Программа реализации технологии логопедической работы Р.И. Лалаевой «Устранение оптической дислексии и дисграфии»
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Данная программа разработана с целью профилактики и коррекции оптической дисграфии у  школьников подготовительного класса, обучающихся в специальном (коррекционном) классе для детей с нарушением интеллекта. Может быть полезна в работе логопедов дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_profilaktika_opticheskoy_disgrafii.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

реализации технологии логопедической работы Р.И. Лалаевой «Устранение оптической дислексии и дисграфии»

Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более 100 лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением ( Бельгия – 5 %, Британия – 4 %, Греция – 5 %, Финляндия – 10 %, Соединённые Штаты Америки – 8,5 %). Причина кроется в самом процессе письма. Этот процесс психологически и физиологически достаточно сложен для детей 6-7 лет, так как включает в себя зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложные механизмы координации и регуляции движений.  Буквы русского алфавита, как печатные, так и прописные состоят из небольшого набора одних и тех же элементов. Эти элементы по-разному комбинируются между собой (по количеству, по расположению в пространстве) и образуют различные буквы. В процессе освоения навыка письма, ребёнок должен усвоить не только понятие о звуках и соответствующих им буквах, но научиться их слышать и различать, а также освоить различные начертания букв (уметь записывать печатные, письменные, прописные и строчные буквы).

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.) предлагают различные методики коррекционной работы.

По данным М. Е. Хватцева, Д. И. Орловой, В. В. Воронковой, нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Симптоматика дисграфии у умственно отсталых школьников характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов (В. В. Воронкова, Е. М. Гопиченко, Е. Ф. Соботович, К. К. Карлеп, Д. И. Орлова).

Так, усвоение букв представляет большую трудность для умственно отсталых первоклассников. Это связано с недоразвитием фонематического восприятия, с неразличением оппозиционных звуков, с несформированностью пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

У умственно отсталых детей отмечается неусвоение букв разной степени выраженности: от неусвоения нескольких букв до неусвоения 20 – 25 букв. В последнем случае усваиваются лишь буквы, обозначающие гласные звуки (а, о, у) и длительные согласные (ш, с, х и др.). Неусвоение букв обнаруживается у 51% учеников 1-го класса и у 6,6% учеников 2-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. В одних случаях буквы совсем не называются, в других – заменяются другими. Наиболее частными являются следующие замены: д – л, х – к, х – з, г – т, г – к, ж – ш, д – т, р – л.

Замены г – к, ж – з, д – т, р – л можно объяснить фонетическим сходством звуков, которые обозначают эти буквы. Сходством по графическому признаку можно объяснить замены г – т, т – г, д – л. Причиной замен д – л, х – е является их сходство по нескольким признакам. Буквы д – к – л сходны не только графически, они обозначают также звуки, сходные по артикуляции. Сходные графические буквы х – к. обозначают звуки, сходные по звучанию и артикуляции.

У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются следующие виды дисграфий:

- артикуляторно-акустическая,

- акустическая дисграфия (дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания),

- дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза,

- аграмматическая дисграфия,

- оптическая дисграфия.

Оптическая дисграфия проявляется в виде нарушений в воспроизведении букв на письме которые бывают двух видов:

- замены графически сходных букв;

- искажение графического образа букв.

        Выделяются литеральная и вербальная формы оптической дисграфии. При литеральной дисграфии отмечается нарушение воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы ребенок воспроизводит правильно, однако при написании слов наблюдаются искажения и замены букв.

При оптической дислексии и дисграфии у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.

Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы.
        Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности на долгое время привязывают умственно отсталых первоклассников к побуквенному чтению. Даже когда ребенок уже освоит принцип слияния согласной и гласной, он продолжает прочитывать каждую букву в отдельности и только затем называет слог. Характер ошибок учащихся 1 – 2-го классов при чтении и их причины подробно рассмотрены Р.И. Лалаевой в книге «Нарушение процесса овладения чтением у школьников».

