой открыть рот на звук [а]. Одновременно оторвать язык от верхних зубов и продолжать гудеть. Получается: «ллллаааа».

в)         То же, только язык переводить из межзубного, в зазубное положение.

г)         При сильном оскале положить широкий рас- пластанный язык на нижнюю губу, широко открыть рот и тянуть [а], затем прикусить язык, продолжая тянуть [а], получается: «аааалл». Закрепляется в меж- зубном положении, затем переводится в зазубное.

3.         Механический способ:

Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» «Мост» — «Парус». Язык поднять к альвеолам, логопед придерживает его шпателем, ребенок включает голос, язык неподвижен. Слышится длительный звук «ллл». При постановке звук [л] не называть, а заменять названием упражнения «Пароход гудит».

При ламбдацизмах те же упражнения, что и при отсутствии звука.

ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ Замена [л] на [j]

Подготовительные упражнения

а)         различение на слух звуков [л-j] (в словах, близ- ких по звуковому составу («стол-стой, галка-гайка»), в слогах среди фонем.

б)         беззвучно пощелкать языком.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

а)         «Пароход» — язык в межзубном положении, ребенок произносит [ы].

б)         «Пароход гудит» — закусить кончик языка и произносить [ыа].

в)         Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», «включить» голос на звук [а], кончик языка прижимать к верхней губе.

Замена [л] на [у]

Подготовительные упражнения

а)         Чередовать упражнение «Забор» — «Трубочка».

б)         Удерживать положение «Забор» под счет до 5—7.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

а)         Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус», кончик языка за верхними зуба- ми, тянуть [л] — «Пароход».

б)         Из положения «Мост» протянуть гласный звук [а] и язык прижимать к верхней губе.

Замена [л] звуком [в]

Подготовительные упражнения

а)         опустить нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет до пяти.

б)         опускать и поднимать нижнюю губу указатель- ным пальцем, поставленным на нее (сначала это де- лает логопед, потом сам ребенок).

в)         выполнять упражнение «Забор» под счет до пя- ти, зубы обнажены.

Замена звука [л] звуком [г]

Подготовительные упражнения

а)         Покусать кончик языка.

б)         Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — Мост», «Парус» — «Вкусное варенье».

в)         Выполнить чередование упражнений: «Моло- ток» — «Вкусное варенье».

При других видах параламбдацизмов выполняются те же упражнения, что и при отсутствии звука. При параламбдацизме необходимо после автоматизации звука провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи.

 

ЗВУК [р]

Артикуляция звука [р]

Губы разомкнуты и обнажают зубы.

Кончик языка в форме ложки поднят и вибрирует у альвеол (при [р]) или у верхних резцов (при [р']).

Корневая часть языка опущена.

Нёбная занавеска поднята, преграждает воздуху выход через нос.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное.

Нарушение произношения звука [р]:

РОТАЦИЗМЫ

Отсутствие звука.

Горловое (велярное или увулярное).

Боковое (слышится [рл']).

Носовое (слышится [нг]).

Одноударное.

Мягкое произношение ([р—р']).

ПАРАРОТАЦИЗМЫ

Звук [р] заменяется на:

[л]

Ш

[Д]

[в]

[г]

[ы]

Подготовительные упражнения 1.Для развития силы и напряжения воздушной струи.

а)         Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата», сильно подуть на кончик языка, на граненый карандаш, чтобы он покатился по столу.

б)         Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», стучать языком по альвеолам и произносить звук «ддд», подставляя пу- зырек или полоску бумаги. Выдох попадает в пузырек со свистом, а бумага отклоняется в сторону, дрожит.

в)         «Фокус»: положить ватку на кончик носа, язык на верхней губе, кончиком вверх, сдувать ватку с носа.

г)         «Фокус»: положить полоску бумаги на кончик языка. Язык на нижней губе. Сплюнуть бумажку. Сдуть бумажку с языка, заставить язык дрожать.

д)         «Кто дальше загонит мяч?» — дуть на бумаж- ный шарик с силой, чтобы он улетал далеко.

2.         Упражнение для губ:

а)         Выполнить упражнение «Забор» — «Трубочка».

б)         Выполнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Забор», в каждом положении удерживать под счет до пяти.

3.         Упражнение для языка:

а)         Сделать язык широким, выполнив упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».

б)         Наказать непослушный язык. Пошлепать губа- ми, покусать зубами.

