Логопедическая работа по устранению семантической дислексии у младших школьников с ЗПР.
статья по логопедии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением особенностей логопедической работы по коррекции семантической дислексии у детей с задержкой психического развития. В статье представлены основные методики коррекции, а так же направления и этапы логопедической работы по устранению семантической дислексии, которые в дальнейшем помогут нормализовать процесс чтения, что очень важно для дальнейшего обучения детей в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portal_puptseva.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по устранению семантической дислексии у младших школьников с ЗПР.
Среди различных видов нарушений речи дислексия занимает особое место. Она является частичным специфическим нарушением процесса чтения, обусловленным несформированностью высших психических функций и проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.
У учащихся начальных классов с задержкой психического развития (ЗПР) особенно часто наблюдаются нарушения в овладении процессом чтения, что неблагоприятно сказывается на психическом и речевом развитии учащихся, а также на всём их процессе обучения в целом. Многие исследователи, занимающиеся данной проблемой, считают, что нарушение процесса чтения является результатом воздействия общего этиопатогенетического фактора, который обуславливает его причины и патологический механизм. В наиболее лёгких случаях эта особенность обнаруживается только на стадии формирования письменной речи, однако в трудных случаях несформированной оказывается устная речь, что влечет за собой нарушения чтения и письма.
Изучение коррекционных методик по устранению нарушений чтения в последние годы набирает все большую популярность у современных исследователей в области логопедии и дефектологии. Это обусловлено тем, что у детей с ОВЗ, и в частности у детей с ЗПР, очень часто встречаются различные виды нарушений чтения, в большинстве случаев - это семантическая форма дислексии.
В отечественной логопедии существует множество подходов к устранению семантической дислексии, которые можно применять так же и в работе с детьми с ЗПР таких исследователей, как И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, А.К. Аксеновой, М.Ф. Гнездиловой и А.В. Ястребовой. Однако задания в этих методиках аналогичные, поэтому в данной статье мы в общем охарактеризуем структуру методики коррекции семантической дислексии у младших школьников с ЗПР.
В структуре коррекционной работы по преодолению семантической дислексии выделяются три направления, которые включают в себя следующие задания:
-формирование слогового синтеза:
-называние слов из отдельных звуков, слогов;
-называние слов из отдельных слогов, данных в беспорядке;
-называние предложения, данного по слогам.
Формирование грамматической стороны речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении:

-чтение слов и показ соответствующей картинки;
-чтение слов и ответы на вопросы;
-ребенок должен найти слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Что делает? Где? Куда? Какой?;

-чтение предложений и показ соответствующих картинок;
-чтение предложения и ответы на вопросы по его содержанию;
-ребенок читает слово и выполняет действия, которые относятся к этому слову (например: читает слово «стучать» и выполняет соответствующее действие – стучит).
В логопедической работе при устранении семантической дислексии особое место занимает словарная работа. Работа над словарем включает:
-систематизацию словарного запаса;
-создание прочных смысловых связей между словами и предложениями;
-уточнение слов;
-обогащение словарного запаса.
Рекомендуются следующие задания:
1. Подобрать синонимы к отдельным словам, входящим в состав предложения (грустный - печальный).
2. Найти слова-антонимы в тексте или предложении (светлый - темный, интересный - скучный, сильный – слабый и тд).

3. Дополнить предложения, используя слова-антонимы по смыслу:
В реке вода холодная, а в чайнике... . Шоколад сладкий, а перец... . У Иры короткая юбка, а у Нины... . Сумка легкая, а портфель... . Карандаш толстый, а нитка... . Дерево высокое, а куст... .
4. Обозначить одним обобщающим словом нескольких предметов. Например, каким словом можно назвать морковь, капусту, свеклу и помидор?
5. Подобрать названия предметов к обобщающему слову.
6. Найти слова, обозначающих действие.
а) Кто как передвигается? (человек идет, змея ползет, заяц скачет, рыба плавает, лягушка прыгает, птица летает.)
б) Кто как кричит? (Лягушка квакает, кошка мяукает, собака лает, лошадь ржет, петух кукарекает, утка крякает, змея шипит, свинья хрюкает.)
7. Обозначить величину, форму, цвета предметов.
8. Подобрать определения к названию предмета.
Таким образом, дислексия - это нарушение способности к овладению процессом чтения и как любое нарушение имеет свои причины возникновения, механизмы и классификацию. У учащихся начальных классов с задержкой психического развития (ЗПР) особенно часто наблюдаются нарушения в овладении процессом чтения, что неблагоприятно сказывается на психическом и речевом развитии учащихся, а также на всём их процессе обучения в целом. Поэтому, для наиболее эффективного обучения навыкам чтения детей с ЗПР на начальных этапах обучения грамоте, необходимо осуществлять систематическую и специально организованную логопедическую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников с ЗПР"

Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у младших школьников с ЗПР....

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией....

Направления логопедической работы по формированию учебных действий у младших школьников с дизорфографией

Наличие данных об уровнях сформированности учебных действий у младших школьников позволяет осуществлять логопедическую работы по нескольким направлениям....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...

Система логопедической работы по коррекции нарушений письма у младших школьников с ЗПР

Нарушение письма (дисграфия) является самой распространенной формой  речевой патологии у младших школьников с ЗПР.  В  письменных работах учащихся начальных классов с ЗПР наблюдаются ди...

Система логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...