В развитии первоначальных навыков письма, как уже говорилось ранее, важную роль играет сформированность двигательных операций. Отсутствие общей моторной координации действий у умственно отсталого ребенка, проявляющаяся особенно отчетливо в движениях мелких мышц руки, служит еще одним препятствием в формировании навыка письма. Мышечная напряженность кисти руки, сопутствующие движения шеи, головы, усиливающийся тремор быстро истощают нервные и физические силы детей, приводят к снижению внимания и появлению ошибок в начертании букв, в соединении одной графемы с другой и др. Трудности вызывает и выработка навыков каллиграфии у первоклассников.

Кроме общих недостатков, которые следует учитывать при организации обучения умственно отсталых детей грамоте, наблюдаются типологические и индивидуальные особенности, свойственные группам учащихся или отдельным ученикам.

Данная программа разработана с целью профилактики и коррекции оптической дисграфии у  школьников подготовительного класса, обучающихся в специальном (коррекционном) классе для детей с нарушением интеллекта.

Занятия направлены на:

а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса);

б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;

в) формирование пространственного восприятия и представлений;

г) развитие зрительного анализа и синтеза;

д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.

 На  первом этапе   работы занятия включают следующие задания:

- узнавание различных предметов в усложнённых условиях (например: по контурам, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов, наложенных изображений);

- закрепление (развитие) представлений о форме и величине предметов.

В этот период  ведётся работа по развитию у детей зрительного восприятия и узнавания предметов, сопоставлению предметов с различными геометрическими телами и узнаванию этих форм в окружающих ребёнка предметах; распределению предметов по величине; сравнение предметов (антонимы); уточнению и расширению объёма зрительной памяти, развитию зрительного анализа и синтеза.

Развитие и закрепление пространственных ориентировок, включающих в себя два вида ориентировок тесно связанных между собой:

- ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;

- ориентировку в окружающем пространстве (в том числе и на листе бумаги).

Этой работе должно быть уделено особое внимание, так как именно несформированность у ребёнка умений ориентироваться в правой и левой сторонах пространства и собственного тела, является основной причиной возникновения зеркального письма.

Учитывая особенности развития ребёнка, следует вспомнить, что ребёнок учится различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие же пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела и, в первую очередь, на выделение ведущей руки. Дальнейшая дифференциация сторон тела формируется на основе умения выделять ведущую руку.  

Ориентировка детей в окружающем пространстве также формируется в определённой последовательности. Первоначально положение предметов (справа, слева) ребёнок определяет лишь в том случае, если предмет расположен сбоку (т.е. ближе к правой или левой руке). При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями глаз и рук вправо или влево, которые в дальнейшем затормаживаются и исчезают. Позднее происходит различие правой и левой сторон предмета, который находится непосредственно перед ребёнком. Труднее всего дети определяют правую и левую части тела, сидящего напротив человека, так как именно в этом случае необходимо мысленно представить себя в другом пространственном положении.

На этом этапе необходимо также уделить внимание работе над пространственными предлогами, при помощи которых выражается расположение предметов в пространстве и по отношению друг к другу.

 По окончанию курса проводится проверочное занятие, в ходе которого дети выполняют   задания, позволяющие оценить  развитие пространственных представлений, зрительного и буквенного гнозиса, лексико-грамматических речевых конструкций.

        Кроме того,  в ходе занятий отводится особое внимание развитию  тонкой ручной моторики, поскольку в противном случае дети неизбежно столкнутся с большими чисто техническими трудностями при письме. Для развития ручной моторики используются различные несложные упражнения:

пальчики здороваются, пальчики бегают по столу и т.п. При этом логопед закрепляет навыки детей правильно держать карандаш (тремя пальцами руки, а кончик карандаша “смотрит” в плечо), тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить, правильно сидеть за столом.

Программа занятий рассчитана на первое полугодие учебного года. Курс состоит из 14 коррекционных занятий.  Продолжительность занятия – 30 минут, периодичность 1 раз в неделю, еженедельно. Развитие и коррекция лексико-грамматического строя и связной речи осуществляется в ходе реализации других коррекционно-развивающих программ, по необходимости на индивидуальных занятиях осуществляется коррекция звукопроизношения.  

Список литературы

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.