в)         «Вкусное варенье». Широким языком облизы- вать верхнюю губу сверху вниз.

г)         Выполнить упражнение «Парус». Широкий язык упирается в альвеолы.

д)         «Маляр» — широкий язык гладит по нёбу в пе- редне-заднем направлении

е)         «Молоток» — из положения «Парус» стучать языком по альвеолам со звуками [д] или [т] (при гор- ловом дефекте) — звук «пт», а при других вариантах звук «ддд».

ж)        «Цоканье» — прищелкивание языком с пере- менным темпом (держать подбородок).

з)         Выполнить упражнение «Окно» — «Парус», до предела растянуть уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении под счет до 7—10.

и)         «Почистим зубы» движением кончика языка сверху-вниз по зубам.

к) Выполнить упражнение «Дятел»: стучать языком по альвеолам, чередуя один удар с серией ударов со звуком [д] («д-ддд»).

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

При ротацизме и параротацизме постановка звуков одинаковая.

1. По подражанию:

а)         Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» при открытом рте. Язык упирается в альвеолы, затем, не опуская языка, с силой подуть на него. Вызывать вибрацию кончика языка — «Мотор».

б)         Выполнить серию упражнений «Забор» — «Ок- но» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет» (см. раздел «20 упражнений с функциональной нагрузкой»). Положение кончика языка ребенка — у альвеол. Ребенок выполняет упражнение «Молоток» — единичные удары языком по альвео- лам, затем выполняет упражнение «Дятел» — чередование единичных ударов языком с серией ударов в быстром темпе — «д-ддд», затем подключается упражнение «Пулемет» — это сильный толчок выдыхаемой струи, заставляющий кончик языка вибрировать. Предварительно такой выдох формируется на подготовительном этапе.

Примечание: при устранении велярного и увулярного ротацизма (горлового) упражнения «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет» выполняются на базе звука [т]. Это вызвано тем, что звук [д] возникает в результате вибрации голосовых связок, которая может активизировать, провоцировать вибрацию мягкого нёба или маленького язычка. Коррекция велярного и увулярного ротацизма направлены на погашение этого вида вибрации и активизации вибрации кончика языка.

2.         От опорного звука:

Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Произносить звук [з] при поднятом к верху языке, что напоминает звук [д]. Если слышится [ж], надо попросить подвинуть язык ближе к резцам, слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук [а]. Должны слышаться звуки «ра» — «Мотор».

3.         Смешанный способ

а)         Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Поднять язык к нёбу, до предела растянуть уздечку, затем логопед большим и указательным пальцем плотно прижимает к небу боковые края языка. Середина языка и уздечка должна оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой вьщувать воздух с включением голоса. Язык «набухает» и слышится звукосочетание «тж», у некоторых сразу «тр». Зубы на расстоянии 1,5—2 пальца, упражнение повторять, увеличивая напор воздуха, пока «дж» не перейдет в «тр» — «Мотор». Под напором сильной воздушной струи самопроизвольно получается вначале короткое «тр» — «Мотор».

б)         Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» (единичные удары со звуком [д]) — «Дятел» (чередование одного удара языком по альвеолам с серией ударов в быстром темпе: «д-ддд», «д-ддд», «д-ддд»).

Ребенку предлагается быстро произносить длинный ряд «д-ддд» при полуоткрытом рте (кончик языка находится у альвеол). Надо, чтобы ребенок выполнял это упражнение перед зеркалом, видя быстрые колебания кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается, и колебания кончика языка производятся в различном темпе. Образованные в результате ритмичных ударов языка звуки соединяются с гласными в открытых слогах «дра-дры-дро» — «Мотор».

4. Механический способ.

Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», произносить «д-ддд», т. е. широкий кончик языка стучит по альвеолам со звуком [д]. В этот момент под кончик языка подводят шпатель и воспроизводят мелкие вибрирующие движения. Два варианта вибрации: 1 — шпатель совершает колебательные движения из стороны в сторону; 2 (более эффективный) — колебательные движения совершаются без отрыва от кончика языка, то есть шпатель прижимается к кончику языка. Запрещается вибрировать по подъязычной связке, так как это вызывает вибрацию не только кончика языка, но и всей передней части языка. Такая вибрация не позволяет в дальнейшем перейти к звуку [р] и включить его в речь.