3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.; ИДУМиМ, 1997.

4. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1998.

5. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.

6. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961.

7. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961.

8. Петраков А.В., Девина ИЛ. Развиваем внимание: Учебное пособие для практической деятельности — М.: «Ось - 89», 1999.

9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.

10. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: АРКТИ, 1997.


Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Дата

Тема

Цели

Содержание

Индивидуальная работа

1.

3 неделя сентября

Развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений, графо-моторных навыков

1. Уточнить представления детей о схеме тела.

2. Развивать зрительную память.

3. Закреплять представления о форме предметов.

4. Развивать мелкую моторику.

1. Прослушать стихотворение В.Берестова:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево - понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

той самой рукою, которой писал,

и мячик кидал, и страницы листал,

и ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» - раздался ликующий крик:

где право, где лево - узнал ученик.

2. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.

- Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая).

- Поднять другую руку, назвать ее (левая).

3. Закрепить различение и называние рук с помощью схемы  

Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.

4. Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога).

Соотнести с левой рукой части тела, назвать их (левое колено...).

5. Запомнить 4 – 5 картинок (геометрические фигуры), а затем найти их среди других 8 – 10.

6. Штриховки, обводки по контуру геометрических фигур.

- повторить с Димой Д. названия геометрических фигур, предложить меньшее количество фигур для обводки.

2.

4 неделя сентября

Развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений, графо-моторных навыков

1. Закреплять представления детей о схеме тела (дифференциация правых и левых частей тела).

2. Развивать зрительную память.

3. Закреплять представления о форме  предметов.

4. Развивать мелкую моторику.

1. Закрепить различение и называние рук с помощью схемы  

- подойти, приложить кисть, определить руку.

2. Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога).

Соотнести с левой рукой части тела, назвать их (левое колено...).

3. По инструкции логопеда показать, например, правую бровь, левый локоть.  

4. Оречевление детьми выполняемых действий (Я показал правое ухо).

5. Игра "Чего не стало?" (на материале геометрических фигур).

6. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами. Предлагаются карточки с тремя геометрическими фигурами. Например:

 

Каждому ребенку дается серия из трех карточек.

Фигуры могут быть раскрашены разным цветом: красный треугольник, синий квадрат, зеленый круг, желтый овал и т.д.

- Логопед показывает одну из карточек. Детям дается задание показать парную (точно такую же).

7. Обводки, срисовывание геометрических фигур.

 

 

- Диме В. предложить меньшее количество фигур для обводки.

3.

1 неделя октября

Развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений, графо-моторных навыков

1. Закреплять представления детей о схеме тела (дифференциация правых и левых частей тела).

2. Закреплять навыки определения направлений в пространстве относительно собственного тела.

3. Закреплять речевые обозначения направлений в пространстве относительно собственного тела.

4. Развивать умения узнавать предметы в усложненных условиях.

1. Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога).

Соотнести с левой рукой части тела, назвать их (левое колено...).

2. По инструкции логопеда показать, например, правую бровь, левый локоть.

3. Определение направлений в пространстве:

- вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа;

- аналогично –  слева;

-  повернуть голову влево, вправо;

- наклонить голову к правому плечу; к левому плечу, т.е. вправо, влево.

4. Узнавание недорисованных предметов, геометрических фигур:

 

5. Зрительный диктант – выкладывание (на материале геометрических фигур). Протяженность ряда постепенно растет.

4.

2 неделя октября

Развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений, графо-моторных навыков

1. Закреплять навыки определения направлений в пространстве относительно собственного тела.

2. Закреплять речевые обозначения направлений в пространстве относительно собственного тела.

3. Закреплять представления о форме и цвете предметов.

4. Развивать умения узнавать предметы в усложненных условиях.

1. Определение направлений в пространстве:

- вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа;

- аналогично –  слева;

-  повернуть голову влево, вправо;

- наклонить голову к правому плечу; к левому плечу, т.е. вправо, влево.

2. Расположение предметов в пространстве по инструкции логопеда:

- поставить кубик слева от себя;

- аналогично – справа, впереди, сзади (объемные геометрические формы).

3. Оречевление детьми выполняемых действий (Я поставил кубик слева от себя. Я повернул голову вправо.).

4. Назвать перечеркнутые изображения, фигуры:

5. Подбор картинок к определённому цветовому фону (на материале геометрических фигур).

6. Зрительный диктант – рисование (на материале геометрических фигур). Протяженность ряда постепенно растет.

- Саше Д. предварительно прослушать образец речи детей и логопеда.

 

5.

3 неделя октября

Развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений, графо-моторных навыков.

1.  Закреплять навыки определения направлений в пространстве относительно собственного тела.

2. Закреплять речевые обозначения направлений в пространстве относительно собственного тела.

3. Закреплять представления о цвете предметов.

4. Развивать мелкую моторику.

1. Определение направлений в пространстве:

- где находится кубик по отношении к тебе – слева или справа;

- аналогично впереди, сзади.

2. Определение направлений  на плоскости.

На демонстрационном полотне с прорезями для картинок расположить по инструкции соответствующие картинки, фигуры слева и справа от елки

3. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются разноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой полоской внизу).

Логопед показывает одну из полосок. Дети находят аналогичную полоску.

4. Определение правой и левой части разноцветных полосок. Предлагаются следующие виды заданий:

а) Покажи полоску, на которой справа синий цвет.

б) Назови цвет правой части этой полоски.

в) Найди полоску, где слева синий цвет, а справа –  красный цвет. И т.д.

5. Нарисовать называемые  геометрические фигуры справа или слева от вертикальной линии.

- Саше Д. предварительно прослушать образец речи детей и логопеда;

- Коле А. предложить меньшее количество фигур для рисования.

6.

4 неделя октября

Развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений, графо-моторных навыков.

1.  Закреплять навыки определения направлений в пространстве относительно собственного тела.

2. Закреплять речевые обозначения направлений в пространстве относительно собственного тела.

3.  Развивать умения узнавать предметы в усложненных условиях.

4. Развивать мелкую моторику.

1. Сидя за столом, определить его правый и левый края. Поднять руку тем ученикам, кто сидит за правой половиной стола.

Аналогично – сидящим слева.

2. Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой («Петя справа от меня»).

Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Пети»),  

3. Выделение предметных изображений, фигур, наложенных друг на друга.

4. Определение правой и левой части разноцветных полосок. Предлагаются следующие виды заданий:

а) Покажи полоску, на которой справа синий цвет.

б) Назови цвет правой части этой полоски.

в) Найди полоску, где слева синий цвет, а справа –  красный цвет. И т.д.

5. Нарисовать называемые  геометрические фигуры справа или слева от вертикальной линии.

- Коле А. предложить меньшее количество фигур для рисования.

7.

1 неделя ноября

Развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза графо-моторных навыков.

1. Закреплять знания о схеме тела стоящего напротив.

2.  Развивать умения узнавать предметы в усложненных условиях.

3. Закреплять речевые обозначения характерных признаков при сравнении предметов (антонимы).

4. Развивать мелкую моторику.

1. Закрепление знаний о схеме тела стоящего напротив:

а) Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполнил инструкцию.

б) Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. (Все, желающие убедиться в этом, поочередно проделывают это задание.)

в) Определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона.

2. Сравнение предметов (по высоте, ширине, длине, толщине и.т.д.).

3. Нахождение заданной фигуры среди аналогичных изображений.

5. Дорисовывание незаконченных контуров геометрических фигур и симметричных предметов.

- повторить с Сашей Д. названия признаков;

- Коле А. предложить меньшее количество фигур для дорисовывания.

8.

2 неделя ноября

Развитие    пространственных представлений,  зрительного анализа и синтеза, графо-моторных навыков.

1. Закреплять знания о схеме тела стоящего напротив.

2.  Развивать умения узнавать предметы в усложненных условиях.

3. Развивать мелкую моторику.

1. Стоя попарно лицом друг к другу, по команде логопеда один из

каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ученик при необходимости должен исправить ошибку. Затем роли меняются.

2.Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей

а) спинкой вверх;

б) спинкой вниз.