Рекомендации:

При использовании механической помощи (зонд, шпатель, палец ребенка) необходимо располагать их под углом сорок пять градусов по отношению ко дну ротовой полости, но не горизонтально. Горизонтальное положение, например, шпателя приходится на середину подъязычной связки, что недопустимо.

Фиксируется внимание ребенка при появлении первых признаков «Моторчика», вызванного механической помощью, на ощущениях вибрации и характерном звучании. С этого момента вместо зонда или шпателя начинают использовать в качестве механической помощи палец ребенка. Предварительно готовят к этому палец ведущей руки на занятиях пальцевой гимнастики. Формируют тонкие дифференцированные движения пальца (например, упражнение «Оса» — круговые движения прямым указательным пальцем, упражнение «Балалайка», когда прямой палец вибрирует на натянутой резинке, струне и т. д.). В специальной литературе есть данные, что вибрирующие движения, т. е. мелкие, ритмичные сокращения мышц руки и пальца предшествуют вибрации кончика языка.

а)         Выполняют последовательно серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус», т. е. широкий кончик языка находится за верхними зуба- ми. Длительно произносить звук [з], [ж] или [д], в это время шпателем или зондом, подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону, затем зонд заменить на палец ребенка.

б)         Выполняем предыдущие упражнения. Начина- ем вибрацию с помощью шпателя, а продолжаем без него. Если самостоятельно вибрация языка не вырабатывается очень долго, начинаем автоматизацию звука [р] в слогах, словах с механической помощью (лучше при помощи пальца), рекомендуется произносить слова: «дрова, друг, друзья, трава, труба» и др.

Примечание:

При коррекции всех видов ротацизма и параротацизмов звук [р] не называем, а заменяем название упражнения — «Мотор».

Автоматизация и дифференциация звуков

  Самым сложным направлением работы на втором этапе является закрепление вызванного звука, т.е. его автоматизация. Изолированно дети поставленные звуки произносят правильно, а в речевом потоке звуки искажаются. 

      Автоматизация осуществляется по принципу от простого к сложному. Прежде всего требуется включение звука в слоги. При включении автоматизируемого звука в слово соблюдаю ряд требований к лексическому материалу. В нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков и не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков. Учитываю смысловую доступность лексического материала. После автоматизации в словах автоматизирую звук в предложениях,  чистоговорках и стихах; в коротких, а затем длинных рассказах.

      В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный,  двигательный, кожно – кинестетический. Каждый из них вносит свой вклад в образование речи.

     Также с помощью иппликаторов автоматизирую поставленные согласные звуки. Лексический материал для автоматизации согласных звуков на уровне слов располагаю в порядке возрастания трудности по 13 классам в соответствии с методикой формирования слоговой структуры слова А.К.Марковой, где закрепляемый звук находится в разных позициях (см. дидактический материал – Учим звуки по слогам. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 32с.(Конфетка).

      Затем автоматизация поставленных звуков проходит в предложениях, насыщенных контрольным звуком, чистоговорках, стихах, рассказах.

      Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, т.е. по подражанию логопеду, а затем с опорой на наглядность (схемы, картинки, символы и т.п.).

      Так же, используя наглядность, провожу работу по дифференциации смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, рассказах.

      У детей с общим недоразвитием речи проводится работа по обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя и связной речи.

     При автоматизации и дифференциации звука ведется параллельная работа по уточнению и развитию фонематического слуха.

              Вся работа сочетается с развитием звукового анализа и синтеза для профилактики дисграфии.    

       Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционный процесс. Тесная, плодотворная совместная работа – залог будущей успешной учебы ребенка со стертой дизартрией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика логопедической работы над постановкой звуков при нормальном и при нарушенном речевом слухе

Правила постановки звуков при нормальном речевом слухе. Понятие «речевой слух» и его нарушения. Правила постановки звуков при нарушенном речевом слухе. Полезна информация: звуки, которые н...

Постановка звуков при дизартрии

Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости отподготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного....

Статья на тему "Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

Данная коррекционная программа направлена на решение актуальной проблемы, так как у старших дошкольников с дизартрией имеются нарушения звукопроизношения. Наиболее трудным, требующим более длительного...

Особенности работы логопеда с различными категориями детей, имеющих проблемы в развитии

Информация представлена в виде таблицы, дается описание направлений логопедической работы с такими категориями детей, как дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения, дети с ДЦП, дети с ЗПР, д...

Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

    Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которы...