3. Определить левый и правый карманы у джинсов.

4. Дорисовывание незаконченных контуров геометрических фигур и симметричных предметов.

 

- Коле А. предложить меньшее количество фигур для дорисовывания.

9.

3 неделя ноября

Развитие    пространственных представлений,  зрительного анализа и синтеза, графо-моторных навыков.

1. Закреплять знания о схеме тела стоящего напротив.

2. Закреплять речевые обозначения   пространственного расположения частей тела стоящего напротив.

3. Закреплять навыки ориентировки в тетради.

4. Развивать мелкую моторику.

1. Стоя попарно лицом друг к другу, по команде логопеда один из

каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ученик при необходимости должен исправить ошибку. Затем роли меняются.

2. В том же исходном положении один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует, например: «Это твое правое колено».

3. Ориентировка на листе бумаги (строка, клеточка):

- понятия «верхняя строчка», «нижняя строчка»,

- обведение клеточки по образцу,

- раскраска и штриховка клеточек.

- тренировать Сашу Д. в согласовании слов в предложении;

- Коле А. обозначить пунктиром клеточки для обводки.

10.

4 неделя ноября

Развитие     пространственных представлений,  зрительного анализа и синтеза, графо-моторных навыков.

1. Закреплять навыки  определять направления и положение  предметов относительно друг друга, речевые обозначения направлений в пространстве относительно  друг друга.

2. Закреплять навыки ориентировки в тетради.

3. Закреплять навыки ориентировок в пространственном расположении букв.

4. Развивать мелкую моторику.

1. Ориентировка на листе бумаги, в тетради: справа, слева, вверху, внизу, нижний угол, верхний угол и т.д..

Ориентировка в клеточке и между клеточками:

- обводка клеточки,

- раскраска клеточек разным цветом,

- составление орнаментов и рисунков в клеточках и между ними

2. Определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга.

- Что находится в центре рисунка? (Мишка.)  

- Что находится в правом верхнем углу? (Шарик.)  

- Что находится слева от мишки? (Мячик.)

- Где находится  кубик  по  отношению к мишке? (Внизу слева.)  

-Что находится в правом нижнем углу? (Пирамидка.)

3. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления).

4. Закрепление образа буквы٭ (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур).

5.Конструирование букв по образцу.

 

- Коле А. обозначить пунктиром клеточки для обводки;

- Саше Д. предварительно прослушать образец речи детей и логопеда;

- при заучивании стихов следить за правильностью произношения Сашей Д. автоматизируемых звуков.

11.

1 неделя декабря

Развитие     пространственных представлений,  зрительного анализа и синтеза, графо-моторных навыков.

1. Закреплять навыки ориентировки в тетради.

2. Закреплять навыки ориентировок в пространственном расположении букв.

3. Развивать умения узнавать буквы в усложненных условиях.

4. Развивать мелкую моторику.

1. Ориентировка на листе бумаги, в тетради: справа, слева, вверху, внизу, нижний угол, верхний угол и т.д..

2. Ориентировка в клеточке и между клеточками.

- понятия «горизонтальное и вертикальное расположения, центр»,

- прописывание вертикальных, наклонных и горизонтальных линий,

- прописывание дуг, крючков.

3. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед предлагает детям карточки с различными буквами (сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые детям).

4.Закрепление образа буквы (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур).

5. На фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы (сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые детям):

 

 6. Конструирование букв  по словесной инструкции.

- Коле А. прочертить строчки ярким маркером, уменьшить количество элементов для прописывания.

- при заучивании стихов следить за правильностью произношения Сашей Д. автоматизируемых звуков.

12.

2 неделя декабря

Развитие   буквенного гнозиса, пространственных представлений,  зрительного анализа и синтеза, графо-моторных навыков.

1. Закреплять навыки ориентировки в тетради.

2. Закреплять навыки ориентировок в пространственном расположении букв.

3. Развивать умения узнавать буквы в усложненных условиях.

4. Развивать мелкую моторику.

1. Работа в тетрадях (исходные точки для последующих заданий в тетрадях учеников заранее размечаются логопедом).

Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак«+»:

- от первой точки снизу,                      

- от второй – сверху,

- от третьей – слева,

- от четвертой – справа.

image050.jpg

2. Определить букву в неправильном положении:

 

3. Определить различие сходных букв:

- различающихся лишь одним элементом: Р –  В, 3 – В, Ь –  В.

- состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве: Р –  Ь, П –  Н, П –  И, И –  Н, Г  –  Т.

4.Закрепление образа буквы (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур).

5. Прописывание элементов букв по образцу:

- крючков с закруглением сверху,

-  крючков с закруглением снизу,

- наклонных палочек с правого верхнего и левого верхнего угла.  

- Коле А. прочертить строчки ярким маркером, уменьшить количество элементов для прописывания.

13.

3 неделя декабря

Развитие   буквенного гнозиса, пространственных представлений,  зрительного анализа и синтеза, графо-моторных навыков.

1. Закреплять навыки ориентировки в тетради.

2. Закреплять навыки ориентировок в пространственном расположении букв.

3. Развивать мелкую моторику.

1. Работа в тетрадях (исходные точки для последующих заданий в тетрадях учеников заранее размечаются логопедом).

Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в  заданном логопедом направлении (с последующей коллективной проверкой).

2.  Срисовывание серии полукругов и линий.

 

3. Прописывание элементов букв по инструкции.

16.

4 неделя декабря

Проверочное занятие.

1. Контроль знаний, умений, навыков по окончанию курса занятий:

- зрительный гнозис,

- буквенный гнозис,

- ориентировка во внешнем пространстве, ориентировка в схеме тела,

- логико-грамматические речевые конструкции.

  • «Лабиринт».

Детям предлагаются разного рода «лабиринты» в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, коридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание («У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.).

  • «Диктант»

Детям предлагаются карточки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка.

Примерные задания:

1. Написать определенные буквы справа или слева от вертикальной линии.

2. Положить кружок, справа от него – крестик, слева от крестика поставить точку.

3. Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – круг. Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него – крестик, сверху крестика поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника – кружок, выше треугольника поставить точку и т.д.

4. Объяснить где расположены фигуры по отношению друг к другу.

  • «Путаница».

Логопед намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение.

  • «Робот».

Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево. После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием, быстро выполнять эти задания, усложните программу: «Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги (и т.д.)»

  • Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв:

а) Найти букву в ряду сходных букв:

ла         лм         ад         лд         вр         вз

ьы         гт         вб         гб         ге         КЖ

жх         ху         гц         ин         ПН         ип

иц         шщ         цщ         ою         со         ор

б) Срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции.

в) Сложить из палочек фигуры, буквы (сначала по образцу, затем по памяти).

г) Сконструировать буквы из предъявленных элементов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы по устранению оптической дисграфии

Предлагаются различные приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии...

Система работы по теме "Устранение дислексии и дисграфии младших школьников на уроках русского языка"

В работе перечислены причины и формы дислексии и дисграфии. Определены основные задачи по их устранению. Приведены примерные упражнения для устранения данных нарушений чтения и письма....

Устранение оптической дисграфии и дислексии

Напрвления работы и задания для коррекции оптической дисграфии и дислексии...

Конспект логопедического занятия по коррекции чтения и письма (дислексия и дисграфия) - 2 класс. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв "Б" и "П" в предложениях с использование ИКТ.

В русском языке для грамотного письма  большое значение имеет четкое произношение всех звуков.  Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву...

«Система коррекционной работы по предупреждению и устранению оптической и кинестетической дисграфии у первоклассников с нарушением зрения»

В данной работе отражены теоретические и практические моменты  профилактической, коррекционной, развивающей работы с первоклассниками имеющими нарушение зрения. Описаны трудности с которыми могут...

Оптическая дислексия и дисграфия

Устранение оптической дисграфии и дислексии....

Логопедическая работа по устранению семантической дислексии у младших школьников с ЗПР.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением особенностей логопедической работы по коррекции семантической дислексии у детей с задержкой психического развития. В статье представлены основны...